Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Управление развитием малого бизнеса на муниципальном уровне

Авторы: Голдобина Е.А., Бадренкова Л.И.

Малый бизнес выступает важным элементом социально-экономического функционирования и развития территории. Однако сегодня создание и развитие малых предприятий в Российской Федерации связано с большими трудностями, вызванными такими проблемами как:

  • Произвол властных структур (государственный рэкет);
  • Административные барьеры (проблемы регистрации и т.д.);
  • Недостаточный уровень правовой и экономической подготовки предпринимателей;
  • Отсутствие стартового капитала и проблема займа (недостаток доступных инвестиционных ресурсов);
  • Проблема внедрения новых информационных технологий в малое предпринимательство [1].

Анализ положения малого бизнеса в РФ показывает, что ему необходима помощь и поддержка со стороны муниципальной власти, и каждое муниципальное образование при управлении данной сферой должно способствовать его развитию, устранению сдерживающих механизмов и реформированию отношений муниципальной власти и малого бизнеса. 

Следует отметить, что многие проблемы малого бизнеса связаны с тем, что власть государства неперсонифицирована. В этой связи плодотворной кажется идея перехода к системе регулирования хозяйственной деятельности малого предприятия (МП), основанной на модели "одно предприятие - один чиновник". Ее суть заключается в том, что регулирование деятельности малых предприятий осуществляется исключительно одним представителем исполнительной власти -"куратором", который действует строго по инструкциям и в соответствии с законом. При этом куратор не имеет возможности непосредственно осуществлять властные полномочия - он может только инициировать контролирующую и прочую деятельность соответствующих инстанций, а те, в свою очередь, лишены возможности самостоятельно, без санкции куратора, реализовывать свои функции в отношении МП[2].

Таким образом, выведение малых предприятий из-под компетенции других властных органов позволит высвободить соответствующие ресурсы. В целом, данная реформа не приведет к значимому увеличению числа чиновников, особенно если учесть, что один куратор будет курировать сразу несколько десятков, а то и сотен предприятий.

Более того, экономический эффект от легализации деятельности МП и сокращение объемов взяточничества с лихвой перевесит затраты на дополнительное администрирование.

С другой стороны, помимо решения проблем государственного рэкета и устранения административных барьеров институт кураторов составит базу для привлечения малого бизнеса к поставке товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд государственного потребления, практически без дополнительных издержек на администрирование и контроль. Преимущественное привлечение на контрактной основе МП позволит решить целый комплекс социально-экономических задач, среди которых: увеличение занятости населения в частном секторе используя общественные программы, увеличение налоговой базы за счет легализации МП; обеспечение налоговых поступлений от субподрядчиков и фирм-партнеров предприятий, работающих по государственному контракту и т.д. Однако для реализации механизма привлечения малого бизнеса на контрактной основе требуется определенная доработка соответствующего Федерального закона от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".

Кроме института кураторов на территории муниципального образования могут функционировать и другие организации поддержки малого бизнеса, позволяющие решить названные выше проблемы. Сфера функций местных организаций по содействию экономическому развитию включает в себя как само содействие малому бизнесу и его развитию, так и привлечение инвесторов и разработка бизнес-профелей территорий, оказание консультаций предпринимателям и предоставление им информационно-справочного материала, создание групп по обмену опытом, организация региональных ярмарок и т.д.

Существуют различные схемы создания и оформления организаций содействия экономическому развитию[3]:

  1. Введение должности уполномоченного по содействию экономическому развитию в структуре местной администрации.
  2. Создание отдела по содействию экономическому развитию в муниципальной администрации.
  3. Создание агентства социально-экономического развития (АСЭР), которое имеет статус предприятия города (района).
  4. Образование координационно-методического совета при главе администрации.

Совершенствование и развитие финансовой и инвестиционной поддержки малого предпринимательства кажется разумным проводить в следующих направлениях, выделенных в Комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 2001-2003 г.г. [4]:

  1. Льготная финансовая поддержка общегородских и окружных проектов субъектов малого предпринимательства, способствующая развитию приоритетных для города видов деятельности субъектов малого предпринимательства, увеличению налоговых поступлений в бюджет за счет роста доходов субъектов малого предпринимательства и т.д.
  2. Оказание финансовой помощи субъектам малого предпринимательства, имеющим новые идеи и разработки, посредством финансовой поддержки их венчурных проектов.
  3. Использование механизма лизинга и аренды оборудования.
  4. Привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов посредством оказания содействия в подготовке и осуществлении эмиссии акций субъектами малого предпринимательства.
  5. Сокращение затрат субъектов малого предпринимательства посредством частичной компенсации расходов по продвижению их продукции на внешнем рынке, а также компенсации снижения процентной ставки по банковским кредитам.

Следует отметить, что малый бизнес во многих областях РФ нуждается в интегральной поддержке, имеющей своей целью развитие различных форм бизнес-инкубирования, включая техно-парки, сервисные деловые центры для малого предпринимательства. Такие формы способствуют снижению рисков при создании или расширении предприятий малого бизнеса путем предоставления предпринимателям комплекса услуг - по обучению, информационно-консультационных, консалтинговых, финансово-имущественных (включая лизинг оборудования), сервисных, маркетинговых, патентных и иных, необходимых для эффективного ведения бизнеса. Можно полагать, что результатом будет повышение эффективности, устойчивости создаваемых МП, ориентированных на выпуск высококачественной конкурентоспособной продукции, получение мультипликативного экономического эффекта от внедрения новых технологий.

Следует отдельным блоком выделить проблемы внедрения новых информационных технологий в сферу малого предпринимательства, связанные с нехваткой информационных ресурсов, их несоответствием реальным потребностям МП, а также усложненным доступом к ним; недостаточным обеспечением информационными технологиями процесса управления МП; низким уровнем компьютерной грамотности и информационной культуры российских предпринимателей. Базовые положения информационной поддержки малого предпринимательства должны заключатся в формировании представления о малом бизнесе как о реально возможном жизненном пути и способе существования многих граждан в создании единой системы информационной поддержки малого предпринимательства [5].

Информационная система поддержки малого предпринимательства должна быть создана с использованием современных информационных технологий и, в частности, "Internet".

В заключении можно сделать вывод, что каждое муниципальное образование с учетом местных условий должно вырабатывать свою программу поддержки малого бизнеса. По нашему мнению, эффективное развитие муниципального образования предполагает:

  1. Активные действия по оказании предпринимателям помощи "на старте".
  2. Оказание управленческой и технической помощи работающим предпринимателям по расширению их деятельности.
  3. Разработку и реализацию программы подготовки кадров, которая помогает новым фирмам выживать и развиваться.
  4. Разработку стратегического плана развития муниципального образования.
  5. Эффективное местное управление, которое не только позволяет сбалансировать бюджет, но и найти достаточные средства для поддержания качественной инфраструктуры.

Литература

  1. Механизмы развития малого предпринимательства в России/Аналитический справочник. - М.; Академия менеджмента и рынка,2002.
  2. А. Новиков, А. Ульянов. Концепция реформы регулирования малого предпринимательства на муниципальном уровне; Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, http://www.nisse.ru/analitics.html?id=reform#s7.
  3. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие/Иванов В.В., Коробова А.Н.-М.:ИНФРА-М, 2002.
  4. Комплексная программа развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 2001-2003 гг., http://www.mbm.ru/.
  5. Муниципальное управление и поддержка предпринимательства / Под ред. Белянского В.П. и др. -М.:Логос, 2001.
Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости