Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Некоторые проблемы развития малых предприятий производственного профиля

(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)


В настоящее время правительство России взяло курс на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса. Принят ряд законов в налоговой сфере, которые значительно облегчают работу малых предприятий. Несмотря на это мы не наблюдаем бурного роста малого предпринимательства, особенно в сфере производства продукции. Это обусловлено тем, что многие очень важные проблемы, которые препятствуют развитию малых предприятий, еще не решены.

С этими проблемами постоянно приходится сталкиваться нам – руководителям существующих малых предприятий. К сожалению, сейчас нет централизованного органа, который бы занимался решением таких проблем, поэтому смею надеяться, что мое сообщение на конференции будет способствовать их решению.

Наша организация «Промбиофит» сама является малым предприятием и более12 лет специализируется в области разработки и производства оборудования и технологий для предприятий малого и среднего бизнеса. Кроме того, наша организация является одним из учредителей Ассоциации производителей упаковочного и перерабатывающего оборудования ПАКМАШ, поэтому проблемы стоящие перед большинством малых предприятий нам близки и понятны.

Данные проблемы можно разделить на две группы:

Во первых, - это проблемы, общие для большинства малых предприятий производственного профиля, и, во вторых, - это проблемы, относящиеся к области деятельности региональных малых предприятий, с которыми мы сталкиваемся по роду своей деятельности.

Некоторыми общими проблемами, сдерживающими развитие малых предприятий являются следующие:


Проблема № 1. Сложное оформление экспортных поставок.

В стране сложилась парадоксальная ситуация. На высшем уровне говорят о необходимости всемерной поддержки экспорта российской промышленной продукции, а на самом деле для малого предприятия - производителя экспорт является практически неразрешимой проблемой.

Для оформления экспортной поставки производителю продукции необходимо кроме оформления всех необходимых таможенных документов получить в налоговой инспекции подтверждение таможенной стоимости продукции. Для этого в налоговый орган предоставляется достаточно большой набор документов, для подготовки которого бухгалтерии предприятия приходится тратить много времени. (Необходимо представлять первичные бухгалтерские документы, подтверждающие приобретение и списание всех составных частей изделия, штатное расписание, арендный договор и многое, многое другое). Если же за рубеж отправляется изделие, приобретенное у кого – либо, то набор документов сокращается до одной счет-фактуры. То есть посредник имеет значительное преимущество перед производителем.

При оформлении таможенных документов сталкиваешься с парадоксальной ситуацией: экспортные пошлины на вывоз продукции значительно меньше импортных пошлин на ввоз продукции. Что сделано, очевидно, для стимулирования экспорта. Однако таможня, имея план по сбору пошлин, совершенно не заинтересована в проведении экспорта, который не способствует выполнению этого плана.

Возврат НДС является тоже весьма трудоемкой операцией. Эта операция зачастую приводит к спорам с налоговыми органами и внеплановым налоговым проверкам.

При экспонировании продукции на зарубежных выставках практически невозможно оформить продажу выставочных образцов непосредственно со стенда. Поэтому этот образец приходится вести обратно в Россию, а затем обратно отправлять заказчику, что естественно значительно удорожает его стоимость и не способствует увеличению спроса.

Предложение: 1. Уравнять в правах производителя и посредника. 2. Повысить заинтересованность таможни в проведении экспорта. 3. Предоставить отдельным малым предприятиям производственного профиля упрощенный порядок оформления экспорта.


Проблема № 2. Продвижение продукции на зарубежный рынок.

Пробиться российскому предприятию на международный рынок трудно, но возможно. Для этого необходимо участвовать в международных выставках за рубежом. Покупать промышленную продукцию по описанию и картинкам, чаще всего никто не хочет.

Однако собственных средств у малого предприятия для самостоятельного участия в таких выставках чаще всего не хватает. Поэтому малое предприятие либо продает права на распространение своей продукции за рубежом крупной компании, либо вообще не выходит на зарубежный рынок.

Предложение: Оказывать государственную поддержку малым предприятиям по участию в зарубежных выставках. Особенно тем предприятиям, которые выпускают импортозамещающую продукцию.

Кроме того, поставляемая на экспорт продукция должна быть соответствующим образом сертифицирована. Это позволит значительно расширить ее рынок сбыта. Вводится в действие закон «О техническом регулировании», проводится работа по внедрению на предприятиях систем менеджмента качества (СМК) на соответствие требованиям международных стандартов серии ИСО 9000. Однако для малых предприятий проведение этих мероприятий зачастую оказывается непосильным ввиду их высокой стоимости.

Предложение: Государственным органам оказывать содействие малым предприятиям по внедрению на предприятиях систем менеджмента качества (СМК). Хотя бы для тех из них, которые производят продукцию, пользующуюся спросом за рубежом.

Вероятно для крупных предприятий решение таких проблем не вызывает особых затруднений, однако они становятся непреодолимой преградой для экспорта промышленной продукции малых предприятий.

В связи с подготовкой к вступлению России в ВТО решение этих проблем приобретает особую актуальность.


Проблема № 3. Сложный бухгалтерский и налоговый учет.

Постоянное усложнение государством правил бухгалтерского, а теперь и налогового учета привело к тому, что, например, на нашем предприятии, 20% сотрудников заняты в этой сфере. Хотя для нужд бухгалтерии компьютеры объединены в локальную сеть, бухгалтерия использует программу 1С 7-я версия, систему клиент-банк и др. В результате растет себестоимость продукции, а не заработная плата сотрудников.

Переход на упрощенную систему налогообложения мог бы решить эту проблему, однако лимит на величину годовой выручки – 15 млн. руб./год, не позволяет это сделать. Данная величина соответствует среднему уровню годовой выручки многих малых предприятий машиностроительного профиля, и в дальнейшем будет ограничивать рост предприятия.

Предложение: Увеличить минимальную величину годовой выручки для машиностроительных предприятий, использующих упрощенную систему налогообложения, до 50 - 100 млн. руб./год.

Проблема № 4. Высокая арендная плата.

Большинство малых предприятий размещается на арендованных производственных площадях. Арендодатели постоянно повышают арендную плату, в результате чего арендаторам становится невыгодно работать на данных площадях и они вынуждены либо искать себе другие помещения, либо прекращать свою деятельность. Таких примеров к сожалению немало.

Предложение: Оказывать государственную поддержку малым предприятиям в аренде площадей на территориях неработающих промышленных предприятий по разумным фиксированным ценам.

Теперь несколько слов о другой группе проблем, общих для региональных предприятий, ориентированных на удовлетворение потребностей регионального рынка.

Чтобы понять суть проблем и определить возможные пути их решения, рассмотрим, с какими трудностями сталкивается большинство предпринимателей при организации бизнеса, Такие проблемы хорошо видны "снизу". Мелкие трудности – типа оформления учредительных документов, получения юридического адреса и т.п. не обсуждаем.

Известно, что Россия занимает огромную территорию, со слаборазвитой по современным меркам дорожной сетью. Поэтому концентрация производства продукции на нескольких крупных предприятиях и централизованное снабжение этими продуктами регионов в большинстве случаев экономически нецелесообразно. Это обстоятельство в свою очередь обуславливает специфику развития предприятий малого и среднего бизнеса, ориентированных на удовлетворение потребностей регионального рынка.

В настоящее время тарифы на грузоперевозки достаточно высоки и продолжают увеличиваться. Поэтому цены на завозимую в регионы продукцию растет, а покупательский спрос соответственно падает. Возможным путем снижения транспортных расходов, а следовательно, цены продукции является организация мелкой фасовки различных продуктов в районе их реализации. Это позволяет избежать перевозок воздуха, т.к. расфасованный продукт занимает гораздо больший объем, чем нерасфасованный, что особенно актуально в случае перевозок жидких и пастообразных продуктов различного назначения, расфасованных в мелкую тару.

Кроме того, известно, что многие продукты изготавливаются по технологии, где основным процессом является разведение концентрата водой, следовательно, при перевозке готового продукта вместе с ним перевозится вода. Этого можно избежать, организовав приготовление таких продуктов в районе их потребления.

Примерами таких продуктов являются:

- растительное масло;

- молоко и кисломолочные продукты;

- технические масла;

- краски, растворители и др. жидкие продукты бытовой химии;

- жидкие продукты автохимии и т.д.

- натуральные соки;

- восстановленное молоко и молочные продукты;

- шампуни, моющие средства;

- соусы: кетчуп, горчица, майонез;

- косметические и медицинские средства и др.

Поэтому более выгодно некоторые виды продукции, предназначенные для внутреннего регионального рынка, закупать не в готовом виде, а производить и фасовать на местах потребления из завозимых сырья и материалов. В этом случае исключаются бесполезные перевозки воды и воздуха, а, следовательно, снижается себестоимость готовой продукции.

Учитывая не слишком большие объемы потребления, производство продукции для обеспечения регионального спроса может быть выполнено силами малых предприятий. Для размещения предприятий могут использоваться незадействованные помещения пищевых и технических производств.

Очевидно, что для реализации этих предложений необходимы соответствующие оборудование и технологии. Причем технологии и оборудование должны быть адаптированы друг к другу, то есть технология должна воспроизводиться на данном оборудовании.

Кроме того, технология должна быть воспроизводима в условиях малого предприятия. Существующие технологии в большинстве случаев этими качествами не обладают. До недавнего времени такие технологии и оборудование вообще практически отсутствовали.

Наличие таких технологий и оборудования дало бы, кроме того, возможность силами малых предприятий организовать переработку местного сырья и фасовку продукции местных предприятий для удовлетворения спроса внутреннего рынка и поставки продукции на внешний рынок. Например, организовать переработку дикорастущих ягод в ягоду протертую с сахаром и ягодные соки и напитки, производство концентратов для морсов и др.

До недавнего времени развитие малых предприятий сдерживало отсутствие оборудования и соответствующих технологий. Однако в настоящее время большинство технических вопросов может быть решено на базе разработок отечественных предприятий.

ЗАО "ПРОМБИОФИТ" является одним из учредителей Ассоциации "ПАКМАШ", которая объединяет ряд машиностроительных предприятий РФ, работающих в области упаковочного машиностроения, На базе этой ассоциации и ей подобных можно создать необходимые базы данных.

Для создания любого малого предприятия и начала производства необходимы финансовые средства – первоначальный капитал.

По опыту работы нашей организации в настоящее время, это не является неразрешимой проблемой, так как в нашу организацию идут постоянные обращения от банков с предложениями кредитов, а так же обращаются потенциальные Заказчики, которые какое-то время, позанимавшись торговлей и заработав деньги, хотели бы вложить их в какое-нибудь рентабельное производство. Кроме того, государство расширяет финансовую поддержку малых предприятий в виде программ СТАРТ, ТЕМП и др….

Гораздо более сложной проблемой является решение вопроса что производить, и кому сбывать произведенную продукцию. Для решения этого вопроса необходимо знать потребности регионального рынка, рыночную стоимость готового продукта и иметь выход на каналы сбыта готовой продукции. После этого необходимо рассчитать себестоимость продукции. Это можно сделать, решив технические проблемы: подобрав соответствующие технологию и оборудование, определив штаты, подобрав необходимые производственные площади, поставщиков сырья и расходных материалов. После этого предприниматель принимает решение о целесообразности организации выпуска продукции.

В настоящее время все эти расчеты предпринимателю приходится производить самостоятельно, часто на достаточно примитивном уровне, не имея никаких методических и информационных материалов. Поэтому многие предприниматели либо отказываются от своей затеи, так как риск ошибки при отсутствии данных весьма велик, либо вкладывают деньги в перепродажу.

Поэтому в настоящий момент наиболее актуальными задачами, которые необходимо решить для активизации процесса развития малого бизнеса в регионах являются:

  1. Подготовить базы данных по:

    - потребности регионального рынка в продуктах питания и другой народнохозяйственной и промышленной продукции, объем потребления которой, может обеспечиваться малыми предприятиями;

    - перечню региональных потребителей данных видов продукции.

  2. На основе этих данных определить, какие виды продукции могут выпускаться малыми предприятиями.
  3. Подготовить соответствующие запросы в Ассоциацию «ПАКМАШ» и другие специализированные организации на разработку и обеспечение поставки необходимых технологий и оборудования.
  4. Разработать методические рекомендации с описаниями типовых производств и методиками расчета экономической эффективности соответствующих производств.
  5. Определить приоритетные направления разработки наиболее перспективных технологий и оборудования для малых предприятий.
  6. Организовать распространение данной информации среди представителей малого бизнеса.
  7. Определить порядок финансирования данных работ.

По моему мнению, организация решения этих вопросов может осуществляться силами региональных органов самоуправления.

Однако решение этих задач потребует координации действий многих организаций.

  • региональных структур по изучению потребительского рынка;
  • ассоциаций и организаций специализирующихся в области разработки оборудования и технологий для малого и среднего бизнеса (Ассоциация «ПАКМАШ», ЗАО «Промбиофит» и др.);
  • региональные организации поддержки малого предпринимательства ;
  • финансовые структуры, заинтересованные в выгодном размещении денежных средств и др.

Поэтому было бы целесообразно разработать соответствующую региональную или государственную ПРОГРАММУ по поддержке и развитию регионального малого предпринимательства.

Реализация такой Программы позволит:

  • создать новые рабочие места в регионе, что будет способствовать решению проблемы занятости населения,
  • наполнить региональный рынок недорогими товарами отечественного производства,
  • способствовать развитию малого предпринимательства, повысить деловую активность населения,
  • увеличить налоговые выплаты в местный бюджет,
  • реализовывать на Российском и зарубежном рынке региональную продукцию и рассчитываться ей с инвесторами.

Реализация Программы позволит оказывать реальную помощь начинающим предпринимателям Брянской области и других регионов РФ через соответствующие структуры поддержки малого предпринимательства, так как до недавнего времени эта помощь сводилась к организации курсов по плетению из лозы и расписыванию матрешек, что уже несколько не соответствует современным требованиям.



Белов Н. А.,

президент ЗАО «Промбиофит»

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости