Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Разработка критериев отнесения субъектов хозяйствования к категории малых и средних предприятий в Российской Федерации

Файлы

Ресурсный центр малого предпринимательства
Подготовлено по заказу ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ Российской Федерации

Москва, 2005


Аннотация

Работа выполнена по заказу Торгово-промышленной палаты РФ в рамках разработки проекта нового Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части установления критериев отнесения хозяйствующих субъектов к сектору малого и среднего предпринимательства.

Читателю предложена методология определения границ микро-, малого и среднего бизнеса. Исходя из международного опыта, информационных ограничений, уровня теневизации экономики, а также практики принятия законов определены индикаторы, которые могут служить критериями для выделения отдельных групп хозяйствующих субъектов. По результатам анализа поведенческих особенностей и данных отчетности предприятий предложены статистически обоснованные количественные значения этих критериев. Основные выводы работы, а также подходы к определению сектора малого и среднего предпринимательства одобрены специалистами Росстата. От кафедры статистики экономического факультета Московского государственного университета им.Ломоносова получена положительная рецензия на применяемую в работе методологию.

Для лучшего понимания мы рекомендуем изучать эти материалы в последовательности размещения файлов в библиотеке.

ОГЛАВЛЕНИЕ

РЕЗЮМЕ

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

I. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

1. Качественные критерии

2. Количественные критерии

2.1. Численность работающих на предприятии

2.2. Годовой оборот (объем продаж).

2.3. Итог баланса (балансовая стоимость активов и т.п.)

2.4. Критерий определения самостоятельности бизнеса (ограничения на структуру капитала)

II. КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ К РОССИЙСКОМУ СЕКТОРУ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1. Статистический критерий

1.1 Ограничение по численности занятых

1.2. Изменение структуры сектора с учетом новых критериев отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства

1.3 Ограничения по выручке и целесообразность их использования при выделении сектора малого и среднего предпринимательства

2. Некоторые «политические» ограничения выделения сектора малого и среднего бизнеса

3. Некоторые замечания к практике организации статистического наблюдения за сектором малого и среднего предпринимательства в условиях действия статистических и «политических» критериев

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Методика выделения поведенческих особенностей субъектов хозяйствования в зависимости от числа занятых. Процедура выделения размерных групп.

2. Выявление поведенческих особенностей субъектов хозяйствования в зависимости от вида деятельности .

3. Определение пороговых значений показателя объема выручки субъектов хозяйствования отдельных размерных групп.

4. Критерии отнесения к категориям микро-, малого и среднего предпринимательства в странах с переходной экономикой.

5. Рекомендации Еврокомиссии об определении микро-, малых и средних предприятий:

1) Рекомендации Еврокомиссии (на английском языке);

2) Рекомендации Еврокомиссии (краткий неофициальный перевод);

3) Приложение к Рекомендации Еврокомиссии (краткий неофициальный перевод);

4) Результаты внешних консультаций и обсуждений;

5) Результаты внешних консультаций и обсуждений (на английском языке);

6) Форма декларации об основных данных малого или среднего предприятия, рекомендованная к применению в странах Европейского Союза.

Резюме

Малый и средний бизнес становится все более значимой частью российской экономической и социальной жизни. Но в силу ряда объективных и субъективных причин потенциал этого сектора далеко не реализован. В создавшихся условиях необходима целенаправленная политика по стимулированию и поддержке малого и среднего бизнеса, проводимая на национальном уровне.

Для обеспечения ее эффективности необходимо выработать критерии отнесения субъектов хозяйствования к категории малого и среднего предпринимательства, и, учитывая внутреннюю неоднородность сектора, определить отдельные наиболее типичные группы бизнеса, четко установить объект государственной поддержки.

Базовым моментом при выработке критериев была необходимость разграничения статистического и "политического" критериев. Статистический критерий должен охватывать весь сектор малого и среднего предпринимательства с выделением наиболее типичных поведенческих групп, например, микро- малый и средний бизнес. Вводимый статистический критерий должен быть постоянным и единым для всех субъектов Российской Федерации.

"Политический" критерий должен уточнять в рамках статистического критерия те группы субъектов малого и среднего предпринимательства, которые являются приоритетным объектом государственной поддержки. Например, целесообразно в рамках политической границы малого и среднего бизнеса исключить муниципальные, государственные предприятия, хозяйствующие субъекты отдельных видов деятельности, например, игорный бизнес. Кроме того, "политическим" критериям в рамках статистического критерия необходимо придать некие степени свободы, то есть, в зависимости от задач программ поддержки, приоритетов регионального и областного развития, целевые группы поддержки внутри статистических границ сектора малого и среднего предпринимательства могут модифицироваться.

Важно, чтобы организация статистического учета позволяла отслеживать состояние и динамику развития отдельных целевых групп, выделенных в рамках "политического критерия".

При определении групп микро- и малого бизнеса были проанализированы поведенческие особенности хозяйствующих субъектов. Различия в оценках отдельных моментов функционирования стали основой для выделения отдельных групп бизнеса по числу занятых. В частности, группа до 15 человек занятых существенно острее воспринимала все элементы внешней среды, а также проблемы, связанные с созданием, размещением и функционированием бизнеса, нежели предприятия с числом работников от 16 до 50 человек.

С учетом поведенческих особенностей субъектов хозяйствования, для выделения типов бизнеса по числу занятых были предложены следующие пороговые значения:

структура сектора малого и среднего предпринимательства число занятых
категории субъектов малого и среднего предпринимательства тип бизнеса .
А Б В
субъекты малого предпринимательства микро- до 15 человек
малый от 16 до 50 человек
субъекты среднего предпринимательства средний бизнес от 51 до 250 человек


Внутри размерных групп (т.е. групп по числу занятых) существенных поведенческих различий, зависящих от вида деятельности, выявлено не было. Использование отраслевой дифференциации по числу занятых (особенно для субъектов малого предпринимательства) не представляется целесообразным еще и в силу многопрофильности этих форм хозяйствования. В зависимости от рыночной конъюнктуры, собственных приоритетов развития, основной вид деятельности этих фирм регулярно меняется. Учитывая "универсальность" персонала, работающего в этом сегменте, распределить работников по видам деятельности практически невозможно. Кроме того, с учетом перехода на новый классификатор видов экономической деятельности, когда предприниматели сами проставляли себе коды, а сплошное статистическое обследование (перепись), уточняющее корректность самоидентификации, не проводилось, велика доля различного рода ошибок в определении этих видов деятельности. Особенно это актуально для субъектов малого предпринимательства, наблюдаемых на выборочной основе.

Как показало исследование, использование дополнительного стоимостного критерия при установлении статистических границ сектора, например, валюты баланса или объема выручки, на данном этапе не рационально. Являясь, как правило, основой для расчета налогооблагаемой базы, стоимостные критерии подвержены искажению, а потому не отражают реальное состояние бизнеса. Установление стоимостных критериев станет для бизнеса дополнительным аргументом по их искажению. Стоимостные показатели требуют регулярного пересмотра на инфляционную составляющую, что технически очень обременительно.

Тем не менее, в рамках данной работы для выделенных размерных групп по числу занятых, исходя из сложившихся объемов их деятельности, скорректированных на инфляционную и теневую составляющие, для объемов выручки были рассчитаны следующие пороговые ограничения:

Тип бизнеса Число занятых Объем выручки, млн. руб.
А Б 1
микро- От 1 до 15 человек 15
малый От 16 до 50 человек 40
средний От 51 до 250 человек 100


По мнению экспертов, а также по реакциям предпринимателей, полученные значения в силу указанных выше обстоятельств требуют корректировки на коэффициент развития. Без такой корректировки на развитие рассчитанные стоимостные пороги ограничат динамику сектора малого и среднего предпринимательства. Величина коэффициента на развитие будет определяться на основе экспертных мнений, исходя из социально-экономической ситуации в стране, приоритетов, а потому ограничение по выручке - это скорее политический критерий. Для статистических границ он очень субъективен.

Отметим, что при отнесении хозяйствующих субъектов к сектору малого и среднего предпринимательства важным моментом является факт осуществления ими экономической, хозяйственной деятельности. А потому, уже на этапе установления статистических границ сектора следует исключить некоммерческие организации.

Вне предела статистического, а значит в рамках "политического" критерия, представляется важным предусмотреть ограничение на структуру собственности (капитала), в частности, оно может применяться для субъектов хозяйствования, рассчитывающих на поддержку за счет средств государственных и муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов.

В этом случае к субъектам малого и среднего предпринимательства следует относить субъекты хозяйствования, в которых совокупная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, общественных, благотворительных и религиозных организаций и объединений в уставном (складочном) капитале составляет не более 25%. (данное ограничение может не распространяться на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%). В европейской практике делается исключение на долю участия так называемых "бизнес - ангелов", но так как в России такая форма инвестирования не получила распространения, данное исключение может быть преждевременным.

По "политическим" мотивам следует исключить из круга субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • кредитные организации;
  • инвестиционные фонды;
  • страховые организации;
  • профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • ломбарды;
  • организации и индивидуальных предпринимателей, занимающихся игорным бизнесом.

В условиях существования статистического критерия и целой системы "политических" признаков, статистическое наблюдение за сектором малого и среднего предпринимательства должно быть организовано таким образом, чтобы была возможность отследить состояние и динамику не только всего сектора в границах статистического критерия, но и тех субъектов малого и среднего предпринимательства, которые отвечают политическим критериям. Кроме того, в целях обеспечения возможностей международных сопоставлений статистическое наблюдение должно быть организовано и для отдельных размерных групп субъектов хозяйствования, формируемых по численности занятых с пороговыми значениями, используемыми в международной практике.

Вводная часть

Малый и средний бизнес уже сегодня является наиболее массовым сегментом частного сектора экономики, оставаясь подчас единственной возможностью для большей части населения реализовать свой предпринимательский потенциал.

Состояние малого и среднего бизнеса отражает не только структурные моменты экономики, характеризующие предпринимательский климат, но и предпринимательскую активность российского общества в целом. Кроме того, от уровня вовлеченности населения в этот сектор зависит отношение общества как к предпринимательству, так и в целом к экономическим реформам, проводимой государством политике. А потому с развитием малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации связывается решение целого комплекса социально-экономических задач, а именно:

  • реализация конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности;
  • обеспечение устойчивого социально-экономического развития и увеличения доходов бюджета;
  • увеличение занятости и повышение качества и уровня жизни населения.

Тем не менее, в последние годы приходится отмечать тенденции к сужению сектора, это притом, что малый и средний бизнес в России отстает от предприятий Европы, в частности, в решении проблем занятости населения и насыщения рынков товарами и услугами. В создавшихся условиях без специально проводимой на государственном уровне политики по стимулированию развития малого и среднего предпринимательства реализовать потенциал этой формы хозяйствования крайне сложно.

Необходимость разработки специальных мер тем более оправдана, что малый и средний бизнес изначально имеет неравное положение в доступе к ресурсам по сравнению с крупными предприятиями. В частности, для малого бизнеса характерны высокая степень риска, значительная зависимость от инициативы и способностей руководителя, финансовая и коммерческая неустойчивость, низкий уровень финансовых резервов, ограниченность основных фондов, сравнительно небольшой объем хозяйственной деятельности, небольшая численность работников и ограниченное число управленческого персонала, значительный объем привлеченных ресурсов. Данная характеристика свидетельствует об экономической неустойчивости малого предпринимательства и подтверждает необходимость выработки и реализации мер адресной государственной поддержки субъектов малого предпринимательства.1

В качестве дополнительного аргумента в пользу необходимости стимулирования развития предпринимательства выступает и то обстоятельство, что в российском обществе далеко не исчерпан предпринимательский потенциал. Так, по самым скромным оценкам, порядка 10% экономически активного населения могут стать руководителями бизнеса.2

Для обеспечения возможности реализации предпринимательского потенциала необходимо создать благоприятные правовые и экономические условия, которые бы способствовали интенсивному развитию бизнеса, тем самым стимулировали формирование рыночной структуры экономики и конкурентной среды, вели к расширению налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней.

Принципиальным моментом в разработке государственной политики в области малого и среднего бизнеса является определение объекта государственной поддержки, а именно установление критериев отнесения субъектов хозяйствования к малому и среднему бизнесу.

При этом важно чтобы, с одной стороны, были четко обозначены границы всего сегмента, к которому можно было бы применять меры стимулирования общего характера, направленные на защиту интересов всех представителей малого и среднего предпринимательства (МСП). С другой стороны, необходимо обеспечить достаточную гибкость в критериях. Очень важно, чтобы критерии позволяли выделять как на федеральном, так и на региональном уровне подкатегории субъектов предпринимательской деятельности, нуждающихся в специальных видах поддержки или стимулировании. Например, чтобы в рамках программ развития МСП можно было бы предусмотреть ряд специальных стимулов для начинающих предпринимателей или инновационных фирм, или же творческих, нетрадиционных и социально ориентированных форм предпринимательства. Критерии выделения сектора должны быть достаточно простыми и незатратными в своем применении, особенно при организации статистического и экономического наблюдения и при разработке нормативно-правовых актов в области налогообложения, имущественных отношений, градостроительной, инвестиционной, хозяйственной и иной политики. Кроме того, при выработке критериев необходимо учесть и возможность международных сопоставлений.

Рассмотрим некоторые моменты зарубежной практики определения границ сектора МСП.


1 Концепция развития и поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге, 2005г.

2 Расчеты и оценки на базе обследования населения по проблемам занятости, регулярно проводимого Росстатом.