Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Оценка эффективности реформы технического регулирования для российской экономики: подходы к разработке системы критериев и индикаторов

Файлы

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Москва, 2005

Авторы: Белов А.С., Буев В.В., Завидова С.С., Крючкова П.В., Мигин С.В., Смирнов Н.В., Шестоперов О.М., Шеховцов А.О.

Опубликовано в 2005 году

© 2005, авторские права принадлежат коллективу авторов.

Все права защищены.

Настоящий аналитический доклад подготовлен в 2004 году экспертами Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) и Бюро экономического анализа (БЭА) в рамках проекта, проведенного для Бюро экономического анализа.

Применительно к настоящей публикации доклад не перерабатывался и не дополнялся.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ЭВОЛЮЦИЯ ПОНИМАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ

1.1. Система технического регулирования до 2003 года

1.2. Система технического регулирования после 2003 года

1.3. Соотношение понимания технического регулирования в России и в международной практике

2. РЕАЛИЗАЦИЯ РЕФОРМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ

2.1. Анализ закона «О техническом регулировании» в контексте реформы технического регулирования

2.1.1. «Размывание» идеологии

2.1.2. Риск нарушения «баланса полномочий»

2.1.3. Иные недостатки закона

2.2. Анализ подзаконных актов, принимаемых во исполнение закона «О техническом регулировании»

2.3. Анализ правоприменительной практики

2.3.1. Анализ нормотворческой деятельности

2.3.2. Анализ практики соблюдения закона «О техническом регулировании»

2.4. Выводы

3. ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕФОРМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ОТДЕЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ

3.1. Взаимосвязь реформы технического регулирования с параллельно проводящимися реформами

3.2. Уровни оценки эффективности реформы технического регулирования и система показателей оценки

3.2.1. Уровни оценки реформы

3.2.2. Система критериев и индикаторов, позволяющих оценить воздействие реформы

3.3. Возможности использования методов субъективной статистики для оценки эффективности реформы

3.3.1. Организации, осуществляющие исследования методами субъективной статистики, и их проекты

3.3.2. Особенности и сопоставимость методик

3.3.3. Отдельные результаты обследований предпринимательского сектора

3.3.4. Обследования потребительского сектора (рынка)

3.4. Возможности использования методов количественного анализа для оценки эффективности отдельных технических регламентов

3.5. Выводы

4. ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА СЛУЧАЕВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ВСЛЕДСТВИЕ НАРУШЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ

4.1. Общая ситуация в области учета и статистических наблюдений случаев нанесения вреда и нарушения обязательных требований

4.1.1. Федеральное государственное статистическое наблюдение по государственному учету пожаров и последствий от них в Российской Федерации

4.1.2. Федеральное государственное статистическое наблюдение о качестве проинспектированных потребительских товаров

4.1.3. Федеральное государственное статистическое наблюдение об административных правонарушениях в сфере экономики

4.2. Выводы

Введение

27 декабря 2002 года был принят Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании», вступающий в силу 1 июля 2003 года. Этот закон закладывает основы радикальной перестройки системы, которая потенциально может существенно снизить издержки, связанные с подтверждением соответствия обязательным требованиям и контроля за соблюдением таких требований.

Реформа сферы технического регулирования была необходимой в силу следующих существенных недостатков старой системы.

  • Громоздкость, противоречивость и непрозрачность. Обязательные требования к продукции, процессам производства и т.п. установлены многочисленными нормативными актами;

  • Избыточный охват. Основным способом подтверждения соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям является обязательная сертификация. Несмотря на постепенное сокращение номенклатуры товаров, подлежащих обязательной сертификации, этот список оставался чрезмерно велик и охватывал более 60% товарной номенклатуры;
  • Низкое качество стандартов. Стандарты в значительной степени устарели, не соответствуют современным требованиям науки и технологии и международным стандартам;
  • Неэффективность системы контроля. Столь широкий охват системой обязательной сертификации приводил к тому, что система явно не справлялась с возложенными на нее задачами.

Закон «О техническом регулировании» заложил базу для решения многих из этих проблем. Более того, предполагается, что реформа технического регулирования в Российской Федерации будет иметь значительный эффект для экономического роста России в целом. Однако для того, чтобы этот эффект имел место, необходимо сохранять единую идеологию реформы при принятии всего комплекса нормативных актов в развитие закона «О техническом регулировании». Эта задача является весьма непростой как в силу особенностей текста закона, содержащего ряд положений, допускающих неоднозначное толкование, так и в силу новаторского характера закона, что затрудняет его восприятие как государственными служащими, так и хозяйствующими субъектами.

Важной и непростой задачей является оценка эффективности реформы на разных уровнях. Решение этой задачи осложняется параллельным проведением нескольких глобальных экономических реформ со смежными целями и задачами. Без рассмотрения общего контекста проводящихся преобразований и анализа их взаимосвязи сложно получить ясную картину характера изменений социально-экономической жизни, сопряженных с реформой технического регулирования.

Задачей данного доклада является оценка первого полугодия реализации реформы технического регулирования, а также выработка подходов к оценке эффективности реформы в целом и отдельных технических регламентов, что позволит более четко устанавливать приоритеты реформы и, при необходимости, корректировать ход реформы.

В первой главе дается краткое описание изменения понимания технического регулирования в России и сопоставление российских подходов к реформе с опытом зарубежных стран.

Во второй главе анализируются итоги первого полугодия реализации реформы, включая анализ нормативной базы и правоприменительной практики, а также причины успехов и неудач.

В третьей главе рассматриваются подходы к исследованию эффективности реформы технического регулирования в целом и отдельных технических регламентов, включая анализ уровней воздействия реформы, возможностей использования методов субъективной статистики и количественных методов для оценки результатов реформы.

В четвертой главе описываются подходы к созданию системы учета и анализа случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов на базе действующей системы статистических наблюдений.

5. РЕКОМЕНДАЦИИ

5.1. Рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы и правоприменительной практики технического регулирования

5.2. Рекомендации по созданию системы показателей оценки эффективности реформы технического регулирования

5.3. Рекомендации по использованию методов субъективной статистики для оценки реформ

5.4. Рекомендации по созданию информационной базы для оценки реформы

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРОЦЕДУРА СЕРТИФИКАЦИИ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЫГОДЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ» (ECONOMIC BENEFITS OF STANDARDIZATION), ПРОВЕДЕННОГО TU DRESDEN И FRAUNHOFER INSTITUTE FOR SYSTEM AND INNOVATION RESEARCH, KARLSRUHE

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ПРИМЕРНАЯ СХЕМА СРАВНЕНИЯ ВЫГОД И ИЗДЕРЖЕК, ВЫЗВАННЫХ РЕФОРМОЙ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ОТДЕЛЬНОМУ РЫНКУ

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОЕКТЫ, РЕАЛИЗОВАННЫЕ В 2001-2005 ГГ.

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости