Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

О состоянии и развитии малого предпринимательства в Хабаровском крае и мерах по его государственной поддержке в 2002 году

В течение 2002 года осуществлялась реализация мероприятий очередной целевой программы “Развитие и поддержка малого предпринимательства в Хабаровском крае на 2001-2003 годы”, основная цель которой направлена на формирование благоприятной экономической среды, стимулирующей развитие малого бизнеса.

Развитие малого предпринимательства обозначено одним из приоритетных направлений деятельности Правительства края по структурной перестройке экономики. Создана региональная система поддержки малого предпринимательства, посредством которой реализуется политика органов власти края, направленная на содействие его развитию.

Основным инструментом организационной основы политики органов власти в области поддержки малого бизнеса являются краевые целевые программы и муниципальные программы - как ее составляющие.

Осуществляя структурную перестройку экономики, Правительство края уделяет значительное внимание развитию малого бизнеса, и за последние годы намеченные основные направления его поддержки, сложившиеся связи и формы взаимодействия власти и бизнеса, дают положительные результаты.

Растет число субъектов малого бизнеса, создаются новые рабочие места, соответственно увеличивается численность работающих в малом бизнесе, увеличивается объем производимой продукции, работ и услуг в этом секторе экономики и его доля в объеме валового выпуска продукции и услуг всех отраслей экономики края.

Об отношении руководства края к развитию бизнеса говорит тот факт, что на протяжении 6 лет в краевом бюджете, несмотря на сложности с его формированием, отдельной строкой выделяются финансовые средства на реализацию мероприятий программы поддержки малого бизнеса.

Географическое распределение малого предпринимательства имеет явное тяготение к промышленным центрам (Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре), обладающим научно-техническим потенциалом, трудовыми ресурсами, преимуществами транспортного обеспечения и возможностями потребительского рынка) и ресурсодобывающим территориям. Последние характеризуются наличием природных ресурсов и возможностью развития высоко прибыльных производств.

Сегодня в крае действует свыше 9 тысяч малых предприятий и 53 тысячи индивидуальных предпринимателей. Практически каждое второе малое предприятие занято в торговле и общественном питании и по 16 % от общего их числа – в промышленности и строительстве. В промышленности значительная доля малых предприятий сконцентрирована в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отрасли (30 %), машиностроительной отрасли (27 %), пищевой промышленности (18 %).

Среди индивидуальных предпринимателей порядка 80 % занимается тоже в сфере торговли и общественного питания и около 12 % - оказывают различные услуги. Такая структура характерна не только для нашего края и его муниципальных образований, но и в целом для России.

Значителен вклад малых предприятий, которые производят около 80 % от объемов по краю мясных полуфабрикатов, около 25% - колбасных изделий, около 20 % - хлеба и хлебобулочных изделий, около 27 % - по вывозке древесины и производству деловой древесины, порядка 50 процентов от объемов по краю - по вылову рыбы, морепродуктов и производству товарной пищевой рыбной продукции. Существенна их доля в производстве изделий из пластмасс, мебели, электробытовой техники (компьютеров, телевизоров, стиральных машин, пылесосов, бытовых кондиционеров и др.).

По предварительной оценке в 2002 году действующими малыми предприятиями края произведено продукции, товаров и оказано услуг на сумму 16,2 млрд. руб. (104,2% к 2001г. в сопостав. услов.), и на них работает порядка 13 процентов от общей численности занятых в экономике края.

Свой вклад вносят и индивидуальные предприниматели. По оценке в 2002 г. объем произведенной ими продукции, работ и услуг составил порядка 6 млрд. рублей, из которого 53 процента приходится на сферу торговли, 14 процентов – на транспортные услуги по перевозке грузов и пассажиров и порядка 26 процентов – на произведенные работы в промышленности.

В целом, малым бизнесом Хабаровского края (малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями) в 2002 году (по оценке) произведено продукции, работ и оказано услуг на сумму около 23 млрд. рублей, что составляет более 11 процентов от общего объема валового выпуска продукции, работ и услуг всех отраслей экономики края, при этом доля занятых в малом бизнесе - более 20 процентов от численности работающих в экономике края.

На самом деле, вклад малого бизнеса значительно больше, но несовершенство методики ведения статистической отчетности как малых предприятий (в форме 20-процентной расслоенной выборки), так и индивидуальных предпринимателей, не отражает реальную ситуацию в этом секторе экономики. Более того, даже эти приближенные экономические показатели статистика дает в целом по краю, не ведется учет в разрезе муниципальных образований, поэтому у органов муниципальных образований нет возможности оценить вклад малого бизнеса в экономику района.

По налоговым поступлениям ситуация еще хуже. С 2001 года налоговые службы края не предоставляют информацию о сумме поступающих налогов в бюджет от малого бизнеса, ссылаясь на то, что в перечне показателей Единого государственного реестра отсутствуют признаки определения малых предприятий, поэтому федеральной программой не предусмотрена автоматизированная группировка поступающих от них доходов.

Есть информация о сумме уплаченных налогов только индивидуальными предпринимателями края (уплачено в бюджет налогов в сумме 368 млн. рублей) и 50 млн. рублей - малыми предприятиями (190 предприятий), работающими по упрощенной системе. Оценить полностью вклад малых предприятий (юридических лиц) в бюджеты всех уровней не представляется возможным.

По решению этой проблемы Правительством Хабаровского края только в 2002 году (неоднократно) направлялись предложения в адрес Вашего Министерства, в Представительство Президента РФ в Дальневосточном Федеральном округе, в Министерством РФ по налогам и сборам, Минэкономразвития РФ, в Министерство финансов РФ.

К сожалению, поставленные вопросы не находят решения в федеральных министерствах. Судя по ответам, отсутствует, на наш взгляд, понимание важности поставленной проблемы и только Министерство финансов РФ считает обоснованным постановку нашего вопроса о необходимости предоставления информации о налоговых поступлениях от малого бизнеса органам власти регионов. Оценить хотя бы эффективность новых специальных налоговых режимов для малого бизнеса, изменений системы налоговой отчетности или готовить предложения по ее совершенствованию невозможно из-за отсутствия информации.

В течение года направлялись предложения по совершенствованию и других законодательных актов, в том числе базового закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”.

Краевой программой развития предусматривается осуществление поддержки малого бизнеса по следующим основным направлениям:

- совершенствование нормативной правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства;

- финансово-кредитная и инвестиционная поддержка;

- развитие инфраструктуры поддержки и информационное обеспечение;

- производственная и организационная поддержка;

- научно-методическое и кадровое обеспечение;

- развитие социально-трудовых отношений и охрана труда в малом предпринимательстве.

Меры государственной поддержки Правительства края направлены, прежде всего, на решение проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства, среди которых наиболее острыми являются как недостаток собственных финансовых средств, нестабильность налогового законодательства, так и административные барьеры.

Поэтому развитие нетрадиционных источников финансирования малого предпринимательства и максимальное сокращение административных барьеров являются главными направлениями поддержки малого бизнеса Правительством края и соответствуют стратегии Послания Президента РФ Федеральному Собранию на 2002 год.

Реализация мероприятий краевой программы развития малого предпринимательства предусматривается как за счет выделения финансовых средств из краевого бюджета, так и привлечения федеральных и внебюджетных ресурсов.

Объем финансирования программы на 3 года (2001-2003 г.г.) предусмотрен в сумме около 35 млн. руб. и 1,3 млн. долл. США, в том числе за счет средств краевого бюджета в сумме - 25,5 млн. рублей, за счет федеральных источников - 7,3 млн. рублей и остальной - за счет внебюджетных средств.

Многим территориям, в том числе и Дальневосточным, неоднократно выделялись финансовые средства из Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства на поддержку и развитие малого бизнеса, однако Хабаровский край не получал федеральных средств, несмотря на предоставление в 2001-2002 г.г. гарантий Правительства края. Тот факт, что в декабре 2002 г., вместо обещанных 3 млн.рублей, был наконец-то предоставлен Федеральным Фондом так называемый “льготный кредит” в сумме 1 млн.рублей под 15 % годовых, трудно считать не коммерческой “поддержкой” малого бизнеса.

В 2002 году из краевого бюджета выделено 7,64 млн. рублей, основная часть которых (6,79 млн.руб. или 89 % от общей суммы) была направлена на осуществление финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства края, в том числе реализацию с октября 2001 года программы микрокредитования.

За этот период, включая 2002 год, оказана финансовая помощь в виде льготных кредитов для реализации проектов субъектов малого бизнеса на сумму около 12 млн.рублей, из которых 60 процентов направлено на реализацию проектов в производственной сфере.

Кроме того, при содействии Правительства края, в 2002 году привлечено внебюджетных средств (за счет зарубежных инвестиционных программ и средств коммерческих банков) в сумме 11,5 млрд. рублей и около 13 млн. долларов США на финансирование порядка 6 тысяч проектов малого бизнеса края, в том числе по иностранным программам кредитования малого бизнеса – 29,2 млн. рублей и около 4 млн. долларов США.

В рамках реализации краевой программы поддержки малого бизнеса в апреле 2002 г. в Хабаровске проведена Международная конференция “Кредитные Союзы Азиатско-Тихоокеанского региона в 21 веке и их роль в социально-экономическом развитии”, совместно с Межрегиональной ассоциацией экономического взаимодействия “Дальний Восток и Забайкалье” и Межрегиональной ассоциацией кредитных союзов Дальнего Востока и Забайкалья.

Формируется нормативно-правовое поле принятием краевых законов и постановлений Губернатора края, стимулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства.

Улучшается информационное обеспечение и со второго полугодия 2002 года введен в действие cайт “Малый бизнес Хабаровского края” в сети Интернет, с помощью которого предприниматели получили доступ к большому объему необходимой для них информации.

При содействии Правительства края и с привлечением внебюджетных средств предпринимательских структур, со второго полугодия 2002 года осуществляется ежемесячный выпуск приложения к газете “Тихоокеанская звезда” - “Деловая среда”, в котором публикуются материалы по обсуждению и решению актуальных проблем предпринимательской среды.

В помощь предпринимателям издаются методические пособия и информационные сборники, в том числе пособие для начинающих предпринимателей “Как зарегистрировать свой бизнес в Хабаровском крае” (3-е издание) и ряд других.

В 2002 году Дальневосточной торгово-промышленной палатой (ДВ ТПП) обеспечен доступ субъектов малого предпринимательства к ресурсам Центра деловой информации и консультаций ТПП РФ, включающим базы данных о российских производителях товаров и услуг, а также коммерческие и инвестиционные предложения отечественных и зарубежных предприятий и организаций.

Кроме того, ДВ ТПП с участием еженедельника “Дальневосточный оптовик” ежемесячно издается бюллетень коммерческой информации “Ваш партнер”. С декабря 2002 года выходит электронный бюллетень коммерческой информации, содержащий оперативную информацию о коммерческих предложениях и запросах, сообщения о выставках и ярмарках, проводимых в регионе, стране и за рубежом, анонсы мероприятий, касающихся предпринимательства (конференции, симпозиумы, круглые столы).

Продолжается подготовка кадров для предпринимательских структур и повышение квалификации руководителей и специалистов субъектов малого и среднего бизнеса, способных цивилизованно действовать в условиях повышенных рисков и нести ответственность за свою деятельность. В помощь предпринимателям организуется проведение семинаров, заседаний “круглых столов” по актуальным для предпринимателей вопросам, проведение зарубежных стажировок.

Помимо государственных учебных заведений обучение проводится в Российско-Американском Учебно-Научном Центре, Японском Центре, УДЦ Морозовского проекта по Хабаровскому краю.

В прошедшем году, в рамках подготовки кадров и повышения квалификации специалистов проведено 86 семинаров, в которых прошли обучение около 1,6 тысяч предпринимателей и около 60 предпринимателей приняли участие в зарубежных стажировках.

Осуществляется подготовка квалифицированных рабочих кадров через систему профессионально-технического образования, и в 2002 году в профессиональных училищах края было подготовлено на дневном обучении более тысячи квалифицированных рабочих и специалистов для малых предприятий по 39 профессиям.

Кроме того, в 2002 году на поддержку предпринимательских инициатив безработных граждан, т.е. на организацию собственного дела Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Хабаровскому краю было направлено 1,3 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, в том числе на обучение безработных граждан основам предпринимательской деятельности - около 1 млн.рублей.

В рамках краевой программы продолжатся деятельность объектов инфраструктуры поддержки, осуществляющих необходимый спектр услуг. Активно действует краевой Фонд поддержки малого предпринимательства, который в соответствии с уставной деятельностью, помимо осуществления финансовой поддержки малого предпринимательства, оказывает консультационные услуги, проводит семинары по вопросам бизнес-планирования, налогообложения и других вопросов.

Работает Агентство интеллектуальной собственности для оказания помощи малому предпринимательству по вопросам защиты интеллектуальной собственности и разрешению научно-технических проблем.

Кроме того, в ЦНТИ действует Кабинет по вопросам условий и охраны труда (Региональный Центр охраны труда), деятельность которого направлена на оказание методической помощи предпринимательским структурам.

В соответствии с мероприятиями программы создан Ресурсный центр содействия предпринимательству и занятости женщин (с участием средств гранта Винрок Интернейшнл) при некоммерческом партнерстве “Союз деловых женщин”, для оказания консультационных услуг по вопросам предпринимательской деятельности и содействия развитию женского предпринимательства.

В конце прошлого года Российско-Американским Учебно-Научным Центром (г.Хабаровск) получен грант ДВ представительства “Фонда Евразия” на создание Информационно-консультационного центра поддержки молодежного предпринимательства края с целью вовлечения молодежи в бизнес, их социально-психологической ориентации и обучению основам организации и ведения собственного дела.

Безусловно, недостатком является то, что основные объекты краевой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства расположены в Хабаровске, где более 60 процентов действует малых предприятий и более 70 процентов от общего числа по краю – индивидуальных предпринимателей. В то же время основные объекты краевой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства постоянно оказывают соответствующие услуги предпринимателям муниципальных образований.

Производственной и организационной поддержке малого предпринимательства способствует проведение ряда мероприятий. В частности, поднятию престижа предпринимательской деятельности и повышению социального статуса содействует проводимый с 1996 года Правительством края традиционный конкурс “Предприниматель года”, в котором подводятся итоги по определению лучших предпринимателей края в различных отраслях и номинациях. В феврале т.г. дан старт очередному седьмому конкурсу по итогам 2002 года.

В ходе конкурса выявляются стабильно работающие предприятия, распространяется и пропагандируется их опыт через средства массовой информации. Признание успехов в цивилизованном ведении бизнеса поднимает авторитет победителей и лауреатов конкурса, как в коллективах предприятий, так и среди партнеров по бизнесу.

Организован и проведен очередной третий краевой конкурс в области качества выпускаемой продукции, который позволяет участникам оценить свои возможности в организации управления качеством выпускаемой продукции и определить перспективы.

В целях содействия развитию межрегиональных связей и производственной кооперации субъектов малого предпринимательства, продвижению производимой ими продукции, товаров и услуг, разработано Положение “О поддержке выставочно-ярмарочной деятельности в сфере малого предпринимательства Хабаровского края”, в соответствии с которым оказывается финансовая поддержка участникам выставок.

В Хабаровском крае, в одном из первых регионов России, в поддержку инициативы предпринимателей, постановлением Губернатора утвержден краевой праздник “День предпринимателя”, который с 1999 года проводится во второе воскресенье сентября.

В рамках праздника в 2002 году прошли различные конкурсы: конкурс бизнес-проектов субъектов малого предпринимательства на получение льготных микрозаймов; конкурс проектов (программ) в сфере содействия развитию предпринимательства и занятости молодежи; профессиональные конкурсы на рынках городов и районов края, выставки-ярмарки продукции местных производителей и предпринимателей других регионов, в т.ч. “Малый и средний бизнес”, “Бабье лето” “Полиграфия, дизайн, реклама”.

Общественное признание заслуг предпринимателей в их нелегкой деятельности способствует формированию позитивного образа предпринимателя среди населения.

Для решения вопросов, связанных с развитием производства, приобретением перспективного оборудования и новых технологий, продвижением продукции на внутренние и внешние рынки, на базе ДВ ТПП с апреля 2002 года работает “Дальневосточное бизнес-бюро”.

Активизации работ по улучшению качества выпускаемой продукции в крае и повышению ее конкурентоспособности способствует организация в Хабаровском Центре стандартизации, метрологии и сертификации (ХЦСМ) постоянно действующей выставки “Лучшая продукция края” и проведение тематических семинаров для предприятий различных отраслей.

Развиваются и внешнеэкономические связи субъектов предпринимательства. Налаживается сотрудничество объединений, ассоциаций предпринимателей края с зарубежными бизнес-ассоциациями, в том числе с ассоциацией экспортеров провинции Шандунь (КНР), Корейской Конфедерацией товаропроизводителей, Торгово-промышленной палатой г.Хо-Ши-Минь (СРВ). В мае и июне 2002 года прошли встречи дальневосточных предпринимателей с товаропроизводителями из Южной Кореи.

С декабря 2002 года во Вьетнаме работает представитель ДВ ТПП, основной задачей которого является продвижение товаров, производимых в Хабаровском крае на рынки СРВ, а также поиск наиболее выгодных форм сотрудничества с вьетнамскими компаниями.

На создание условий для эффективного развития малого бизнеса и максимальное сокращение возникающих административных барьеров, направлена деятельность Совета по предпринимательству при Губернаторе края в тесной координации с Межведомственным советом при Правительстве Хабаровского края по устранению барьеров.

За последнее время на их заседаниях практически обсуждено большинство ситуаций, при которых возникают так называемые “барьеры”, препятствующие развитию предпринимательства (регистрация, лицензирование, проверки, сертификация продукции, получение помещений в аренду и других разрешений в муниципальных образованиях).

В подготовке вопросов по наиболее острым проблемам, рассматриваемым на совместных заседаниях советов, участвуют представители отраслевых и общественных объединений предпринимателей, что конструктивно сказывается на сложившихся формах взаимодействия власти и бизнеса, позволяющих решить ряд проблем еще до заседания.

Одна из проблем предпринимателей связана с арендными отношениями, в основном, из-за недостатка помещений, сдаваемых в аренду. В качестве вариантов принято решение об участии предпринимателей в строительстве за счет собственных средств и, как пример делового взаимодействия предпринимателей с администрациями городов, можно отметить проявленную активность предпринимателей г.г. Хабаровска Комсомольска-на-Амуре, которые организовали строительство и сдачу в эксплуатацию складских помещений площадью 3 тыс.кв.м. и двух крупных торговых центра.

Такие формы позитивного сотрудничества предпринимательства и органов власти можно только приветствовать и брать на “вооружение” в других районах края.

В настоящее время постановлением Губернатора края утверждено Положение об арендных платежах в новой редакции и, безусловно, оно является базовым для всех районов. С начала 2003 года кардинально изменилась методика расчета арендной платы за пользование объектами недвижимости государственной собственности. Однако, переход на новые принципы расчетов арендных платежей связан с рядом неудобств для предпринимателей из-за значительного количества поправочных коэффициентов, которые необходимо в течение года свести к разумному числу.

Практически во всех муниципальных образованиях городов и районов края разработаны и утверждены Положения “О порядке предоставления в аренду нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности и о порядке определения ставок арендной платы”, согласно которым осуществляется передача в аренду помещений хозяйствующим органи-зациям, в том числе и субъектам малого бизнеса.

На одном из заседаний межведомственного совета по устранению барьеров рассмотрен вопрос “О состоянии лицензирования отдельных видов деятельности на территории Хабаровского края”. Принято решение, направленное на совершенствование работы по лицензированию. Постановлением Губернатора края утверждены органы, уполномоченные на лицензирование видов деятельности, отнесенных к компетенции субъектов Российской Федерации. В настоящее время продолжается работа с федеральными лицензирующими органами по делегированию нашему краю полномочий по лицензированию некоторых видов деятельности. Одновременно ведется подготовка предложений в Правительство РФ по дальнейшему сокращению лицензируемых видов деятельности и излишних административных ограничений в этой сфере.

Не менее серьезной проблемой для предпринимателей является процедура осуществления сертификации продукции (услуг). Поэтому на одном из заседаний Совета по предпринимательству при Губернаторе края обсуждался данный вопрос с привлечением широкого круга предпринимательских структур и органов, осуществляющих сертификацию. По результатам рассмотрения сокращены сроки проведения сертификации, стоимости услуг, связанных с сертификацией, несколько упорядочен перечень документов, требуемых для осуществления сертификации продукции и услуг.

В то же время, по-прежнему в ряде районов края нет органов по сертификации продукции (работ, услуг) и испытательных лабораторий, поэтому проведение сертификации в этих местах на порядок выше по стоимости, чем в Хабаровске или в Комсомольске.

Об эффективности взаимодействия власти и бизнеса свидетельствует тот факт, что по инициативе предпринимателей в марте 2002 года на расширенном заседании Совета по предпринимательству при Губернаторе края рассматривался вопрос “О роли предпринимательства в расширении налогооблагаемой базы Хабаровского края”.

В процессе подготовки данного вопроса рабочей группой анализировался вклад предпринимательского сектора в бюджет, причины существования “теневой экономики”, и сегодня продолжается поиск путей решения проблем по расширению налогооблагаемой базы.

В октябре 2002 г. межведомственным советом по устранению барьеров рассматривался вопрос “О реализации в Хабаровском крае Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц” с участием заинтересованных организаций: представителей Управления Министерства по налогам и сборам РФ по Хабаровскому краю, территориальных представительств социальных внебюджетных фондов, Совета по предпринимательству при Губернаторе края.

Предложения совета по усовершенствованию процесса регистрации частично уже нашли решение. Так, в налоговых органах реализован принцип “одного окна” только в отношении регистрационных действий и получения ИНН, хотя предусматривалось более широкое понятие “одного окна”, с одновременной регистрацией и постановкой на учет в социальных внебюджетных фондах.

В настоящее время, для консультирования хозяйствующих субъектов края, в контролирующих и лицензирующих органах организуется постоянно действующая “горячая линия”.

В рамках краевой программы поддержки малого предпринимательства, по соглашению с ДальНИИ рынка, в конце 2002 года проведено исследование “О состоянии, проблемах и перспективах развития малого предпринимательства в Хабаровском крае на период до 2007 года”, в процессе которого проводилось и анкетирование субъектов малого предпринимательства с целью выявления проблем, препятствующих их развитию. Результаты исследования рассмотрены в марте т.г. на заседании Совета по предпринимательству при Губернаторе края.

Конечно, за последнее время удалось в пределах компетенции субъекта Федерации осуществить определенные положительные шаги в направлении сокращения существующих барьеров. Не случайно, по мнению предпринимателей, в последнее время ситуация в крае улучшилась, удалось осуществить определенные положительные шаги в направлении сокращения барьеров. Но парадокс в том, что их “корни” в большей степени изначально заложены в ведомственных актах, которыми руководствуются федеральные представительства государственных органов при исполнении своих функций.

Так, например, по информации органов контроля и надзора (территориальных представительств федеральных органов власти, которых в крае свыше 30) ими выполняются требования закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”. Однако, в связи с несогласованностью ведомственных нормативных актов, пока не удается скоординировать действия при проведении проверок. Как правило, сроки и периодичность их проверок не совпадают, отмечается дублирование отдельных функций при осуществлении контроля.

По мнению предпринимателей, наибольшие притеснения они испытывают со стороны органов внутренних дел, отмечая и многократность проверок, и отсутствие четкого разъяснения причин наложения штрафов. Органы внутренних дел, руководствуясь законом “О милиции”, считают, что имеют право беспрепятственно проверять любые хозяйствующие субъекты в любое время суток и с любой периодичностью.

Такое положение сложилось из-за того, что закон “О милиции” (1991 года) не приведен в соответствие с Федеральным законом РФ № 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)” в части определения полномочий органов милиции, связанных с оперативно-розыскной деятельностью.

Таким образом, в первоочередном порядке необходимо решение ряда проблем на федеральном уровне, позволяющее более объективно оценить вклад малого бизнеса в экономику и способствовать созданию делового предпринимательского климата, в том числе:

1. Ведение Министерством РФ по налогам и сборам отчетности о величине налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса в отраслевом и территориальном разрезе и предоставление данной информации органам власти территорий и органам местного самоуправления.

2. Принятие в новой редакции и приведение в соответствие с другими законодательными актами базового Федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” (1995г.), с установлением таких критериев и иных признаков (возможно в зависимости от оборота) отнесения к субъектам малого предпринимательства юридических лиц, позволяющих вести налоговый учет и контроль.

3. Приведение федеральных законов о социальных внебюджетных фондах (ПФ, ФСС, ФОМС) в соответствие с Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц” с целью реализации принципа “одного окна” при регистрации и постановке на учет хозяйствующих субъектов.

4. Приведение Закона РФ “О милиции” в соответствие с Федеральным законом № 134 “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”, определив круг полномочий органов милиции при осуществлении контроля, не связанного с оперативно-розыскными мероприятиями.

5. Адресное указание в Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства бюджетных средств на долевое участие в реализации региональных программ Дальневосточных территорий, учитывая их неравные стартовые условия в развитии рыночной экономики.

Решение проблем, стоящих перед малым бизнесом, прежде всего, на федеральном уровне, может значительно повлиять на создание благоприятного климата для развития и эффективной деятельности малого предпринимательства.

В текущем году будет продолжена работа совместными усилиями органов власти края, муниципальных образований, контролирующих организаций и представителей предпринимательских объединений (организаций) по решению проблем на краевом и муниципальном уровнях.

Обсуждению проблем, препятствующих развитию малого бизнеса было посвящено состоявшееся 20 марта т.г. в Правительстве края совещание глав муниципальных образований городов и районов края, общественных и отраслевых организаций и объединений предпринимателей по вопросу “Органы муниципального образования и бизнес: проблемы и взаимодействие”

В 2003 году завершается реализация краевой программы развития и поддержки малого предпринимательства. Среди мероприятий программы предусматривается совершенствование системы финансовой поддержки предпринимательских структур, в том числе поиск нетрадиционных источников финансирования. Предстоит продолжить распространение на другие районы края действующих зарубежных инвестиционных программ кредитования и программы микрокредитования.

В целях углубления интеграции и развития кооперированных связей, продвижения продукции предпринимателей в другие регионы Дальнего Востока, предстоит продолжить организацию и проведение выставок инвестиционных проектов и продукции малых предприятий, конкурсов среди лучших предпринимателей, различных мероприятий в рамках “Дня предпринимателя”, обучающих семинаров и ряда других мероприятий, направленных на поддержку малого бизнеса.

На реализацию мероприятий программы развития и поддержки малого предпринимательства в краевом бюджете на 2003 год предусматривается выделение финансовых средств в объеме 10,5 млн. рублей, использование которых будет корректироваться с учетом повышения эффективности мер государственной поддержки со стороны органов власти края.

Отдел малого предпринимательства
Правительства Хабаровского края