Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Малый бизнес и представительная власть

Автор: Куроедов И.И.,
кандидат философских наук, политолог

Малый бизнес – постоянно “тлеющая” проблема, регулярно вспыхивающая дискуссиями, как правило, по двум причинам. Чаще всего её артикулируют заинтересованные бизнесмены, если происходит что-то, по их мнению, ущемляющее права малого бизнеса. Реже – местные власти, когда транслируют инициативы федерального правительства или проводят в жизнь собственные.

1. Малый бизнес как социальная группа

Малое предпринимательство возникло в России практически с нуля, так как в СССР подобная деятельность уголовно преследовалась. Поднялось оно на волне торгово-коммерческих операций. По сравнению с промышленностью и транспортом, торговля – малозатратный и быстроокупаемый вид бизнеса. Сюда ринулись кооператоры и комсомольские чиновники, перепродававшие дефицит, доставшийся по низким госрасценкам. Отсюда – сохраняющийся до сих пор теневой и коррумпированный характер части этого сектора экономики.

Долгое время члены этой группы не видели иной цели кроме личного обогащения и расширения собственного дела. Они не испытывали нужды в объединении и создании организаций для защиты корпоративных интересов, не говоря об участии в политике. Зачем обсуждать налоговые ставки, если можно вообще не платить налоги. Зачем обуздывать коррумпированных чиновников, если их продажность можно использовать для расширения своего дела. Но после дефолта 1998 г. положение стало меняться. Этот слой начинает превращаться в ассоциативную группу, т.е. добровольное объединение, хотя и рыхлое, нацеленное на защиту интересов своих членов и имеющее организационные структуры, финансовые средства. В Калужской области основной структурой, продвигающей интересы этой социальной группы, является Торгово-промышленная палата (ТПП).

Интересы группы:

- Создание льготных экономических условий для своего бизнеса;
- Создание системной правовой базы для своего бизнеса;
- Защита от произвола и поборов чиновничества;
- Защита от криминала;
- Интерпретация идеологии “среднего класса” в том смысле, что его сердцевина – слой предпринимателей

Ресурсы группы:

- Значительные финансовые средства;
- Энергия, решительность, давление, зачастую неразборчивое в средствах;
- Определённая независимость от власти;
- Совокупность организаций: постоянных (ТПП) и ситуативных, возникающих по поводу конкретных проблем и затем исчезающих;
- Возможность быстрой социально-политической мобилизации работников, занятых в торгово-коммерческом бизнесе;
- Государственная идеология поддержки малого и среднего бизнеса

Лидерство в группе:

Особенность психологии предпринимателей - в “горизонтальном” видении мира. Что отличает его от “вертикального” зрения чиновника, признающего отношения типа “приказ-подчинение”. Предприниматели считают, что “сами себя сделали”, они ценят независимость. Поэтому группа не воспринимает официального, тем более авторитарного лидерства. Признаются лидеры представители. Их задачи группа видит в том, чтобы быть выразителями её интересов, тогда им позволяется говорить от имени группы. Если, по мнению группы или её части, они не адекватны или малоактивны, возникает параллельный неформальный лидер. Так, в 2001г. в Калуге во время противостояния лоточников с горуправой мгновенно возник агрессивный лидер Е.Бобков, чьи интересы были ущемлены.

Оценка деятельности группы:

Она весьма противоречива. У группы нет однозначных сторонников или противников. Власть прекрасно понимает, что малый бизнес решает важнейшие экономические и социальные проблемы, которые иначе решить невозможно. Народ доволен, что “есть всё, кроме очередей”, но возмущается ценами, считая, что эта группа паразитирует на простых людях. Деятельность малого бизнеса в значительной степени носит теневой характер. Многих, но не всех, это устраивает. Попытки власти и части самой группы вывести свой бизнес из тени заканчиваются половинчатыми результатами

Представители малого бизнеса редко испытывают желание принять личное участие в политике. Но в полной мере осознавая свою зависимость от власти, они пытаются повлиять хотя бы на местную, начав с середины 90-х гг. финансировать избирательные кампании некоторого числа кандидатов в представительные органы областной и городской власти. На фоне слоя директоров крупных и средних промышленных предприятий представители малого бизнеса выглядят очень политизированной группой. Но её политизированность носит не идеологический, а сугубо прагматический характер.

Попытка “кавалерийским наскоком” - через некоторых депутатов - эффективно влиять на властные решения, касающиеся малого бизнеса, желаемого результата не принесла. Пришлось начинать “осаду” представительных органов власти. Со второй половины 90-х гг. можно говорить о появлении политического крыла малого и среднего бизнеса в Калужской области – особой группы влияния, чья непосредственная задача – работа с депутатами и чиновниками в интересах малого и среднего бизнеса.

2. Группа интересов (влияния) малого и среднего бизнеса

Как говорилось выше, малое предпринимательство долгое время не хотело видеть ничего, кроме собственной выгоды. Теперь идёт мучительное осознание связи своего бизнеса с политикой, своей отдалённости от центров принятия решений. Предприниматели начинают налаживать взаимодействие с политическими кругами, т.е. стремятся конвертировать финансовый капитал в политическое влияние. Но сами в политику идут редко, да и пройти им через избирательное сито трудно, т.к. в народе у них плохая репутация. В нынешнем составе Законодательного собрания области всего два “чистых” представителя малого бизнеса. Но в группу его интересов входят и другие люди. Они пришли в политику на демократически-рыночной волне, а поэтому выражение интересов малого и среднего бизнеса считают хоть и не основной, но важной своей задачей. Кроме того, в эту группу входят руководители различных профессиональных организаций малого бизнеса, прежде всего члены ТПП.

Интересы группы:

- Стабилизировать финансово-экономическое положение малого бизнеса посредством политического влияния на институты представительной власти области и муниципальных образований;
- Заполнить правовые лакуны в областной нормативной базе, регулирующей функционирование малого и среднего бизнеса;
- Через влияние на высшую политическую элиту области добиться обуздания чиновничьего своеволия;
- Добиться регулярных отчислений из бюджета области в фонд поддержки малого бизнеса;
- Усилить борьбу с криминалом в малом бизнесе

Ресурсы:

- Частный капитал;
- “Пробивные” способности и личные связи членов группы;
- Организационные структуры малого бизнеса;
- Государственная политика поддержки малого бизнеса

Лидерство в группе:

Формальным лидером группы является А.Малышев – председатель комиссии ЗС области по законодательному обеспечению предпринимательской деятельности, президент ТПП и т.д. Его определяющее влияние закреплено в нормах и правилах возглавляемых им структур. С позиций интересов малого бизнеса он производит оценку ситуации, определяет направления деятельности группы влияния.

Оценка деятельности группы:

Деятельность политического крыла малого бизнеса протекает в основном публично. Но если группы интересов промышленности и агропромышленного комплекса активно апеллируют к общественному мнению, справедливо усматривая в этом свой ресурс, то группа интересов торгово-коммерческого бизнеса концентрируется только на работе с депутатами и чиновниками исполнительной власти.

3. Структурные особенности представительной власти

Чтобы лучше понять специфику взаимовлияния малого бизнеса и представительной власти, надо обратить внимание на особенности структуры ЗС Калужской области. Во-первых, в области до 2003 г. действовала мажоритарная система выборов, а не пропорциональная с голосованием по партийным спискам. Депутаты предпочитают выдвигаться индивидуально и от полуанонимных “групп избирателей”. Как показали выборы 2000 г. – это надёжнее, т.к. выдвиженцы от КПРФ проиграли “индивидуалам”. А в итоге законодательный орган, в отличие от значительного числа других региональных парламентов, не дифференцирован на партийные фракции. Партийная дисциплина, идеологически мотивированное голосование не довлеют над депутатами.

Во-вторых, абсолютное большинство депутатов – руководители предприятий (промышленных и сельскохозяйственных) различных форм собственности, учреждений здравоохранения и образования, т.е. начальники. Это люди примерно одинакового статуса, психологии, жизненного опыта, им достаточно легко находить общий язык.

А общим итогом становится то, что законодательная власть является не представительной - отражающей социальный состав населения, а функциональной. Это не значит, что областной парламент никак не структурирован. Соответственно своей профессионально-отраслевой принадлежности депутаты сближаются в группы интересов: промышленную, аграрную, есть различия между городскими и сельскими депутатами. Бывают конфликты по конкретным вопросам, но лишь по узкому кругу проблем, которые больше касаются тактики, а не стратегии, средств, а не целей. Работать с таким слабо структурированным представительным органом власти, для которого малый бизнес не является приоритетной проблемой, группе влияния очень сложно.

4. Малый бизнес и власть: болевые точки взаимодействия

Президент В.Путин, встретившись в 2001г. с лидерами торговли из движения ОПОРА, подтвердил государственный курс на поддержку малого бизнеса. Властный импульс сверху актуализировал эту проблему в области, заставив малый бизнес и местную власть изложить свои позиции. На сегодняшний день они таковы.

1. Предприниматели, руководители их объединений давно выработали консолидированную точку зрения. Её основные позиции:

а) Непрерывный рост налогов, блокирующий развитие малого бизнеса;
б) Отсутствие чёткой законодательной базы – она меняется непредсказуемо;
в) Нет защиты от необоснованных проверок;
г) Нет чёткой системы регистрации предпринимателей;
д) Часто чиновник не может внятно объяснить предпринимателю, что надо делать, а что нет, что можно, а что нельзя, а когда тот попадает впросак перед налоговыми органами, чиновник не несёт никакой ответственности.

Комментарии. Во-первых, предприниматели не просят у властей денег, что по нынешним нравам прямо-таки удивительно. Во-вторых, выражают вполне конструктивную позицию в духе “от конфронтации – к переговорам”. В-третьих, за официальными речами, в кулуарах царит скептицизм: разговариваем давно, а проблем меньше не становится.

2. Представительная и исполнительная власть также имеет консолидированную точку зрения. Наиболее авторитетно проблему, как она видится не “снизу”, а “сверху”, излагает губернатор А.Артамонов:

а) Местные власти считают, что субъекты РФ должны оставлять у себя большую часть налогов от малого бизнеса. Это позволит усилить помощь малым предприятиям и увеличить долю последних в валовом региональном продукте (ВРП) с 10-12% до 40-50% уже через несколько лет. Сейчас всё обстоит как раз наоборот. Снижения налогов в ближайшее время местные власти не обещают, но надеются упростить процедуру их уплаты;
б) Малый бизнес регулируется в основном федеральным, а не местным законодательством - возможности областного парламента здесь ограничены;
в) Власть признаёт проблему необоснованности проверок и констатирует, что контролю пока не поддаются и сами контролирующие органы; вместо одного раза в два года проверки исчисляются десятками; выход видится в создании единой информационной базы, куда должны заносится результаты проверки с указанием контролирующих органов, чтобы знать, с кого потом спрашивать;
г), д) Оказалось, что власти сами не знают точное число субъектов малого бизнеса. Единые правила не могут учесть особенностей каждого региона и нередко становятся преградами на пути развития малого предпринимательства. В этом вопросе местные власти возлагают вину на чиновников региональных подразделений федеральных структур.

3. Есть одна проблема, о которой предпочитают много не говорить. В производстве областного ВРП малый бизнес даёт больше 10%. А налоговая отдача несравненно меньше. Дело не столько в том, что предприниматели злостные неплательщики налогов (хотя есть и это), сколько в том, что по “кулуарной информации” 30-40% доходов идёт на оплату разного рода “крыш” - чиновничьих, правоохранительных, криминальных. Придя к выводу, что значительная часть малого бизнеса находится в “тени”, областная власть в последнее время, не очень церемонясь, повышает налоги.

5. Малый бизнес и публичная политика

В последние полтора-два года стало очевидно: крупный бизнес публично и официально пошёл во власть. То здесь, то там губернатором становится представитель бизнеса, ими полон Совет федерации, осенью они пойдут в Думу. Бизнес хочет влиять на формирование политики.

Учитывая то проблемное поле, в котором оказался калужский малый бизнес, мода на хождение во власть дойдёт и до него. Готов ли он? Что из этого выйдет? Любопытную историю рассказал В.Рожков, председатель Гильдии торговых работников при калужской ТПП. В 2001 г. он решил баллотироваться в городскую думу. В его округе 998 предпринимателей, с семьями – почти пять тысяч человек. И что же? Из 998 человек на выборы пришли лишь двое!

Основная причина подобных вещей – низкая политическая культура предпринимателей. Став бизнесменами, они ещё не стали гражданами. Но признаваться в этом не хотят. Выдвигаются другие доводы: политика – это “болтовня”, “грязное дело” и т.п. К сожалению, в значительной мере это так. Но проблема сложнее. Большинство предпринимателей под политикой понимает участие граждан в выборах и последующие действия депутатов и чиновников, т.е. властей. Несомненно, всё это относится к политике. Но вся ли это политика? Если да, то люди не имеют к ней прямого отношения, за исключением участия в выборах. И тогда понятно, почему “нас не слышат”.

Перевернём проблему: а “что слышат” власти? Любой депутат скажет, что,

во-первых, количество просьб и жалоб так велико, что удовлетворить их невозможно в принципе; во-вторых, каждый просящий хочет что-то для себя, не думая о других; в-третьих, многие уверены, что власти ленивы и корыстны, а вот они точно знают, что делать.

Вот тут-то и открывается подлинность проблемы: люди переживают свою выключенность из процесса принятия решений, а депутаты приходят в отчаяние из-за невозможности обуздать людской эгоизм и донести до публики всю сложность жизни. Выход из этого замкнутого круга – школа демократии. Люди должны понять, что главное в политике – не выборы и то, что делают власти, а участие общественности; что демократия начинается не с выборов, а раньше – с обсуждения того, что волнует всех; что демократия не только даёт права, но и налагает обязанности, которые нельзя делегировать политикам – есть вещи, которые люди, если они не население, а граждане, обязаны выполнять сами. И тогда основным вопросом политики станет не вопрос “а что я с этого буду иметь?”, и даже не вопрос “кто будет нами править?”, а другой – “как нам жить сообща в городе, в стране? как нам быть вместе, живя поврозь?”.

Предприниматели – люди активные, деловые, достаточно организованные (во всяком случае, на фоне других социальных групп). Это существенный ресурс для целенаправленного вхождения в школу демократии. Существуют специальные технологии, обучающие как вернуть demos в демократию, сделать так, чтобы к голосу граждан стали прислушиваться. Они реализуются в рамках общественных дискуссионных клубов или городских собраний под названием “Форум по корпоративным проблемам” (ФКП). Их суть в том, что собираясь, люди обсуждают свои проблемы, постепенно осознавая их связь с общественными. Только когда за частными интересами обнажаться публичные, предприниматели будут по-настоящему услышаны представительной властью. ФКП вполне может быть “усыновлён” Торгово-промышленной палатой или иной предпринимательской структурой. Относительно бизнеса предпринимательское сословие хорошо усвоило принцип “надеяться надо только на себя”. Надо перенести его и на политику.


Информация представлена "Объединения предпринимателей Калужской области"

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости