Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Проблемы формирования статистической базы малого предпринимательства в интересах развития местного самоуправления

(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)



Принятие новой версии закона “О местном самоуправлении” обострило проблему отсутствия статистической базы малого предпринимательства, сколь-либо достаточной для выработки и реализации решений органами местного самоуправления.

В Федеральном законе «Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не в прямом виде, а в косвенном виде (как самые различные «вопросы местного значения») указаны те функции, при осуществлении которых местные власти в своей деятельности могут «пересекаться» с интересами развития местного малого предпринимательства. Практически все перечисленные вопросы деятельности поселений, муниципальных районов и городских округов деятельности поселений, муниципальных районов и городских округов связаны или потенциально могут быть связаны с деятельностью субъектов малого предпринимательства. Деятельность субъектов малого предпринимательства за небольшим исключением прямо или косвенно совпадает с функциями, законодательно вмененными в перечень вопросов деятельности местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов.

Среди перечня вышеназванных вопросов особы выделим формирование бюджета соответствующего уровня. В соответствии с ФЗ от 20 августа 2004 года №120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации…» произведено уточнение налоговой базы доходов местных бюджетов. В соответствии с этим законом, наиболее существенными аспектами определения роли малых предприятий в наполнении бюджетов на уровне местного самоуправления являются: 1) налоги на доходы физических лиц в той части, в которой они создаются органами субъектами малого предпринимательства, 2) роль субъектов малого предпринимательства в уплате земельного налога, 3) роль малых предприятий в уплате единого сельскохозяйственного налога, 4) роль малых предприятий в уплате единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; 5) роль малых предприятий в уплате сборов за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы, 6) роль малых предприятий в плате за негативное воздействие на окружающую среду.

В идеале, муниципальная статистика обязана содержать в себе сведения, полноценно отражающая роль субъектов малого предпринимательства в решении вышеперечисленных вопросов и их роль в формировании налогообразующей базы уровня местного самоуправления. Очевидно, что решения, принимаемые соответствующими органами местного самоуправления в рамках законодательно вмененных им вопросов должны опираться на полную статистическую базу о деятельности и о результатах деятельности субъектов малого предпринимательства в рамках поселений, муниципальных районов и городских округов соответственно.

Но нынешние возможности сбора необходимой информации для муниципальных образований по наблюдению субъектов малого предпринимательства ограничены формулировкой 5 статьи Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ. В соответствии с ней, государственная статистическая и бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется в утверждаемом Правительством Российской Федерации в порядке, предусматривающем упрощенные процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения.

Во исполнение этого федерального закона распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. № 1389-р (с изменениями от 18 июля 1996 г.) Госкомстату России поручалось устанавливать предусматривающий упрощенные процедуры и формы отчетности порядок представления субъектами малого предпринимательства государственной статистической отчетности, а начиная с 1996 года – осуществлять текущее статистическое наблюдение за деятельностью малых предприятий в режиме выборочных квартальных обследований, кроме малых предприятий, осуществляющих добычу и переработку рыбы и морепродуктов.

Как следствие – относительно полная информация федеральной статистикой предоставляется только по субъектам малого бизнеса – юридическим лицам. По крестьянским (фермерским) хозяйствам достаточно частная информация (например, по объемам производства сахарной свеклы) сочетается с отсутствием данных о числе занятых в таких фермерских хозяйствах. Без последних вообще не получается сколь либо цельной картины о месте и роли крестьянских хозяйств в экономике не только муниципальных образований, но и в экономике России в целом.

Еще хуже дела обстоят с данными о малых предпринимателях без образования юридического лица (ПБОЮЛ). Последних более чем в четыре с половиной раза больше, чем малых предприятий - юридических лиц. В соответствии с нормами российского законодательства, по возможностям найма работников, объемам ведения хозяйственных операций они практически ничем не отличаются от малых предприятий - юридических лиц.

При этом следует особо подчеркнуть, что органы статистики делают все возможное для получения и агрегации данных о таких предпринимателях в рамках вышеназванных законодательных ограничений. Так, по последним данным, число занятых на одном ПБОЮЛ в среднем в 6 раз меньше, чем на малых предприятиях - юридических лицах. Это - очень существенная информация о ПБОЮЛ, из которой можно делать вероятностные оценки возможностей ПБОЮЛ в решении социально-экономических проблем муниципальных образований. Но все же ее явно недостаточно для того, чтобы искомые оценки обладали достаточной надежностью для принятия решений управленческого характера.

С точки зрения налогообложения для уровня местного самоуправления в действующей статистике малого предпринимательства не хватает следующих данных:

  • доходы физических лиц в той части, в которой они создаются субъектами малого предпринимательства
  • уплата субъектами малого предпринимательства сборов за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы
  • уплата субъектами малого предпринимательства штрафов за негативное воздействие на окружающую среду.

С точки зрения разрешения органами местного самоуправления законодательно вмененных им вопросов необходима следующая информация о деятельности субъектов малого бизнеса:

  1. владение, пользование и распоряжение субъектами малого бизнеса имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
  2. субъекты малого бизнеса, занимающиеся электро-, тепло-, газо- и водоснабжением населения, водоотведением, снабжением населения топливом;

  3. субъекты малого предпринимательства, занимающиеся содержанием и строительством автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, муниципального района, городского округа;
  4. субъекты малого предпринимательства в жилищном строительстве;
  5. субъекты малого предпринимательства в оказании транспортных услуг населению;
  6. субъекты малого предпринимательства в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
  7. субъекты малого предпринимательства обеспечение первичных мер пожарной безопасности
  8. участие субъектов малого предпринимательства в обеспечении жителей услугами связи,
  9. субъекты малого предпринимательства в обеспечении жителей услугами общественного питания,
  10. субъекты малого предпринимательства в обеспечении жителей услугами бытового обслуживания;
  11. субъекты малого предпринимательства в обеспечении жителей услугами торговли;
  12. субъекты малого предпринимательства в обеспечении жителей услугами организаций культуры и досуга;
  13. субъекты малого предпринимательства в осуществлении опеки и попечительства;
  14. субъекты малого предпринимательства в обеспечении условий для развития массовой физической культуры и спорта;
  15. субъекты малого предпринимательства создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;
  16. субъекты малого предпринимательства в организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
  17. субъекты малого предпринимательства в организации благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
  18. субъекты малого предпринимательства в организации освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;
  19. субъекты малого предпринимательства в оказании ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
  20. субъекты малого предпринимательства в охране окружающей среды;
  21. субъекты малого предпринимательства в организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов

То есть здесь речь идет об особой разбивке (классификации) субъектов малого предпринимательства по видам деятельности (в связи с переходом с 2005 года на такой вид учета), адекватным законодательно вмененным вопросам ведения органов самоуправления. В рамках такой классификации субъекты сферы малого предпринимательства могут быть подразделены по малым предприятиям - юридическим лицам и ПБОЮЛ-ам в разбивке по количеству, числу занятых (среднесписочного состава и совместителей.) и объемам продукции.

Отметим, получение и обработка статистической информации была бы в значительной степени облегчена, если бы на низовом уровне ее занялись налоговые органы по специально подготовленным компьютерным программам агрегации первичных данных с соблюдением всех необходимых требований по защите коммерческой тайны каждого из субъектов хозяйствования в отдельности. Обязанность получения и обработки информации муниципального уровня по субъектам малого предпринимательства должна быть вменена налоговым органам специальным Правительственным Постановлением в рамках пункта 2 статьи 32 Налогового Кодекса РФ. Обязанность может быть и непосредственно закреплена в статье 32 НК РФ.

Пока же вменение налоговым органам обязанности обработки и агрегации первичной информации по субъектам малого предпринимательства не произошло, статистические службы должны использовать в статистической работе как сплошное, таки и выборочное наблюдение. При этом следует учесть, что выборочное наблюдение экономически выгоднее сплошного, обеспечивает получение необходимых данных значительно быстрее и создает возможность расширения программы наблюдения. Одновременно величина совокупности единиц наблюдения в муниципальных районах (если будет принята концепция организации статистических служб в них или для нескольких муниципальных районов) и городских округах позволит получать достаточно надежные результаты для суждения обо всей совокупности - при условии его проведения с соблюдением научно-обоснованных принципов и правил выборки.

В настоящее время Государственный Универсистет-Высшая Школа экономики получил заказ от Росстата по нахождению путей и выработки механизмов полноценного сбора и обработки статистической информации о малом предпринимательстве для муниципальных образований (как часть общей работы по формированию российской муниципальной статистики). В этой связи приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных лиц и, соответственно, представителей муниципальных и региональных органов власти.



А. В. Виленский, К.э.н.

Руководитель центра формирования предпринимательской
среды ИМИП ГУ-ВШЭ, зав. сектором Института экономики РАН

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости