Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства

Вологда, 2005

Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН

Авторы: Гулин К.А., Хамидулина Е.А.

Научный редактор доктор экономических наук, профессор В.А. Ильин

В книге рассмотрены актуальные проблемы малого бизнеса в Вологодской области, представлены анализ тенденций его развития, предложения по совершенствованию регулирующей деятельности в этой сфере экономики. Работа основана на официальных статистических данных и результатах опросов предпринимателей.

Предназначена для специалистов региональных и муниципальных органов исполнительной власти, а также для читателей, интересующихся проблемами малого бизнеса. Рекомендуется преподавателям и студентам вузов при изучении экономических дисциплин.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из наиболее перспективных направлений социально-экономического развития территорий является расширение и развитие сферы малого предпринимательства. Это объясняется следующими его особенностями:

  • способностью придать экономике региона гибкость за счет оперативного реагирования на изменение конъюнктуры рынка;
  • возможностью мобилизации значительных недоиспользуемых в сфере крупного и среднего бизнеса финансовых, производственных и трудовых ресурсов;
  • активным участием в формировании конкурентной среды;
  • способностью уменьшить социальную напряженность, присущую рыночной экономике, ввиду того, что малое предпринимательство является фундаментальной основой формирования «среднего класса».

Перечисленные выше свойства показывают: в процессе развития рыночных отношений малый бизнес может играть существенную роль в формировании регулируемого, социально-ориентированного рыночного механизма и в достижении стабилизации экономики региона, что в конечном итоге ведет к повышению уровня и качества жизни населения. Кроме того, малое предпринимательство способно обеспечить предпосылки для быстрого и устойчивого экономического подъема в перспективе.

В настоящее время и в России в целом, и в подавляющем большинстве ее регионов малый бизнес пока не играет значимой роли в народнохозяйственном комплексе. Так, доля малых предприятий (МП) в России по данным за 2003 г. составляла около 23% от общего числа предприятий, численность занятых на них - 15% от общей численности занятых, доля продукции малых предприятий в ВВП - порядка 12%, вклад в консолидированный бюджет РФ - 1% от суммы всех налоговых поступлений1 [Исходные данные: - всего налоговых доходов в консолидированном бюджете РФ за 2003 г. - 3357721,48 млн. руб. (Источник: Бюджетная система Российской Федерации: Отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ на 1 января 2004 г.; - всего налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства РФ (включая поступления единого налога по упрощенной системе налогообложения и единого налога на вмененный доход) - 33790,602 млн. руб. (Источник: Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2003 году / Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства]. По основным показателям развития МП большинство российских регионов находится на крайне низком уровне. Так, почти во всех регионах на тысячу жителей приходится не более 9 малых предприятий. Только Москва и Санкт-Петербург по плотности распространения МП приближаются к уровню стран-членов ЕС и лидеров рыночной трансформации - Польши, Чехии, Венгрии, где на тысячу жителей приходится от 30 до 50 МП 2 [Чепуренко А.Ю. Малое предпринимательство в России.].

В то же время в развитых странах малые и средние предприятия (МСП)3 [Следует иметь в виду, что согласно нормам, принятым в ЕС, малым считается предприятие, в котором трудится менее 100 человек, средним - от 100 до 250 человек, крупным - более 250 человек. В Европе чаще всего применяется термин «малые и средние предприятии», при этом численность работающих на них принимается до 250 человек. В США к этой категории относят компании с персоналом менее 500 человек и используют при этом термин «малые предприятия». В то же время основная их часть по масштабам сопоставима с российскими МП. Так, по данным ежегодного доклада о развитии малого бизнеса в США, в 2001 г. доля фирм с численностью занятых до 19 человек составляла 89%, от 20 до 99 человек - 9%, от 100 до 499 человек - 1,5%, 500 и более человек - лишь 0,5%. (Рассчитано по: The Small Business: A Report to the President. United States Government Printing Office. - Washington, 2004. - P. 278.)] составляют важнейший сектор национальных экономик (таблица). Если крупные предприятия определяют уровень научно-технического и производственного потенциала страны, то МСП, являясь наиболее массовой формой деловой жизни, обеспечивают стабильность социально-экономического развития4 [Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее. - М., 2004. - С. 217].

В России, в связи с поставленной задачей ускорения экономического роста и повышения его «качества», устойчивое развитие малого предпринимательства, в котором традиционно заложен высокий инновационный потенциал, приобретает особое значение.

СОДЕРЖАНИЕ

К читателям

Введение

1. Тенденции развития малого предпринимательства региона

1.1. Современное состояние и структура малого предпринимательства

1.2. Экономические показатели развития малого бизнеса

2. Место малого бизнеса в отраслях народнохозяйственного комплекса

2.1. Промышленность

2.2. Строительство

2.3. Сфера услуг

3. Социальное значение малого предпринимательства

4. Условия функционирования малого бизнеса в регионе

5. Государственная политика в отношении предпринимательства

6. Трудовые отношения в сфере малого бизнеса

7. Перспективы развития предпринимательской деятельности в регионе

Заключение

Полная версия материала размещена на сервере Вологодской областной универсальной научной библиотеки

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости