Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Малое предпринимательство

(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)



Малый бизнес является важнейшей компонентой развития экономических реформ, призванной стать движущей силой формирования рыночных отношений и влиять на социально-экономическое развитие региона. Именно малый бизнес не требует крупных стартовых инвестиций, обеспечивает быстрый оборот ресурсов, формирует конкурентную среду, создает дополнительные рабочие места, быстро перестраивает производство в зависимости от соотношения спроса и предложения, оперативно внедряет передовые достижения.

В Тверской области субъекты малого предпринимательства представлены малыми предприятиями (юридические лица), предпринимателями без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

По данным Тверского областного комитета государственной статистики в 2004 году в области насчитывалось 5387 малых предприятий (юридических лиц). Эти данные значительно ниже (на 1573 единицы или на 23%) тех данных, которые предоставляли органы статистики по состоянию на начало 2004 года - 6960 малых предприятий - и объясняются изменением методики статистического учета.

В малом бизнесе области работают также около 57,9 тысяч индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и 3,4 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств. Таким образом, количество субъектов малого предпринимательства области составило около 67 тысяч.

В целом число занятых в малом бизнесе оценивается более чем в 230 тысяч человек, т.е. практически каждый третий работающий трудится в малом бизнесе.

В сравнении с соседними областями по числу малых предприятий и численности работников занятых на малых предприятиях Тверская область занимает третье место (1- Московская, 2- Ярославская), по объему инвестиций в основной капитал – четвертое место, по объему производства продукции (работ, услуг) – четвертое место.

Почти 65% малых предприятий расположено в г. Твери. Далее по количеству малых предприятий выделяются г. Кимры (3,4%), г. Вышний Волочек (3,2%), Калининский район (2,5%), г. Конаково (2,0%) и г. Ржев (1,9%). Практически отсутствуют малые предприятия в Нелидовском и Удомельском районах - по 1, в Сонковском - 4, Лесном и Ржевском - по 5, Жарковском и Молоковском - по 6.

На тысячу жителей в г. Твери приходится 9 малых предприятий, в то время как в г. Кимры, занимающем второе место по данному показателю, - 4 малых предприятия. По 3 предприятия на тысячу жителей приходится в г. Бежецк, г. Вышний Волочек, г. Конаково, г. Осташков, Андреапольском, Вышневолоцком, Калининском и Пеновском районах. Далее следуют г. Кашин, г. Нелидово, г. Ржев, г. Торжок, г. Удомля, Западнодвинский район, Зубцовский, Калязинский, Кимрский, Лихославльский районы, Осташковский и Торопецком, ЗАТО Озерный и ЗАТО Солнечный, где число малых предприятий составляет 2 на тясячу жителей.

Наибольшее количество индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица сосредоточено в городах области: в г. Тверь - 45,7% от их общего числа, г. Кимры (6,0%), г. Вышний Волочек (3,4%), г. Торжок (3,2%), г. Ржев (3,0%), г. Конаково (3,0%), г. Удомля (2,9%), г. Нелидово (2,4%), г. Осташков (2,0%), г. Бежецк (1,9%). В Калининском районе количество индивидуальных предпринимателей составляет 1955 (3,5%). Менее 100 индивидуальных предприятий зарегистрировано в Жарковском районе (90), Сонковском (90), Молоковском (81), Лесном (67) и рп. Солнечный (39).

Среднесписочная численность работников на малых предприятиях составляет 52,1 тыс. человек. По-прежнему, доминирующей отраслью малых предприятий по среднесписочной численности работников является торговля и общественное питание - более 14360 человек или 28%. На долю строительства приходится 25% работающих на малых предприятиях, в промышленности - 19%. Следует отметить, что на малых предприятиях занято 10,6% от общей численности занятых на предприятиях и организациях области.

Сложившаяся отраслевая структура малых предприятий на протяжении последних лет практически остается неизменной: в торговле и общественном питании создано - 41% малых предприятий, в промышленности - 19%, строительстве - 14%, т.е. на эти три отрасли приходится 74% всех малых предприятий, на которых выпускается более 80% товаров (услуг), производимых малыми предприятиями.

В общем обороте розничной торговли области доля субъектов малого предпринимательства составляет - около 70%, в том числе малые предприятия - около 24%, индивидуальные предприниматели, реализующие товары вне рынков - около 29%, а торговля на вещевых, смешанных и продовольственных рынках - около 17%.

Отраслевая структура малых предприятий в Тверской области в целом сходна с общероссийской.

Выпуск товаров и услуг малыми предприятиями по всем видам деятельности по данным органов статистики за январь-сентябрь 2004 года составил 7248,7 млн. рублей и к концу года достиг, по оценке, 11395,0 млн. рублей.

По данным Тверского областного комитета государственной статистики на территории Тверской области зарегистрировано более 1750 индивидуальных предпринимателей, занятых производством промышленной продукции. Сферой приложения их деятельности является преимущественно лесная и деревообрабатывающая, легкая и пищевая промышленность и отчасти производство строительных материалов. Однако удельный вес объема промышленной продукции, произведенной индивидуальными предпринимателями, в областном промышленном производстве невелик.

Инвестиции в основной капитал малых предприятий в 2004 году составили, по оценке, 682,6 млн.рублей или 119,0% к уровню 2003 года.

Политика Администрации области в отношении развития и поддержки малого предпринимательства направлена на улучшение предпринимательского климата. С этой целью разработана Областная целевая программа поддержки развития малого предпринимательства в Тверской области на 2005 год.

Программные мероприятия объединены в три основные направления поддержки малого бизнеса: Информационное обеспечение развития предпринимательства; Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства; Подготовка кадров для малого предпринимательства.

Эффект государственной поддержки малого предпринимательства во многом определяется размером бюджетных средств, направляемых на соответствующие мероприятия.

Необходимо пояснить, зачем необходимо поддерживать малое предпринимательство и разрабатывать специальные программы поддержки. Широко бытует мнение, что в условиях рыночных отношений необходимо выравнивать условий для всех участников рынка – и крупных и малых и средних предприятий.

Из-за недоступности кредитов малые предприятия в последние годы жили и развивались исключительно за счет собственных сил, используя часть прибыли как собственные инвестиции. По сути, это был единственный источник развития производства.

Проблемы, с которыми сталкиваются малые предприятия в своей деятельности, не ведомы крупным предприятия. Ведь изначально крупные предприятия, созданные когда-то за счет колоссальных капиталовложений, и малые предприятия, создаваемые за счет личных сбережений на страх и риск предпринимателей находятся в неравных условиях и имеют явно неравные возможности. В том числе и стартовые условия. Взваливать на тех и других одинаковые бюджетные тяготы – значит заведомо обрекать весь сектор малого бизнеса на прозябание и ли разорение. Это подтверждается данными арбитражного суда Тверской области. Подавляющее число предприятий банкротов это малые предприятия с численностью от 2 до 40 человек их количество растет из года в год.

В 2005 году на реализацию мероприятий Программы по поддержке развития малого предпринимательства в областном бюджете предусмотрено 5 млн.рублей. При этом 4 млн. рублей из этой суммы средств планируется направить на субсидирование части процентной ставки по кредитам субъектам малого предпринимательства на реализацию инвестиционных проектов.

Инфраструктура поддержки малого предпринимательства области представлена следующим образом:

- Координационный Совет по развитию малого предпринимательства при Администрации Тверской области;

- отдел малого предпринимательства и рыночной инфраструктуры департамента экономики и промышленной политики Тверской области;

- Социально-деловые центры в городах Бежецк, Вышний Волочек, Кимры, Ржев, Торжок;

- Бизнес Бюро – консультационное бюро для бизнеса при Тверском городском фонде поддержки предпринимательства;

- Бизнес-инкубатор (г.Тверь);

- Учебно-деловой центр Морозовского проекта (г.Тверь);

- Муниципальные фонды поддержки предпринимательства в городах Тверь, Бежецк, Бологое, Удомля;

- Фонд поддержки независимых женских инициатив (г.Тверь).


В настоящее время в области функционирует восемь представительств Тверской Торгово-промышленной палаты: Бежецкое, Вышневолоцкое, Конаковское, Нелидовское, Ржевское, Торжокское, Торопецкое и Зубцовское. Сейчас идет работа по организации представительств в Бологое, Удомле и Осташкове.

В области осуществляется инициативное формирование объединений предпринимателей. В последние годы созданы: некоммерческое партнерство предпринимателей "Согласие", г.Удомля; НП "Ассоциация парикмахеров", г.Тверь; Ассоциация бухгалтеров Тверской области, г.Тверь; НП "Союз Предпринимателей", г.Тверь; НП "Приоритет", г.Тверь; НП "Альтернатива", г.Тверь; Ассоциация по поддержке малого и среднего предпринимательства в г.Конаково и Конаковском районе; Максатихинская районная общественная организация поддержки и развития предпринимательства; Центр Торговли и Бизнеса в г.Ржев.

Продолжает работать Областная межведомственная комиссия по устранению административных барьеров при развитии малого предпринимательства, в состав которой вошли представители государственных органов регулирования и контроля деятельности субъектов малого предпринимательства, представители малого бизнеса. Председатель комиссии – Бершадский М.В., первый заместитель Губернатора области.

Основными задачами работы комиссии являются содействие государственной политике в области поддержки и развития предпринимательской деятельности путем устранения нормативно-правовых, административных и организационных барьеров на пути развития предпринимательства; организация взаимодействия государственных органов исполнительной власти Тверской области, территориальных структур федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления в подготовке предложений и проектов правовых актов по вопросам устранения административных барьеров в деятельности субъектов малого предпринимательства.

Работает «горячая» линия для предпринимателей в департаменте экономики и промышленной политики Тверской области (тел. 34-96-79). В прошлом году поступило и рассмотрено 98 обращений предпринимателей.

Администрация области постоянно проводит семинары, совещания, «круглые столы» с участием предпринимателей, а также принимает активное участие в межрегиональных мероприятиях, посвященных развитию малого бизнеса.

Так например в середине марта текущего года была проведена работа по организации семинара для представителей Тверской и Московской области по вопросам микрокредитования малого бизнеса. Занятия и «круглые столы» в рамках семенара были проведены в городах Тверь, Бежецк, Конаково.

К основным проблемам малого бизнеса, которые требуют своего решения, относятся:

  1. несовершенство нормативно-правовой базы, учитывающей интересы малого бизнеса и нестабильность действующих законодательных актов;

  2. наличие административных барьеров при развитии малого предпринимательства и большого количества надзорно-проверяющих инстанций;

  3. недоступность кредитных ресурсов для малого бизнеса и неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий;

  4. ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям, имуществу, к участию в конкурсах на поставку продукции для государственных нужд;

  5. неразвитость системы информационного обеспечения малого предпринимательства;

  6. несовершенство системы налогообложения;

  7. отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей.


Постановочные вопросы, требующие решения на федеральном уровне по разделу «Малое предпринимательство»

Малый бизнес является важнейшей компонентой развития экономических реформ, призванной стать движущей силой формирования рыночных отношений и влиять на социально-экономическое развитие страны. Именно малый бизнес не требует крупных стартовых инвестиций, обеспечивает быстрый оборот ресурсов, формирует конкурентную среду, создает дополнительные рабочие места, быстро перестраивает производство в зависимости от соотношения спроса и предложения, оперативно внедряет передовые достижения.

Среди всех проблем, которые приходится преодолевать представителям малого и среднего бизнеса типичными и наиболее отрицательно влияющими на развитие предпринимательства являются:

- несовершенство нормативно-правовой базы, учитывающей интересы малого бизнеса и нестабильность действующих законодательных актов;

- недоступность кредитных ресурсов для малого бизнеса и неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий;

- отсутствие механизмов самофинансирования;

- ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям, имуществу, к участию в конкурсах на поставку продукции для государственных нужд;

- неразвитость системы информационного обеспечения малого предпринимательства;

- несовершенство системы налогообложения;

Основной закон, регулирующий малый бизнес «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» принят 14 июня 1995 года №88-ФЗ. В настоящее время данный закон потерял свою актуальность и требует кардинальных изменений.

Сегодня нет точного представления о количестве субъектов малого и среднего бизнеса в России. Границы между малым и средним бизнесом, между средним бизнесом и крупным четко не определены. Ясность и четкость в критерии должен внести новый федеральный закон о поддержке предпринимательства.

Пути развития малого и среднего предпринимательства его поддержка со стороны государства также должен определить федеральный закон.

В связи с этим считаем необходимым в текущем году ускорить принятие нового закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Системную поддержку малого бизнеса со стороны государства необходимо осуществлять на базе федеральной Программы. Программа закрепит ряд конкретных мероприятий, направленных на развитие данного сектора экономики.

В предложениях и рекомендациях деловых кругов России намечены конкретные пути решения развития предпринимательства. Сейчас необходима добрая воля, в первую очередь органов власти, чтобы выработать механизм их реализации. Для этого нужно сформулировать и решить задачу обеспечения баланса экономических интересов государства и бизнес сообщества.

Правительство Российской Федерации для реализации инвестиционных проектов, организации бизнес-инкубаторов планирует выделить малому бизнесу в 2005 году денежные средства в размере 1,5 млрд. рублей. Однако до настоящего времени нет нормативных правовых актов, регулирующих распределение средств, не разработана конкурсная документация.

Предлагаем ускорить принятие постановления Правительства Российской Федерации по финансированию из федерального бюджета малого предпринимательства и Положения, регламентирующего порядок получения кредитов малым бизнесом.

В муниципальных образованиях слабо развита система информационного обеспечения предпринимателей.

В рамках областной целевой Программы «Поддержка развития малого предпринимательства в Тверской области» на 2005 год планируется выделить средства из областного бюджета на создание сети центров деловой и правовой информации для предпринимателей на базе Делового информационного центра Областной библиотеки им. А.М. Горького и Централизованной библиотечной сети (ЦБС) Тверской области в Кимрском, Конаковском, Нелидовском, Осташковском, Старицком районах.

Информационное, консультационное и научно-методическое обслуживание субъектов малого предпринимательства упростит процедуру вхождения граждан в малый бизнес, обеспечит доступ предпринимателей к информационным ресурсам.

Для всех муниципальных образований существует проблема - недоступность кредитных ресурсов для малого бизнеса и неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий.

Областной целевой Программой предусмотрена финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства муниципальных образований возмещением из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам на реализацию инвестиционных проектов полученным в 2004 - 2005 годах в российских кредитных организациях.

Ограниченный доступ малых предприятий к производственным мощностям, имуществу.

Правительство Российской Федерации для реализации инвестиционных проектов планирует выделить малому бизнесу в 2005 году денежные средства в размере 1,5 млрд. рублей.

В городе Твери, несмотря на высокий научный потенциал, недостаточно развит инновационный бизнес. Предприниматели вышли с инициативой создания в областном центре техно-парка. Администрация должна принять участие в организации подготовки и продвижения конкурсной заявки данного проекта для получения средств федерального бюджета.

Эти же меры могут быть реализованы при создании бизнес – инкубаторов в Спировском, Лихославском, Бежецком и Конаковском районах.


Материал предоставлен Департаментом экономики, инвестиций и промышленной политики Тверской области.


Неёлов Ю.В.,

директор Тверского городского фонда

поддержки малого предпринимательства

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости