Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

О необходимости законодательного регулирования процессов развития малого предпринимательства

(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий
«Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления»,
состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)


Повышение благосостояния населения, обеспечение устойчивого экономического роста возможно в условиях стимулирования предпринимательской активности населения. Особенно это заметно в территориях, где крупные производства отсутствуют. Там доля малого предпринимательства в формировании местного бюджета доходит до 80%, а в занятости безработных граждан – до 90%. В сельских районах области, например, субъекты малого бизнеса выполняют значительные объемы оборота розничной торговли, подрядных работ по строительству жилья, оказанию коммунальных услуг, переработке сельхозпродукции, изготовлению товаров массового спроса.

В то же время, действующее законодательство по-прежнему не уделяет достаточного внимания малому сектору экономики.

Декларируемые Правительством РФ меры по развитию малого предпринимательства, к сожалению, на деле не находят реального подтверждения в виде законодательных и нормативных актов. Несмотря на проводимую административную реформу, основная часть разрешительных функций остается в компетенции федеральных органов власти. Это, в свою очередь, не дает возможности оптимизировать процесс реализации инвестиционных проектов субъектов предпринимательской деятельности. Кроме того, несогласованность федеральных законодательных и нормативных актов, регламентирующих деятельность структур, осуществляющих контрольно-разрешительные функции, приводит к тому, что предпринимателям приходится по несколько месяцев ходить по инстанциям для согласования отдельных документов. Так, к примеру, в соответствии с действующим законодательством на проведение процедур, связанных с выделом земельного участка под строительство и согласование строительной документации требуется от шести месяцев до года.

В связи с этим представляется необходимым провести инвентаризацию федеральных нормативно-правовых актов с целью оптимизации как самих процедур, так и сроков их проведения. Это позволит облегчить доступ индивидуальных предпринимателей на рынок и снизит их трансакционные издержки, что положительно скажется на развитии малого бизнеса.

Вступившие в силу с 1 января 2005г. изменения в Федеральный закон о государственной поддержке малого предпринимательства фактически лишили правовой основы деятельность региональных фондов поддержки малого предпринимательства по предоставлению краткосрочных займов субъектам предпринимательской деятельности. И это – не единственный «пробел» в Законе. Доведя роль региональных и муниципальных фондов практически до нуля, измененный Закон не предложил никакой альтернативы. В том виде, в котором Закон существует на сегодня, он по-прежнему не является совершенным правовым актом для стимулирования предпринимательской деятельности. Более того, он внёс сумятицу в регионы, так как местные органы прокуратуры и юстиции потребовали внести соответствующие изменения в областное законодательство.

Не меньше деморализует регионы и муниципальные образования затянувшееся принятие решения о доработке действующего либо о принятии нового закона о государственной поддержке малого предпринимательства. При этом, субъекты Федерации не раз демонстрировали свою активность в подготовке предложений и замечаний к проектам новых законов, которые направлялись в регионы.

Несовершенный Закон и отсутствие Федеральной программы поддержки малого предпринимательства ставят в затруднительное положение субъекты Федерации, которые исключительно своими силами реализуют на местах государственную политику поддержки и развития малого бизнеса. Разумеется, у нас есть свой – областной закон, есть областная и муниципальные программы развития малого предпринимательства. Законотворческая работа Ростовской области была отмечена на федеральном уровне в 2004 году, когда область была признана победителем в федеральном конкурсе «Лучший регион (субъект) Российской Федерации» за создание наиболее эффективной законодательной базы для развития малого и среднего бизнеса.

Но, не находя соответствующей поддержки на федеральном уровне, мы не можем в полном объеме влиять на укрепление позиций малого сектора экономики.

При распределении расходных полномочий опять не были учтены интересы малого бизнеса. Это, в особенности, ставит в затруднительное положение муниципальные образования, чье финансирование осуществляется в основном за счет дотаций из областного бюджета.

В Ростовской области ежегодно предусматриваются средства на реализацию мероприятий региональной программы развития малого предпринимательства и с каждым годом объем средств на эти цели увеличивается. Но требовать того же подхода на муниципальном уровне мы не можем, так как четкого указания на это в действующем законодательстве нет.

Ещё в 2001 году в постановлении Правительства РФ № 584 «О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года» указывалось на необходимость консолидированного финансирования мероприятий по развитию малого предпринимательства из 3-х бюджетных источников – средств федерального, регионального и муниципальных бюджетов. При этом главными условиями были наличие соответствующих программ и разработанная единая для всех регионов методика расчета затрат из всех трёх источников. Однако, по сей день нет ни методики, ни правовых оснований для её разработки.

Разумеется, регионы ещё смогут некоторое время работать в условиях такого нестабильного правового поля, но эта ситуация не способствует правильному восприятию роли предпринимательства на местах. И это касается не только чиновников, но и в целом населения, у которого имидж предпринимателя пока ещё не имеет высокого рейтинга.

Конечно, такое положение дел ни в коей мере не изменит политику органов исполнительной власти и местного самоуправления Ростовской области в отношении развития предпринимательства (слайд 1), так как есть очень веские аргументы в пользу реализации мер государственной поддержки. Так, в области вот уже несколько лет наблюдается положительная динамика роста числа малых предприятий (слайд 2). По последним данным количество малых предприятий оценивается около 29 тысяч единиц. Они обеспечивают занятость более 175 тысяч работников на постоянной основе и около 20 тысяч работников на условиях вторичной занятости (слайд 3). Расширяющийся доступ к кредитам банков и займам других микрофинансовых организаций, субсидирование процентной ставки из бюджета по кредитам и займам – всё это способствует как обеспечению занятости, так и повышению качества создаваемых и сохраняемых рабочих мест. Так, несмотря на то, что уровень среднемесячной заработной платы на малых предприятиях ниже, чем на крупных и средних, однако и он имеет тенденцию к росту (слайд 4).

Кроме того, малыми предприятиями обеспечивается 21,4% выпуска товаров и услуг, 42,2 % оборота областного объема подрядных работ, 61,2% оборота оптовой торговли и 33,3% оборота розничной торговли (слайд 5).

За счет программно-целевого подхода к созданию благоприятного предпринимательского климата в области также растет инвестиционная активность малых предприятий. Доля направленных ими инвестиций в основной капитал составляет по последним данным 10,6% (слайд 6).

Помимо малых предприятий в Ростовской области ведут деятельность около 100 тысяч индивидуальных предпринимателей и более 15 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств.

Благодаря действующей областной программе развития малого предпринимательства у нас сегодня есть возможность проводить исследования развития субъектов малого бизнеса в городах и районах области, а результаты направлять для использования в работе администрациям муниципальных образований.

Также областной бюджет несет нагрузку, как уже отмечалось, по предоставлению финансовой поддержки предпринимателям, объектам инфраструктуры, оплате зональных семинаров для предпринимателей и объектов инфраструктуры, изданию методических пособий, участию предпринимателей в выставках-ярмарках, и другое (слайд 6).

Только несколько муниципальных образований могут себе позволить предоставлять кредиты, гарантии, компенсировать часть процентной ставки. Но их не много и они не решают проблемы в целом.

В этих условиях мы сегодня не видим даже целесообразности в разработке муниципальных программ развития малого предпринимательства на 2006-2008 годы. Очевидно, их заменят мероприятия по выполнению областной программы развития малого предпринимательства на указанный период.


Из всего вышеизложенного вытекают следующие выводы:

  1. Динамичное развитие малого предпринимательства прямо влияет на повышение благосостояния населения, создает условия для обеспечения занятости и реализации творческого потенциала подрастающего поколения, обладает конкурентоспособностью производимой продукции (работ, услуг).

  2. В этой связи необходимо скорейшее принятие федерального закона, который бы определил степень государственного вмешательства в процессы развития малого предпринимательства и наделил бы определенными расходными полномочиями субъекты Федерации, а также муниципальные образования на уровне городских округов и муниципальных районов.
  3. Необходима разработка и принятие Федеральной программы развития малого предпринимательства, мероприятия которой были бы акцентированы, в первую очередь, на совершенствовании действующих законодательных и нормативных актов, во вторую очередь предусматривали бы ряд форм финансовой поддержки представителей предпринимательских кругов и объектов обслуживающей их инфраструктуры на долевом участии с субъектами Федерации.


Тарасова Л.В.
начальник отдела анализа и методологии
министерства экономики, торговли,
международных и внешнеэкономических связей Ростовской области,
аспирант института Управления, Бизнеса и Права.
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости