Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Россия: новый экспортно-импортный рынок соков в Европе

Развитие российского сокового рынка в последние годы происходит довольно быстрыми темпами, что обуславливает большой интерес, проявляемый к нему со стороны специалистов, особенно за рубежом, где российские темпы роста воспринимаются как нечто неординарное. В данном докладе сделана попытка рассмотреть характерные черты процесса развития российского сокового рынка за последнее десятилетие.
Моментом зарождения цивилизованного сокового рынка в России, который связан с массовым внедрением технологии асептического розлива, переходом на картонную упаковку, изменением требований к содержимому, развитием брендов, можно считать 1992 год. В сущности, это был год возврата России к рыночной экономике. Более того, это был первый год существования новой России.

В то же время свое развитие российский соковый рынок начинал не на пустом месте. К этому времени консервная промышленность России выпускала около 550 млн. литров соков, нектаров и сокосодержащих напитков в год (по данным Госкомстата за 1990 год). Это достаточно достоверная оценка, учитывая уровень государственной дисциплины в то время, чего нельзя сказать о последующем периоде. Следует, однако, учитывать, что речь идет об уровне производства, а не потребления. А он в России объективно должен был быть выше, так как дополнялся межреспубликанскими поставками из южных республик СССР и импортом, в основном из стран социализма (Болгарии, Венгрии, Румынии, Польши).

Представляет интерес структура производства, которая в большой степени характеризует и соковый рынок того времени.

В основном соковая продукция на российском рынке была представлена соками и нектарами, полученными из местного сырья путем прямого отжима. Упакованными такие продукты в основном были в стеклянные банки емкостью 1 и 3 литра, технология пастеризации - горячий розлив. Технологии восстановления соков из концентратов практического применения не имели. Ограниченный ассортимент местного сырья порождал и ограниченный ассортимент соковых продуктов, в результате большую часть рынка составляли продукты на основе яблока и томата.

Реформы правительства Гайдара, начатые в 1992 году, положили начало либерализации и развитию внешней торговли, в результате чего ассортимент продукции и объемы импорта резко возросли. Для российского рынка этого периода характерными были следующие тенденции:

- сокращение объемов производства "старой" промышленности в результате разрыва экономических связей, построенных на основе директивных методов хозяйствования и неприспособленности предприятий и персонала к работе в рыночных условиях (умели производить, но не умели продавать - в итоге, производили не то, что можно продать). В итоге объемы производства консервной промышленности России (соки и нектары в стеклянных банках) к 1995 году по данным Госкомстата России сократились до 87 млн.тонн , т.е. за пять лет снизились более чем в шесть раз, при этом доля этих продуктов в общем объеме продаж по оценкам РСПС упала со 100% в1990 году до 15% в 1995;
- рост импорта и развитие современной дистрибуции (умели продавать то, что производили другие). На рынке появилось большое количество брендов и вкусов, включая самые экзотические, ранее не известные в России. Общее количество брендов на российском рынке в 1995-96 годах различными экспертами оценивалось в 100-140 единиц. Наиболее популярными импортными брендами в то время были Santal, Sunpride, Jaffa Juice, Jaffa Delices, Waiti, Skipper, Hortex, Karat. К 1995 году доля этих продуктов на рынке России оценивалась примерно в 55% [РСПС];
- зарождение и развитие "новой" российской промышленности (умели производить и продавать то, что нужно потребителю). В это время на российском рынке появились такие марки, как J7 (Wimm-Bill-Dann), Tonus (EKZ Lebedjansky), Nico (Multon), Privet (JSC Progress), Vico (Interagrosys-tems) и ряд других. Отличительной особенностью новых продуктов была картонная упаковка и асептический розлив на установках Тетра-Брик Асептик. Доля этой продукции на российском рынке к 1995 году составляла по оценкам РСПС около 30%.


К середине 90х годов наиболее успешные иностранные компании приняли решение об организации своего производства в России. Этому способствовало, в частности, достаточно сложное российское техническое законодательство, а также ужесточение режима внешней торговли. В результате к 1998 году производили свои соки в России Parmalat (Santal), Coca-Cola (Minute Maid), Continental Beverages (Del Monte), Gerber Foods (Sunpride). В 1997 году емкость сокового рынка России по оценке Tetra Pak составляла 745 млн.л, что почти на 40% превышало уровень 1990 года. В то же время уровень душевого потребления оставался все еще очень низким и составлял всего 5 литров по России и около 10 литров по Москве.

Интересно распределение потребительских предпочтений в это время:

На фоне традиционных для России продуктов, таких как яблоко и томат, на первое место выходит апельсин, заметное место занимает и ананас - продукты, которых почти не было на советском рынке.

К сожалению, наметившаяся тенденция роста потребления на соковом рынке России была прервана финансовым кризисом 1998 года. Августовский кризис заставил уйти с российского рынка почти всех импортеров соковой продукции. В 1998 году емкость рынка сократилась до 655 млн. л., а в 1999 году снизилась еще на 16% и составила 548 млн.л. В этот период происходит существенное сокращение числа брендов, представленных на рынке, а также уход с рынка не только импортеров, но и многих мелких и средних производителей. Однако, этот же кризис дал возможность тем из национальных производителей, кто выжил, занять лидирующие позиции на этом рынке. Продукция таких компании как Вимм-Билль-Данн, Мултон, Лебедянский консервный завод, Останкинский молочный комбинат к моменту кризиса уже была хорошо известна и пользовалась популярностью у российских потребителей. Обвальная девальвация российской валюты резко повысила конкурентоспособность российских производителей, в результате их продукция на российском рынке стала доминирующей. В это же время происходит консолидация усилий сокопроизводителей России в отстаивании своих интересов на государственном уровне и создание Российского союза производителей соков. Итогом таких усилий явилось сокращение таможенных тарифов на импорт в Россию основных видов концентрированных соков в 2000 году. В это же время был разработан новый стандарт на термины и определения в области соков, который устанавливал классификацию продукции, гармонизированную с европейской. С этого же 2000 года началась стабилизация политического климата в стране и восстановление российской экономики - начала расти покупательная способность населения. Устойчивый рост основных макроэкономических показателей обеспечил возрождение пострадавших от кризиса рынков, в том числе и рынка соковых продуктов.

Рынок соков начал расти высокими темпами: около 40% в 2000 году, почти 60% в 2001 и уже в 2001 году емкость рынка значительно превысила докризисный уровень. В 2002 году рост рынка продолжался, хотя темп роста по сравнению с предыдущими двумя годами снизился. Общий объем рынка по данным Бизнес Аналитики и оценкам РСПС в 2002 году составил 1480 млн.литров, что дает по сравнению с 2001 годом рост примерно в 23%. На следующей диаграмме представлена динамика емкости российского сокового рынка и импорта готовой продукции Использованы данные Госкомстата России, компаний Бизнес

Аналитика, Тетра-Пак, Вимм-Билль-Данн, а также оценки РСПС.

Однако среднедушевое потребление соков 10 литров в год все еще остается довольно низким по сравнению с развитыми странами. Здесь и далее применительно к рынку 2002 года используются данные Бизнес Аналитики. Сейчас объем потребления соков в развитых странах достигает в среднем 30-40 литров на человека в год. По оценке компании Tetra Pak в 2001 году потребление соков в Германии находилось на уровне 56 литров, в Великобритании - около 28 литров, в странах Балтии - 12-16 литров сока на человека. Поэтому перспективной задачей для производителей является потребление соков в целом по стране на уровне потребления в Восточной Европе.

В то же время потребление в двух столицах, Москве и Санкт Петербурге уже сейчас находится на уровне около 30 литров в год на человека. Это свидетельствует об определенном насыщении рынка в столицах и требует определенной осторожно- сти в оценке дальнейших перспектив развития российского рынка. Без решения национальной задачи повышения уровня жизни населения, в том числе в регионах, оценка этих перспектив вряд ли может быть оптимистичной.

Характерные черты современного российского рынка:

Основные сегменты
Объемная доля соков выше в Москве, в то же время в среднем по России доли нектаров и соков примерно равны, относительно невелика доля сокосодержащих напитков.

Основные виды упаковки
Доминирующее положение занимает упаковка из композиционных материалов, доля продуктов упакованных в стекло на национальном уровне не превышает 3%. Очевидно, что это связано с более низкими транспортными расходами, которые в условиях российских масштабов приобретают первоочередное значение.
Основные вкусы
Ниже представлена диаграмма, дающая представление о вкусовых предпочтениях российских потребителей по состоянию на декабрь-январь 2003 года.


Оценивая текущую ситуацию необходимо отметить следующие основные моменты:
- по сравнению с советским периодом палитра вкусов не только расширилась, в ней прочно заняли ведущие места апельсин и ананас;
- по сравнению с докризисным периодом (до 1998 года) выросло и вышло на первое место производство смешанных продуктов.
Основные игроки

Примерно 90% рынка принадлежит четырем ведущим российским производителям:
- Вимм-Билль-Данн (головной офис - Москва) - 32%;
- Мултон (Санкт Петербург) и Лебедянский (Липецкая область) - по 22%;
- Нидан (Новосибирск) - 11%.

Импорт готовой продукции весьма незначителен и в основном представлен европейскими соками класса Премиум, а также соками из южных республик бывшего СССР: Армении, Азербайджана, Молдовы и Украины.
О значительной степени концентрации свидетельствует и то, что на долю 10 основных брендов приходится более 80% рынка.

Таким образом, в настоящее время можно констатировать, что в России сформировалась национальная соковая промышленность, которая занимает доминирующее положение на российском рынке и динамично развивается.
В то же время необходимо отметить, что современная российская соковая промышленность в настоящее время в основном базируется на импортном сырье. В то время как в советский период практически все сырье производилось в России или поступало из других советских республик. Объем импортируемого сырья растет вместе с ростом рынка. Так как в последние три года темпы роста рынка были значительны, аналогичная картина наблюдалась с объемом ввозимого сырья (данные Государственного таможенного комитета и РСПС).

В настоящее время доля импортного сырья на российском соковом рынке весьма значительна - около 80%. Существенная ориентированность России на импортное сырье объективна - большое число видов плодов, определяющих богатство и разнообразие рынка соковой продукции, в России не произрастает. Иными словами, Россия в первую очередь импортирует продукцию, внутреннее производство которой невозможно, из стран, где производство такой продукции развито. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на структуру российского импорта концентрированных соков.

Диаграмма выше описывает структуру импорта концентрированных соков по вкусам. Некоторая некорректность этой диаграммы в том, что в ней не учтен импорт томатного концентрированного сока - третьего по величине импортируемого вкуса вслед за апельсином и яблоком. Дело в том, что из-за особенностей таможенной классификации концентрированный томатный сок в большинстве случаев декларируется как томатная паста. Поэтому в статистических данных Государственного таможенного комитета очень сложно отделить сырье для сока от продукции другого назначения. Тем не менее, даже с учетом этой неточности из диаграммы видно, что более 70% импорта составляют апельсин, грейпфрут, ананас, другие тропические фрукты. Подтверждают этот вывод данные следующей диаграммы, дающей представление о структуре импорта по странам.

Более 70% импорта осуществляется из стран, производящих исключительно продукцию, производство которой в России невозможно, или из стран, в которых основная доля производства приходится на такую продукцию.
Вместе с тем развитие собственной сырьевой базы остается больным местом российской соковой отрасли. Если по таким продуктам, как персик, абрикос, виноград, вишня, груша, томат Россия встретит жесткую конкуренцию со стороны своих южных соседей по СНГ и Европы, то по кислому яблоку и дикорастущим ягодам Россия имеет объективные конкурентные преимущества. Развитие собственной сырьевой базы требует значительных капиталовложений в сады и первичную переработку. Ведущие российские производители пока только начинают обращать внимание на эту проблему, но мы уверены, что это задача уже не столь далекого будущего. Без ее решения собственная первичная переработка обречена на остановку развития и даже на деградацию. Эти негативные тенденции легко прослеживаются на примере производства яблочного и виноградного концентрированного соков в России (Госкомстат, СП Прогресс)

Оценивая перспективы развития российского сокового рынка, необходимо отметить следующее:

  1. Рынок столиц: Москвы и Санкт-Петербурга близок к насыщению и возможности его роста почти исчерпаны. Возможен некоторый рост рынка сокосодержащих напитков, в том числе многокомпонентного состава.
  2. Существуют перспективы роста рынка в крупных городах страны, однако эти перспективы существенно зависят от общих макроэкономических тенденций, а они несколько настораживают:
    - замедлился рост потребительской способности населения;
    - растут цены на сырье, энергоресурсы, транспорт;
    - предстоит реформа жилищно-коммунального хозяйства.
  3. Рост рынка в малых городах и в сельской местности маловероятен, так как у этой части населения развито производство напитков домашнего консервирования, а рассчитывать на изменения в этой сфере пока не приходится.

Поэтому, оценивая перспективы текущего года, мы ожидаем некоторый рост рынка, но замедление темпа роста до уровня примерно 15 % в среднем.
Если же говорить о среднесрочной и долгосрочной перспективе, то развитие российского сокового рынка и российской соковой промышленности, безусловно, связаны с развитием национальной сырьевой базы. Крупнейшие производители отмечают, что рост рынка чистых, моно-вкусов практически завершен, будущее - за купажированными продуктами. И здесь большую роль будет играть богатство исходного материала. Развитие собственной сырьевой базы позволит не только снизить зависимость российской соковой отрасли от импорта сырья, но будут способствовать изменению вкусового портрета отечественного сокового рынка. Однако решение этой задачи потребует не только инвестиций в аграрный сектор, но также совершенствования и стабилизации национального налогового и земельного законодательства.


Информация представлена порталом Российского союза производитей соков

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости