Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Содействие информационному обеспечению субъектов малого предпринимательства

(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)



Администрация (Правительство) Курганской области Постановлением № 378 от 18.11.2003г, утвердила Областную целевую Программу государственной поддержки малого предпринимательства в Курганской области на 2004-2005 годы. Одним из направлений данной Программы является совершенствование информационной поддержки субъектов малого предпринимательства.

В числе исполнителей данного направления – Закрытое акционерное общество «Межрегиональный маркетинговый центр «Курган-Москва».

Надеюсь, коллегам будет интересен опыт центра по совершенствованию информационной и консультационной поддержки малого предпринимательства в сфере государственного (муниципального) заказа, поскольку - это пример для построения трехсторонних взаимоотношений: инфраструктуры поддержки бизнеса, бизнеса и власти.

Совместно с Курганским агентством поддержки малого и среднего бизнеса, Администрацией (Правительством) Курганской области в лице отдела малого бизнеса и сектора территориального госзаказа, центром был реализован проект: «Внедрение механизмов для привлечения субъектов малого предпринимательства к выполнению госзаказа». Финансовую поддержку проекту оказал Фонд «Евразия».

Это позволило провести серию мероприятий, направленных на информационную поддержку малого и среднего бизнеса.

Проанализировав информацию о положении дел в сфере государственных заказов в Курганском регионе, изучив опыт работы по данному направлению в других регионах, мы пришли к выводу, что курганскому предпринимательству необходим центр государственного заказа.

Этот центр был создан на базе Курганского агентства по поддержке малого и среднего бизнеса. Любой желающий мог бесплатно воспользоваться информацией, содержащейся на странице www.kurgan.siora.ru

1. Раздел “Законодательство”.

В данном разделе мы разместили полный перечень законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих взаимоотношения между заказчиками и поставщиками в сфере госзаказа.

2. Раздел “Конкурсы” федеральные /областные/ муниципальные.

В течение всего времени работы над проектом и по настоящее время, этот раздел, по мере опубликования информации о конкурсах, наполнялся.

3. Раздел «Конкурсная документация».

Для этого раздела мы сделали подбор документов (образцы), содержащие основные части конкурсной заявки. Естественно, каждый заказчик сам разрабатывает для каждого конкретного конкурса конкурсную документацию, но практически каждая заявка содержит тот необходимый набор данных, который мы привели в образце.

4. Раздел «Реестр поставщиков».

В данном разделе мы опубликовали данные о предприятиях, ранее принимавших участие в поставке товаров (работ, услуг) для государственных нужд, а также потенциальных поставщиках.

Сообщение об открытии сайта гозаказа, с интерактивными возможностями для заказчиков и поставщиков, вызвало оживленный интерес, как среди потенциальных поставщиков-предпринимателей, так и заказчиков. Возможность размещения информации о муниципальных и областных заказах в сети Internet – это способ привлечения исполнителей государственного заказа из других регионов. В настоящее время получить подобного рода информацию довольно проблематично, и, соответственно, исполнителями заказа для государственных нужд становятся местные структуры. Когда же наряду с местными исполнителями в местных конкурсах стали принимать участие исполнители из других регионов, это стало своего рода стимулом к повышению качества работ (услуг, продукции), снижению цен и оптимизации затрат. Информацией с сайта пользуются и заказчики. Это особенно хорошо, так как в соответствие с законодательством о госзакупках, могут проводиться запросы котировок. В этом случае, предприятию вообще не нужно готовить конкурсную заявку. Кроме того, информация нужна и для закрытых конкурсов, когда число поставщиков и количество товара (продукции, услуг) ограничено.

Как заказчики, так и поставщики, посредством факсимильной или электронной связи, а иногда даже просто позвонив по телефону, просят разместить информацию о себе на нашем сайте.

За 1,5 года, с момента создания сайта до настоящего времени, количество просмотров составило более 113.000.

Дифференцирование в уровне развития малого предпринимательства в Курганской области обуславливает необходимость разнопланового подхода к формированию стратегии его развития.

В этой связи нами была проведена серия информационных семинаров в райцентрах Курганской области: г. Шадринск, Шумиха, Макушино и с. Кетово на тему: “Привлечение субъектов малого предпринимательства к поставке товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд». Тем самым, мы приобщили к участию в поставке товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд и сельское предпринимательство. Участниками наших семинаров стали более 300 человек.

Для того, чтобы проанализировать и оценить причины отказа субъектам малого предпринимательства в удовлетворении конкурсных заявок, узнать приоритеты, которыми руководствуются заказчики при выборе поставщиков, оценить профессиональность (рейтинг) подготовки конкурсных заявок местных поставщиков, определить структуру участников конкурсов, в том числе субъектов малого предпринимательства, мы провели мониторинг 5 конкурсов на поставку товаров для государственных нужд.

Проведя мониторинг, выявили нарушения в 4 из них. Причины нарушений кроются, как в несовершенстве законодательства и недостаточной квалификации специалистов по госзакупкам, так и в недобросовестных действиях некоторых из них. Многие поставщики высказали недовольство, что у них нет достаточной информации, связанной с госзаказами. Одним из основных путей решения данной проблемы и обеспечения принципа прозрачности по отношению к госзакупкам является создание общедоступных информационных сайтов по госзаказам.

Еженедельно для потенциальных поставщиков продукции (работ, услуг) для государственных нужд проводились очные индивидуальные консультации по вопросам финансовой оценки собственного бизнеса, расчету оптимальных цен поставки, подготовки конкурсных заявок, поиску информации о конкурсах, разъяснению законодательства в области госзаказа, размещению информации о поставщиках.

Одновременно мы смогли «разгрузить» сотрудников областной администрации, так как формы заявок и необходимые разъяснения о проводимых конкурсах, потенциальные поставщики смогли получить в нашем центре.

В общей сложности было подготовлено более 70 конкурсных заявок, среди них 43 - для участия в тендерах на территории г. Кургана и 27 - за пределами области. Заявки, подготовленные с нашей помощью, обеспечили победу в 18 конкурсах. И, одновременно, с этим в 39 из них были выявлены серьезные нарушения. В общей сложности, продолжительность индивидуальных консультаций для субъектов малого предпринимательства составила более 700 часов.

Кроме того, нами было проведено 2 «круглых стола». Тема первого: «Участие субъектов малого предпринимательства в выполнении госзаказа. Проблемы и пути их решения». Тема второго: «Итоги работы Курганской области в сфере госзаказа». Таким образом, в ходе диалога мы не только «вскрыли» проблемы, присущие заказчикам и поставщикам, но и разработали, и реализовали комплекс мероприятий, направленных на информационную и консультационную поддержку малого предпринимательства в сфере госзакупок. Второй «круглый стол» - это своего рода итог при подведении нашей работы.

Благодаря эффективной рекламной кампании о нашем проекте узнали очень многие пользователи. Кроме того, мы сами проводили массовые e-mail - рассылки, после чего, количество субъектов малого предпринимательства, среди которых оказались востребованы наши услуги, значительно увеличилось. В этой связи, мы ежедневно оказывали e-mail-консультации для иногородних пользователей Internet посредством электронной почты. В общей сложности нашими услугами смогли воспользоваться более 400 малых предприятий из всех российских регионов, а также Республик Беларусь, Украина, Молдова, Татарстан и Башкортостан.

Но информация о конкурсах не будет востребована в полной мере до тех пор, пока предприниматель не научится самостоятельно и грамотно составлять конкурсную документацию. Именно поэтому, мы запланировали и провели 11 тренингов, в том числе 4 – для сельских предпринимателей. В каждом тренинге приняли участие от 8 до 18 предпринимателей. Обучение в рамках тренинга включало в себя 5 модулей: законодательство, обучение практическим навыкам составления заявки, управление снабжением и запасами, формирование цены и себестоимости, анализ финансовых возможностей, практический опыт. Особенно хочется остановиться на последнем модуле. Дело в том, что все теоретические знания необходимо подкреплять практикой. В наших тренингах принимали участие руководители малых предприятий - поставщики для государственных нужд. Они, опираясь на собственный опыт, рассказали о положительных аспектах для предпринимателей – поставщиков для государственных нужд.

О своих достижениях по данному направлению мы рассказали на I Съезде представителей малого предпринимательства Курганской области.

Проведя комплекс вышеуказанных мероприятий, мы добились следующих результатов:

- заказчики из других регионов, не имеющие доступа в Интернет, просят проинформировать их о конкурсах на 2005 год;

- начиная с 2004 года, практически все муниципальные образования, даже из самых отдаленных районов области, стали проводить закупки для муниципальных нужд посредством публичных конкурсов, информацию о которых просят опубликовать на нашем сайте;

- Курганская областная Дума утвердила «Порядок ведения реестра закупок товаров (работ, услуг) для государственных нужд Курганской области»;

- мониторинг конкурсов выявил более высокую степень подготовленности заказчиков на федеральном уровне по сравнению с областным и муниципальным. В этой связи, по инициативе Департамента экономики Администрации (Правительства) Курганской области проведено обучение и аттестация специалистов муниципальных образований, курирующих вопросы закупок;

- количество иногородних предприятий-участников конкурсов, проводимых областными и муниципальными заказчиками Курганской области, увеличивается. И, одновременно, увеличивается количество малых предприятий из Курганской области, принявших участие в тендерах, объявленных заказчиками из других регионов;

- малые предприятия стали более грамотно подходить к вопросам формирования конкурсной цены, отстаивают свои интересы в арбитражном суде, более грамотно составляют конкурсную документацию.

Наш опыт востребован в других российских регионах. В частности, при проведении оценки состояния и развития малого предпринимательства в г.Североуральск Свердловской области, дальнейшее развитие малого предпринимательства в сфере госзаказа построено на основе наших рекомендаций и методик.


Меньщикова Лариса Витальевна,

генеральный директор ЗАО «Межрегионального
маркетингового центра «Курган-Москва»

Честная конвертация участникам ВЭД
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДАВЛЕНИЯ НА БИЗНЕС
БАНКИ И БИЗНЕС. UpGrade 2019 115-ФЗ: риски и решения для бизнеса.
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости