Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Развитие правового регулирования лизинга в России

Лизинг в России применяется не столь широко как в большинстве стран с развитой рыночной экономикой по вполне объяснимым экономическим причинам. Между тем, до последнего времени многие специалисты объясняли такое положение дел сначала отсутствием, а потом недоработками лизингового законодательства. Но в действительности, попытка достижения благих экономических целей законотворчеством в отношении лизинга создало неразрешимые проблемы. Самая большая проблема российского законодательства о лизинге, судя по всему, состоит в наличии такового.

Теперь обычно выделяют три периода развития лизинга в России в связи с принятием нормативных документов и становлением российского законодательства о лизинге. Определяя настоящий 4-й период развития, его можно охарактеризовать реформированием ранее созданного правового регулирования лизинга в РФ. Реформы идут по пути внесения изменений и дополнений, касающихся лизинга, в иное законодательство федерального уровня. При этом в общей структуре законодательных актов РФ роль собственно закона “О финансовой аренде (лизинге)” становится все более неопределенной.

Выделяемые четыре периода развития лизинга в России отражают хронологию наиболее существенных изменений лизингового законодательства.

Первый период, до начала 1990-х гг., характеризуется отсутствием какого-либо законодательства, имеющего отношение к лизингу.

Изучение лизинга в российских научных кругах началось минимум четверть века назад - задолго даже до того, как сам лизинг стал возможен в СССР. В отраслевых НИИ и закрытых фондах велось накопление и изучение информации о несоциалистических формах хозяйствования, в частности, об аренде. Например, еще до 1977 года долгосрочная аренда изучалась в СССР как способ сбыта автомобилей на капиталистическом рынке. Такие исследования носили в основном описательный характер, вплоть до 1980 гг., и речь в них шла в основном о возможных перспективах совершенствования социалистической экономики. При этом сам лизинг не получал какого-либо развития в СССР. В 1980 годах лизинговой деятельностью эпизодически занимались лишь крупные внешнеторговые организации бывшего СССР. Лизинг рассматривался ими прежде всего как одна из форм приобретения и реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное, кузнечно-прессовое, энергетическое оборудование, а также ремонтные мастерские, самолеты, морские суда, автомашины, ЭВМ и т.д., "с использованием специальной формы кредита", под которой подразумевался лизинг.

В начале рыночных реформ (в период перестройки) в СССР лизинговые операции начали более широко практиковать во внешнеторговых организациях, например, таких как: "Автоэкспорт", "Совтрансавто", "Авиаэкспорт", "Совкомфлот", "Совфрахт", "Трактороэкспорт". Преобладающий объем операций 200 - 300 млн. долл. в год приходился на торговлю Восток - Запад, прежде всего на импорт оборудования из развитых капиталистических стран. Лизинговые сделки были немногочисленны, но достаточно крупные по размерам - доллар как мировая валюта тогда был намного дороже, чем сейчас, и ежегодные капиталовложения размером 200 - 300 млн. долл. в год являлись заметными в общем внешнеторговом обороте с капиталистическими странами. Определенное регулирующие влияние сохранял за собой Внешэкономбанк СССР. Внешнеторговые организации выступали в основном как потребители услуг, тогда как генерирующая роль в этой сфере принадлежала советским заграничным банкам и созданным с их участием лизинговым компаниям. Среди последних можно назвать: "Промлиз", созданную во Франции в 1974 г. коммерческим банком для Северной Европы ("Эйробанк") и "Креди Леонэ"; "Ист - Вест - Лизинг", созданную "Морган Гренфилл энд Ко лтд" и Московским народным банком в Англии; "Донау-Банк" в Австрии. Не без основания считалось, что лизинг может стать одним из методов повышения эффективности экономики СССР. Тогда же появились первые предположения о том, что лизинг может быть эффективнее традиционных кредитных линий, открываемых иностранными банками на 7 - 8 лет в пользу Внешэкономбанка или дорогостоящего кредита Внешэкономбанка в иностранной валюте.

Разновидностью лизинговой операции, активно применявшейся Минморфлотом СССР, являлся "бербоут - чартер" - наем морского судна без экипажа. Суть этой операции состояла в следующем. В соответствии с условиями контракта, заключаемого В/О "Совфрахт" Минморфлота СССР с посреднической фирмой, предоставляющей интересующее Минморфлот судно в аренду, на это судно, прибывшее в какой-либо из портов Западной Европы или Японии под флагом третьей страны, направлялся советский экипаж, поднимался флаг Советского Союза, и судно поступало в распоряжение советской стороны для эксплуатации. По окончании или до истечения срока аренды по взаимно заключенному соглашению в качестве обязательного условия предусматривалось приобретение корабля арендатором. На условиях "бербоут - чартер" Минфлот СССР приобрел значительный тоннаж - сухогрузы, пассажирские суда, танкеры, находившиеся в эксплуатации в течение 6 - 12 лет. Суда, как правило, арендовались на срок 6-8 лет с последующей передачей права собственности российскому пароходству. Авансовый, арендные платежи и окончательный платеж, фиксирующий переход титула собственности, производились главным образом за счет кредита Внешэкономбанка СССР или банка-корреспондента в Англии, предоставляемого В/О "Совфрахт" под гарантю Минморфлота в иностранной валюте. Кредит выдавался в размере 80-100% стоимости судна на срок 8-10 лет по ставкам мирового денежного рынка и погашался, как правило, за счет выручки, получаемой в результате эксплуатации судна.

Другим примером применения арендных отношений в СССР является лизинг международных автомобильных перевозок внешнеторговым объединением "Совтрансавто", которое приобретало за рубежом на условиях аренды с последующей покупкой различные виды грузового автомобильного транспорта: тягачи, рефрижераторные и тентовые полуприцепы, кузова, контейнерные шасси. На условиях аренды в СССР использовались иностранные контейнеры.

Одновременно с импортом был и обратный поток экспорта отечественной продукции по лизингу. Например, по лизингу осуществлялся экспорт советских самолетов в Италию и большегрузных самосвалов БелАЗ - 7523 в США.

Вплоть до конца 80 гг. годов развитие международного лизинга сдерживалось главным образом запретом на операции с иностранной валютой и, как следствие, отсутствием иностранной валюты у государственных и первых частных предприятий для оплаты иностранного оборудования. Поэтому в отдельных случаях допускалось использование иностранных станков и другой техники предприятиями, не имеющими валютных ресурсов. Такие сделки предусматривали оплату обязательств поставкой продукции, произведенной на этом оборудовании (компенсационный лизинг - buy - back). После того как, начиная с апреля 1989 г., предприятия получили право самостоятельного выхода на внешний рынок, у многих из них появился собственный источник валютных поступлений, и возможности заключения сделок международного лизинга с участием российских предприятий стали шире. Результаты либерализации экономических отношений не заставили долго ждать: по данным Госкомстата СССР на 1 января 1991 г. объем аренды и концессии составил по импорту 11,8 млн. руб., а по экспорту 54,7 млн. руб. Из них на аренду машин, оборудования и транспортных средств приходилось по импорту 11,8 млн. руб. и по экспорту 54,6 млн. руб., то есть почти 100% общего объема. Доля лизинга в общем объеме машинно-технического экспорта составляла 0,5 % и импорта менее 1 %, конкретнее - 0,04 %.

Внутренний лизинг не получал какого-либо заметного развития до середины 1989 года - до начала перевода предприятий на арендные формы хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных правил применения аренды и лизинга стали Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 года № 810-1 и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 года № 270 "О плане счетов бухгалтерского учета", в котором был представлен порядок отражения аренды и лизинга в бухгалтерском учете.

Второй период развития лизинга продолжался с начала 1990 гг. до середины 1990 гг. С продолжением рыночных реформ и переходом к многоукладной экономике в деятельности предприятий начали появляться договоры, которые носили в себе элементы лизинговых сделок. Однако лизинговое законодательство федерального уровня по-прежнему отсутствовало. Тем не менее, лизинг развивался с применением норм законодательства об аренде, и наличие высоких рисков для участников лизинговой деятельности сдерживало ее развитие. До 1996 г. лизинг мог осуществляться в качестве сделок, "хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему"

В отдельных отраслях народного хозяйства были приняты распоряжения, способствующие развитию лизинга как вида инвестиционной деятельности. Например:

  • О принятии предложения Комитета рыбного хозяйства при Минсельхозе России о развитии лизинговых операций с целью приобретения рыболовецких судов, построенных за рубежом. (21.03.1992);
  • О полном освобождении от оплаты таможенных пошлин и налогов самолетов А-310-300, запасных частей и двигателей к ним, временно ввозимых в Россию по лизинговому соглашению между "Аэрофлот - советские авиалинии" и консорциумом западноевропейских банков. (24.05.1994);
  • Постановление Правительства РФ от 16 июня 1994 г. № 686 "Об организации обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга).

В 1993 г. лизинг был классифицирован как вид услуг финансового посредничества. Дальнейшее развитие лизинга в России продолжалось примерно такими же темпами, как и менялась вся экономика в сторону формирования рыночных отношений. В то время Правительством с целью обновления основных фондов продолжали создаваться лизинговые компании с участием госбанков и других государственных структур. Например, в июне 1991 г. была создана, а с декабря того же года приступила к деятельности международная лизинговая компания "Евролизинг". Ее учредителями стали Внешэкономбанк СССР, Совморфлот и Госснаб СССР, с французской - один из крупнейших банков Европы "Банк Насиональ де Пари", а с немецкой - одна из крупнейших лизинговых компаний Западной Германии - "Митфинанц ГмбХ". Наряду с этим в начале 90 гг. появились и первые коммерческие (негосударственные) лизинговые компании, в основном учрежденные банками. Развитие сети коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых операций через новую банковскую практику.

Третий период в развитии лизинга в России - с середины 90-х гг. до 2002 г. Этот период характеризуется принятием специального законодательства о лизинге.

С течением времени потребовалась консолидация усилий операторов российского лизингового рынка для улучшения условий ведения бизнеса и разъяснения преимуществ лизинга потенциальным лизингополучателям. Представители российского лизингового сообщества организуют учебные семинары, "круглые столы" для дискуссий, конференций и участвуют в выставках. Создаваемые профессиональные объединения со временем стали приобретать формальную основу. Например, в октябре 1994 года была создана Российская ассоциация лизинговых компаний "Рослизинг", которая стала корреспондентским членом Европейской федерации ассоциаций лизинговых компаний "LEASEUROPE".

С тех пор увеличилось число не только собственно лизинговых компаний, но также и объем заключенных лизинговых сделок. Например, в 1995 г., общий объем сделок, заключенных членами “Рослизинга”, составил 170 млрд. руб. (42 млн. долл. США), в 1996 г. эта цифра выросла до 670 млрд. руб. (130 млн. долл. США), а в 1997 г. - до 2,8 триллиона рублей (500 млн. долл. США). В 1998 г. (до кризиса), по информации “Рослизинга”, его члены заключили лизинговые сделки на общую сумму 4 млрд. долл.

Нормативные акты, способствующие развитию лизинговых отношений, принимались на региональном уровне, а также на уровне министерств и ведомств. Однако, уже ко второй половине прошлого десятилетия были обозначены основные принципы регулирования лизинговых отношений в России. На протяжении более чем четырех лет (с сентября 1994 г. до октября 1998 г.) действовало постановление Правительства РФ "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности" от 29 июня 1995 г. № 663, продлеваясь, дополняясь и меняясь в своей редакции пять раз в течение этого времени. И еще два постановления, принятые Правительством РФ, сыграли важную роль в развитии российского лизинга. Первое постановление №1133 (ноябрь 1995 г.) предусматривало, что лизингополучатель может включать лизинговые платежи в состав затрат. Второе постановление № 752 (июнь 1996 г.) регламентировало, что стороны договора лизинга могут применять механизм ускоренной амортизации к активам, являющимся объектом финансового лизинга, при отражении таковых в своей финансовой отчетности.

Важным событием в становлении лизинга в России стало принятие Второй части ГК РФ, которая вступила в силу в марте 1996 года. С тех пор все нормативные документы, регулирующие отношения финансовой аренды (лизинга), должны были рассматриваться в соответствии с ГК.

8 февраля 1998 г. Президент подписал ФЗ N 16 "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА "О международном финансовом лизинге". Однако реальные события последних лет свидетельствуют о том, что существенного положительного влияния на прогресс нашей экономики подобные показные мероприятия не оказывают. Так, при присоединении Россия к Оттавской Конвенции 1988г. усилий было потрачено немало: общественность и правительство уверяли, что российский лизинг не может без Конвенции развиваться; что это будет прорыв на мировой рынок и т.д. Когда же Россия присоединились, то оказались в одной компании лишь с Нигерией, Панамой, Латвией, Венгрией, Белоруссией. Из развитых стран к этой конвенции присоединились лишь Италия и Франция (с оговорками). Конвенция не получила широкого признания во всем мире - к ней присоединилось лишь 8 стран, из которых 3 - бывшие республики СССР (в том числе Россия).

29 октября 1998 был принят ФЗ N 164 "О лизинге", но практика показала, что закон в целом не соответствовал экономической ситуации того периода и создал юридические сложности, мешающие развитию лизинга. Как юристы, так и экономисты считали, что закон требует серьёзной доработки, однако по поводу того, какими именно должны быть поправки в закон, долгое время велись жаркие дискуссии. Еще в 1997-98 гг. ряд специалистов высказывали предположения, о том, что "Если даже представить, что правовой режим лизинга (вследствие ли принятия закона “О лизинге” или внесения поправок в действующий Гражданский кодекс) будет максимально благоприятным и для лизинговых компаний и их клиентов - потребителей оборудования, то само по себе это обстоятельство ни в коей мере не гарантирует быстрого развития лизинга в России". Эта точка зрения подтвердилась практикой последующих лет. В общей структуре законодательных актов РФ место собственно закона “О лизинге” в тот период времени не просматривалось. Он был обречен на противоречие с ГК РФ и в силу этого не мог подлежать бесспорному применению. Поэтому, в последствии закон стал более формальным документом, воспроизводящим основные положения главы 34 ГК РФ и, несколько расширяя их, но не лучшим образом. Существенной практической пользы отечественному бизнесу от принятия такого закона “О лизинге” не вышло потому, что в законе было достаточно трудно, а точнее говоря невозможно отразить все необходимые для развития лизинга в России положения. Экономическая выгода от этого “невнятного” законодательного проекта казалась минимальной на момент его принятия и едва заметна теперь - после принятия закона в 1998 г. и внесения в него более чем 70 поправок в начале 2002 г..

Законодательная база российского лизинга продолжала развиваться в последние годы. Между тем, данные из экономических и юридических исследований показывают, что развитие лизингового бизнеса в России в значительной степени зависит от общей инвестиционной ситуации в стране (в конкретной отрасли - в частности) и общих налоговых условий ведения бизнеса, нежели от принятия нового и совершенствования уже созданного специального законодательства для лизинга. Так, по мнению многих специалистов-практиков развитию российского лизинга в последние годы способствовали изменения в экономике страны:

  • в целом улучшившаяся по сравнению с кризисом 1998 года инвестиционная ситуация в России;
  • изменения в налоговом законодательстве, которые произошли в России относительно недавно - отмена 20%-го налога на приобретение автотранспортных средств и снижение налогов с оборота с 4% до 1% 2001 г. и его отмена с начала 2002 г.

Сейчас зачастую развитие лизинга в России сдерживают нерешенные юридические вопросы, появившиеся из-за неадекватности лизингового законодательства, а также длительность судебных процедур рассмотрения споров, возникающих в отношении лизинговой практики.

Четвертый период развития лизинга начался во второй половине 2001 г. и продолжается в настоящее время. Он характеризуется реформированием законодательства, регулирующего лизинговую деятельность. Наиболее существенные изменения таковы:

  • Вступившая в действие в начале 2002 г. 25-ая глава Налогового Кодекса отчасти закрепила имеющийся льготный налоговый режим для проведения лизинговых операций в России. Изменения, внесенные в текст этого документа летом 2002 г. устранили некоторые противоречия с иным законодательством.
  • 26 декабря 2001 г., после обсуждения проблемы с теоретиками и практиками лизинговой деятельности, Государственная Дума проголосовала за принятие закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лизинге" - было принято более 70 поправок к действующему закону, 16 января 2002 г. он был одобрен Советом Федерации, а 29 января 2002 г. подписан Президентом. 2 февраля 2002 г. закон вступил в силу. В основном изменения направлены на преодоление внутренней несогласованности предписаний Закона, коллизий с иными нормативными правовыми актами и унификацию терминов. В то же время Закон по-новому регламентирует отдельные вопросы, касающиеся предмета лизинговой деятельности, прав, обязанностей и ответственности ее участников.

Многие специалисты-практики считают, что принятых в отношении лизинга законодательных поправок явно недостаточно. К числу вопросов, требующих дополнительного рассмотрения, относятся: расширение возможностей использования лизинга некоммерческими организациями, совершенствование способов приобретения права собственности на предмет лизинга лизингодателем, пересмотр положений договора в случаях его досрочного расторжения по требованию лизингодателя и т.д.

Если же рассматривать современную российскую правовую базу для лизинга подробнее, то очевидно, что в ней существует большой ряд проблем. Ни для кого не секрет, что нынешняя редакция закона "О финансовой аренде (лизинге)" - результат лоббирования интересов определенных бизнес-кругов. Закон о лизинге продолжает действовать теперь в новой, но по-прежнему несовершенной форме, вопреки общепринятому в странах с развитой рыночной экономикой представлению о том, что сделки финансовой аренды, оставаясь в юридическом смысле арендными сделками (подразумевают заключение именно арендного договора) должны регулироваться экономическими методами - на уровне бухгалтерского учета. За последнее десятилетие российская правовая и экономическая пресса, уделяя достаточное место общим исследованиям лизинга, крайне скупо освещает конкретные меры, предпринимаемые государственными и общественными организациями в указанном направлении. В условиях такого информационного вакуума можно предположить, что реформы в сфере бухгалтерского учета в ближайшее время существенно не затронут лизинговую деятельность прежде всего потому, что госорганы вяло имитируют подготовку радикальных изменений, поскольку вообще ничего не делать нельзя - есть программа правительства, да и изменения в странах СНГ обязывают проводить реформирование более радикально. Замечу, что этот же круг проблем уже рассматривается в Белоруссии. В настоящее время необходимы действия, направленные на приближение российского бухгалтерского учета к правилам, закрепленным в международных стандартах, в частности, в отношении учета арендных операций.

Резюмируя представленный ретроспективный обзор отмечу, что российское законодательство о лизинге существенно отличается от законодательства стран с развитой рыночной экономикой. Данные из опубликованных исследований и мнения специалистов-практиков свидетельствуют о том, что развитие лизингового бизнеса в России в большей степени зависит от общей инвестиционной ситуации в стране (в конкретной отрасли - в частности) и общих налоговых условий ведения бизнеса, нежели от принятия нового и совершенствования уже созданного специального законодательства для лизинга.


Информация представлена Проектом документов о лизинге UNLEASE.ru