Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

О роли торгово-промышленных палат в создании единой системы безопасности предпринимательской деятельности (Из материалов Всероссийской научно-практической конференции (16-17 апреля 2004 года) г. Москва)

Авторы: Пучков С.И. – эксперт по экономической и информационной безопасности Балашихинской ТПП, член Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности


На процесс управления предпринимательской структурой влияет множество внешних и внутренних факторов, что нередко способствует возникновению различного рода опасностей и угроз для ее жизнедеятельности. Стремление предпринимателей сохранить свое дело, получить прибыль за счет выхода из правового поля поддерживается и используется криминальными структурами и коррумпированными чиновниками в своих корыстных интересах. Практика свидетельствует, что, даже проводя конкретные мероприятия по снижению риска, существует вероятность появления экстремальных ситуаций для предпринимательских структур. Единоличные решения руководитель предпринимательской структуры малого или среднего бизнеса принимает, как правило, на базе своих профессиональных знаний, личного практического опыта и консультаций специалистов. Однако консультации специалистов достаточно дороги и не всегда (везде) есть возможность их получить, практический опыт предпринимательства в России еще незначителен, личный опыт нередко обманчиво успокаивает предпринимателя «меня экстремальные ситуации должны обойти стороной». Поэтому о решении вопросов, связанных с безопасностью предпринимательской деятельности руководитель структуры малого и среднего бизнеса (МСБ) если и вспоминает, то в последнюю очередь, когда, как говорится «гром грянет».

Можно следующим образом структурировать основные проблемы в развитии российского предприни¬мательства, которые влияют, в том числе, и на безопасность хозяйствующего субъекта.

Проблемы институциональной среды функционирования предпринимательства:нерациональные процедуры создания и ликвидации предприятий предпринимательского сектора; неразумная и неустойчивая система налогообложения; усложненная система лицензирования и сертификации; отсутствие инфраструктуры развития предпринимательства.

Взаимоотношения предпринимательских предприятий с органами государственной и муниципальной власти, чиновниками: произвол, вымогательство и коррупция чиновников, отсутствие авторитетных органов, представляющих в высших эшелонах государственной власти интересы и права предпринимательства.

Взаимоотношения предпринимателей с финансово-кредитными учреждениями: отсутствие системы кредитования, специфицированной для предпринимательского бизне¬са, произвол банковских служащих.

Влияние криминального мира: вымога¬тельство преступников и невозможность защиты законными средствами.

Взаимоотношения предпринимательских предприятий с крупными предприятиями: диктат «материнских» компаний, неравенство в партнерских отношениях.

Взаимоотношения предпринимательских предприятий друг с другом: разобщенность интересов и поведения, недобросовестное партнерство.

Внутренние проблемы предпринимательских предприятий и кадров: высокая стоимость и низкое качество образовательных услуг для предпринимателей; недобросовестное поведение наемных работников предприятий малого и среднего бизнеса; факторы неблагоприятной внутренней среды на предприятиях МСБ.

Информационные проблемы: «приватизация» чиновниками информационных ресурсов государственных федеральных и муниципальных информационных систем, высокие цены на частном информационном рынке.

Предприниматель и общество: сохраняющееся недоверие общества к предпринимателям, продукции предпринимательских предприятий; пренебрежение интересами общества со стороны предпринимателей.

Решать эти проблемы, обеспечивая тем самым, более благоприятные условия для занятий предпринимательской деятельности, можно только при поддержке малого и среднего бизнеса со стороны государственных органов власти и негосударственных организаций. Причем эта поддержка должна быть предметной.

Если сегодня в России предприниматель - это реальный «экономический человек», то его права в экономике должны защищаться так же, как и права обычного человека в обществе. Необходим институт защиты прав предпринимателей, аналогичный институту защиты прав человека. Созданные в последние годы многочисленные ассоциации, союзы и общества предпринимателей не смогли завоевать авторитета ни среди широких масс предпринимателей, ни среди остального населения, ни в кругах власти. Необходима такая организация в задачи, которой должна входить не только оборона предпринимательского сословия от чиновников, органов правопорядка или потребителей. Задача такой организации - урегулирование возникающих конфликтов, гармонизация отношений данной социальной группы с другими группами.

Кто же может защитить предпринимателей, особенно представителей малого и среднего бизнеса? Ведь в силу ряда причин государственные правоохранительные органы не в состоянии и не в силах надежно обеспечить безопасность субъектов рыночного сектора экономики. Опыт ряда наиболее развитых зарубежных стран подтверждает тезис о том, что решение проблем безопасности, защиты экономических интересов и поддержки бизнеса не может являться прерогативой исключительно государства. Оно не может отказать предпринимателю в праве на его безопасность, на приобретение им тех средств и получение тех услуг, которые эту безопасность обеспечивают. Так предприниматели, для обеспечения собственной безопасности и безопасности своего бизнеса сами стали инициаторами создания негосударственных (частных) структур безопасности (НСБ). Их возникновение является одним из объективных условий развития рыночных отношений в России. Кстати, за рубежом, где этот процесс давно стабилизировался, в частных структурах безопасности занято в два - три раза больше людей, чем в государственных.

По сути своей НСБ являются субъектами предпринимательской деятельности в сфере услуг обеспечения безопасности. Они хорошо знают рынок, нужды и проблемы тех фирм и предприятий, которым оказывают свои специфические услуги в рамках существующего законодательства. А когда негосударственные структуры безопасности становятся членами торгово-промышленной палаты, появляется уникальная возможность создания на базе ТПП системы обеспечения безопасности предпринимательства в любом регионе.

На сегодняшний день, организацией регионального уровня, которая реально может быть поддержкой и защитой самого многочисленного и наименее защищенного слоя российской экономики - малого и среднего бизнеса, является торгово-промышленная палата.

В соответствии с существующим законодательством, торгово-промышленные палаты Российской Федерации - это общественные, некоммерческие организации, призванные содействовать формированию и развитию промышленной, финансовой и торговой инфраструктур. Особое место в их деятельности занимают вопросы развития малого и среднего предпринимательства, комплексного обеспечения его экономической безопасности.

Практика работы ряда палат Центрального Федерального округа РФ (ЦФО РФ) (Московской, Ярославской, Костромской, Балашихинской) показывает, что на базе торгово-промышленной палаты, в каком бы регионе она ни находилась, возможно, создание системы безопасности предпринимательской деятельности (СБПД).

Для создания СБПД на базе региональных ТПП необходимо выполнение следующих условий:

  • Добрая воля и заинтересованность законодательной и исполнительной власти, правоохранительных органов и общественных организаций в развитии цивилизованного предпринимательства в своем регионе. Установление между ними взаимопонимания и оперативного взаимодействия.

  • Наличие (или создание) в торгово-промышленной палате подразделения, которое занимается вопросами экономической безопасности предпринимательства. Это может быть структурное подразделение ТПП или самостоятельное юридическое лицо, созданное при палате и с участием палаты в качестве учредителя. Полномочия подразделения экономической безопасности (по опыту Московской ТПП) могут быть установлены распоряжением главы исполнительной власти. В распоряжении определяются цели создания данной структуры, даются указания местным органам исполнительной власти оказывать всемерную поддержку и помощь в ее работе.
  • Наличие в регионе негосударственных структур безопасности (частных охранных, детективных, консалтинговых и т.п.), то есть предприятий, оказывающих услуги в сфере безопасности предпринимательства. При вступлении в члены ТПП эти предприятия своим потенциалом могут стать исполнительным механизмом создаваемой системы безопасности предпринимательства. Тщательный отбор предприятий НСБ исключит нахождение в них криминальных элементов.

Опыт ряда торгово-промышленных ЦФО РФ в создании инфраструктуры поддержки предпринимательства в области обеспечения безопасности был обсужден на рабочем совещании руководителей ТПП Ассоциации ТПП ЦФО РФ в Московской ТПП. На совещании был предложен следующий путь создания единой системы безопасности предпринимательской деятельности:

  • Образование при Ассоциации ТПП ЦФО РФ Координационного Совета по созданию единой системы безопасности предпринимательской деятельности.
  • Создание на базе ТПП, входящих в Ассоциацию локальных СБПД, с учетом особенностей развития малого и среднего бизнеса в их регионах.
  • Организация информационного взаимодействия локальных СБПД внутри Ассоциации ТПП ЦФО РФ.
  • Объединение всех созданных локальных СБПД в единую систему в рамках Ассоциации ТПП ЦФО РФ.

Примерная схема создания системы безопасности предпринимательской деятельности на базе торгово-промышленных палат показана на рис.


СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА БАЗЕ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Создание такой системы поддержки предпринимательства в регионе позволит более динамично развиваться бизнесу, в особенности структурам малого бизнеса, которые, как правило, не в состоянии в одиночку противостоять различным угрозам. Малый бизнес в муниципальном образовании – это новые рабочие места, увеличение поступления налогов в местный бюджет и, в конечном счете, как показывает зарубежная практика, основа развития местного самоуправления.


Литература:

1. Управление системой безопасности фирмы. Практическое руководство к действию: (Справочное пособие) / Пучков С.И., Кузнецов С.А. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2001. - 128 с.

2. Г.Б. Клейнер «Предпринимательский сектор в экономике и обществе: миссия и проблемы ее реализации» // Экономическая наука современной России 2001. Экспресс – выпуск 2(7).

3. Малый бизнес: выход их экстремальных ситуаций / Р. Брюк, Е.В. Калинкин, Ж. Виане, Д. Десхулместер. – М.: ЗАО «Изд-во «Экономика»», 2001. – 214 с.

4. А.Л. Шакимов «БЭБ: «Горячая линия»» // Мир Безопасности, №1, 2004 г., с. 8.

5. Защита прав предпринимателя: Практическое руководство/ С.И. Пучков, Р.С. Пучков, И.А. Бородин. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К?», 2003. – 260 с.

6. Пучков Р.С., Пучков С.И., Бородин И.А. Вас пришли проверять: Стратегия выживания на российском рынке (справочник бизнесмена): Практич. пособие. – М.: Дело, 2004. – 512 с.

Честная конвертация участникам ВЭД
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДАВЛЕНИЯ НА БИЗНЕС
БАНКИ И БИЗНЕС. UpGrade 2019 115-ФЗ: риски и решения для бизнеса.
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости