Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Тезисы выступления Министра экономического развития Российской Федерации Э.С. Набиуллиной на Всероссийском форуме по малому и среднему предпринимательству, 22 апреля 2009 г.

22 апреля 2009 г. Министр Э.С. Набиуллина приняла участие в работе Всероссийского форума по малому и среднему предпринимательству.

Форум организован Минэкономразвития России, Государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России».

Уважаемые коллеги!

Прежде всего, хочу поприветствовать всех участников и гостей Форума, представителей государственной власти и делового сообщества, собравшихся сегодня здесь, чтобы обсудить наиболее острые вопросы развития малого и среднего бизнеса, обсудить первые итоги антикризисных действий Правительства, услышать мнения предпринимателей по текущей ситуации и их ожидания, а также, возможно, найти конкретные решения существующих проблем.

В период мирового кризиса Правительство России возлагает особые надежды на малый бизнес как один из главных факторов экономического роста - потому что малый бизнес быстро адаптируется к изменяющимся условиям рынка, инновационен, социально ориентирован, создает новые рабочие места. Конечно, малому бизнесу сейчас нелегко. При этом отмечу, что хотя в IV-м квартале 2008 года по отношению к предыдущему кварталу индекс предпринимательской уверенности уменьшился по всем предприятиям, его падение у малых компаний оказалось вдвое меньше, чем для крупных и средних компаний (13 и 32 процента, соответственно). Тем не менее, индекс предпринимательской уверенности по малым предприятиям находится на самом низком уровне за последние четыре года.

Для преодоления кризисных явлений Правительством Российской Федерации был разработан и принят «План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики», подготовленный, в том числе, на основе рекомендаций делового сообщества. В Плане действий сформирован самостоятельный раздел, относящийся к специальным мерам поддержки малого предпринимательства. Ну и, как известно, практически завершена работа над «Программой антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год», в которой малому и среднему бизнесу так же уделено приоритетное место.

За последние несколько лет развитие малого и среднего бизнеса стало приоритетным в деятельности Правительства. Так, в прошлом году вступил в действие новый Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства. В марте 2008 года было проведено заседание Президиума Государственного совета по вопросам развития малого предпринимательства, а в мае подписан указ Президента Российской Федерации, направленный на снижение административных барьеров. Во втором полугодии 2008 года Правительством России одобрена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации», которая ставит целью достижение к 2020 году высоких количественных и качественных показателей развития малого и среднего бизнеса.

Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства на сегодняшний день уже стал основой формирования целой системы льгот и преференций для компаний малого и среднего бизнеса. И мы можем говорить о том, что федеральное и региональное законодательство действительно выстраивается для содействия развитию предпринимательства.

В настоящее время полномочиями по развитию малого и среднего предпринимательства наделены все основные отраслевые министерства (11 министерств) и 15 агентств.

В 2008 году принят новый Федеральный закон о порядке проведения контроля предпринимательской деятельности, в соответствии с которым:

– закреплен принцип уведомительного начала предпринимательской деятельности;

– проверки малых компаний будут осуществляться не чаще, чем 1 раз в 3 года;

– а внеплановая проверка – только с санкции прокурора.

Напомню также, что Государственная Дума проголосовала на прошлой неделе за законопроект, которым вступление в силу закона о проверках перенесено с 1 июля 2009 года на 1 мая.

Нам удалось ввести в законодательное русло деятельность органов милиции. Установлен запрет на проверки, изъятие документов, проведение иных действий вне рамок административного правонарушения или уголовного дела.

В 2008 году приняты изменения в законодательство о государственном и муниципальном заказе, направленные на расширение участия таких компаний при размещении госзаказа. Это даст, по нашим оценкам, около триллиона рублей в год для малого бизнеса.

Принят долгожданный Федеральный закон, предоставляющий преимущественное право выкупа помещений для малых и средних предприятий-арендаторов. Уже зарегистрировано 490 договоров купли-продажи. Но самый главный результат действия закона – мы приостановили продажу с аукционов помещений, занимаемых предпринимателями.

Начата практическая работа по формированию региональных и муниципальных перечней имущества для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства. В 35 регионах это уже сделано. В перечни включены 28 с половиной тысяч объектов общей площадью 6,6 млн. квадратных метров.

Еще один важный вопрос начала предпринимательской деятельности – подключение к электросетям. Для малых компаний установлены льготные тарифы за технологическое присоединение к электрическим сетям: для потребителей с мощностью до 15 кВт стоимость составляет 550 рублей, а при присоединении мощности от 15 до 100 кВт можно внести только авансовый платеж в размере 5% от стоимости платы с правом беспроцентной рассрочки на 3 года. Так, в Краснодарском крае расходы предпринимателей при подключении к электросетям снизятся в 300 раз (ранее – 11 000 рублей за 1 кВт, сейчас – 550 рублей за 15 кВт).

Как видите, законодательная основа для ускоренного развития малого и среднего бизнеса, при вашем энергичном содействии, уже формируется. Однако на повестке дня самое трудное – исполнение принятых решений. И здесь мы рассчитываем на вас. Мы готовы корректировать принятые решения, подстраивать их под реалии бизнеса.

Другими важными направлениями поддержки малого и среднего предпринимательства стали поддержка кредитования сектора и прямая финансовая поддержка. Прежде всего – это уже широко известная программа Внешэкономбанка. На реализацию данной программы в 2009 году государство выделяет 30 млрд. руб. в капитал Внешэкономбанка, то есть в 3 раза больше, чем в 2008 году.

Внешэкономбанк будет рефинансировать банки, предоставившие кредиты малому бизнесу в регионах, в соответствии с региональными лимитами и со стандартом, разработанным ВЭБом. Кроме того, программа ВЭБа предусматривает финансирование небанковской инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, включая кредитные кооперативы и микрофинансовые организации верхнего уровня, а также лизинговые и факторинговые компании, работающие с малым бизнесом. Средства программы будут распределены по всем без исключения субъектам Российской Федерации. Разработанная схема стимулирует банки работать там, где кредитование существенно отстает от среднероссийского уровня. Средства по программе первоначально распределены исходя из численности малых и средних компаний в регионе; установлены минимальные и максимальные ограничения для регионов – 100 млн. рублей и 800 миллионов рублей соответственно.

Первые финансовые средства по программе ВЭБа будут направлены в экономику уже в первом полугодии.

Несмотря на осуществляемое сокращение ряда бюджетных расходов, в отношении федеральной финансовой программы поддержки малого предпринимательства принято решение о существенном увеличении (более чем в 2,5 раза) финансирования данной программы до 10,5 млрд. руб.

В программе уже участвует 78 регионов (все, кроме Иркутской области, Псковской области, Ставропольского края, Карачаево-Черкесской Республики, Ненецкого автономного округа). Основные приоритеты Программы в 2009 году – поддержка сохранения занятости и содействие созданию новых рабочих мест.

Уже приняты решения о направлении в регионы 8,5 млрд. рублей, также будут привлечены 3,5 млрд. рублей региональных средств.

Приведу лишь основные цифры:

– на программы грантовой поддержки начинающих – безвозвратные ссуды до 300 000 рублей – будет направлено 20 процентов;

– на развитие микрофинансирования – также 20 процентов;

– на развитие системы гарантийных фондов, которых к концу 2009 года будет уже 63-40 процентов;

– на компенсацию расходов по оплате процентов по банковским кредитам – 20 процентов.

Хотя федеральные ресурсы еще не поступили в регионы – только 20 регионов представили соглашения – во многих субъектах РФ начата работа по выдаче грантов, микрофинансированию, субсидированию процентных ставок за счет региональных средств.

Однако многие вопросы еще стоят на повестке дня.

Нам пока не удалось добиться серьезных изменений для специальных налоговых режимов, несмотря на сигналы, поступающие от предпринимателей. Так, по опросам 44 процента представителей малого бизнеса считают налоги тяжелым бременем, в то время как крупный бизнес считает это проблемой в два раза реже. Прежде всего, это относится к обороту по упрощенной системе и базовой доходности по единому налогу на вмененный доход для неторговых видов деятельности.

Если говорить об имущественной поддержке, то практика применения закона о преимущественном праве выкупа показала, что следует вернуться к вопросу о праве выкупа так называемых добросовестных арендаторов. А также подумать о снижении срока аренды, позволяющего воспользоваться выкупом, допустить предпринимателей, реорганизовавших свой бизнес, к возможности выкупа помещения.

Также считаем необходимым принять решение о сокращении перечня товаров и работ, подлежащих обязательной сертификации. Министерство промышленности и торговли уже подготовило проект постановления, и в скором времени состоится публичное обсуждение предлагаемых поправок с объединениями предпринимателей.

Приоритетной становится сфера поддержки инновационных компаний. Мы готовим пакет мер по развитию малого инновационного, наукоемкого бизнеса. И один из первых шагов – разрешить высшим учебным заведениям и научно-исследовательским организациям учреждать малые компании. Также уже в текущем году будет запущен механизм «посевного» фонда, который дополнит уже сформированную инфраструктуру: бизнес-инкубаторы, Российская венчурная компания, региональные венчурные фонда, фонд поддержки предприятий научно-технической сферы.

По такому важному вопросу как недискриминационный допуск малых компаний к коммунальной системе и объектам газового хозяйства нам практически с нуля необходимо сформировать нормативную базу, чтобы выйти на решения, близкие по эффективности к уже принятому решению по присоединению к электросетям.

Как уже отмечалось, полномочиями по развитию малых и средних компаний наделены ряд федеральных органов власти, однако до настоящего времени целевые показатели работы в данной сфере ими не утверждены. Необходимо сосредоточиться на разработке ведомственных целевых программ содействия бизнесу.

Конечно, перечень проблем этим не исчерпывается. Мы готовы в максимально широком и открытом формате обсудить любые вопросы отечественного малого и среднего бизнеса, и попытаться уже сегодня найти для них приемлемые решения - к чему и призываю всех участников Форума.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости