Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Социальное партнёрство и развитие сотрудничества малого, среднего и крупного бизнеса

(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий
«Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления»,
состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)


Проблемы экономики России в решающей степени связаны с проблемами взаимоотношения бизнеса и власти. Цивилизованным механизмом решения этих проблем является социальное партнёрство, Дополнительные возможности у бизнеса для отстаивания своих интересов появились с принятием Федерального закона «Об объединениях работодателей»

Понятие «социальное партнёрство» сформулировано в Трудовом кодексе РФ. Раздел II. Социальное партнёрство в сфере труда. Трудового кодекса РФ с нашей точки зрения требует серьёзной доработки. В Ставропольском крае действует краевой закон «О социальном партнёрстве», который позволяет более эффективно строить социальное партнёрство бизнеса и власти.

Социальное партнерство – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. (Статья 23. Понятие социального партнерства. Трудового кодекса РФ)

Социальное партнерство - основа взаимоотношений между работниками, профсоюзами и их объединениями, работодателями, и их объединениями, исполнительными органами государственной власти, и органами местного самоуправления Ставропольского края с целью обсуждения, выработки и принятия решений по социально – трудовым, и связанным с ними экономическим вопросам, обеспечения социальной стабильности, общественного развития и выражающаяся во взаимных консультациях, переговорах, достижении и заключении сторонами соглашений, коллективных договоров, принятии совместных решений; (Из закона Ставропольского края «О социальном партнерстве»)

Участниками социального партнерства в Ставропольском крае являются:

- территориальные организации профсоюзов, объединения профсоюзов и их представители (доверенные лица), выражающие интересы работников;

- краевое объединение работодателей, представители работодателей, обладающие соответствующими полномочиями по выражению интересов работодателей;

- Правительство Ставропольского края, его структурные подразделения, исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления Ставропольского края.

Цели социального партнерства:

объединение усилий партнеров в целях согласованных действий, направленных на совершенствование социально - экономической защиты жителей края; предупреждение и совместное разрешение возникших негативных явлений и конфликтов в социально - трудовой сфере;

регулирование оплаты труда в бюджетном и негосударственном секторе экономики, охрана труда;

создание условий для обеспечения занятости населения и развития рынка труда.

Принципы социального партнерства:

- безусловное соблюдение участниками социального партнерства норм Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и Ставропольского края;

- уважение и учет интересов участников переговоров;

- заинтересованность договаривающихся сторон в участии в договорных отношениях; содействие государства укреплению и развитию социального партнерства на демократической основе;

- полномочность социальных партнеров и их представителей;

- равноправие сторон и доверие в отношениях;

- невмешательство в дела друг друга;

- свобода выбора и обсуждения вопросов, входящих в систему социального партнерства;

- добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласия;

- регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства;

- реальность обеспечения выполнения принятых социальными партнерами обязательств;

- обязательность исполнения достигнутых договоренностей;

- систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений;

- ответственность сторон, их представителей, должностных и иных лиц за невыполнение по их вине принятых обязательств, соглашений, договоров, решений;

- соблюдение предусмотренных законом примирительных процедур при разрешении коллективных трудовых споров.


Для обеспечения регулирования социально - трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта краевого трехстороннего соглашения создана постоянно действующая Ставропольская краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально - трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с Законом Ставропольского края «О Ставропольской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений».

Нормативные документы регулирующие социальное партнёрство в Ставропольском крае:

Краевое трехстороннее соглашение.

Краевые отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения, профессиональные тарифные соглашения.

Районные, муниципальные соглашения.

Коллективные договоры

Краевое трехстороннее соглашение - правовой акт, устанавливающий:

общие принципы регулирования социально - трудовых и связанных с ними экономических отношений в Ставропольском крае;

социальные нормативы, программы и другие условия труда;

социальные гарантии и льготы на территории Ставропольского края;

взаимные обязательства Правительства Ставропольского края, объединений профсоюзов, объединений работодателей.

В настоящее время в Ставропольском крае действует «Соглашение между Правительством Ставропольского края, Федерацией профсоюзов Ставропольского края и Конгрессом деловых кругов Ставрополья на 2004 – 2006 годы»

Основные разделы краевого трёхстороннего соглашения:

  1. В области экономики
  2. В области развития рынка труда и содействия занятости населения
  3. В области регулирования оплаты труда, повышения уровня жизни и социальной защиты населения
  4. В сфере охраны труда и экологической безопасности
  5. В сфере конструктивного взаимодействия и развития системы социального партнерства

Из краевого трехстороннего соглашения

«Договаривающиеся стороны: Правительство Ставропольского края (далее – Правительство), Федерация профсоюзов Ставропольского края (далее – Профсоюзы) и Конгресс деловых кругов Ставрополья (далее – Работодатели) в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законами Ставропольского края «О социальном партнерстве» и «О Ставропольской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально – трудовых отношений» заключили настоящее трехстороннее соглашение на 2004 – 2006 годы (далее – Соглашение) в целях согласования позиции сторон на основе коллективных переговоров и взаимных консультаций в рамках Ставропольской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений (далее – Краевая комиссия) при выработке решений, направленных на стабилизацию социально – экономической обстановки в крае, развитие социального партнерства в сфере трудовых отношений, обеспечение социальных гарантий населению, предотвращение трудовых конфликтов.

Стороны считают, что главной целью социального партнерства в Ставропольском крае является создание условий, обеспечивающих достойный уровень жизни населения на основе совершенствования экономики Ставрополья.

Стороны рассматривают настоящее Соглашение, как основной правовой акт, определяющий механизм взаимодействия Правительства, Профсоюзов и Работодателей.

Соглашение вступает в силу с 1 января 2004 года.

Стороны признают необходимость заключения краевых, городских, районных отраслевых и территориальных (муниципальных) соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности и обязуются оказывать коллективам, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие. При этом настоящее Соглашение рассматривается сторонами как основа для переговоров в отраслях, муниципальных образованиях и организациях.

Взаимные обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работающих при заключении краевых отраслевых, территориальных соглашений, коллективных договоров. Средства, необходимые на реализацию принятых обязательств, предусматриваются в соответствующих бюджетах и сметах.

В развитие Соглашения и для обеспечения его реализации стороны Соглашения как совместно, так и самостоятельно, в пределах своих полномочий, разрабатывают документы, формируют предложения, принимают необходимые решения и содействуют их реализации.

Обязательства работодателей принимают на себя также две другие стороны в той мере, в которой они осуществляют эти функции. Контроль за исполнением Соглашения осуществляется сторонами Соглашения, их уполномоченными представителями в пределах своей компетенции, Краевой комиссией.

Соглашение открыто для присоединения к нему других краевых объединений организаций профсоюзов и краевых объединений работодателей в порядке, определяемом Краевой комиссией.

I. В области экономики

Договаривающиеся стороны обязуются:

1.1. Сформировать эффективный механизм управления экономикой Ставропольского края на основе проведения административной реформы и всестороннего развития общественных форм взаимосотрудничества Правительства, Профсоюзов и Работодателей. Использовать для этих целей механизмы взаимодействия между соответствующими органами и структурами в городах, районах и на краевом уровне в рамках действующей системы социального партнерства. Осуществлять контроль за эффективным использованием бюджетных средств, направляемых на социально-экономическое развитие Ставропольского края.

1.2. В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2003 год принять меры по созданию условий для увеличения производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, услуг, оказываемых организациями края.

1.3. Выработать и реализовать меры поддержки краевых товаропроизводителей всех форм собственности, информировать жителей края о результатах работы в этом направлении.

Правительство и Работодатели:

1.4. Заключают и обеспечивают выполнение долгосрочного соглашения о взаимодействии Правительства Ставропольского края и Конгресса деловых кругов Ставрополья по развитию в крае бизнеса и предпринимательства.

1.5. Координируют работу по формированию инвестиционной привлекательности Ставропольского края.

1.6. Содействуют проведению регулярных встреч различных категорий работодателей и представителей работников в лице профсоюзов с Губернатором, членами Правительства Ставропольского края для обсуждения текущих проблем и разработке необходимых мер по их решению.

Правительство:

1.7. В ходе реализации программы экономического и социального развития Ставропольского края на 2003 – 2007 годы продолжает целенаправленную работу по содействию развития экономики края. С этой целью:

обеспечивает выполнение федеральных и краевых целевых программ, направленных на повышение экономического потенциала Ставропольского края, при необходимости разрабатывает новые программы с участием представителей сторон Работодателей и Профсоюзов, придает гласности результаты их выполнения;

оказывает поддержку эффективным и значимым для края научно – техническим и инвестиционным проектам и организациям в осуществлении реструктуризации производства на основе эффективного использования инвестиций, привлекаемых в экономику края, в использовании высоких технологий и инновационных разработок в производственном процессе и создает на этой основе условия для увеличения объемов выпуска конкурентоспособной продукции;

использует систему закупок продукции для государственных нужд Ставропольского края в целях поддержки товаропроизводителей Ставропольского края;

при закупках продукции для государственных нужд Ставропольского края у товаропроизводителей Ставропольского края, осуществляемых через систему государственного заказа, учитывает при прочих равных условиях их участие в системе социального партнерства и реализацию ими обязательств по краевому и территориальным трехсторонним соглашениям;

принимает меры по своевременной оплате работ, выполняемых по госзаказу; с целью расширения участия организаций края в конкурсах на получение госзаказа, ежегодно направляет в Конгресс деловых кругов Ставрополья реестр поставляемой по государственному заказу продукции, а также перечень объектов социальной сферы, подлежащих капитальному ремонту и реконструкции;

обеспечивает реализацию мероприятий по созданию сети фирменной торговли продукцией товаропроизводителей края;

ежегодно предусматривает в проектах бюджета края целевое финансирование поддержки предпринимательства и развития малого и среднего бизнеса;

осуществляет мероприятия, препятствующие искусственному банкротству и расчленению эффективно работающих организаций реального сектора экономики.

1.8. Осуществляет государственную поддержку агропромышленного комплекса края, направленную на осуществление комплексной переработки сырья, развитие предприятий, изготавливающих сельскохозяйственную технику и запчасти к ней.

1.9. Осуществляет в пределах своих полномочий контроль за обоснованностью повышения цен и тарифов на энергоресурсы и услуги. Обеспечивает информирование Краевой комиссии о предполагаемом их изменении.

1.10. Определяет меры, направленные на увеличение кредитования реального сектора экономики, исходя из приоритетов экономической и денежно-кредитной политики.

1.11. Организует контроль за соблюдением действующих нормативных актов по вопросам регулирования закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд Ставропольского края с использованием конкурсных методов закупки.

Работодатели:

1.12. Совершенствуют производство и расширяют выпуск продукции на основе внедрения новой техники и технологий, прогрессивных форм организации и управления бизнесом.

1.13. Организуют участие организаций края в выставках и презентациях, проводят конкурсы профессионального мастерства.

1.14. Предоставляют профсоюзам информацию по социально-трудовым вопросам.

Профсоюзы:

1.15. Проводят работу в трудовых коллективах, направленную на расширение практики договорного регулирования социально – трудовых отношений, проявление первичными профорганизациями инициативы к началу коллективных переговоров по заключению коллективных договоров. Организуют участие работников в обсуждении экономических проблем организаций.

1.16. Осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства и иных локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Профсоюзы и Работодатели:

1.17. В заключаемых коллективных договорах, отраслевых и территориальных соглашениях предусматривают включение обязательств по таким важнейшим направлениям деятельности, как развитие производства, повышение эффективности и качества труда, регулирование заработной платы, улучшение условий и охраны труда, подготовка персонала, включая проведение экономического всеобуча всех категорий работников.

Варианты позиций занимаемых Администрацией исполнительных органов власти по отношению к бизнесу и развитию территориальной экономики (по классификации экспертов консалтингового общества OST-EURO):

Пассивная администрация

Доминирующая администрация

Активная, но не имеющая ориентиров, администрация

Координирующая и партнерская администрация

Пассивная администрация: предоставляет экономику самой себе, дает обстоятельствам возможность развиваться спонтанно, не вмешивается в экономику с собственными инициативами и стратегиями, не использует и организационных возможностей. В регионах это приводит к усиливающемуся депрессивному состоянию.

Доминирующая администрация: пытается доминировать в экономике и по отношению к частному предпринимательству настроена скептически или даже негативно. Ею создаются унитарные предприятия с уверенностью в том, что бизнес нужно делать самим. Партнерские отношения с частным сектором отсутствуют, многочисленные барьеры сдерживают развитие предпринимательства, в экономике доминируют старые иерархические структуры.

Активная, но не имеющая ориентиров, администрация: осознает необходимость частного сектора, пытается помочь его становлению и развитию, но теряется в отдельных малоэффективных мероприятиях. Ее экономическая политика не открыта и непрозрачна, не ориентирована на реальные потребности и зависит от случайных решений, меры по поддержке и помощи распространяются на отдельные предприятия, несмотря на добрую волю отсутствует четкая общая концепция.

Координирующая и партнерская администрация: видит свою роль не в собственной экономической деятельности, а в создании благоприятных рамочных условий. Концепция развития делового сообщества (предпринимательских структур) включается в процесс разработки общей концепции муниципальной экономической политики. Этот процесс органами местного само управления и инициируется, и координируется. Отсутствуют иерархические уровни, предприниматели рассматриваются как равноправные партнеры. Существует понимание того, что только частный сектор может создавать необходимые рабочие места и питать муниципальный бюджет.

Опираясь на краевое трёхстороннее соглашение Конгресс деловых кругов Ставрополья (КДКС) создаёт территориальные и отраслевые объединения работодателей и стремиться формировать координирующую и партнёрскую позицию администрации на местах. В этих условиях более эффективно строиться сотрудничество малого, среднего и крупного бизнеса в структуре Конгресса деловых кругов Ставрополья, являющегося краевым объединением работодателей.

Одним из направлений развития подобного сотрудничества является создание и функционирование Координационного центра бизнес-инкубирования КДКС, сформированного в ходе реализации конкурсного проекта по контракту с министерством экономического развития и торговли Ставропольского края.

Вторым важным направлением в развитии сотрудничества всех форм бизнеса в Ставропольском крае является субконтрактинг.


Сумкин Г.В.
«Конгресс деловых кругов Ставрополья»

Честная конвертация участникам ВЭД
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДАВЛЕНИЯ НА БИЗНЕС
БАНКИ И БИЗНЕС. UpGrade 2019 115-ФЗ: риски и решения для бизнеса.
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости