Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Развитие малого бизнеса – ключ к эффективной реформе местного самоуправления и экономическому росту в регионах

(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)



С 1988 года, с момента принятия Закона «О Кооперации в СССР» стало развиваться малое предпринимательство и частная собственность. За 17 лет развития бизнеса в стране малый бизнес превратился в очень мощный рычаг экономического развития.

Но только в России до сих пор спорят «А нужно ли поддерживать малый бизнес?»

Спорят политики (сами крупные бизнесмены), бизнесмены. А малому предпринимателю не до споров. Выжить бы. В любой развитой стране мира есть программы по поддержке и развитию бизнеса. Крупный бизнес выживет и без программ. Ему надо только не мешать. А вот вовлечение населения в предпринимательскую деятельность и развитие малого бизнеса без специальных программ (информационной поддержки деятельности предпринимательства, обучения основам организации предпринимательской деятельности различных слоев населения, обучающим курсам и семинарам, развитие кредитных институтов, поддержка инновационных идей, коммерциализация изобретений) просто необходимы для развития экономики и социальной стабильности общества


Что сдерживает организацию системы поддержки на местах малого предпринимательства?

- №131-ФЗ от 06.10.03. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не включил в вопросы местного значения развитие и поддержку малого предпринимательства. Эти вопросы прописаны только в №88-ФЗ от 12.05.1995г., который местные власти ставят ниже первого упомянутого Закона, т.к. в п.1 ст.7 №88-ФЗ указано, что «Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления». Наделены ли органы местного самоуправления полномочиями по разработке подобных программ? Юристы на местах трактуют по-разному данный вопрос, единого мнения нет.

Это делает вне закона или оправдывает бездействие властей по созданию условий для развития предпринимательства на местах, без которого просто не мыслимо развитие территории. Все затраты на программные мероприятия приходится «прятать» в прочих расходах. Поэтому необходимо однозначно и четко прописать в вопросах местного значения органов местного самоуправления №131-ФЗ от 06.10.03 создание условий для развития малого предпринимательства.

- Нет реестров работающих предприятий на территории муниципальных образований. Т.е. муниципалитеты на местах не знают, сколько предприятий, по каким отраслям работают на данной территории.

Это связано с регистрацией юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица в налоговых органах и нежеланием, и жесткой позицией руководителей налоговых органов не предоставлять информацию муниципалитетам (только по конкретным организациям при наличии официального запроса). Практически это ведет к разногласиям по вопросам приоритета отраслей. В этой ситуации можно говорить все, что угодно, но планировать работу по развитию территории невозможно.

№88-ФЗ от 12.05.1995 года (статья 4) «…Субъект малого предпринимательства с момента подачи заявления установленного Правительством Российской Федерации образца регистрируется и получает соответствующий статус в органах исполнительной власти, уполномоченных действующим законодательством…».

Как получить этот статус - не прописано нигде. И, самое главное, получение или не получение этого статуса не влияет ни на что. Поэтому органы местного самоуправления не владеют ситуацией по развитию малого предпринимательства на своих территориях (за исключением тех территорий, где можно их просто пересчитать - сельские районы)

Этот процесс можно отрегулировать следующим образом:

- Предоставить муниципалитетам право пользоваться реестром налоговой инспекции (в части не представляющей коммерческую тайну) по деятельности малых предприятий. Или включить в полномочия органов местного самоуправления №131-ФЗ организацию выдачи статуса Малого предпринимательства работающим на данной территории предприятиям



Что сдерживает развитие малого предпринимательства на местах?

Практическая недоступность материальных и финансовых ресурсов для открытия собственного дела.

Просто необходимо принимать государственные программы по развитию лизинга, развивать системы бизнес-инкубирования предприятий, долгосрочных кредитов для субъектов малого предпринимательства


Социальная направленность малого предпринимательства, преодоление бедности.

(вопрос, который рассматривался в рамках 5-й Всероссийской конференции малых предприятий)

К сожалению, в порядке и регламенте проведения конференции не было отдельного вопроса, посвященного этой теме (социальной направленности и преодоления бедности)

Но это новое приоритетное направление, озвученное на уровне государства организаторами конференции. Что можно и нужно делать в данном направлении?

Должны быть программы на федеральном, региональном и муниципальном уровне по вовлечению различных социальных групп в основы ведения бизнеса, а именно:

  • военнослужащие, уволенные в запас
  • женщины после родов и по уходу за детьми
  • молодежь, после окончания ВУЗов, СУЗов
  • люди с ограниченными физическими возможностями

Все эти категории населения в странах с развитыми рыночными отношениями пользуются поддержкой государственных органов власти. Помощь заключается в финансировании государством (регионом, муниципалитетом) обучающих программ по основам ведения бизнеса, составления бизнес-планов, их защита в банках-агентах и выдача льготных кредитов или субсидий (инвалидам). В ст. 7 №88-ФЗ от 12.05.04 г. очень хорошо и подробно прописаны основные положения, которые должны включать в себя государственные и муниципальные Программы поддержки предпринимательства. Они соответствуют международным требованиям к поддержке предпринимательства. Только в 2005 году нет подобной Федеральной программы. А с учетом №131-ФЗ не будет в ближайшее время и на местах.

По-прежнему остается актуальным вопрос найма рабочих на малые предприятия без оформления трудовых договоров. Результаты этого скажутся на социальной защищенности населения через 20-30 лет, когда сегодняшние молодые продавцы будут оформлять пенсии по старости. Необходимо вести разъяснительную работу с населением и ужесточать наказание за не оформление трудовых договоров.

По организации кредитования малого предпринимательства много говорится на всех уровнях, но реально работают только программы ЕБРР и программа ФИНКА США, т.к. выделены бюджетные деньги соответствующих государств и отчитываются они за реально выданные кредиты именно представителям малого бизнеса. Заметим, что процентные ставки от 1,2% в месяц до 3% и представители малого бизнеса стоят в очередь за деньгами. Значит, необходим банк-агент и критерии, по которым бюджетные средства будут выдаваться субъектам малого бизнеса. И строгая отчетность.


Шамшина Светлана Михайловна,
начальник Управления Мэрии города Тольятти,
Управление предпринимательства Департамента
потребительского рынка и предпринимательства

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости