Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Торгово-промышленная палата и муниципальные образования – стратегические партнеры в деле развития предпринимательства

(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)

Несмотря на трудные условия выживания, за последние пятнадцать лет малый бизнес уже стал в России важным сектором экономики. Сегодня он насчитывает около 850 тыс. предприятий и 4,5 млн. индивидуальных предпринимателей, создающих 15 млн. рабочих мест и 12% ВВП России. Однако, это гораздо меньше, чем в любой другой развитой стране мира.

Сектор малого предпринимательства в Тульской области насчитывает 6,4 тыс. малых предприятий с общим числом работающих 60,5 тыс. человек и 52,6 тыс. предпринимателей без образования юридического лица. Общее число занятых составляет около 20 процентов от экономически активного населения области.

Статистика свидетельствует об имеющемся в области значительном потенциале сектора малого предпринимательства и о необходимости принятия со стороны государства мер для дальнейшего его развития с целью оказания такого же влияния на решение социальных и экономических проблем общества, как в странах-лидерах.

Четкая и последовательная промышленная политика, несомненно, будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса, который, в свою очередь, призван активно вторгаться в «ниши», придающие этой политике целостность, сбалансированность и требуемый социальный эффект. Но решить эту двуединую задачу возможно лишь в случае перехода от деклараций о защите малого бизнеса к налаживанию эффективно функционирующего и отражающего современные представления и потребности механизма государственной поддержки малого бизнеса на федеральном и региональном уровнях. Это факт, например, что сотни и тысячи талантливых и одержимых энтузиастов, представителей малого бизнеса не могут приступить к реализации своих идей и разработок, не имея даже минимального стартового капитала.

Промышленная политика позволит сделать естественной и продуктивной производственную кооперацию малого предпринимательства со средним и крупным бизнесом, государственными предприятиями.

Однако, высокая политическая риторика и фактическое организационно-финансовое безразличие органов управления области к малому предпринимательству выражаются уже в том, что в бюджете 2004 года есть статья 11 «Прочие мероприятия по развитию рыночной инфраструктуры», в которой стыдливо закамуфлировано действительное внимание государства на уровне региона к малому предпринимательству: оценка статьи в 3,15 млн.рублей, или 0,0336% расходной части бюджета (фактическая оценка совершенно мизерная). При таком внимании властные структуры получают адекватное отношение со стороны малого бизнеса (примерно в таких же объемах утверждается «Финансирование мероприятий по племенному животноводству и элитному семеноводству» - фактическое финансирование, наверное, осуществляется куда как лучше).

Выявились более глубокие ограничения экономического роста сектора малого предпринимательства и повышения его конкурентоспособности. В первую очередь - это крайне низкий уровень объема инвестиций в основной капитал малых предприятий. За 2002 год, несмотря на рост по сравнению с предыдущим годом на 4,8 процента, он составил 174,3 млн. руб., или 2 процента от общего объема инвестиций по области.

Сложившаяся динамика не обеспечивает достижения в короткие сроки главных социальных целей, традиционно обеспечиваемых системой эффективно функционирующих субъектов малого предпринимательства: формирования среднего класса - основного гаранта социальной и политической стабильности общества, снижения уровня экономического неравенства граждан.

Такое положение является следствием ряда нерешенных проблем:

  1. недостаток стартового капитала на начальном этапе предпринимательской деятельности;
  2. недоступность банковских кредитных ресурсов для большинства субъектов малого предпринимательства по причине недостаточного залогового обеспечения;
  3. неразвитая сеть микрофинансовых институтов: муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования и других небанковских организаций, предоставляющих на возвратной основе средства для развития субъектов малого предпринимательства.
  4. Это требует смещения акцентов в проводимой политике при сохранении общего направления.
  5. Кроме того, существует ряд проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства, решение которых находится в рамках компетенции области как субъекта Российской Федерации:
  6. неэффективность мер поддержки малого предпринимательства, принимаемых в значительном числе муниципальных образований области;
  7. недостаточный уровень профессиональных знаний руководителей и специалистов малых предприятий в вопросах рыночной экономики и управления;
  8. неполная информированность хозяйствующих субъектов, затруднения в получении консультаций специалистов, отсутствие соответствующих деловых услуг, особенно в ряде муниципальных образований;
  9. отсутствие масштабной кооперации крупных производственных компаний и малых предприятий;
  10. неготовность значительной части населения области воспринимать предпринимательскую деятельность как способ решения собственных социальных и экономических задач

Решение перечисленных выше проблем программно-целевым методом обусловлено необходимостью координации разноплановых мероприятий нормативно-методического, организационного, образовательного и технологического характера.

Все это привело нас к пониманию того, что решение проблемы в системном подходе и переводе плоскости взаимодействия и решения задач «поближе к земле», т.е. к муниципальным образованиям. Второй год Тульская торгово-промышленная палата соответствующим образом строит свою оперативную работу, тактику и стратегию поведения.

Оперативная работа. Второй год палата перенесла центр тяжести в работе по привлечению новых членов Тульской ТПП на муниципальный уровень. Тульская ТПП – одно из немногих реально действующих в нашей области общественных организаций, которая последовательно собирает, обобщает, тщательно анализирует, а затем – доводит до представителей всех ветвей местной власти мнение деятелей малого и среднего бизнеса, добиваясь, по возможности, устранения имеющихся недостатков и реализации их предложений. Форм работы здесь много: от проведения совместных с администрацией области, Тулы и районов, а также депутатами всех уровней совещаний, до подачи законодательных инициатив и обращений в Торгово-промышленную палату России. Как показала практика, такой «многогранный» принцип нередко дает неплохие результаты.

Тактика. Путь взаимопонимания и взаимодействия с предприятиями малого и среднего бизнеса торгово-промышленная палата нашла через муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства. Четыре из них – фонды муниципальных образований г. Донского, Алексинского, Веневского и Киреевского районов стали полноправными членами палаты, а их руководители представителями ТТПП в своих районах.

Встречи руководства Тульской ТПП с руководителями малого и среднего бизнеса, которые состоялись в вышеназванных территориях, способствовали расширению форм сотрудничества Тульской ТПП с малым и средним бизнесом. Несомненно, реализация инициатива ТПП работать с предпринимателями через фонды поддержки малого предпринимательства, стала возможной при активной поддержке глав муниципальных образований.

Стратегия. На сегодня практически со всеми муниципальными образованиями Тульская палата имеет соглашения о сотрудничестве, на основе которых строится стратегия взаимоотношений.

Кроме того, Тульской палатой подготовлен проект областной целевой программы «Формирования Тульской товаропроводящей системы на 2005-2007 годы с развитием инфраструктуры поддержки малого предпринимательства области», в которой отработка программных решений будет проводиться на базовых территориях – это муниципальные образования Алексинского, Ефремовского, Веневского и Чернского районов. Выбор муниципальных образований не случаен: во-первых, главы этих муниципальных образований наши надежные партнеры, а во-вторых, эти районы представляют некоторую опытную линейку для внедрения новаций – от преимущественно промышленного, до преимущественно сельскохозяйственного.

В связи с изложенным, на ближайшую перспективу наши основные мероприятия:

  1. Cодействие в создании объектов инфраструктуры (через участие Тульской ТПП и ее партнеров в качестве учредителей) в муниципальных образованиях сервисных организаций, уделяя особое внимание малым и средним городам.
  2. Развитие целостной системы информационного обеспечения малого предпринимательства в рамках реализации мероприятий по созданию Тульской товаропроводящей системы и формированию областного электронного рынка производства и потребления товаров и услуг, в первую очередь, включающие: создание единого информационного пространства; развитие деятельности информационно-маркетинговых служб и выставочно-ярмарочной деятельности по оказанию содействия в продвижении товаров малых предприятий на внутренние и внешние рынки; осуществление мер по поддержке инновационного предпринимательства; подготовку кадров (в приоритетном порядке - организацию обучения по вопросам налогообложения); развитие консультационных услуг; развитие международного сотрудничества с институтами поддержки малого предпринимательства.
  3. Создание областных баз данных по потребностям и ресурсам малых предприятий, а также системы интегрированных массивов деловой информации коммерческих и некоммерческих организаций на добровольных и взаимовыгодных условиях, предоставляемой малому бизнесу на льготной основе; оказание ему консультационных услуг по выбору наиболее перспективных направлений развития бизнеса, возможным поставщикам ресурсов и рынкам сбыта товаров (работ, услуг), наличию необходимых трудовых ресурсов.
  4. Рассмотрение и принятие Концепции системы подготовки кадров для сферы малого предпринимательства, предусматривающей масштабную и многоуровневую подготовку кадров на основе наиболее востребованных предпринимателями краткосрочных и среднесрочных учебных программ.
  5. Рассмотрение и принятие ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «Формирования Тульской товаропроводящей системы на 2005-2007 годы с развитием инфраструктуры поддержки малого предпринимательства области».

Ю.М.Агафонов,
Президент Тульской
торгово-промышленной палаты

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости