Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Анализ систем налогообложения субъектов малого предпринимательства в РФ

Москва, 2004

Авторы:
А.А. Светик, к.э.н., профессор
Л.Р. Арутюнян, аспирант
Московский университет потребительской кооперации


В настоящее время малые предприятия могут функционировать в условиях одной из четырех систем налогообложения:

  1. Общепринятая система налогообложения;
  2. Общепринятая система с использованием льгот по налогу на прибыль;
  3. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности;
  4. Cистема единого налога на вмененный доход.

Каждая из этих систем обладает специфическими особенностями при формировании совокупных налоговых обязательств. Вместе с тем, каждая из них опирается на единую методическую базу, которой являются стоимостные объекты системы бухгалтерского учета. Далее, в зависимости от норм ведения учетных операций (учетной политики) формируется разная база для налогообложения. Следовательно, при проведении сравнительного анализа указанных систем налогообложения, необходимо обратить особое внимание на формирование налоговых обязательств в системе бухгалтерского учета.

Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета, из утвержденных соответствующими органами, самостоятельно приспосабливает реестры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении следующих условий:

  1. Единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающий его ведение на основе принципа начисления и двойной записи.
  2. Сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов.
  3. Накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью предприятия.

Данная технология формирования совокупных налоговых обязательств в налоговой науке и практике получила название общепринятой системы налогообложения, использовать которую имеют право и малые предприятия.

Говоря о существующих налоговых льготах для малых предприятий, отметим льготы по налогу на прибыль: в этом случае мы имеем общепринятую систему налогообложения с использованием льгот по налогу на прибыль. При введении в действие Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий” было предусмотрено, что, помимо общих льгот, в первые два года после регистрации не уплачивают налог на прибыль малые предприятия: по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного потребления и т.д. С 1994 года малые предприятия освобождены от обязанности вносить авансовые платежи по налогу на прибыль. Эту меру неплохо было бы распространить на все предприятия.

Кроме того, имеем систему налогообложения малых предприятий, которая в налоговом законодательстве известна как система упрощенного налогообложения, учета и отчетности, где используются адаптированные к малым предприятиям принципы и способы ведения учетных операций, составления отчетности и расчетов обязательств по единому налогу с совокупной выручки или совокупного дохода.

Для индивидуальных предпринимателей упрощенная схема предлагает замену уплаты подоходного налога на доход от предпринимательской деятельности уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью. Пока выбор упрощенной системы налогообложения принадлежит предпринимателю. Применить упрощенную систему имеют право организации, численность которых не превышает 15 человек. Здесь проявляется серьезная нестыковка, так как в Законе РФ “О государственной поддержке малого предпринимательства “ от 14 июня 1995 года №88-ФЗ определяет этот показатель минимум - 30 человек.

Четвертая схема налогообложения субъектов малого предпринимательства предполагает уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Объектом обложения единым налогом, в данном случае, устанавливается совокупный доход или валовая выручка. Причем, при выборе объекта обложения принцип добровольности отсутствует. Его выбор предоставляется органу государственной власти субъекта Федерации.

При обложении совокупного дохода в федеральный бюджет налог зачисляется по ставке 10%, в региональный бюджет налог может быть установлен в пределах 20%. Если объектом обложения служит валовая выручка, то в федеральный бюджет направляется 3,33% от ее суммы, в региональный – 6,67%.

Проведем анализ этих четырех систем налогообложения с целью определить: какую финансовую выгоду может получить конкретный субъект малого предпринимательства, принимая ту или иную систему налогообложения. Необходимо подчеркнуть, что применение различных схем налогообложения оказывает существенное влияние на поступление платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Подбор конкретного предприятия для анализа эффективности принятой системы налогообложения крайне сложен, так как для каждого варианта подбор субъекта должен осуществляться в соответствии с определенными требованиями. Например, для получения льготы по налогу на прибыль малое предприятие должно быть вновь образованным и заниматься определенными видами деятельности. Для перехода на упрощенную систему налогообложения, кроме установленного предела годовой валовой выручки имеются ограничения по численности работающих на данном предприятии. Для перевода малого предприятия на уплату единого налога на вмененный доход необходимы особые виды деятельности, которые не соответствуют видам деятельности при получении льготы по налогу на прибыль, без ограничений по численности работающих.

Тем не менее, объект исследования выбран. Это ООО “Транс-сервис”, который образован в феврале 2001 года в городе Кызыл Республики Тыва. Уставной капитал предприятия составляет 50, 0 тыс. руб.: 30% принадлежит юридическому лицу, 70% - работникам предприятия. Предприятие занимается оказанием транспортных услуг, численность работников составляет 75 человек. Исходные данные предприятия удовлетворяют всем критериям для отнесения ООО “Транс-сервиса” к категории малых предприятий. Кроме того, указанное предприятие переведено на уплату единого налога на вмененный доход с начала 2001 года. Применение первых трех вариантов льготного налогообложения принято условно, а информационная база сформирована по данным статистического сборника “Россия в цифрах” в разрезе одного из субъектов РФ (Республика Тыва). Отметим также, что вариант, когда налогоплательщик не пользуется льготами, предоставленными ему налоговым законодательством принят в качестве базового. Предприятие, за рассматриваемый период, имеет балансовый убыток, однако, для целей налогообложения прибыль предприятия скорректирована и составляет 83,0 тыс. руб.

Расчеты показывают, общая сумма налогов и платежей по данному малому предприятию составляет 482,8 тыс. руб., и это равно 43,2% от суммы выручки, полученной от основного вида деятельности. Далее, из указанной суммы выделяем две большие группы: первая группа - это реализационные расходы, относимые на себестоимость, и равны 260,6 тыс. руб.; вторая группа - внереализационные затраты, сумма которых равна 93,6 тыс. руб.

После уплаты всех налогов у предприятия появились убытки отчетного периода в размере 66,0 тыс. руб. и они будут увеличены на сумму налога на прибыль в размере 28,0 тыс. руб., подлежащую к перечислению в бюджет. В результате суммарный убыток предприятия, работающего, в так называемом базовом варианте, составит за отчетный период 94,0 тыс. руб.

Теперь рассмотрим вариант, когда предприятию предоставлена льгота по налогу на прибыль как вновь образованному. В этом случае, предприятие является налогоплательщиком всех налогов в бюджет и платежей во внебюджетные фонды, указанные в базовом варианте, за исключением налога на прибыль. Таким образом, сумма налогов в бюджет и платежей во внебюджетные фонды составит 454,8 тыс. руб., а убытки предприятия оставшиеся, после уплаты всех налогов, составят 66,0 тыс. руб. Уменьшение убытков по сравнению с базовым вариантом произошло из-за вычета суммы налога на прибыль.

Рассмотрим возможность перехода данного предприятия на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Допустим, что общее число сотрудников, занятых на производстве, не превышает предельной численности, установленной законом. Условимся также, что предприятие не имеет просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей за предыдущий отчетный период, необходимые расчеты по налогам и бухгалтерская отчетность за предыдущий отчетный период сданы в налоговые органы в установленные сроки.

В этом случае, при валовой выручке малого предприятия за отчетный период 1218,0 тыс. руб. сумма единого налога, при установленной ставке 10%, составит 121,8 тыс. руб., а балансовая прибыль соответственно -- 141,2 тыс. руб. После уплаты в бюджет единого налога в бюджет у предприятия останется прибыль в размере 19,4 тыс. руб.

Четвертый вариант, когда малое предприятие “Транс-сервис”, находящееся на территории Республика Тыва, по роду своей деятельности может перейти на уплату единого налога на вмененный доход. Автопарк предприятия состоит из 95 автомобилей, из которых 94 имеют грузоподъемность до 8 тонн и один – от 8 тонн. Из 95 автомобилей используются только 17. Согласно существующему Положению размеры базовой доходности на единицу физического показателя на месяц по оказанию транспортных услуг установлен и составляет 1908,5 руб. для автомобилей грузоподъемностью до 8т и 9030,5 руб. для автомобилей грузоподъемностью выше 8т. Повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности, зависящие от типа населенного пункта, в котором осуществляется предпринимательская деятельность, для г. Кызыл установлены и равны 1.Сумма единого налога на вмененный доход от оказания транспортных услуг равна 25,5 тыс. руб. Однако, малое предприятие в соответствии с федеральным законодательством является плательщиком других налогов. После уплаты в бюджет и внебюджетные фонды единого налога в предприятия остается прибыль 149,2 тыс. руб.

Подводя итоги выше проведенного анализа, можно сделать следующие выводы (см. табл. № 1):

  1. Общепринятая система налогообложения – это наиболее неблагоприятные условия для работы малых предприятий. Размер налогов и платежей во внебюджетные фонды, относимых на себестоимость оказываемых услуг, составляют 22% от общей суммы затрат. Налоги, уплачиваемые в бюджет за счет предприятия, составляют 99,5% внереализационных расходов, а удельный вес налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды составляет 43,2% от выручки от основной деятельности предприятия.
  2. Второй вариант – предоставление льгот по налогу на прибыль – не дает достаточных стимулов для развития в малом бизнесе. Удельный вес налогов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды также велик и составляет 40,7% выручки от основной деятельности. Льготой могут пользоваться не все малые предприятия, а только ограниченный круг, занимающийся определенным видом деятельности и удельный вес дохода или выручки от данной деятельности должен быть достаточно высоким. Кроме того, действие льгот не распространяется на весь период деятельности предприятия.
  3. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности – является более благоприятным для налогоплательщика. Во-первых, здесь привлекает добровольный порядок перехода на эту систему. Во-вторых, после уплаты единого налога в бюджет и платежей в бюджетные и внебюджетные фонды в распоряжении предприятия остается 2% от выручки. Ведение бухгалтерского учета и отчетности предусмотрено в упрощенном варианте. Для субъектов малого предпринимательства сумма, начисленного к уплате единого налога, не является фиксированной, зависит от суммы полученной выручки.
  4. Единый налог на вмененный налог – на первый взгляд, кажется самым благоприятным, например, отчисления во внебюджетные социальные фонды в 23 раза меньше, чем в остальных вариантах. Однако, жесткое требование к обязательному переходу на уплату единого налога на вмененный доход лишает налогоплательщика выбора, а применение льгот дело добровольное. Кроме того, налог исчисляется от суммы базовой доходности, и на его величину не влияют ни численность промышленного персонала, ни размер полученной выручки, ни иные показатели деятельности предприятия. Отметим также несоответствие выбора единицы физического показателя при определении единого налога на вмененный доход – транспортное средство (имеющее лицензию на оказание транспортных услуг) и налога с владельцев транспортных средств, где налог начисляется независимо от того, работают эти транспортные средства или нет.

Информация представлена порталом Международной научно-практической конференции "Тoргово-экономические проблемы регионального бизнес-пространства"