Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Справка о некоторых вопросах деятельности арбитражных судов по реализации Федеральных законов, связанных с поддержкой и подъемом малого и среднего предпринимательства

Малый бизнес является важным элементом рыночной экономики, что подтверждается Федеральным от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".

В силу статьи 4 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией Российской Федерации и принятым в соответствии с ней законами.

Кроме того, статьей 10 данного Закона к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в частности, отнесено изучение и обобщение практики применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, подготовка разъяснений по вопросам судебной практики.

Реализуя указанные полномочия, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации подготавливает соответствующие информационные письма Президиума и постановления Пленума, содержащие рекомендации по применению действующего законодательства.

Так, за период с 1992 года Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации на наиболее актуальным вопросам подготовлено более 50 постановлений Пленума и более 100 информационных писем Президиума.

Только в 2003 году принято 5 постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Ведется работа по подготовке ряда проектов постановлений Пленума, а также информационных писем Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по применению наиболее актуальных нормативных правовых актов (по земельному, административному, бюджетному, налоговому законодательству, вопросам банкротства, страхования, обращению ценных бумаг и др.).

Содержание разъяснений по вопросам судебной практики рассчитано на всех участников имущественного оборота, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства.

Что касается конкретных споров с участием данных субъектов, то они, как правило, в подавляющем большинстве затрагивают сферу налоговых правоотношений.

В частности, широкое применение получила норма пункта 1 статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", в силу которой в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности данные субъекты подлежат налогообложению в порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

В практике нашли свое отражение некоторые правовые позиции арбитражных судов по затронутому вопросу.

Так, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации признал, что сохранение права предпринимателя применять упрощенную систему налогообложения, а также наличие возможности перейти на применение обычной системы налогообложения не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, исключающих гарантии, установленные для субъектов малого предпринимательства названным Федеральным законом.

Увеличение стоимости патента на право применения индивидуальным предпринимателем упрощенной системы налогообложения означает ухудшение условий налогообложения, усиление налогового бремени. Увеличение стоимости патента не носило инфляционно-корректирующий характер, так как было осуществлено без учета величины инфляции. В силу данного обстоятельства судебные акты об удовлетворении требования налогового органа о взыскании стоимости патента в повышенном размере были отменены, дело направлено на новое рассмотрение (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 марта 2004 года № 14501/03).

С 1 января 2003 года вступили в силу новые главы Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и глава 26-3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", в связи с чем с указанной даты утратил силу Федеральный закона от 29 декабря 1995 года № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.

Вступление в силу указанных глав Налогового кодекса Российской Федерации не означает прекращения права на применение упрощенной системы налогообложения, предусмотренной названным Федеральным законом, в отношении тех индивидуальных предпринимателей, которые применяли данную систему налогообложения до 1 января 2003 года. Они сохраняют это право на период до истечения четырех лет с момента их государственной регистрации.

Изложенная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 4 декабря 2003 года № 445-0.

В силу пункта 4 статьи б Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" малым предприятиям, осуществляющим указанные в Законе виды деятельности, предоставлялась льгота по налогу на прибыль в виде освобождения от его уплаты в первые два года работы, а в третий и четвертый годы - в виде установления пониженной ставки налога.

С 1 января 2003 года введена в действие глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на прибыль организаций". При этом в силу статьи 2 Федерального закона от 06.08.2001 года № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" право на применение указанной льготы сохранено за малыми предприятиями до истечения срока, на который она была предоставлена, в том случае, если срок ее действия не истек на 1 января 2002 года.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации признал право на применение данной льготы всеми малыми предприятиями, зарегистрированными в декабре 2001 года (постановление от 27 января 2004 года № 11484/03).

Предусмотренный статьей 55 Налогового кодекса Российской Федерации специальный порядок исчисления первого налогового периода для организаций, зарегистрированных в период с 1 по 31 декабря, не был признан высшей судебной инстанцией в качестве основания для отказа в применении льготы, поскольку начало течения срока действия льготы связано не с датой окончания первого налогового периода, а с датой начала работы предприятия, под которой в силу пункта 4 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налога на прибыль предприятий и организаций" понимается день его государственной регистрации.


Информация представлена порталом ЧИРКУНОВ.RU. Налоговая перспектива