Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Социально-экономическая политика и эффективное управление развитием малого и среднего бизнеса

Автор: Белых Н.Ю.,
депутат Законодательного Собрания Пермской области,
заместитель председателя комитета по экономической политике и налогам

Малый бизнес и социально-экономическая картина России

Общественная картина сегодняшней России сильно отличается от общественной картины завтрашней России: богатых людей будет больше.

Основанием для данного утверждения является то, что ныне малочисленное, но активное и творческое предпринимательское сообщество, развиваясь, будет способствовать этому. Богатство из воздуха – это миф. Сегодня богатство – это следствие тяжелой работы по созданию востребованных благ.

Создавать что-то полезное способны немногие, поэтому нельзя ожидать, что большая часть населения нашей страны бросится кустарным образом лепить пельмени (займется предпринимательством). Однако, влияние предпринимательского сообщества на общественную картину России будет очень серьезным за счет того, что именно эта среда уже поставляет обществу людей, уверенных в своих силах, не нуждающихся в защитниках, способных менять мир вокруг себя. Именно эта среда становится источником формирования среднего класса России.

Сегодня все больше крепнет убеждение, что в постиндустриальном обществе, в экономике, основанной на знаниях, а не на газовой или нефтяной “трубе”, малый бизнес будет одним из наиболее эффективных и динамичных факторов развития. Президент В.В. Путин однажды образно охарактеризовал малый бизнес как “коммерческий пролетариат”. На наш взгляд, это не совсем точно. Скорее, это “подлесок”, из которого вырастает “лес” – крупный бизнес.

И чрезвычайно важно не навредить, не “затоптать” этот “подлесок”, источник формирования социальной и экономической карты России.

Российский малый бизнес, как и малый бизнес в любой другой стране, многолик. Самый тонкий “верхний” слой его – это немногочисленные, малые по числу занятых, но вполне капиталообеспеченные, работающие на основе интенсивных передовых технологий, освоившие российский рынок и делающие успешные шаги на международном рынке фирмы. Таких предпринимателей, которые открывают новые, до этого не существовавшие ниши на рынке и формируют новые потребности у потребителя, обычно называют “творцами”. Это – своего рода элита малого бизнеса, обладающая большим потенциалом, перспективами быстрого роста объемов продаж, капитализации и... покидания сферы собственно малого предпринимательства.

Далее, в России сейчас уже немало “комбинаторов” (умеющих находить и правильно соединять факторы производства) и “находчивых” (предлагающих новые способы удовлетворения уже существующих потребностей). Это - относительно крепкие, постепенно развивающиеся, осваивающие рынки смежных регионов малые предприятия, перспективы которых не столь радужны, но тоже вполне определенны: стабильный рост продаж, обрастание собственной сетью клиентов, увеличение, а затем стабилизация численности сотрудников, появление кредитной истории. Именно в этой группе будут заложены традиции почтенных семейных предприятий, чей товарный знак будет стоить не меньше, чем прочие их активы.

Наконец, за ними следует уже гораздо более широкий слой малых и мелких фирм, жизнь которых – непрерывная борьба за выживание. Среди них – небольшие магазинчики, пекарни, ателье, парикмахерские, туристические бюро, ресторанчики, благополучие которых зависит от слишком многих факторов: наличия или отсутствия аналогичных фирм-конкурентов поблизости, изменчивости вкусов покупателей, “благосклонности” местной администрации и представителей многочисленных проверяющих органов. Горизонт видения перспективы развития бизнеса у руководителей таких предприятий очень узок - заедает текучка, постоянные нелады с поставщиками и персоналом, а вечные проблемы с уплатой налогов и арендной платы порой не дают даже просчитать рентабельность бизнеса. О развитии в этих условиях можно мечтать, но его нельзя планировать.

Самый же нижний слой – это так называемые самозанятые. Сюда входят как небольшие семейные предприятия (муж и жена, отец и сыновья), которые заняты оказанием нехитрых бытовых и ремонтных услуг наименее обеспеченным группам населения, так и портнихи на дому, “помощницы по дому”, наконец, бабушки, торгующие своими овощами и пирожками на рынках и автотрассах. Они просто “крутятся”, чтобы прокормить семью или чуть подзаработать к крохотной пенсии, и о большем не задумываются.

Возможность прорыва России в постиндустриальное общество может быть обеспечена в первую очередь предпринимателями-инноваторами, и именно их интересы, т.е. интересы инновационного малого бизнеса, стоит поддерживать . А если будет обеспечен простор развитию предпринимательской инициативы всех слоев малого бизнеса, экономический рост в России примет, наконец, необратимый характер.

Проблемы

У российского малого бизнеса немало внешних и внутренних проблем: изношенность основных средств, недостаток инвестиционных ресурсов для расширения масштабов деятельности, недостаток квалифицированных специалистов, низкая производительность труда, небольшой платежеспособный спрос на продукцию и услуги, просроченная дебиторская задолженность. И это нормально, т.к. малый бизнес – это не подготовительная группа детского сада, это бизнес со всеми свойственными ему жестокостями.

Однако существуют препятствия для развития малого предпринимательства, которые предприниматель не способен и не должен преодолевать сам, это препятствия системного характера.

  1. барьеры на вход и выход из малого бизнеса:
    1. во-первых, у нас вообще нет политики информирования и агитации людей на создание своего бизнеса;
    2. во-вторых, процедура создания и ликвидации малого предприятия сегодня остается очень сложной; нет механизма “штамповки”, мы не можем выпускать малые предприятия “в промышленных масштабах”: чтобы создать фирму надо постучать не в одно окно.
  2. сложность современной системы налогообложения малого предприятия: сегодня довольно трудно разобраться в системе требований к предпринимателю, все упрощения, которые производились до сих пор, практически не изменили картину.
  3. слабая инфраструктура финансовой поддержки малого предпринимательства, как государственной, так и альтернативной (внебюджетной): хотя она есть в зачаточном варианте (у нас в регионе действуют фонды поддержки малого бизнеса), но о ней мало кто знает.
  4. вопрос доступа к помещениям: вопрос частный и к тому же рыночный, но есть один момент: государство может обеспечить возможность выкупа арендуемого государственного и муниципального имущества субъектами малого предпринимательства.
  5. в стране практически отсутствует поддержка инновационных предприятий: да, в отдельных регионах (у нас, например) первые шаги сделаны: был создан фонд содействия венчурным инвестициям, однако, это исключительный случай; венчурный бизнес – новая для России технология, ей нужно обучать, и одновременно мотивировать крупный бизнес на сотрудничество с малым.

Эти проблемы должна снимать власть с помощью построения грамотной социально-экономической политики. Пермская область уже сделала первые шаги в этом направлении: принята Стратегия социально-экономического развития региона, где отдельный блок посвящен малому предпринимательству.

Сомневаюсь, что все малые предприниматели области знакомы со Стратегией. Однако очень важно услышать оценку тех, для кого прописаны эти положения. В раздаточных материалах есть брошюры с текстом Стратегии в части малого предпринимательства.

Вкратце о содержании раздела Стратегии, посвященного малому предпринимательству.

Цель политики развития и поддержки малого предпринимательства - создание политических, правовых и экономических условий для более динамичного развития малого бизнеса: повышения социальной эффективности деятельности малых предприятий и повышения темпов развития малого предпринимательства.

Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

  1. формирование правового пространства, обеспечивающего беспрепятственное развитие сферы малого предпринимательства;
  2. финансовое обеспечение государственной и альтернативной (внебюджетной) поддержки малого предпринимательства;
  3. создание и поддержка инфраструктуры, позволяющей малому бизнесу получать услуги и ресурсы (подготовка кадров, информация маркетингового характера, аудиторские и юридические услуги и т.п.);
  4. снижение издержек, обусловленных функционированием кредитно-финансовой системы, информационной и товаропроводящей инфраструктуры;
  5. стимулирование кооперации между крупным и малым бизнесом.

Основные принципы поддержки малого предпринимательства:

  1. предоставление государственной поддержки субъектам малого предпринимательства на условиях конкурсного отбора с учетом значимости и необходимости их проектов, продукции или услуг;
  2. целевой характер и эффективность использования средств поддержки;
  3. предоставление средств государственной поддержки на условиях софинансирования проектов и производств в сфере малого предпринимательства.

Приоритеты:

  1. инновационная сфера,
  2. агропромышленный комплекс,
  3. жилищно-коммунальное хозяйство.

Основными мерами реализации политики развития трудовых отношений и увеличения занятости в сфере малого бизнеса должны стать:

  1. внедрение форм постоянного мониторинга трудовых отношений в секторе малого предпринимательства с участием заинтересованных государственных органов управления и организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства;
  2. организация эффективного взаимодействия органов государственной службы занятости и предпринимательских сообществ, в том числе заключение договоров о сотрудничестве между центрами занятости и объединениями ассоциаций предпринимателей.

Для развития материально-технической базы и производственной деятельности необходимы следующие меры:

  1. создание на областном и муниципальном уровнях реестров и целевых фондов нежилых помещений, предназначенных для передачи в аренду или продажи малым предприятиям на льготных условиях;
  2. обеспечение реализации на областном и муниципальном уровнях принципа "одного окна" для оформления и регистрации сделок с имуществом;
  3. установление порядка зачета в качестве уплаты арендной платы средств, израсходованных субъектами предпринимательской деятельности на ремонт и реконструкцию арендуемых нежилых помещений;
  4. введение для вновь созданных малых предприятий понижающего коэффициента при расчете ставок арендной платы.

Также стратегия содержит предложения по развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства:

  1. создание и развитие специализированных областных методических и информационных центров;
  2. создание и развитие государственных и муниципальных фондов поддержки малых предприятий, расширение практики микрокредитования малого бизнеса;
  3. субсидирование процентной ставки по кредитам и займам;
  4. внедрение в сфере малого бизнеса типовых схем финансовой аренды (лизинга);
  5. развитие венчурного финансирования инновационных проектов;
  6. организация ипотечного кредитования малых предприятий или лиц, желающих начать собственную предпринимательскую деятельность;
  7. внедрение системы формирования кредитных историй предприятий.

Если говорить о реально существующей инфраструктуре поддержки малого предпринимательства, то следует отметить основные организации:

  1. Уральский фонд поддержки малого предпринимательства. (Он осуществляет программу кредитования малого бизнеса, а также программу лизинга автотранспорта). Существуют также муниципальные территориальные фонды поддержки малого предпринимательства (Краснокамск, Нытва, Барда и т.д.)
  2. Комитет потребительского рынка и развития предпринимательства Администрации области. (Комитет участвует в формировании областной политики финансово-кредитной и инвестиционной поддержки предпринимательства; координирует деятельность организаций, осуществляющих поддержку предпринимательства в области).
  3. Пермский фонд содействия венчурным инвестициям.
  4. Пермская торгово-промышленная палата.
  5. Уральское агентство поддержки малых и средних предприятий. (Агентство проводит консультирование по вопросам управления предприятием).
  6. Пермская общественная организация поддержки малых предпринимателей (осуществляет помощь в регистрации предприятий).
  7. Пермская областная общественная организация, деловой предпринимательский клуб “Единение”.
  8. Пермское отделение российской ассоциации развития малого предпринимательства (декларирует в качестве основной своей деятельности защиту прав предпринимателей).
  9. Ассоциация коммерческих предприятий малого предпринимательства Пермской области. (Ассоциация оказывает правовую, организационно-техническую, информационную и методическую помощь малым предпринимателям).
  10. Российская школа предпринимателей. Учебно-деловой центр Морозовского проекта. (Школа осуществляет методическую помощь, организует семинары и тренинги).

Надеюсь, что в течение сегодняшнего форума мы услышим реальную оценку деятельности этих организаций и политики властей в области поддержки малого предпринимательства, а также, сегодня будут выдвинуты полезные предложения, которые позволят найти кратчайший путь в деле формирования грамотной социально-экономической политики для эффективного управления развитием малого и среднего бизнеса.

Информация представлена информационным ресурсом "Малый бизнес Пермской области"

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости