Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Обеспечение корпоративной безопасности предпринимательства в деятельности Торгово-промышленных палат Российской Федерации: некоторые проблемы и методы их решения (Из материалов второй Всероссийской научно-практической конференции «Управление корпоративной

Автор: ПУЧКОВ С.И. – эксперт по экономической и информационной безопасности Балашихинской ТПП, член Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности


На заседании Президиума правления ТПП РФ, состоявшегося 24 марта 2005 года были подведены итоги работы Торгово-промышленных палат Российской Федерации за 2004 год. Совокупный объем услуг, предоставляемых Палатами, увеличился почти на 29 процентов по сравнению с 2003 годом. Доля услуг оказываемых Палатами в обеспечении безопасности предпринимательства составила около 0,2 процента от общего объема, увеличившись по сравнению с 2003 годом почти на 60 процентов. Казалось бы, нет повода для беспокойства. Но если учесть что объем услуг, оказываемых Палатами в сфере безопасности предпринимательства, в 2003 году был на 40 процентов меньше по сравнению с 2002 годом, а почти 80 процентов всего прироста данных услуг в 2004 году пришлось на Калининградскую ТПП (всего в России на сегодня - 171 торгово-промышленных палат), то особого повода для оптимизма нет.

Судя по всему, многие Палаты считают предоставление услуг по обеспечению безопасности предпринимательства неактуальными на данный момент для себя. Либо, что более вероятно, эти Палаты не имеют возможности их оказывать по разным причинам. На наш взгляд, одна из причин – Палаты не просвещает предпринимателей культуре безопасного ведения своего бизнеса. Другая причина - в Торгово-промышленных палатах в большинстве своем отсутствуют специалисты в области корпоративной безопасности предпринимательства. Некому просвещать. Нет специалистов. Конечно, это беда не только Палат, но и всего российского предпринимательства. Сегодня вузы, исходя из своих возможностей или взглядов, готовя специалистов в области безопасности предпринимательской деятельности, делают упор на юридическое, или экономическое, или техническое направление. В тоже время, квалифицированный специалист должен обладать системными знаниями: и экономическими, и юридическими и техническими, с акцентом на экономическую составляющую, т.е. уметь оценивать технические решения «рублем». Этот специалист должен хорошо разбираться как в вопросах производственного менеджмента, так и в различных аспектах управления персоналом. Ему необходимо иметь знания, позволяющие учитывать влияние разнообразных факторов на экономическое положение в экономических категориях. Оценивать состояние корпоративной безопасности на текущий момент, на перспективу. Он должен уметь предложить комплекс мероприятий по поддержанию или повышению уровня корпоративной безопасности, а также руководить исполнением мероприятий по обеспечению корпоративной безопасности предпринимательских структур и контролировать.

Заниматься бизнесом вообще, а в России особенно, не только приятно и интересно, но и опасно. При этом опасность подстерегает предпринимателей с двух сторон: в виде бизнес - рисков и в форме факторов угрозы. Первые — непосредственно связаны с хозяйственно - финансовой деятельностью предпринимателей и имеют переменный характер, вторые, как правило, постоянны и в меньшей степени зависят от характера деятельности.

Таким образом, бизнес любого формата, кроме решения собственно бизнес - задач, вынужден заниматься и обеспечением своей безопасности. Практика показывает, что у крупного бизнеса всегда находятся инструменты для более эффективного, отстаивания своих интересов перед властями разного уровня (в этом случае правильнее сказать почти всегда), недобросовестными партнерами и конкурентами, криминальными элементами, в том числе и путем создания полнокровной службы корпоративной безопасности, на содержание которой расходуется до 15% бюджета. Что же касается малых и средних предпринимательских структур, то они, как правило, не могут позволить себе такую «роскошь» и вынуждены решать проблему безопасности иными средствами. Предприниматель малого и среднего бизнеса – часто понимая, необходимость защиты своего бизнеса, в меньшей степени и, не всегда знает, от кого он должен защищать свой бизнес, порою совсем не представляет, как ему необходимо защищать свой бизнес.

И именно при ответах на эти вопросы выявляются существенные различия между методами обеспечения безопасности в крупном, среднем и малом бизнесе. Для двух последних она складывается из трех аспектов: хозяйственно – финансовой (в крупном бизнесе экономической) безопасности, управленческой (в крупном — информационной) безопасности и командной (в крупном - социальной) безопасности. В свою очередь в хозяйственно - финансовой безопасности наибольшее внимание уделяется взаимодействию с контролирующими и проверяющими структурами и управлению рисками. В управленческой - управлению интеллектуальным ресурсом и надежному информационному обеспечению управленческих решений. В командной - принципам отбора персонала и поддержанию лояльности сотрудников.

Необходимо также отметить, что если крупный бизнес рисками, как правило, управляет и при этом получает доходы, то в малом бизнесе предприниматель интуитивно избегая риски, в тоже время может, чуть ли не каждый день подвергаться им, рискуя при этом потерять все.

Малый бизнес зажат в тиски вечной нехватки денежных (а также любых других материальных) ресурсов, поэтому собственные юридические службы и сторонние адвокаты - из разряда мечтаний о «воздушных замках». Временные издержки это тоже фактор существования или смерти для малого бизнеса, он не будет судиться годами с органами контроля/надзора, поскольку понимает: любое отвлечение от бизнеса на «посторонние дела» уводит рынок в сторону других более удачливых операторов. Таким образом, экономически стимулируется единственный способ поведения - неформальный, а проще говоря - откупиться взяткой (в итоге оказывается дешевле, быстрее и менее хлопотно). У малого бизнеса нет спроса в арбитражной системе, в институциональном способе решения конфликтных ситуаций с совокупным государством и местным самоуправлением.

Но защищаться предпринимателю необходимо уже сегодня и для этого он должен обладать знаниями по широкому кругу вопросов, в области экономики, менеджмента, кадровом отборе и т.д. Всему этому нужно учиться. Но здесь возникает очередная проблема. Где это сделать?

Учебные программы большинства вузов ориентированы на подготовку специалистов для госучреждений и крупных коммерческих структур. Что же касается тех, кто относится к субъектам малого и среднего бизнеса, то они вынуждены осваивать азы бизнеса на собственном опыте путем проб и ошибок. При их численности, достигающей почти трети от общего числа предприятий и фирм, зарегистрированных в России (23,4%), и их вклада в ВВП (12,4%), такое положение нельзя назвать нормальным. Однако и разрешать это противоречие никто не торопится. С одной стороны субъекты бизнеса, полагая, что не боги горшки обжигают, смело берутся за мало знакомый вид деятельности в надежде на успех. Такое состояние неосознанной некомпетентности негативно сказывается на уровне корпоративной безопасности их фирм. С другой стороны, отсутствие у образовательных структур ярко выраженного интереса к обучению субъектов малого и среднего бизнеса вполне объяснимо. Это, прежде всего, малая бюджетность. Субъекты предпринимательства, особенно малого бизнеса, не готовы платить большие суммы денег за учебу вообще. Они хотят получать конкретные знания за умеренную плату. В свою очередь, со стороны государственных структур, декларирующих свою заинтересованность в развитии малого и среднего бизнеса, не просматривается выраженного стремления в подготовке грамотных субъектов предпринимательской деятельности. Не потому ли стремление предпринимателей сохранить свое дело, получив прибыль, за счет выхода из правового поля поддерживается и используется криминальными структурами и коррумпированными чиновниками в своих корыстных интересах.

Сложившееся положение дел может быть разрешено путем создания на базе образовательных учреждений при участии таких структур как торгово-промышленные палаты системы учебно-методических и консультационных центров для субъектов малого и среднего бизнеса. Такой симбиоз учредителей необходим для высокой эффективности функционирования подобных структур. Предыдущий опыт создания учебных центров специалистами-практиками уже показал свою низкую эффективность из-за отсутствия у учредителей навыков оказания образовательных услуг.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Уровень корпоративной безопасности субъектов малого и среднего бизнеса зависит, прежде всего, от компетентности руководителей и топ – менеджеров этих субъектов в вопросах управления финансами, информационными ресурсами и персоналом.

  2. Руководители и топ – менеджеры хозяйствующих субъектов должны иметь доступ к информации и образовательным услугам по ценам соответствующим их платежеспособности.
  3. Для повышения эффективности процесса адаптации и обеспечения корпоративной безопасности субъектов малого и среднего бизнеса к условиям рынка представляется необходимым создание при содействии администраций территориальных образований с участием Палат учебно-методических и консультационных центров.
  4. В стремлении предпринимателей к культуре безопасного ведения своего бизнеса должны быть заинтересованы не только они сами, но и, в первую очередь, предпринимательские сообщества: система Торгово-промышленных палат РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей), общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».

На наш взгляд Торгово-промышленная палата РФ, ее региональные и муниципальные палаты, могли бы выступить социальным заказчиком этой программы. Речь идет о подготовке кадров в области обеспечения безопасности предпринимательской деятельности, как для тех предпринимательских структур, которые уже действуют на рынке, так и для начинающихся предпринимателей. Ректор Государственной академии инноваций Сергей Кондратьев, подчеркивает, что наиболее целесообразен постепенный переход системы повышения квалификации к той, которая существует в Германии. Там, как известно, 83 торгово-промышленные палаты практически осуществляют контроль в области профессионального образования.

«В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала» - отметил в своем приветствии к участникам Российского образовательного форума проходившего в Москве с 21 по 24 апреля 2004 года Президент России Владимир Путин.

Работая на повышение корпоративной культуры безопасного ведения бизнеса среди предпринимательских структур, готовя специалистов для работы в этой области деятельности, торгово-промышленные палаты на наш взгляд, смогут значительно увеличить объем качественных услуг в сфере корпоративной безопасности предпринимательства.


Литература:

1. Материалы Президиума Правления Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, 24 марта 2005 г., г. Москва

2. Шестаков А.В., Пучков С.И. «Обеспечение безопасности цивилизованного предпринимательства. Роль и место торгово-промышленных палат». Вестник ТПП Московской области № 9, 2001 г., стр. 14 – 17

3. Защита прав предпринимателя: Практическое руководство/ С.И. Пучков, Р.С. Пучков, И.А. Бородин. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К?», 2003. – 260 с.

Честная конвертация участникам ВЭД
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДАВЛЕНИЯ НА БИЗНЕС
БАНКИ И БИЗНЕС. UpGrade 2019 115-ФЗ: риски и решения для бизнеса.
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости