Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Развитие малого предпринимательства Владимирской области в 2000 – 2003 годах

Реализуемая в 2000-2003 годах политика администрации области в сфере малого и среднего бизнеса направлена на создание благоприятных условий развития предпринимательского сектора экономики области.

Результатом проводимой целенаправленной политики является сформированная инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса, способная гибко и своевременно реагировать как на решение проблем, связанных с эффективным развитием предпринимательства, так и проблем социально-экономического развития области в целом. Инфраструктура представляет собой три институциональных блока: первый – это Центр поддержки предпринимательства администрации области, центральное звено инфраструктуры; второй блок – Общественный Совет по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства при Губернаторе области, создан для построения эффективных механизмов по взаимодействию органов государственной власти с представителями предпринимательства; третий блок – это специализированные организации инфраструктуры, основные направления деятельности которых: кредитно-финансовая поддержка, улучшение условий ведения бизнеса, расширение деловых связей, информационно -консалтинговое обеспечение.

Показатель

2000 г.

2001г.

2002 г.

2003 г.

Число МП, ед.

6924

6927

9427

7099

Объем произведенной МП продукции (работ, услуг), млн. руб.1

3655

4776

5347

9257,5

Численность индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, тыс.чел.

62,8

68,3

74,9

78,8

Реализация мероприятий региональных программ обеспечила в 2003 году в сравнении с показателями 2000 года:

- увеличение численности индивидуальных предпринимателей на 25% (в 2000 году – 62,8 тыс. человек, в 2003 году – 78,8 тыс. человек);

- рост объема произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) в 2,5 раза (в фактически действовавших ценах: в 2000 году – 3655 млн. руб., в 2003 году – 9257,5 млн. руб.);

- рост объема инвестиций малых предприятий в 1,3 раза (в фактически действовавших ценах: в 2000 году – 563,3 млн. руб., в 2003 году – 758,7 млн. руб.);

- увеличение доли малого бизнеса в объеме ВРП по экспертным оценкам практически в 1,2 раза (в 2000 году – 15,3 %., в 2003 году – 19%)

Анализ отраслевой структуры численности малых предприятий во Владимирской области позволяет сделать вывод о том, что в сложившейся структуре торговля, не требующая больших стартовых затрат, обеспечивающая быструю отдачу от инвестиционных вложений, пока является наиболее традиционной отраслью для малых форм хозяйствования (диаграмма 1).

Диаграмма 1.

Динамика отраслевого распределения численности малых предприятий, %

Отраслевое распределение среднесписочной численности работающих отличается от отраслевого распределения малых предприятий: средняя численность работников на одном малом предприятии в промышленности в 2003 году составила 13 человек; в торговле 5-6 человека (диаграмма 2).

Диаграмма 2.

Динамика отраслевого распределения среднесписочной численности работающих на малых предприятиях, в %

Отраслевая структура объема произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) сложилась и остается практически неизменной в течении последних четырех лет (диаграмма 3). Около 60 % от общего объема произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) приходится на отрасли материального производства:

- промышленность – 46,3 %;

- строительство – 13%.

Аналогично складывается отраслевая структура объемов инвестиций предприятий малых форм, которая практически не изменилась за последние четыре года (диаграмма 4). Более 70 % объемов инвестиций приходится на отрасли материального производства:

- промышленность – 39 %;

- строительство – 31,6 %.

Диаграмма 3.

Динамика отраслевого распределения объема произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг), в %

Диаграмма 4.

Динамика отраслевого распределения объема инвестиций малых предприятий, в %

Вклад малого бизнеса (малых предприятий и индивидуальных предпринимателей) в экономику региона наглядно характеризует график динамики доли малого бизнеса в объеме ВРП области: по экспертным оценкам в 2003 году процентная составляющая доли малого бизнеса в общем объеме ВРП 19% (диаграмма 5).

Диаграмма 5.

Динамика объема малого бизнеса в объеме ВРП области, %

По экспертным оценкам наилучшие показатели развития малого бизнеса в городах Владимир, Суздаль, Радужный, а также в Петушинском, Киржачском районах:

если средний показатель занятости в сфере малого предпринимательства по области составляет около 20 %, то в городе Владимире, в Киржачском и Петушинском районах доля занятых в малом бизнесе более 50 %;

доля малых предприятий в общем объеме промышленной продукции области составляет 6-7 %, а в городах Владимир и Радужный – около 30 %;

доля малых предприятий в общем объеме строительных работ области составляет 22,7 %, а в городе Владимир – более 50 %, в Киржачском районе и городе Суздаль – практически 100 %.

Согласно обследованию субъектов малого предпринимательства Владимирской области, проведенного Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства, основным источником финансирования для малых предприятий являются собственные средства предприятий - 97%.

Задачи развития экономического потенциала региона требуют внесения определенных корректив в направление развития предпринимательства.

В первую очередь нужна более четкая структуризация предпринимательской среды с введением определений микропредприятий, малых и средних предприятий.

Налоговые поступления от малых и микропредприятий направлять в местные бюджеты в полном объеме, что объективно снимет значительную часть административных барьеров на пути развития предпринимательства и заметно упростит оценки состояния предпринимательства в муниципальных образованиях.

Необходимо завершение создания нормативной базы по деятельности саморегулируемых организаций предпринимателей и четкое определение их полномочий, таких как: контроль качества продукции, товаров, услуг; обеспечение социальной ответственности предпринимательства.

Система поддержки предпринимательства должна ориентироваться на содействие эффективно работающим предприятиям, способным обеспечить достойную оплату труда работникам, специальным направлениям предпринимательства, таким как инноватика, служба быта, а также иным направлениям с учетом территориальной специфики.

Перечисленные задачи и определяют перспективные направления деятельности структур поддержки предпринимательства.


Информация представлена Центром поддержки предпринимательства администрации Владимирской области

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости