Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Краткое обоснование целесообразности использования опыта Томской области как модели инновационного развития субъекта Российской Федерации

Файлы

(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)



Президентом РФ В.В.Путиным поставлена задача удвоения экономического роста России и вывод ее на лидирующие позиции в мировом рейтинге конкурентоспособности. Это возможно только за счет развития бизнеса инновационного типа, основанного на использовании знаний.

Являясь территорией с высоким научно-техническим потенциалом, Томская область имеет реальный опыт развития системы инновационного предпринимательства. В Томске работают ведущие в стране и в мире научные школы в области информатики и математики, материаловедения, медицины и биотехнологий. Шесть ведущих государственных университетов Томска обеспечивают приток молодежи из регионов Сибири и Дальнего Востока, стран Средней Азии и Казахстана, лучшие из которых, заканчивая ВУЗы, пополняют научные школы, работающие наукоемкие предприятия, становится предпринимателями инновационного бизнеса.

В Томске работает более двухсот успешных инновационных предприятий, учрежденных в начале 90-х годов прошлого века, которые используют результаты интеллектуального труда. На ряде из таких предприятий объемы продаж достигли десятки миллионов долларов при выработке на одного сотрудника до 1 миллиона рублей в год. Обороты инновационных предприятий сопоставимы с оборотами предприятий традиционного машиностроения. В целом, инновационный сектор Томской области обеспечивает ежегодный рост объема произведенной продукции более 30% в год.

Все вышесказанное стало предпосылкой для разработки в 2002 году первой в России региональной стратегии инновационного развития. Одна из главных её целей - обеспечение значительного роста новой добавленной стоимости, создаваемой предприятиями Томской области. Само производство нового инновационного продукта (Схема 1) включает в себя несколько этапов, на каждом из которых требуются свои звенья финансовой и организационной поддержки.

В течение 2002-2004гг. в рамках инновационной стратегии нами были отработаны модели формирования и реализации инновационных проектов от поиска идеи до организации производства и вывода продукта на рынок; созданы элементы инфраструктуры развития инновационного предпринимательства; запущена система подготовки кадров для инновационного бизнеса. Финансирование мероприятий стратегии обеспечивается средствами областного бюджета, бюджета г. Томска, частных инвесторов, федеральными и международными грантами (Табл. 1).

Достигнутые результаты этой системной работы на уровне субъекта РФ были высоко оценены российскими и зарубежными экспертами, включая Мировой банк и Комиссию Европейского Союза.

Сегодня в Томской области усилия по реализации мероприятий инновационной стратегии сконцентрированы на создании условий для развития существующих и создания новых компаний на основе использования научно-технологического потенциала региона. Для этого необходимо создание или развитие звеньев цепочки поддержки и стимулирования производства инновационной продукции (Схема 1), а именно:

  1. Регионального венчурного фонда, обеспечивающего финансирование создания серийного производства инновационной продукции, конкурентоспособной на российском и международном рынках;

    Создание венчурного фонда было бы завершением создания системы финансирования инновационного цикла. Стартовый объем средств фонда должен составить не менее 50 млн. рублей, причем 50% обеспечивается за счет бюджетных средств, а другие 50% - за счет средств бизнеса. Средства федерального бюджета составят 12,5 млн. рублей.

  2. Технологического бизнес-инкубатора, обеспечивающего появление и развитие малых инновационных предприятий, основанных на разработках академических институтов и авторских групп;

    В Томске начата работа трех бизнес-инкубаторов разных типов (студенческий, производственный, инкубатор технологий), имеющих общую площадь около 4 тысяч квадратных метров. Кроме того, действует технопарк, осуществляющий выход конечного продукта на внешние рынки, а также офисы коммерциализации при университетах, преобразующие научную идею в коммерческий продукт.

    Обеспечение предприятий офисными и производственными помещениями за счет аренды на льготных условиях, а также консалтинговыми услугами, позволяющими решить юридические, организационные, производственные и маркетинговые проблемы нового предприятия. Инкубаторы будут принимать стартующие команды, работать с ними в течение трех лет и выпускать их как финансово устойчивые компании.

    Для обеспечения растущего числа новых предприятий через инкубирование новых бизнесов необходимо около четырех тысяч квадратных метров дополнительно, что потребует привлечения около 40 млн. рублей. Областной, муниципальный бюджеты и частные инвесторы в 2004 году вложили в эту инфраструктуру более 40 млн. рублей.

    В 2005 году необходимо финансирование из средств федерального бюджета для создания полного цикла бизнес-инкубирования по схеме студенческий бизнес-инкубатор – производственный бизнес-инкубатор - технопарк на сумму не менее 20 млн. рублей.

  3. Системы продвижения и сбыта продукции инновационных предприятий через сеть дилинговых центров в России и за рубежом.

    Ключевыми регионами для Томской области являются Кемеровская область, Тюменская область, Красноярский край, Свердловская область, Ханты-мансийский автономный округ, Самарская область, Московская и Ленинградская области. Из зарубежных стран – Казахстан, Украина, Белоруссия, Китай, Индия, Германия, Тайвань, Великобритания, США. Стоимость открытия представительства в российском регионе 1 млн. рублей (8 млн. рублей на 8 регионов) в иностранном государстве – 3 млн. рублей (27 млн. рублей в 9 государствах).

    Итого общие затраты на создание сети – 35 млн. рублей, по 50% из средств федерального бюджета и областного бюджета – 17,5 млн. рублей из каждого источника.


Таким образом, стоимость участия федерального бюджета в создании полной системной модели развития малого инновационного бизнеса – 50 млн. рублей.

Планируемые результаты работы в 2005 году:

  1. Увеличение доли международных контрактных исследований в общем объеме договорных работ с 20 до 25%.
  2. Создание не менее 30 новых малых инновационных компаний.
  3. Выход на продажи не менее, чем по 15 видам инновационной продукции.
  4. Выход на международные рынки не менее, чем по 5 видам наукоемкой продукции.
  5. Подготовка не менее 100 человек специалистов для растущего инновационного бизнеса.

Планируемые результаты реализации стратегии инновационного развития к 2010г. - рост доли инновационной продукции в приросте объема промышленного производства до 50 % , что будет достигнуто через:

  1. Увеличение доли международных контрактов в общем объеме договорных научных исследований до 40%.
  2. Создание ежегодно не менее 50 новых инновационных компаний.
  3. Начало продаж не менее, чем по 30 видам инновационной продукции ежегодно.
  4. Выход на международный рынок не менее 5 видов наукоемкой продукции с увеличением доли экспорта наукоемкой продукции до 15%.
  5. Работа на территории Томской области одной-двух транснациональных компаний.

Таким образом, факторы, определяющие Томскую область, как модель инновационного развития субъекта РФ, следующие:

  1. Последовательная политика региональных органов власти по формированию территории инновационного развития, формализованная в стратегии инновационного развития Томской области.

  2. Практически создана инфраструктура региональной инновационной системы:
    • Областные законы, областные целевые программы и иные нормативно-правовые акты, определяющие идеологию инновационного пути развития региона;

    • Областные конкурсы, программы и другие механизмы финансовой поддержки инновационных предприятий, обеспечивающие финансирование на всех этапах инновационной цепочки;
    • Система подготовки и повышения квалификации кадров для инновационного бизнеса;
    • Офисы коммерциализации в ВУЗах, помогающие оформить идею в понятном для инвесторов виде;
    • Первый в РФ межвузовский студенческий бизнес-инкубатор, на площадях которого сформированы команды студентов, работающие над бизнес-проектами (запущена первая очередь – 2 000 кв.м) ;

    • Производственный бизнес-инкубатор, находящийся в стадии запуска – 1 400 кв. м;
    • Информационно-выставочный центр «Технопарк», обеспечивающий продвижение инновационной продукции;
    • Кредитные кооперативы, обеспечивающие внедрение инноваций в муниципальных образованиях области.
  3. Томская область является территорией, возглавляющей Координационный Совет Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» по поддержке предпринимательства, в состав которого входят представители девятнадцати регионов Сибири. Совет может стать механизмом межрегионального обмена опытом по итогам достигнутых результатов.

Презентация "Взаимодействие власти и бизнеса при формировании модели инновационного предпринимательства" в приложенном файле



Беляев Александр Николаевич,

председатель комитета развития предпринимательства,
Администрация Томской области

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости