Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

К вопросу о введении специальных счетов для уплаты НДС

Файлы

Авторы: Мария Горбань, Сергей Гуриев, Ирина Левина,
Центр экономических и финансовых исследований и разработок

Одной из основных проблем делового климата в России на настоящий момент является проблема фирм-однодневок. Использование однодневок позволяет с минимальным риском (de facto почти легально) проводить теневые операции. В частности, однодневки являются самым простым и дешевым способом уклонения от НДС. Предприятия списывают значительную часть добавленной стоимости на фирмы-однодневки, однодневки исчезают прежде, чем успевают заплатить налог, вместе с суммами НДС, переведенными на их счет предприятиями-заказчиками (по закону причитающимися бюджету). Использование однодневок для уклонения от НДС позволяет предприятиям «экономить» до 20% добавленной стоимости, получая тем самым существенное преимущество перед конкурентами. По самым оптимистическим оценкам, в России собирается не более 65% причитающего бюджету НДС.

В последние годы в развитии российского бизнеса наметилась позитивная тенденция: появилась наконец объективная заинтересованность бизнеса, в первую очередь, крупного бизнеса, в выходе из тени. Однако возможность практически безрискового уклонения от уплаты НДС с помощью фирм-однодневок является существенным препятствием на пути легализации: предприятия не могут начать платить налог до тех пор, пока их конкуренты имеют возможность безнаказанно его не платить. Для создания нормальных условий для дальнейшего цивилизованного развития бизнеса необходимо уничтожить данный способ уклонения от уплаты НДС.

Решить проблему однодневок можно либо при помощи непосредственного преследования их учредителей, либо посредством снижения спроса на их услуги. До сих пор прямые методы борьбы с фирмами-однодневками оказывались неэффективными. Поэтому имеет смысл рассмотреть альтернативные методы. С 2003 г. в Болгарии реализуется другой способ решения проблемы массового уклонения от НДС, который заключается в ограничении доступа налогоплательщиков к средствам, получаемым ими в качестве НДС от других предприятий или из бюджета, с тем, чтобы фирмы не могли исчезать с деньгами, причитающимися бюджету. Подчеркнем, что для проведения такой реформы не требуется никаких изменений в механизме начисления НДС, достаточно изменить лишь систему взимания налога.

Описанная выше реформа администрирования НДС, в различных модификациях, обсуждается в России уже не первый год, как в деловом сообществе, так и в академических кругах. В настоящем меморандуме изложен один из вариантов реформы, обсуждаются возможные экономические последствия реформы: как позитивные, так и негативные, приводятся ответы авторов на наиболее часто задаваемые в связи с реформой вопросы.

По мнению авторов, проведение реформы позволит существенно повысить собираемость НДС (что сделает возможным снижение ставки налога), облегчит легализацию крупного бизнеса, приведет к сужению теневого сектора. Реформа позволит решить проблему однодневок без увеличения административного давления на малый бизнес.

Вместе с тем реформа может иметь и негативные последствия. Результатом проведения реформы станет резкое повышение эффективной ставки НДС для предприятий, ранее уклонявшихся от уплаты налога, что может вызвать существенное увеличение налогового бремени на отдельные отрасли и изменение относительных цен в экономике, подтолкнуть предприятия к использованию других, пусть более дорогих и рискованных, способов уклонения от налогов. Переход предприятий на другие способы уклонения от налогов может быть сопряжен с появлением негативных побочных эффектов, таких как распространение сделок за наличный оборот, в обход банковской системы. Кроме того, проведение реформы может привести к некоторому увеличению издержек по администрированию НДС.

По оценкам авторов, проблему замораживания оборотного капитала предприятий в результате проведения реформы вряд ли можно считать серьезной, как в масштабах экономики, так и для отдельных предприятий. Распространенное мнение о том, что в результате проведения реформы банки станут налоговыми агентами, не соответствует действительности.

Материал предоставлен Центром экономических и финансовых исследований и разработок