Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Как начать бизнес. Регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Выпуск II

Калуга, 2006

Авторы: Министерство экономического развития Калужской области


АННОТАЦИЯ

Издание осуществлено при поддержке органов исполнительной власти области, территориальных органов федеральных органов власти в рамках реализации областной целевой программы «Государственной поддержки и развития малого предпренимательства в Калужской области на 2004–2006 годы».

Под общей редакцией Артюшина А.А.

Составитель: Матюхина И.И.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.

Орган государственной регистрации.

Единый государственный реестр.

Государственная пошлина за государственную регистрацию.

Порядок государственной регистрации.

Отказ в государственной регистрации. Ответственность за нарушения порядка регистрации.

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей.

Государственная регистрация юридических лиц.

Федеральная служба государственной статистики.

Кто, как и когда может проверить субъекты малого предпринимательства.

1. Милиция.

2. Государственная противопожарная служба.

3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

4. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование).

5. Государственный архитектурно-строительный надзор.

6. Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору (Госростехнадзор).

7. Государственный надзор в сфере природопользования.

8. Органы местного самоуправления на примере г.Калуга.


ВВЕДЕНИЕ

Одним из ключевых в гражданском и предпринимательском праве является понятие предпринимательская деятельность. Оно имеет общее значение для индивидуальных предпринимателей физических лиц и юридических лиц. Следует обратить внимание на то, что физические лица и коммерческие организации по общему правилу, участвуют в предпринимательской деятельности на равных правовых условиях. Согласно п. 3 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Предпринимательской деятельностью признается "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке" (абз. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Приведенное определение содержит ряд признаков, позволяющих отграничить предпринимательство от других видов деятельности граждан и юридических лиц. Такое отграничение имеет большое практическое значение, поскольку с наличием или отсутствием в конкретной деятельности признаков предпринимательства связано возникновение или прекращение определенных правовых отношений, регулируемых гражданским, налоговым, административным, уголовным, трудовым и другими отраслями законодательства. В юридической литературе системы указанных признаков группируются по-разному, в зависимости от различных оснований классификации.

В то же время в соответствии с логикой изложения данного определения в абз. 3 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации можно последовательно выделить четыре признака, которые служат исходными аргументами для решения вопроса об отнесении конкретной деятельности к предпринимательской. При этом законной предпринимательской деятельностью может признаваться только та деятельность, которая характеризуется всеми этими признаками в совокупности. Поэтому рассмотрим их подробнее.

Первый признак - самостоятельность осуществления предпринимательской деятельности.

Самостоятельность предполагает прежде всего то, что предприниматель участвует в гражданском обороте непосредственно, от своего имени, своей волей и в своем интересе. Кроме того, предприниматель самостоятельно (но с учетом правовых дозволений и запретов) определяет направления и способы осуществления своей деятельности, принимает юридически и экономически значимые решения, использует находящееся в его распоряжении имущество, трудовые и иные ресурсы для достижения поставленной цели, осуществляет самозащиту и реализует право на судебную защиту своих прав. Незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица не допускается и может влечь уголовную ответственность по правилам ст. 169 Уголовного кодекса Российской Федерации. Подробнее об этом мы расскажем ниже.

Второй признак тесно связан с первым - предприниматель действует на свой риск. Именно предприниматель, принявший от своего имени конкретное самостоятельное решение, правомерно создает как потенциальную, так и реальную опасность в целях получения прибыли, достижения другого предпринимательского результата, недостижимого при использовании обычных, нерискованных средств. Рискующий предприниматель при решении каких-либо задач не может однозначно предвидеть, добьется он успеха или нет, получит прибыль или понесет убыток. Имеется в виду прежде всего предпринимательский риск, т.е. риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в т.ч. риск неполучения ожидаемых доходов (ст. 929 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также другие страховые риски, т.е. предполагаемые события, обладающие признаками вероятности и случайности. Кроме того, предприниматель несет инновационные и инвестиционные риски в виде возможности неполучения заказанного проекта или объекта, валютные и кредитные риски, а также технические и моральные риски, в которых денежные потери могут оказаться не самыми важными.

Третий признак состоит в том, что предпринимательская деятельность всегда имеет целью систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Он логически предполагает также систематическое осуществление самой деятельности, целью которой является достижение указанного результата. Следует согласиться с мнением, что системность осуществления деятельности должна пониматься как наличие свойства, объединяющего все совершаемые действия в единое целое. Системность иногда пытаются описать через количественные параметры, что вряд ли правильно: невозможно серьезно обосновать утверждение о том, что две операции или сделки - это еще не система, а три - образуют требуемое состояние. Поэтому системность операций нужно толковать как их единство, неразрывность, охваченность единой целью. Прибылью в целях определения налога на прибыль организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов, с учетом особенностей для отдельных видов организаций, указанных в ст. 248 Налогового кодекса Российской Федерации. Прибылью индивидуальных предпринимателей, согласно ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации, условно можно считать их доходы, уменьшенные на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 НК алогового кодекса Российской Федерации, хотя налоговое законодательство России и не употребляет понятие "прибыль" применительно к налоговой базе для расчета налога на доходы физических лиц. Особенности определения прибыли (доходов) юридических и физических лиц, действующих в условиях специальных налоговых режимов, определяются положениями раздела VIII.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Четвертый признак легальной предпринимательской деятельности характеризует ее участников. Субъектами предпринимательства могут быть лица (физические лица и юридические лица), зарегистрированные в установленном законом порядке, т.е. приобретшие соответствующий гражданско-правовой статус. Следует полагать, что слово "зарегистрированные" в данном случае необходимо толковать расширительно.

Во-первых, оно означает государственную регистрацию лица в качестве предпринимателя. Факт государственной регистрации санкционирует возникновение полноправного субъекта предпринимательского права - предпринимателя (индивидуального или коллективного). С этого момента предприниматель наделяется совокупностью прав и обязанностей, необходимых для участия в предпринимательской деятельности, и выступает в качестве самостоятельного участника в гражданском обороте, административных, налоговых, трудовых и иных правоотношениях. С 01.07.2002 г. государственная регистрация юридических лиц в Российской Федерации стала осуществляться по правилам, установленным Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" от 08.08.2001 г. №129-ФЗ. Федеральный закон от 23.06.2003 г. №76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" распространил с 01.01.2004 г. общие правила государственной регистрации также на государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей; название указанного Федерального закона изменено: начиная с указанной даты он называется "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее Закон о государственной регистрации).

Во-вторых, в некоторых случаях для начала предпринимательской деятельности может быть недостаточно только факта государственной регистрации в качестве предпринимателя. Прежде чем приступить к осуществлению видов деятельности, являющихся в соответствии с законодательством лицензируемыми, предприниматель должен получить соответствующую лицензию (специальное разрешение) в уполномоченном на ведение лицензионной деятельности органе. В настоящее время виды деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, определяются в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 г. №128-ФЗ. Виды деятельности, не включенные в перечень, установленный указанной статьей, осуществляются со дня вступления в силу названного Федерального закона без лицензий.

Государственная регистрация лиц - феномен, имеющий глубокие исторические корни во всем мире. Во всех цивилизованных странах издавна сложилась и достаточно успешно функционирует система мер по осуществлению регистрации, имеется разветвленная сеть регистрирующих органов. Организация регистрации юридических лиц и деятельности регистрирующих органов в зарубежных странах базируется на общих принципах, выработанных международным опытом, но в зависимости от специфики устройства и управления, национальных традиций, строится по-разному.

В России регистрация введена в XVII веке для осуществления полицейскофискальных целей.

Возникнув первоначально как обязательная процедура для придания статуса юридического лица лишь некоторым субъектам имущественных отношений, к настоящему моменту государственная регистрация стала обязательной для возникновения любого субъекта предпринимательства, вне зависимости от целей его создания, организационно-правовой формы и иных отличительных особенностей.

Юридическая энциклопедия понятие регистрация раскрывает в двух значениях:

- внесение в список, книгу; составления, перечня, описи;

- запись фактов или явлений с целью учета, придания факта законности.

Суть государственной регистрации заключается в придании субъекту права, обладающему определенными нормами права признаками, законного статуса, его легализации.

Назовем основные цели государственной регистрации:

Осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности. Ранее роль государства в данной области заключалась в проверке учредительных документов организации на соответствие содержащихся в них положений законодательству во избежание незаконной практики тайного предпринимательства. Теперь регистрирующий орган не проверяет законность положений учредительных документов, а ответственность за их соответствие нормам права несет лицо, предоставившее документы в регистрирующий орган (ст. 12, 14, 17, 21 Федерального закона «О государственной регистрации»)

Получение сведений государственного статистического учета для осуществления мер регулирования экономики.

Предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах хозяйственного оборота.

Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ: Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Следует отметить, что государственная регистрация охватывает не один, а три вида административных актов. Эти акты являются индивидуальными правовыми актами, актами применения права, которые не имеют нормативного значения.

К актам государственной регистрации индивидуальных предпринимателей относятся:

а) правообразующие акты, устанавливающие юридический факт приобретения физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя. Это акты государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;

б) правопрекращающие акты, устанавливающие юридический факт прекращения физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей. Такими актами являются акты государственной регистрации при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;

в) правоизменяющие акты, которые фиксируют изменения в сведениях об индивидуальных предпринимателях, содержащихся в государственном реестре.

Несмотря на то, что названные виды административных актов не являются нормативными, они все же содержат общеобязательный элемент. Граждане и юридические лица, а также государственные, муниципальные и иные органы и организации, вступающие в правовые отношения с физическими лицами, в отношении которых совершен акт государственной регистрации, обязаны согласовывать свои действия с содержанием соответствующего административного акта.

Моментом государственной регистрации, т.е. моментом, начиная с которого этот административный акт считается совершенным, юридически значимым и влечет правовые последствия, признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Основанием для этого является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом. Данный юридический факт подтверждается документом установленной формы, которая зависит от содержания конкретного акта государственной регистрации.

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости