Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Проблемы малого бизнеса в России

(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)



  1. Настоящий доклад подготовлен по материалам бесед с представителями 11 московских и 6 иногородних предприятий. Сделанные из него выводы, конечно, не могут быть всеобщими, но определенная картина сложностей, с которыми сталкиваются МП, вырисовывается по нашему мнению достаточно ясно.

    Несколько слов о подходах. Мы не рассматривали отраслевой специфики МП, т.к. это потребовало бы гораздо большего объема исследований. Так же мы не рассматривали сельскохозяйственных предприятий и работающих на городских продуктовых рынках ИЧП и ПБОЮЛ.

    На наш взгляд проблемы МП можно разделить на две группы: общие и различающиеся по размерам городов – проблемы МП крупных городов (от 500 тыс. чел. населения) и малых городов (менее 500 тыс. чел.)


  2. Общие проблемы:

    а) Кредитование. Многим малым предприятиям не хватает внешнего финансирования, причем главным препятствием к получению кредита являются условия, выдвигаемые банками. Во-первых, обеспечение кредита – как таковое банки рассматривают зачастую только недвижимость, иномарки, золото и драгоценности. Во-вторых, оценка вышеуказанного имущества предприятия осуществляется обычно на 50% ниже ее реальной рыночной стоимости, что сильно снижает сумму возможного кредита. В-третьих, процент по кредитам непомерно высок и примерно в 10 раз выше европейской ставки ипотечного кредита, которая колеблется около уровня в 2-3% в год. При этом срок рассмотрения запроса на кредит может доходить до нескольких месяцев и потребовать предоставления большого количества документов.

    б) Количество административных барьеров постепенно снижается, но их система остается нестабильной и поэтому отнимает много сил и времени. Пример: чтобы организовать выезд представителя СЭС для получения согласования на создание производства в Московской области уходит до 1,5 месяцев. Причем это при условии, что вы сами уже подготовили все необходимые проекты документов, а подобных контролирующих организаций десятки. Затраты на преодоление административных барьеров зачастую превышают многие расходы, связанные с деятельностью фирмы. В качестве примера можно привести одно малое московское предприятие, действующее уже в течение десяти лет. Для того, чтобы складировать все бухгалтерские архивы необходима площадь не менее двадцати квадратных метров, а, так как минимальная арендная плата составляет не менее 200-300 долл. за квадратный метр офисных помещений в год, то затраты составят соответственно от 4 до 6 тыс. долл. в год. Хранить эти данные в электронной форме невозможно.

    в) Недостаточная подготовка руководителей. Значительная часть новых МП создается людьми, не имеющими опыта ведения своего бизнеса или поменявшими его направление, например, от торговли к производству. Часто эта причина ведет предприятия к разорению из-за отсутствия даже общего, на уровне научно-популярных изданий, понимания бухгалтерского и управленческого учета.

    г) Часто препятствием для развития МП становится отсутствие необходимой инфраструктуры, например в городах и городских районах, имеющих блочную застройку 60-80х гг. очень мало приемлемых помещений под общепит или мелкие производства вне зданий бывших универсамов и торговых центров. МП неспособны, даже частично, освоить тысячеметровые цеха закрытых заводов, а небольших промышленно-складских помещений нет.

    д) Нехватка информации. Несмотря на существование многих программ помощи МП, содержание этих программ остается для большинства компаний неизвестным. Примером могут служить попытки получить информацию о создаваемых в данный момент в Москве технопарках. Ни одной из фирм, с которыми мы общались, не удалось узнать путем простого телефонного звонка, на каких условиях могут быть предоставлены арендные площади. Только одной из фирм было сделано реальное предложение о сотрудничестве, причем поступило оно из г. Тутаева Ярославской области. Из него ясно следовало, что компания получит в этом городе определенные льготы, а некоторые услуги, такие как предоставление земельных участков на берегу Волги, были бы оказаны бесплатно.


  3. Большие города

    а) На сегодняшний день в Москве очевиден запретительный уровень цен на аренду. Практически невозможно найти офисные помещения, с условием легальной аренды, дешевле, чем за 300 долл. в год, а отапливаемые складские помещения – 150 долл. в год. В такой ситуации, очевидно, могут выжить лишь МП с высокой нормой прибыли.

    Под отсутствием прозрачности на рынке аренды мы понимаем тот факт, что практически невозможно получить полную и достоверную информацию о помещениях, сдающихся в аренду. Обращения в риелтерские организации, которые заявляют о предоставлении таких данных, обычно заканчиваются потерей денег, так как их базы данных редко обновляются, а сама информация, которую они предоставляют, оказывается либо неточной, либо откровенно ложной.

    б) Высокая цена рабочей силы.

    в) Следующей, но далеко не последней проблемой по значению, является исчезновение некоторых видов рабочих специальностей, т.е. то, что производственные рабочие, имеющие высокую квалификацию, уходят на более высокооплачиваемые, но более низкие по требуемому уровню квалификации должности. Так, большая часть людей, занимающихся расстановкой автомобилей на парковке около торгового комплекса «Горбушка», являются бывшими операторами термопласт-автоматов, а этой специальности нужно обучаться, по меньшей мере, два-три года. Другой пример – операторы координатно-расточных станков, которых в Москве на сегодняшний практически не осталось. Директору одной фирмы, которой были необходимы такие специалисты, пришлось лично договариваться и полностью оплачивать обучение в техническом колледже четырех молодых людей в надежде на то, что хотя бы двое их них смогут работать на его предприятии. ПТУ сегодня уже не готовят специалистов по многим необходимым специальностям, и это вторая причина нехватки необходимых кадров.


  4. Малые города

    а) В малых населенных пунктах обычно отсутствует рынок, достаточный для развития компании. Как пример возьмем столицу Марийской республики Йошкар-Олу. Для МП этого города характерны дерево- и металлообрабатывающие предприятия. Объема спроса в принципе не достаточно, чтобы обеспечить оптимальную загруженность производственных мощностей этих предприятий, а в связи с тем, что они не могут выйти на общероссийский рынок, они начинают конкурировать друг с другом за тот небольшой объем спроса, который все-таки присутствует. В результате продажные цены близки к себестоимости, и фирмам не хватает средств для расширения. Выход на общероссийский рынок практически невозможен, так как в больших городах отсутствуют системы сбыта, которыми могли бы воспользоваться малые предприятия небольших городов.

    б) Административное давление. Если в Москве или Санкт-Петербурге вы не нашли общего языка с конкретным чиновником, то у вас есть шанс переместить бизнес в соседний район или пригород. В малых городах этого шанса нет – вас достанут на территории всего района, а то и области. Это является следствием, как относительной малочисленности фирм, так и относительной многочисленности чиновников.

    Требования инспекций (СЭС, Административно-техническая инспекция, пожарники) в провинции имеют гораздо более буквальный характер, и некуда апеллировать.

    В некоторых регионах трудно купить здания или землю – не продается и все.

    в) Отсутствие реального кредита. Если в больших городах можно с трудом и дорого все-таки найти кредит, то в городах с населением до 50 тысяч часто есть только один банк. Правда следует отметить, что требования к заемщику в провинции менее формализованы.

    г) Трудности выхода МП на общероссийский рынок часто связаны с тем, что компании, имеющие малые оборотные средства, зачастую неспособны отпускать продукцию с отсрочкой платежа, что при растущей конкуренции является почти обязательным требованием к новичку на рынке.

    В тех случаях, когда требуется аренда торговых площадей и оплата выкладки (в большом магазине поставщик платит за качество места, где выложен товар), средств провинциальных предприятий обычно хватает ненадолго.

    д) Старая инфраструктура. Здесь стоит отметить, прежде всего, тот факт, что множество малых предприятий в провинции практически не внедряют новые технологии и работают в некоторых отношениях так же, как уральский завод XVIII века. В Москве и крупных городах большинство малых организаций имеют сайт в интернете и активно используют электронную почту, чего не происходит в малых городах, и это приводит к еще большей непрозрачности рынка. В некоторых регионах еще нет мобильной связи, и неизвестно, когда она появится.

    В то же время следует отметить, что в малых городах за счет тесного сотрудничества и относительной малочисленности компаний между МП формируются особые связи, благоприятно влияющие их развитие, - это работа, основанная на личных контактах и точном знании потребностей друг друга, что позволяет эффективно планировать производство и выполнять заказы в кратчайшие сроки.


  5. Несмотря на вышеперечисленные проблемы новые МП продолжают появляться, а некоторым удается существовать довольно долго. Мы думаем, что со стороны федеральных и региональных властей хорошим способом могли бы быть бизнес-инкубаторы и бизнес-парки, организованные по европейскому образцу, недорогие или бесплатные курсы делового образования.

    Со стороны общественных организаций – это прежде всего бесплатные юридические консультации по типовым вопросам, создание систем обмена информацией, что сделает рынок прозрачнее, и, что особенно важно для МП – создание своего рода «первичных организаций», либо регионального либо отраслевого типа – по принципу локальных сетей.



Сидоров М.А.
МЭО МГИМО (У) МИД РФ

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости