Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Малый бизнес и местное самоуправление

Файлы

(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий
«Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления»,
состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)


Слова, вынесенные в название нынешней конференции: «малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», представляются настолько понятными, что, казалось бы, давно должны были стать девизом органов местного самоуправления и определять важнейшие направления их деятельности. Тем не менее, вопреки очевидной логике и вопреки проводимой в стране политике поддержки малого предпринимательства (МП), внимание многих органов местного самоуправления к малому бизнесу следует оценить как недостаточное, а их отношение к нему как отрицательное. Такую оценку дает предпринимательское сообщество, к такому выводу сводятся оценки большинства респондентов многочисленных исследований, проведенных различными организациями. Принципиальная неизменность оценки ситуации, сохраняющаяся многие годы, подтверждает актуальность обсуждаемой сегодня темы.

Известно, что к ведению органов местного самоуправления (ОМС) отнесено почти 30 вопросов. Среди них можно назвать денежное содержание работников бюджетной сферы, организация оказания медицинских, образовательных, жилищно-коммунальных услуг, поддержание в городе чистоты и содержание в порядке дорог, тротуаров, уличного освещения, организация пассажирских перевозок, торгового, бытового обслуживания и многое другое. Деньги, необходимые для исполнения этих обязанностей, аккумулируются в местных бюджетах. Местные бюджеты складываются из собственных (местных) налоговых и неналоговых доходов, а также из средств, получаемых в порядке межбюджетных отношений в виде поступлений от регулирующих федеральных и областных налогов и из сумм помощи бюджетов других уровней в виде трансфертов, субсидий и дотаций. Почти пятнадцатилетняя практика г. Твери, как и абсолютного большинства муниципальных образований России свидетельствует, что собственные налоговые и неналоговые поступления в местные бюджеты составляют от 30 до 40% сумм, требующихся для исполнения муниципалитетами возложенных на них задач. Следовательно, на 60 – 70% реализация прав граждан и обязанностей местных органов власти зависит от внешних факторов. Такая неопределенность не может устраивать руководство ОМС и должна побудить его к поиску мер по снижению уровня такой зависимости. Такая цель достигается путем увеличения в бюджете доли собственных налоговых и неналоговых поступлений.

Суммы налоговых поступлений в бюджет, как и возможность их роста, зависят от количества налогоплательщиков – юридических и физических лиц, а также от размера их налогооблагаемой базы. Из этого следует, что органы местного самоуправления должны быть заинтересованы в увеличении числа предприятий и в росте количества рабочих мест, то есть, в поддержке предпринимательства и, в первую очередь, малого.

Малые предприятия обладают такими экономическими преимуществами, как лучшая адаптация к изменяющейся конъюнктуре спроса, мобильность, инициативность, более низкий уровень издержек производства и реализации, более высокий уровень наукоемкости продукции, самозанятости, молодежного состава персонала среди руководителей, использование местных небольших источников сырья и ресурсов и т.д.

Примерно по такой схеме действуют в таких муниципальных образованиях как Москва и Тверь. То, что Москва одновременно является и субъектом Российской Федерации, столицей страны, городом с развитой промышленностью лишь усиливает значение ее примера. В Москве, по имеющимся сообщениям, самое большое по стране число МП на 100 000 населения и здесь же едва ли не самая высокая доля налоговых поступлений от малого бизнеса, достигающая 40 процентов. Другой пример: в г. Твери сосредоточено 58 процентов малых предприятий области. Доля МП в налоговых поступлениях в городской бюджет выросла с 14 процентов в 1999 году до 24 процентов в 2002 году. В то же время в среднем по муниципальным образованиям области она в 2002 г. составила менее 8 процентов, а в отдельных районах - всего десятые доли процента. К сказанному следует добавить, что упомянутые выше 24 процента в бюджете г. Твери, в то же время составляют 50 процентов всех налоговых поступлений от юридических лиц. Помимо наполнения доходной части бюджета малое предпринимательство снижает социальную напряженность, обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами. По состоянию на 1 октября 2000 года в Тверской области было зарегистрировано 5,7 тыс. малых предприятий. За 9 месяцев прошлого года ими выпущено продукции и оказано услуг на сумму 2 миллиарда 381 миллион рублей. Численность занятых на малых предприятиях работников составила около 61,5 тыс. человек или около 10% занятых в экономике области. Субъектами малого предпринимательства, кроме этого, являются также предприниматели без образования юридического лица и крестьянские (фермерские) хозяйства. С их учетом численность занятых в малом бизнесе, по экспертным оценкам, достигает 140 тыс. человек, а это уже составляет более 22% занятого населения. По оценкам некоторых экспертов малыми предприятиями и частными предпринимателями производится около 16% валового регионального продукта. Такова, в самых общих чертах, характеристика роли малого бизнеса в экономике нашей области и ее муниципальных образований. Очевидно, что пренебречь этой ролью мы не можем. «Настала пора сознаться, что даже в маленьких, часто скромных по размеру предприятиях, преследующих, будто только личные выгоды, создается великая, мощная Россия». Эти слова принадлежат В.Н. Коковцеву и были сказаны им в бытность его главой Правительства России в период с 1911 по 1914 год. Они как никогда актуальны сегодня, почти 100 лет спустя потому, что многими руководителями до сих пор не осознаются достоинства такого пути укрепления экономического и социального положения муниципального образования.

Одна из причин невнимательного или отрицательного отношения органов местного самоуправления к малому бизнесу видится нам в периодической сменяемости руководства этих органов при очередных перевыборах. Другая причина заключается в личных качествах руководителей, определяющих их отрицательное отношение к предпринимателям, основанное на априорном и огульном представлении о них как об исключительно недобросовестных людях. Так или иначе, но руководители ОМС не видят или игнорируют наличие прямой пропорциональной зависимости между уровнем развития предпринимательства на 1 000 населения с одной стороны, общим оживлением экономики и ростом налоговых доходов бюджетов этих территорий с другой.

Вектор и темпы развития малого бизнеса находятся в сильной зависимости от созданного для него на той или иной территории предпринимательского климата. Роль органов местного самоуправления в его формировании трудно преувеличить. Ее подтверждают результаты сплошного обследования проведенного в Тверской области в 2003 г. автономной некоммерческой организацией «Информационно – консультационный центр «БИЗНЕС-ТЕЗАУРУС». По данным этого исследования в 2000 году в области насчитывалось 4 534 МП, порядка 58% из которых (2 623 МП) приходится на г. Тверь. В других муниципальных образованиях величина показателя значительно ниже: число МП не превышает 261 – ровно столько их в Конаковском районе. В г. Кимры и Калининском районе насчитывается 160 и 124 МП, 95 и 93 МП соответственно в Торжке и в Вышнем Волочке, 87 МП в Кашинском районе, 83 – в Бежецком, 80 – в Нелидово, 79 – в Удомельском районе. В остальных муниципальных образованиях зарегистрировано менее (значительно менее) 70 МП: в восьми от 40 до 70, в девяти от 20 до 40, в четырнадцати от 5 до 20. Практически отсутствуют МП в Молоковском районе (3 МП) и ЗАТО Солнечном (2 МП). Распределение количества МП представлено на рис. 2.

Рис. 2. Число МП в МО Тверской области, число МП на тыс. человек населения муниципального образования*

Приведенные данные подтверждают, что одинаковые на территории страны и отдельных регионов условия для развития малого бизнеса по-разному реализуются на местном уровне. Объяснить это можно только различиями в отношении к малому предпринимательству органов местного самоуправления в каждом отдельно взятом муниципальном образовании.

С экономической точки зрения сфера малого бизнеса имеет разное значение для экономики муниципальных образований. Но сфера малого бизнеса способствует стабилизации уровня социальной напряженности, обеспечивая занятость 13,2% - 28,0% от экономически активного населения данного поселения и возможность получения полного набора продуктов потребительской корзины, а также необходимых бытовых и сервисных услуг непосредственно на территории муниципального образования.

Все вышеизложенное, по нашему мнению, свидетельствует о настоятельной необходимости обучения вновь избранных руководителей органов местного самоуправления, должностных лиц и депутатов, издание для них и населения массовыми тиражами специальной литературы – пособий, учебников, описаний положительного опыта управления муниципальными образованиями, и т.д.

В отсутствие организующего начала со стороны региональных и местных органов власти отраслевая структура малого бизнеса сложилась стихийно и выглядит на сегодня следующим образом:

Таблица 1.

Отрасль

Число МП, единиц

Доля в общей численности МП области, %

Объем производства продукции (работ, услуг) на МП, тыс. руб.

Доля в общем объеме производства МП области, %

Среднеспи-
сочная численность занятых на МП, тыс. человек

Доля в общей численности занятых на МП, %

Промышлен-
ность

843

16,1

3 039 842

24,2

15,46

17,2

Сельское хозяйство

296

5,7

110 286

0,9

3,15

3,5

Транспорт и связь

44

0,8

50 962,3

0,4

1,05

1,2

Строительство

765

14,6

1 352 077

10,8

23

25,6

Торговля и общественное питание

2262

43,2

7 431 974

59,3

39,81

44,3

Наука и научное обслуживание

9

0,2

322 210

2,6

0,06

0,1

Другие отрасли

1001

19,4

228 596,7

1,8

7,89

8,1

Всего

5235

100

12 537 918

100

89,8

100


Из приведенной таблицы следует, что сферой деятельности большинства МП являются торговля и общественное питание, промышленная деятельность и строительство. Следует отметить, что отраслевая структура малого бизнеса в Тверской области в целом повторяет общероссийскую.

Нам не встречались исследования причин такого распределения предприятий малого бизнеса по сферам деятельности. Также мы никогда не слышали, чтобы проводились опросы среди людей, намеревающихся заняться предпринимательством. В отсутствие достоверной информации о мотивации и профессиональных предпочтениях потенциальных предпринимателей рискнем высказать некоторые предположения на этот счет. Процесс образования малых предприятий всегда находился в сильной зависимости от величины суммы, требующейся на организацию бизнеса в сфере профессионального или иного интереса гражданина (стоимость создания рабочих мест в данной отрасли) и от суммы, которой он реально располагает. Потенциальными предпринимателями являются вышедшие в отставку военнослужащие, сотрудники военизированных структур, выпускники высших и средних специальных учебных заведений, другие люди в трудоспособном возрасте, не имеющие работу. В абсолютном большинстве случаев у них нет сбережений, достаточных для открытия предприятия (стартового капитала), отсутствует реальная возможность взять долгосрочный кредит по доступной ставке за пользование заемными средствами, так как у таких людей нет залогового имущества для его получения. Требования Центробанка по условиям выдачи кредитов этим не ограничиваются, вообще, они очень жесткие и неоправданно избыточно регламентируют действия коммерческих банков. В таких условиях самозанятость гражданина достигается созданием рабочего места в той сфере деятельности, в которой оно доступно по цене. Иначе говоря, именно стоимость создаваемого рабочего места является основным фактором, определяющим вид деятельности создаваемого предприятия, его отраслевую принадлежность. Самыми дешевыми оказываются рабочие места в сфере торговли и общественного питания и в строительстве при минимальном объеме оказываемых услуг и примитивных условиях труда. Довольно высокую долю малых предприятий в промышленности можно объяснить особенностями Тверской области; промышленные МП образовались, главным образом, в период массовой приватизации и в процессе демонополизации экономики. Мы склонны именно к такому объяснению причины, по которой торговая и строительная виды деятельности доминируют в отраслевой структуре малого бизнеса в Тверской области и в целом по стране.

Мы убеждены в том, что органы местного самоуправления могут и должны содействовать развитию малого бизнеса на подведомственных территориях, что они могут и должны влиять на изменение отраслевой структуры в нужном для муниципального образования направлении, не вмешиваясь при этом в хозяйственную деятельность предпринимателей, а максимально используя, например, опыт Японии... Возможность управления структурными преобразованиями экономики видится в том, чтобы определить приоритетные виды деятельности и сконцентрировать на них все виды оказываемой поддержки. Поднятый выше вопрос о необходимости особого внимания к образованию новых предприятий не означает отсутствия проблем у действующих предприятий. Согласно проведенных автономной некоммерческой организацией «Информационно – консультационный центр «БИЗНЕС-ТЕЗАУРУС» в Тверской области исследований среди наиболее острых проблем, стоящих перед субъектами малого предпринимательства области, респонденты выделяли, прежде всего, нестабильность налогового законодательства (76,2% опрошенных) и трудности с получением банковского кредита (69% опрошенных). На втором месте по актуальности стоят такие проблемы, как проверки контрольно-надзорных органов (50% опрошенных) и недостаток нежилых помещений (47,6%). Кроме того, около одной трети респондентов указали на актуальность таких проблем, как трудности при оформлении прав на земельные участки (38,1%), неблагоприятная криминальная обстановка (38,1%), высокие арендные ставки на помещения (35,7%) и недостаток квалифицированных специалистов (31%). Среди сфер нормативно-правового регулирования качество регулирования которых оценивается респондентами как плохое, неудовлетворительное, называются ипотека, земля и землепользование, налоги и обязательные платежи, лизинг. Оценивая возможность доступа к финансовым ресурсам, предприниматели отмечают следующие препятствия (по мере убывания остроты): высокая ставка по кредиту (71% ответивших упомянули эту проблему), отсутствие у субъектов МП залога (52%), отсутствие институтов кредитования малого бизнеса (33%), сложности с подготовкой необходимых документов (31%). Если же рассматривать только самые острые проблемы (респонденты могли указать не более одной), то ситуация будет выглядеть следующим образом: самой серьезной проблемой будет уже отсутствие у субъектов МП залогового обеспечения, затем – высокая ставка по кредиту (займу), отсутствие институтов кредитования малого бизнеса, неподходящие сроки кредитования и нежелание институтов кредитования работать с малым бизнесом. Большинство опрошенных экспертов склоняется к тому, что для субъектов МП потенциально более удобной является кредитование в коммерческом банке по сниженным процентным ставкам, но при этом государство (область, муниципалитет) возмещает банку разницу по процентным платежам (27%), еще 22% считает, что для предпринимателей подойдут любые схемы.

И все-таки, при всем множестве и остроте вопросов у действующих субъектов рынка, развитие малого бизнеса невозможно без активной поддержки именно начинающих предпринимателей, так как при всех трудностях осуществления в России предпринимательской деятельности, начать ее неизмеримо сложнее. Без этого, в силу естественного процесса прекращения деятельности до 10-15 процентов предприятий в год (такова мировая практика в мире малого бизнеса), число малых предприятий будет неизбежно снижаться.

Одной из наиболее действенных форм поддержки людей, начинающих собственное дело считаются бизнес – инкубаторы. Через них возможно распределение аренды нежилых помещений, гарантирование в банках получаемых инкубируемыми предприятиями кредитов, другие виды финансово-кредитной, информационно-консультационной и организационно-правовой поддержки бизнеса, исключительно или главным образом, в приоритетных сферах деятельности.

Исполнение органами местного самоуправления своей миссии (о которой они редко вспоминают), невозможно без прочного и стабильного базиса, надежных источников финансово-экономического обеспечения. Таким базисом, важнейшим источником финансовых ресурсов является малый бизнес, одновременно с этим служащий инструментом реформирования местного самоуправления.


Лукьянов Герман Иванович
председатель комитета по малому бизнесу
Тверской торгово-промышленной палаты


 * Первая категория гистограммы и графика – г. Тверь. Масштаб левой оси выбран так, что соответствующее значение для г. Тверь (2623) не может быть отображено. Данные о численности населения по ЗАТО Озерный и Солнечный отсутствуют, поэтому корректировка количества МП на численность населения не проводилась.

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости