Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Роль малого бизнеса в экономике РБ, аспекты деятельности Ассоциации организаций предпринимательства РБ (АОП РБ) и общественных организаций предпринимательства, перспективы дальнейшего развития малого бизнеса в республике

(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)



В РБ в сфере МП работает около 12% экономически активного населения (более 120 тыс. человек). Малый бизнес обеспечивает около 10 % валового регионального продукта. В отраслевой структуре наибольшее количество малых предприятий приходится на сферу торговли и общественного питания – 38%, с/х – 23%, строительства – 14%, промышленности – 9%. Более 80% индивидуальных предпринимателей заняты в сфере торговли и общественного питания. Субъектами малого предпринимательства РБ производится продукции ( работ, услуг) на сумму более18 млрд.рублей. В бюджет республики от малого бизнеса поступает более 270 млн.рублей (более 10 % доходной части бюджета РБ.

Государственная поддержка производства должна стать важным направлением российской экономической политики. Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимым условием является формирование конкурентной среды путем развития предпринимательства, в том числе малого бизнеса. На стадии становления последний нуждается в серьезной поддержке со стороны государственных органов и общественных объединений предпринимателей, которые должны проводить единую скоординированную политику. В связи с этим хочу отметить роль и значение АОП РБ, ФРПМП РБ (Фонд развития и поддержки малого бизнеса РБ) и Отдела малого предпринимательства Министерства Промышленности РБ.


I. Достижения в МБ РБ.

- выстроена структура общественных организаций предпринимательства под эгидой АОП – собрание, Совет, Президиум и дирекция АОП РБ и создан механизм взаимодействия с властными структурами. На постоянной и регулярной основе ведется конструктивный, взаимовыгодный диалог и взаимодействие с властью всех уровней: -создан Республиканский Совет по поддержке предпринимательства при Правительстве РБ; -председатель Совета принимает участие в Коллегиях министерств и ведомств РБ; -проводятся круглые столы и собрания с участием руководства республики; -организуются выездные заседания АОП РБ в городах и районах.

- сложился положительный образ АОП и членство в ассоциации стало быть престижным. Ассоциация стала сильной, дееспособной организацией, объединяющей большинство СП, выражающей и отстаивающей интересы предпринимательства республики Башкортостан.

- 5 членов ассоциации стали депутатами Госсобрания РБ, что во многом способствует повышению престижа и значимости ассоциации;


II. Работа в ГОССОБРАНИЕ РБ и в постоянном комитете по промышленности, строительству, транспорту, энергетике и предпринимательству:


III. Для приумножения и дальнейшего развития структуры поддержки малого предпринимательства необходимо активное взаимодействие ассоциации с депутатами Госсобрания от предпринимательства. Это даст положительный эффект при решении наших общих задач.

- Основную роль и задачу ассоциации на данный момент я вижу в повышении авторитета предпринимательства в республике, престижа и высокой значимости малого бизнеса и общественных объединений предпринимателей для подъема экономики и снижения уровня безработицы в городах и районах республики; Т.к. до сих пор в этом вопросе сохраняется огромный разброс мнений: от восторга за наше предпринимательство, за его деловую хватку, за все что мы сделали для своих городов, районов и республики в целом, до полного отрицания наших заслуг, охаивания всего того, что мы делаем, изображения предпринимателей как людей состоящих из криминала, воровства и пьяниц. Предпринимательство – достаточно сложное и то же время противоречивое явление. Надо видеть его в целом, во всем богатстве и проявлении – от крупнейших корпораций и естественных монополий до малого предпринимательства, его деятельности в сфере производства, услуг, торговли, образования.

Для выполнения поставленной задачи необходимо:

  1. чаще проводить выездные заседания АОП, Советов и президиумов ассоциации, а также выезды председателя АОП РБ в «проблемные» города и районы для поддержки СП, решения актуальных вопросов МБ, повышения статуса председателей союзов, в т.ч. решая вопрос оказания финансовой поддержки общественным объединениям предпринимателей из бюджетов городов и районов. Учитывая, что большинство ныне действующих председателей союзов и советов предпринимателей несут эту нелегкую нагрузку на общественных началах и при этом еще умудряются вести свой бизнес. В связи с этим необходимо добиться, чтобы выполнялся Закон «О гос. поддержке МП» в части выделения в соответствующих бюджетах отдельной строкой 0,5 % от доходной части бюджета – на развитие рыночной инфраструктуры. И не только предусматривать, но и обеспечить реальное получение этих средств. В том числе это и наша задача, как депутатов Госсобрания, чтобы этот закон действительно начал работать.

  2. предусмотреть в структуре АОП должности зам. Председателя, курирующего районы. Это должны быть председатели сильных и крупных союзов предпринимателей.
  3. чаще проводить круглые столы по проблемным вопросам с участием представителей министерств и ведомств, властных структур ( В т.ч. депутатов ГОССОБРАНИЕ РБ, городских и муниципальных) и СМИ. Чтобы мы не обсуждали наболевшие проблемы только между собой, а могли сразу доводить их до руководителя конкретного ведомства, для более оперативного решения назревших вопросов.
  4. сделать регулярными контакты с депутатами Госсобрания для своевременного обсуждения проектов законов и постановлений ГОССОБРАНИЕ РБ, касающиеся предпринимательства. Доводить проекты этих законов, через АОП РБ (в т.ч. через свою газету) до членов ассоциации, союзов предпринимателей и др. заинтересованных лиц для получения их мнения, поправок и предложений. (Установить устойчивую обратную связь.) Необходимо, чтобы при разработке и принятии законов учитывалось мнение предпринимателей, тех, для кого эти законы принимаются.
  5. создать свой печатный орган – газету АОП РБ, для предпринимателей РБ, в которой отражалась бы деятельность ассоциации, ее членов, поднимались насущные проблемы предпринимательства, освещался положительный опыт ведения бизнеса (в первую очередь членов АОП), давались советы и рекомендации юристов и др. В том числе публиковались бы проекты законов, затрагивающих интересы малого бизнеса, а так же комментарии депутатов ГОССОБРАНИЕ, специалистов, предпринимателей и их предложения. Необходимо шире освещать деятельность ассоциации и ее членов в передачах республиканского ТВ. Способствовать созданию регулярных, объективных и интересных не только для предпринимательских кругов передач о малом бизнесе.
  6. Оказать реальную поддержку представителям малого бизнеса, принявшим участие в выборах в местные, представительные органы власти. От того насколько будут представлены интересы предпринимателей в данных органах – будут зависеть и условия для ведения бизнеса на местах ( благоприятные или нет).
  7. Необходимо инициировать и создать в Парламенте Республики (ГОССОБРАНИЕ РБ) депутатскую группу, представляющую интересы малого бизнеса Республики (это задача, в первую очередь, для предпринимателей-депутатов Госсобрания).

IV. Необходимые условия для эффективного развития МБ в РБ

Государственная политика в области создания структуры поддержки и развития малого предпринимательства, прежде всего, должна перейти от декларативности к осуществлению конкретных мер, к поддержке предпринимательства не на словах, а на деле, что соответственно увеличит роль МБ в экономике Башкортостана. Для этого считаю целесообразным и необходимым:

1.- создать Республиканское агентство (или комитет) по поддержке и развитию предпринимательства, отдельное и независимое от какого-либо министерства или ведомства структурное подразделение правительства РБ. ( В РБ в сфере МП работает около 12% экономически активного населения (более 120 тыс.человек). МБ обеспечивает около 10 % валового регионального продукта РБ. СМП РБ производится продукции ( работ, услуг) на сумму более 18 млрд.рублей. В бюджет республики от МБ поступает более 270 млн.рублей ( % доходной части бюджета РБ). Это равносильно, и по количеству работающих, и по поступлениям в бюджет, одной из отраслей народного хозяйства (строительной, с/х и иной другой). Но у предпринимательства, в отличие от других отраслей – нет своего государственного органа, который занимался бы развитием малого бизнеса, его стратегическим планированием, выражал и лоббировал интересы предпринимательства.

Конечно, нужно интегрировать крупный и малый бизнес, создавать условия для их взаимодействия, что бы они помогали друг другу, но в тоже время, "отдел по поддержке и развитию малого предпринимательства" не должен находиться при каком–либо министерстве или ведомстве. Объясню почему. Любое министерство или ведомство это в любом случае – крупный бизнес. А между крупным и малым бизнесом всегда были и будут противоречия (их немало): у одних – избыток средств, у других – их недостаток. Среднему и малому бизнесу важно развиваться, крупному – не раздражать власть. Но привычка поглощать у крупного бизнеса никуда не делась, поэтому они стараются захватывать все, что более-менее перспективно. ( То же самое мы наблюдаем и на федеральном уровне. Также в последнее время стали звучать предложения ( от представителей крупного бизнеса) об объединении с малым и вместе защищать интересы бизнеса. Такой союз можно назвать объединением волка и семерых козлят. ( Мы готовы к объединению при одном условии: что новая организация не будет заниматься политикой и нас не будут втягивать в политические дрязги).

Вот почему я считаю, что государственный орган по поддержке и развитию малого предпринимательства должен быть, отдельным и независимым от какого-либо министерства или ведомства - структурным подразделением правительства РБ – комитет, департамент или агентство. Параллельно с ним целесообразно при существующих министерствах (торговли, с/х, здравоохранения, и других) - стимулировать развитие отделов по развитию малого бизнеса в отрасли.


V. Актуальные проблемы предпринимательства РБ: 1) Финансирование было и остается наиболее уязвимой проблемой российского малого бизнеса. Проблемы развития основных финансовых инструментов поддержки малого предпринимательства со стороны органов государственной власти и управления в настоящее время весьма актуальны. Зачастую поднимаемые в этой связи вопросы на практике не имеют однозначного решения. Анализ результатов проведенных обследований деловой активности малого предпринимательства в промышленности, строительстве и розничной торговле показывает, что три четверти опрошенных предпринимателей считают одним из основных факторов, ограничивающих рост производства на малых промышленных предприятиях - недостаток денежных средств.

В настоящее время для успешного привлечения финансовых средств в малый бизнес (как отечественных, так и иностранных) как одного из важнейших условий дальнейшего развития сферы МП необходимы финансовые механизмы и технологии поддержки предпринимательства, соответствующие мировой практике, но при этом адаптированные к российским условиям.

Следует задействовать весь арсенал технологий привлечения в сферу МП финансовых средств. Очевидно, что на эффективность и состав технологий оказывают влияние региональные и структурные особенности, социальные и экономические приоритеты, уровень развития рыночной инфраструктуры, степень поддержки местных органов власти.

(Деньги надо тратить с умом, вкладывая в будущее и помня о настоящем.)

- Согласно Закона РБ « О гос. поддержке МП в РБ» (1996г.): ст.8 п.1 «Финансовая поддержка МП осуществляется за счет средств республиканского бюджета и местных бюджетов», ст.8 п.2 « Ежегодно в составе расходов республиканского Бюджета и местных бюджетов предусматриваются отдельной строкой расходы на поддержку СМП в размере 0.5% доходной части бюджета». В 2000г внесены изменения в п.3 «средства РБ на поддержку МП направляются в ФРПМП РБ, а средства местных бюджетов – в соответствующие районные и городские фонды». Данное изменение лишило возможности государственной финансовой поддержки существующие и вновь образуемые СП, в том числе и АОП РБ (считаю, что это важный вопрос, требующий рассмотрения в первоочередном порядке) .

2) Большой проблемой и препятствием для открытия нового и развития существующего бизнеса является сложность получения банковских кредитов. (Большое количество необходимых справок и документов, сроки оформления и предоставления кредита. Высокие проценты и краткосрочность кредитов. Побочные дополнительные, значительные расходы при оформлении ссуды – оценка недвижимости, нотариальное оформление, страховка, оплата получаемых справок и т.д.)

Предпринимательская среда неоднородна. Но, тем не менее, условно можно выделить три основные группы малых предприятий, отличающихся своими возможностями в привлечении финансовых средств.

К первой группе относятся наиболее успешные предприятия, имеющие историю развития, стабильное финансовое положение и перспективы роста. Они обладают достаточными возможностями для решения финансовых проблем за счет собственных ( внутренних ) источников или средств партнеров и учредителей. Эти предприятия ( или их владельцы ) являются собственниками имущества производственного и непроизводственного назначения, под залог которых в случае необходимости могут выделятся кредиты коммерческих и государственных банков. Немаловажно и то, что эти предприятия имеют солидный опыт и навыки применения различных технологий поиска финансовых ресурсов. Поэтому они пытаются минимизировать затраты на привлечение средств и не заинтересованы в получении средств на тех условиях, которые предлагают в настоящее время банки, из-за высоких процентных ставок и краткосрочности кредитования. Этот источник финансирования используется, в крайнем случае, для высокоэффективных проектов при отсутствии других возможностей.

Вторая группа наиболее многочисленна и объединяет предприятия, прошедшие стадию становления, но испытывающие в той или иной степени дефицит ресурсов для своего функционирования и развития. Они заинтересованы в привлечении финансовых средств для решения различных тактических и стратегических задач, но их возможности ограничены недостатком имеющихся у них залогов и гарантий.

К третьей группе относятся убыточные и малорентабельные предприятия с нестабильным финансовым положением, отягощенные долговыми обязательствами, а также недавно созданные, только начинающие свою деятельность. Эти предприятия не обладают свободными средствами и реальными залогами. Для них не существует и отлаженной системы гарантий и страхования инвестиционной деятельности.

В тоже время в банковском и инвестиционных секторах накоплены большие ресурсы, однако малый бизнес не в состоянии переключить на себя основные финансовые потоки. Несмотря на достаточно большое количество предлагаемых предпринимателями перспективных для финансирования проектов, они не представляют собой товарный продукт для продвижения на рынке капиталов, а являются «полуфабрикатом», который не находит своего инвестора или кредитора по следующим причинам:

- низкое качество подготовки бизнес – плана,

- финансовая несостоятельность предприятий – соискателей инвестиций,

- отсутствие гарантий и залогов,

- неоптимальные схемы реализации проектов,

- отсутствие у предприятий информации о потенциальных источниках и технологиях финансирования,

- незнание принципиальных требований инвесторов и «правил» поведения на рынке капиталов и др.

В связи с этим у финансирующих структур создается иллюзия отсутствия проектов, в которые можно вложить деньги. Предлагая некачественные и поэтому бесперспективные для инвестирования проекты, предприниматели теряют время, средства, силы, желание и импульс к их дальнейшей реализации. Воспользоваться же консалтинговыми услугами по ведению бизнеса и подготовке инвестиционных проектов малым предприятиям, как правило, не позволяют средства.

3) У «Предпринимателя», осуществляющего деятельность без образования юридического лица- из-за отсутствия четкого юридического толкования- к кому конкретно он относится к физическому, юридическому или должностному лицу, возникают проблемы при налогообложении, установлении ставок и штрафных санкций. Необходимо законодательно четко определить и закрепить таких юридических терминов и понятий, как "предприниматель без образования юридического лица", "малый бизнес" и "средний бизнес", а так же критерии отнесения к этим группам ( количество работающих по найму, кв.м. площадей, максимальная выручка, и пр.).

4) Высокие ставки земельного налога, арендной платы за землю, аренды помещений, которые ежегодно увеличиваются.

5) Ведомственные барьеры, которые пришли на смену административным (электросеть, СЭС, пожарная и торговая инспекции и прочие службы, которые решили сделать за счет малого предпринимательства свой большой бизнес).

Все эти проблемы нам надо решать, в т.ч. и с помощью Ассоциации.

Марданшин Рафаэль Мирхатимович,

первый заместитель председателя Совета Ассоциации организаций

предпринимательства Республики Башкортостан (АОП РБ)

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости