Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

О ходе выполнения краевой целевой программы “Развитие и поддержка малого предпринимательства в Хабаровском крае на 2001-2003 годы”

Развитие малого предпринимательства обозначено одним из приоритетных направлений деятельности Правительства края по структурной перестройке экономики. Создана региональная система поддержки малого предпринимательства, посредством которой реализуется политика органов власти края, направленная на содействие его развитию.

Основным инструментом организационной основы политики органов власти в области поддержки малого бизнеса являются краевые целевые программы и муниципальные программы - как ее составляющие.

В 2002 году продолжалась реализация мероприятий очередной краевой программы “Развитие и поддержка малого предпринимательства в Хабаровском крае на 2001-2003 годы”, утвержденной краевым Законом № 280 от 27 декабря 2000 года. Основная цель программы направлена на формирование благоприятной экономической среды, стимулирующей создание и устойчивую деятельность субъектов малого бизнеса.

Осуществляя структурную перестройку экономики, Правительство края уделяет значительное внимание развитию малого бизнеса, и за последние годы намеченные основные направления его поддержки, сложившиеся связи и формы взаимодействия власти и бизнеса, дают положительные результаты. (Динамика прилагается)

Об отношении руководства края к развитию бизнеса говорит тот факт, что на протяжении 6 лет в краевом бюджете, несмотря на сложности с его формированием, отдельной строкой выделяются финансовые средства на реализацию мероприятий программы поддержки малого бизнеса.

Только за 2001 – 2002 годы из краевого бюджета на эти цели выделено свыше 13 млн. рублей и на 2003 год предусмотрено финансирование программы в объеме 10,5 млн.рублей. В то же время в федеральном бюджете на поддержку малого бизнеса 89 регионов РФ в текущем году запланировано всего 100 млн. рублей.

Географическое распределение малого предпринимательства имеет явное тяготение к промышленным центрам (Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре), обладающим научно-техническим потенциалом, трудовыми ресурсами, преимуществами транспортного обеспечения и возможностями потребительского рынка) и ресурсодобывающим территориям. Последние характеризуются наличием природных ресурсов и возможностью развития высокоприбыльных производств.

Малый бизнес создает свои “ниши” практически во всех отраслях экономики края, в то же время в значительной мере занимает рынок, приносящий высокую добавленную стоимость, прежде всего, на рынке информационных технологий (сборка и реализация компьютеров и их программное обеспечение) и в трансферте инновационных технологий. Тем не менее, доминирующей остается сфера торговли и общественного питания, в которой действует каждое второе малое предприятие, что характерно в целом для России.

На выпуске промышленной продукции занято 16 процентов малых предприятий от общего их числа, и такая же доля предприятий осуществляют свою деятельность в строительстве, транспортные услуги оказывает 3 процента.

Структура малых предприятий по отраслям экономики


В промышленности значительная доля малых предприятий сконцентрирована в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отрасли (30 %), машиностроительной отрасли (27 %), пищевой промышленности (18 %).

По предварительной оценке в 2002 году действующими малыми предприятиями края произведено продукции, товаров и оказано услуг на сумму 16,2 млрд. руб., с ростом на 4,2 % к 2001г. в сопоставимых условиях.

Среди важнейших видов производимой продукции значителен вклад малых предприятий, которые производят около 80 % от объемов по краю мясных полуфабрикатов, около 25% - колбасных изделий, около 20 % - хлеба и хлебобулочных изделий, около 27 % - по вывозке древесины и производству деловой древесины, порядка 50 процентов от объемов по краю - по вылову рыбы, морепродуктов и производству товарной пищевой рыбной продукции. Значительна их доля в производстве изделий из пластмасс, мебели, электробытовой техники (компьютеров, телевизоров, стиральных машин, пылесосов, бытовых кондиционеров и др.).

Свой вклад вносят и индивидуальные предприниматели. В 2002 г. (по оценке) объем произведенной ими продукции, работ и услуг составил свыше 6 млрд. рублей, из которого 53 процента приходится на сферу торговли, 14 процентов – на транспортные услуги по перевозке грузов и пассажиров и порядка 26 процентов – на произведенные работы в промышленности.

В целом, малым бизнесом Хабаровского края (малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями), в котором занято свыше 20 процентов от численности работающих в экономике края (143 тыс. человек), в 2002 году (по оценке) произведено продукции, работ и оказано услуг на сумму - около 23 млрд. рублей, что составляет более 11 процентов от общего объема валового выпуска продукции, работ и услуг всех отраслей экономики края.

На самом деле, вклад малого бизнеса значительно больше, но несовершенство методики ведения статистической отчетности как малых предприятий (в форме 20-процентной расслоенной выборки), так и индивидуальных предпринимателей, не отражает реальную ситуацию в этом секторе экономики. Более того, даже эти приближенные экономические показатели статистика дает в целом по краю, не ведется учет в разрезе муниципальных образований, поэтому у органов муниципальных образований нет возможности оценить вклад малого бизнеса в экономику района.

По налоговым поступлениям ситуация еще хуже. С 2001 года налоговые службы края не предоставляют информацию о сумме поступающих налогов в бюджет от малого бизнеса, ссылаясь на то, что в перечне показателей Единого государственного реестра отсутствуют признаки определения малых предприятий, поэтому федеральной программой не предусмотрена автоматизированная группировка поступающих от них доходов.

Есть информация о сумме уплаченных налогов только индивидуальными предпринимателями края (уплачено в бюджет налогов в сумме 368 млн. рублей) и 50 млн. рублей - малыми предприятиями (190 предприятий), работающими по упрощенной системе. Оценить полностью вклад малых предприятий (юридических лиц) в бюджеты всех уровней не представляется возможным.

По решению этой проблемы Правительством Хабаровского края только в 2002 году направлялись предложения в Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (неоднократно), в Представительство Президента РФ в Дальневосточном Федеральном округе, в Министерством РФ по налогам и сборам, Минэкономразвития РФ, в Министерство финансов РФ о необходимости ее решения на федеральном уровне.

К сожалению, поставленные вопросы не находят решения в федеральных министерствах. Судя по ответам, отсутствует, на наш взгляд, понимание важности поставленной проблемы и только Министерство финансов РФ считает обоснованным постановку нашего вопроса о необходимости предоставления информации о налоговых поступлениях от малого бизнеса органам власти регионов.

Краевой программой развития предусматривается осуществление поддержки малого бизнеса по следующим основным направлениям:
- совершенствование нормативной правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства;
- финансово-кредитная и инвестиционная поддержка;
- развитие инфраструктуры поддержки и информационное обеспечение;
- производственная и организационная поддержка;
- научно-методическое и кадровое обеспечение;
- развитие социально-трудовых отношений и охрана труда в малом предпринимательстве.

Являясь заказчиком программы, Министерство экономического развития и внешних связей края осуществляет координацию деятельности объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса и других соисполнителей мероприятий программы, оказывает методическую помощь органам муниципальных образований в вопросах реализации краевой и разработки муниципальных программ и мероприятий развития малого бизнеса.

В основном, во всех муниципальных образованиях городов и районов края разработаны муниципальные программы (или мероприятия) развития и поддержки малого предпринимательства, за исключением Хабаровского района, Тугуро-Чумиканского и Охотского районов.

Средства из районных бюджетов на реализацию муниципальных мероприятий и программ в 2002 году выделены в сумме более 200 тыс. рублей, в том числе в г. Хабаровске – около 160 тыс.руб., в Нанайском районе – около 42 тыс. рублей (в виде предоставленных льгот субъектам малого бизнеса по арендной плате, тарифам на электроэнергию, на организацию конкурсов) и около 3 тыс. рублей – в Вяземском районе. В других районах средства не выделялись из-за дефицита районных бюджетов.

Реализация мероприятий краевой программы поддержки предусматривается как за счет выделения финансовых средств из краевого бюджета, так и привлечения федеральных и внебюджетных ресурсов. Объем ее финансирования на 3 года (2001-2003 г.г.) предусмотрен в сумме около 35 млн. руб. и 1,3 млн. долл. США, в том числе за счет средств краевого бюджета в сумме - 25,5 млн. рублей, за счет федеральных источников - 7,3 млн. рублей и остальной - за счет внебюджетных средств.

Многим территориям, в том числе и Дальневосточным, неоднократно выделялись финансовые средства из Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства на поддержку и развитие малого бизнеса, однако Хабаровский край не получал, несмотря на предоставление в 2001-2002 г.г. гарантий Правительства края. Тот факт, что в декабре 2002 г., вместо обещанных 3 млн.рублей, был предоставлен Федеральным Фондом так называемый “льготный кредит” в сумме 1 млн.рублей под 15 % годовых сроком на 2 года, трудно считать не коммерческой “поддержкой” малого бизнеса.

В 2002 году финансирование мероприятий программы осуществлялось в соответствии с бюджетной заявкой, в итоге из краевого бюджета выделено 7,64 млн. рублей (из предусмотренных 8,5 млн. руб.), основная часть которых (6,79 млн.руб. или 89 % от общей суммы) была направлена на осуществление финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства края, в том числе на реализацию программы микрокредитования.

Как показывает практика, потребность предпринимателей, особенно начинающих в микрокредитах (50 –100 и более тыс. руб.) велика, поэтому происходит перераспределение средств именно на развитие этого вида финансовой поддержки проектов. Фактически программа микрокредитования и других форм финансово-кредитной поддержки осуществляется с октября 2001 года через краевой Фонд поддержки малого предпринимательства, на основе Договора на целевое использование средств краевого бюджета, выделяемых на реализацию мероприятий краевой программы поддержки.

За этот период, включая 2002 год, оказана финансовая помощь в виде льготных кредитов для реализации 51 проекта субъектов малого бизнеса на сумму около 12 млн.рублей, из которых 60 процентов направлено на реализацию проектов в производственной сфере (производство столярных изделий, продовольственных товаров, заготовка и переработка дикоросов и др.). Финансовая поддержка бизнес-проектов способствовала созданию 200 новых и сохранению около 130 рабочих мест.

При содействии Правительства края в 2002 году привлечено внебюджетных средств (за счет зарубежных инвестиционных программ и средств коммерческих банков) в сумме 11,5 млрд. рублей и около 13 млн. долларов США на финансирование порядка 6 тысяч проектов малого бизнеса края (в 2001 г. на реализацию 3 тысяч проектов привлечено 5,8 млрд. руб. и 1,8 млн. долл.), в том числе по иностранным программам кредитования малого бизнеса – 29,2 млн. рублей и около 4 млн. долларов США. (Сведения прилагаются)

Несмотря на решение ряда проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства, наиболее острыми продолжают оставаться как недостаток собственных финансовых средств, так и административные барьеры.

Поэтому развитие нетрадиционных источников финансирования малого предпринимательства и максимальное сокращение административных барьеров продолжают оставаться наиболее актуальными направлениями краевой программы поддержки малого бизнеса и соответствуют стратегии Послания Президента РФ Федеральному Собранию на 2002 год.

Развитию нетрадиционных источников финансирования содействовала проведенная в Хабаровске (в апреле 2002 г.) Международная конференция “Кредитные Союзы Азиатско-Тихоокеанского региона в 21 веке и их роль в социально-экономическом развитии”. Конференция проводилась совместно с Межрегиональной ассоциацией экономического взаимодействия “Дальний Восток и Забайкалье” и Межрегиональной ассоциацией кредитных союзов Дальнего Востока и Забайкалья, в состав которой входит Кредитный потребительский союз “Первый Дальневосточный”. За прошедший год Кредитный потребительский союз, действующий в Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске, выдал займов за счет средств физических лиц 4,3 млн. рублей на поддержку 281 проекта предпринимателей.

На создание условий для эффективного развития малого бизнеса и максимальное сокращение возникающих барьеров направлена деятельность Совета по предпринимательству при Губернаторе края в тесной координации с Межведомственным советом при Правительстве Хабаровского края по устранению барьеров.

За последнее время на их заседаниях практически обсуждено большинство ситуаций, при которых возникают так называемые “барьеры”, препятствующие развитию предпринимательства (регистрация, лицензирование, проверки, сертификация продукции, получение помещений в аренду и других разрешений в муниципальных образованиях).

В подготовке вопросов по наиболее острым проблемам, рассматриваемым на совместных заседаниях советов, участвуют представители отраслевых и общественных объединений предпринимателей, что конструктивно сказывается на сложившихся формах взаимодействия власти и бизнеса, позволяющих решить ряд проблем еще до заседания.

Одна из проблем предпринимателей связана с арендными отношениями, в основном, из-за недостатка помещений, сдаваемых в аренду. В качестве вариантов принято решение об участии предпринимателей в строительстве за счет собственных средств и, как пример делового взаимодействия предпринимателей с администрациями городов, можно отметить проявленную активность предпринимателей Комсомольска-на -Амуре, которые организовали строительство и сдачу в эксплуатацию складских помещений площадью 3 тыс.кв.м. и пятиэтажного торгового центра “Лидер” площадью 1,5 тыс.кв.метров.

В Хабаровске - средствами предпринимательских структур в конце прошлого года на “красной линии” сдан в эксплуатацию крупный торговый центр, площадью около 15 тыс.кв.м. Ведется реконструкция еще одного муниципального торгового центра силами предприятия “Контур”, затраты на которую войдут в счет его будущей арендной платы. В Нанайском районе предприниматель Донкан Ю.В. построил на свои средства и сдал в эксплуатацию в с. Синда современный молодежный досуговый центр.

Такие формы позитивного сотрудничества предпринимательства и органов власти можно только приветствовать и брать на “вооружение” в других районах края.

Проблему недостаточности производственных, торговых и офисных помещений надо решать с участием средств предпринимателей за счет нового строительства и реконструкции старых объектов. Но для этого, прежде всего, требуется максимальное упрощение во всех районах края процедуры оформления исходно-разрешительной документации для строительства.

Сегодня, к сожалению, эти процедуры требуют очень длительного времени и больших денежных средств, непосильных для предпринимателей, в связи с чем им приходится отказываться от намерения вести строительно-монтажные работы и расширять собственное производство. Фактически срок оформления документов достигает полутора - двух лет. (г. Комсомольск, Амурский и др. районы).

Практически во всех муниципальных образованиях городов и районов края разработаны и утверждены Положения “О порядке предоставления в аренду нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности и о порядке определения ставок арендной платы”, согласно которым осуществляется передача в аренду помещений хозяйствующим организациям, в том числе и субъектам малого бизнеса.

В настоящее время постановлением Губернатора края утверждено Положение об арендных платежах в новой редакции и, безусловно, оно является базовым для всех районов. С начала 2003 года кардинально изменилась методика расчета арендной платы за пользование объектами недвижимости государственной собственности. Однако, переход на новые принципы расчетов арендных платежей связан с рядом неудобств для предпринимателей из-за значительного количества поправочных коэффициентов, которые необходимо свести к разумному числу. Поэтому сейчас Положение проходит “обкатку”, и в течение года будет доработано.

Использование государственного и муниципального имущества должно быть более эффективным и приносить доход в казну края и района. В то же время условия аренды не должны быть удушающими для предпринимателей.

Арендная плата резко отличается (естественно, в большую сторону) от расчетных показателей для помещений, которые, находясь в государственной или муниципальной собственности, переданы основному арендатору для дальнейшей сдачи мест в субаренду. Речь идет о “торговых центрах”, “торговых домах”, “офисных центрах”. Дефицит арендуемых площадей позволяет посредникам диктовать свои условия.

На одном из заседаний межведомственного совета по устранению барьеров рассмотрен вопрос “О состоянии лицензирования отдельных видов деятельности на территории Хабаровского края”. Принято решение, направленное на совершенствование работы по осуществлению лицензирования в крае. Постановлением Губернатора края утверждены органы, уполномоченные на лицензирование видов деятельности, отнесенных к компетенции субъектов Российской Федерации.

В настоящее время продолжается работа по заключению соглашений с федеральными лицензирующими органами о передаче краю полномочий по лицензированию некоторых видов деятельности для удобства предпринимателей. Одновременно готовятся предложения в Правительство РФ по дальнейшему сокращению лицензируемых видов деятельности и излишних административных ограничений в этой сфере.

Не менее серьезной проблемой для предпринимателей является процедура осуществления сертификации продукции (услуг). Поэтому на одном из заседаний Совета по предпринимательству при Губернаторе края обсуждался данный вопрос с привлечением широкого круга предпринимательских структур и органов, осуществляющих сертификацию. По результатам рассмотрения сокращены сроки проведения сертификации, стоимость услуг, связанных с сертификацией, несколько упорядочен перечень документов, требуемых для осуществления сертификации продукции и услуг.

В то же время, по-прежнему в ряде районов края нет органов по сертификации продукции (работ, услуг) и испытательных лабораторий, где можно провести все необходимые испытания и сертификацию (в Охотском, Аяно-Майском, Тугуро-Чумиканском, Верхнебуреинском, Николаевском, Бикинском, Советско-Гаванском районах). Естественно, проведение сертификации в этих местах на порядок выше по стоимости, чем в Хабаровске или в Комсомольске.

Об эффективности взаимодействия власти и бизнеса свидетельствует тот факт, что по инициативе предпринимателей в прошедшем году на расширенном заседании Совета по предпринимательству при Губернаторе края рассматривался вопрос “О роли предпринимательства в расширении налогооблагаемой базы Хабаровского края”.

Проблема, связанная с пополнением бюджета, сокращением объемов “теневого оборота” (к сожалению, это характерно для всех регионов) и роли предпринимательства в расширении налогооблагаемой базы края, беспокоит не только органы власти, но и добросовестных налогоплательщиков – представителей профессиональных и общественных организаций предпринимателей.

Не секрет, что во многих районах так называемые “челночники” занимаются торговлей без оформления предпринимательской деятельности. К сожалению, имеются случаи, когда администрации районов не принимают должных мер по пресечению “теневого бизнеса”.

В процессе подготовки данного вопроса рабочей группой анализировался вклад предпринимательского сектора в бюджет, причины существования “теневого бизнеса” и продолжается поиск путей решения проблем по расширению налогооблагаемой базы.

Обсуждался вопрос “О реализации в Хабаровском крае Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц” с участием заинтересованных организаций.

Предложения по усовершенствованию процесса регистрации частично уже нашли решение. Так, в налоговых органах реализован принцип “одного окна” пока только в отношении регистрационных действий и получения ИНН, хотя предусматривалось более широкое понятие “одного окна”, с одновременной регистрацией и постановкой на учет в социальных внебюджетных фондах.

Требования закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”, по информации федеральных представительств органов контроля и надзора, ими выполняются. Однако, в связи с несогласованностью ведомственных нормативных актов, пока не удается скоординировать действия при проведении проверок.

В течение прошлого года часть вопросов, находящихся в компетенции края, удалось решить, другие решаются. Не случайно, по мнению предпринимателей, в последнее время ситуация в крае улучшилась, удалось осуществить определенные положительные шаги в направлении сокращения барьеров. Но парадокс в том, что их “корни” в большей степени изначально заложены в ведомственных актах, которыми руководствуются федеральные представительства государственных органов при исполнении своих функций.

В текущем году будет продолжена работа совместными усилиями органов власти края, муниципальных образований, контролирующих организаций и представителей предпринимательских объединений (организаций) по решению проблем на краевом и муниципальном уровнях. В то же время надо использовать все возможности и добиваться от федеральных органов власти решения вопросов по улучшению делового предпринимательского климата.

В рамках краевой программы продолжатся деятельность объектов инфраструктуры поддержки, осуществляющих необходимый спектр услуг. Активно действует краевой Фонд поддержки малого предпринимательства, который в соответствии с уставной деятельностью, помимо осуществления финансовой поддержки малого предпринимательства, оказывает консультационные услуги, проводит семинары по вопросам бизнес-планирования, налогообложения и других вопросов.

На базе патентного Фонда Хабаровского ЦНТИ работает Агентство интеллектуальной собственности для оказания помощи малому предпринимательству по вопросам защиты интеллектуальной собственности и разрешению научно-технических проблем.

Кроме того, в ЦНТИ действует Кабинет по вопросам условий и охраны труда (Региональный Центр охраны труда), деятельность которого направлена на оказание методической помощи предпринимательским структурам.

В соответствии с мероприятиями программы создан Ресурсный центр содействия предпринимательству и занятости женщин, при некоммерческом партнерстве “Союз деловых женщин”, для оказания консультационных услуг по вопросам предпринимательской деятельности и содействия развитию женского предпринимательства. За 2002 год трудоустроено 30 женщин на постоянную работу, более 100 привлекались в рамках временной занятости. В 2003 году будет реализовываться проект по предотвращению выезда на работу за рубеж - женщин “группы риска”. Предполагается обучение около 200 женщин профессиям оператора ПЭВМ, секретаря, бухгалтера-кассира. На эти цели получен грант Винрок Интернейшнл в сумме 14,3 тыс. долларов США.

В конце прошлого года Российско-Американским Учебно-Научным Центром (г.Хабаровск) получен грант ДВ представительства “Фонда Евразия” в сумме около 34 тыс. долларов США на создание Информационно-консультационного центра поддержки молодежного предпринимательства края с целью вовлечения молодежи в бизнес, их социально-психологической ориентации и обучению основам организации и ведения собственного дела.

Продолжается развитие Консультационного агентства “Территория права”, главной функцией которого является оказание на льготных условиях информационной поддержки вновь начинающим и действующим субъектам малого предпринимательства.

Безусловно, недостатком является то, что основные объекты краевой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства расположены в Хабаровске, где более 60 процентов действует малых предприятий и более 70 процентов от общего числа по краю – индивидуальных предпринимателей. В то же время основные объекты краевой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства постоянно оказывают соответствующие услуги предпринимателям муниципальных образований.

В Нанайском районе в прошлом году при содействии администрации района создан Фонд поддержки малого предпринимательства для оказания различных услуг предпринимателям.

По мнению предпринимателей необходимо создание в г. Комсомольске структуры по оказанию различных услуг и поддержке малого и среднего бизнеса северной территории Комсомольск-Амурск-Солнечный.

Во многих районных администрациях, к сожалению, практически нет ответственных специалистов, работающих с предпринимательством, способных оказать квалифицированную помощь по всем вопросам создания и развития своего дела.

Ведь каждый предприниматель, прежде всего, сталкивается со своими проблемами на муниципальном уровне, он обращается в администрацию района, где проживает, по решению большинства вопросов, необходимых для начала осуществления предпринимательской деятельности и от уровня квалифицированной помощи, поддержки и заинтересованности в развитии его деятельности зависит и количество затраченного им времени, и его финансовые издержки.

В принципе, только в Хабаровске создан отдел из 3 человек, занимающийся вопросами развития предпринимательства и в Комсомольске есть специалист по этим вопросам. В других районах эти функции дополнительно возложены, в основном, на специалистов экономических органов.

В целях улучшения информационного обеспечения предпринимателей, в рамках краевой программы с июля 2002 года введен в действие cайт “Малый бизнес Хабаровского края” в сети Интернет.

При содействии Правительства края и с привлечением внебюджетных средств предпринимательских структур, со второго полугодия 2002 года осуществляется ежемесячный выпуск приложения к газете “Тихоокеанская звезда” - “Деловая среда”, в котором публикуются материалы по обсуждению и решению актуальных проблем предпринимательской среды.

В помощь предпринимателям издаются методические пособия и информационные сборники, в том числе пособие для начинающих предпринимателей “Как зарегистрировать свой бизнес в Хабаровском крае” (3-е издание), “Пособие по разработке инструкций по охране труда для субъектов малого предпринимательства в сфере торговли и общественного питания”, “Пособие по разработке инструкций по охране труда для субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства”, “Практическое руководство по охране труда для субъектов малого предпринимательства", “Сборник документов по финансированию мероприятий краевой целевой программы “Развитие и поддержка малого предпринимательства в Хабаровском крае”.

Таким образом, в 2002 году на содействие информационной поддержки малого предпринимательства в рамках программы использовано за счет средств краевого бюджета 251 тыс. рублей.

В 2002 году Дальневосточной торгово-промышленной палатой (ДВ ТПП) обеспечен доступ субъектов малого предпринимательства к ресурсам Центра деловой информации и консультаций ТПП РФ, включающим базы данных о российских производителях товаров и услуг, а также коммерческие и инвестиционные предложения отечественных и зарубежных предприятий и организаций.

Кроме того, ДВ ТПП с участием еженедельника “Дальневосточный оптовик” ежемесячно издается бюллетень коммерческой информации “Ваш партнер”. С декабря 2002 года выходит электронный бюллетень коммерческой информации, содержащий оперативную информацию о коммерческих предложениях и запросах, сообщения о выставках и ярмарках, проводимых в регионе, стране и за рубежом, анонсы мероприятий, касающихся предпринимательства (конференции, симпозиумы, круглые столы).

Производственной и организационной поддержке малого предпринимательства способствует проведение ряда мероприятий. В частности, поднятию престижа предпринимательской деятельности и повышению социального статуса содействует проводимый с 1996 года Правительством края традиционный конкурс “Предприниматель года”, в котором подводятся итоги по определению лучших предпринимателей края в различных отраслях и номинациях. В феврале т.г. дан старт очередному седьмому конкурсу по итогам 2002 года.

В ходе конкурса выявляются стабильно работающие предприятия, распространяется и пропагандируется их опыт через средства массовой информации. Признание успехов в цивилизованном ведении бизнеса поднимает авторитет победителей и лауреатов конкурса, как в коллективах предприятий, так и среди партнеров по бизнесу.

Организован и проведен очередной третий краевой конкурс в области качества выпускаемой продукции, который позволяет участникам оценить свои возможности в организации управления качеством выпускаемой продукции и определить перспективы.

В целях содействия развитию межрегиональных связей и производственной кооперации субъектов малого предпринимательства, продвижению производимой ими продукции, товаров и услуг, разработано Положение “О поддержке выставочно-ярмарочной деятельности в сфере малого предпринимательства Хабаровского края”.

В прошедшем году была оказана финансовая поддержка администрации Бикинского района на организацию и проведение двух международных выставок продукции предприятий малого и среднего бизнеса в сумме 153 тыс. рублей и ряду предприятий – участникам краевой выставки-ярмарки.

В целом, на эти мероприятия производственной и организационной поддержки использовано бюджетных средств в сумме 386,7 тыс. рублей.

В Хабаровском крае, в одном из первых регионов России, в поддержку инициативы предпринимателей, постановлением Губернатора утвержден краевой праздник “День предпринимателя”, который с 1999 года проводится во второе воскресенье сентября. В рамках праздника в 2002 году прошли различные конкурсы: конкурс бизнес-проектов субъектов малого предпринимательства на получение льготных микрозаймов; конкурс проектов (программ) в сфере содействия развитию предпринимательства и занятости молодежи; профессиональные конкурсы на рынках городов и районов края.

Организована работа телефонов “горячей линии” исполнительных органов власти, контролирующих органов. В районах края проведены спортивные соревнования, мероприятия по оказанию благотворительной помощи объектам социальной сферы и слабозащищенным слоям населения, в т.ч. благотворительная акция “Помоги собраться в школу”, в итоге которой было собрано около 1,5 млн. рублей в виде денежных средств, вещей и школьных принадлежностей.

К празднованию “Дня предпринимателя” приурочены выставки-ярмарки продукции местных производителей и предпринимателей других регионов, в т.ч. “Малый и средний бизнес”, “Бабье лето” “Полиграфия, дизайн, реклама”.

Общественное признание заслуг предпринимателей в их нелегкой деятельности способствует формированию среди населения позитивного образа предпринимателя.

Для решения вопросов, связанных с развитием производства, приобретением перспективного оборудования и новых технологий, на базе Дальневосточной торгово-промышленной палаты с апреля 2002 года работает “Дальневосточное бизнес-бюро”. В течение года с его помощью отработано 11 консультационных проектов (“Амурпластик”, “Равиоль”, “Лесные продукты”, “РосДВ”, “Целебный источник” и др.), которые представляют собой комплекс консультационных услуг, связанный с реализацией предпринимательской идеи, поиском оборудования и партнеров, продвижением продукции на внутренние и внешние рынки.

В ЦНТИ постоянно организуется проведение выставок продукции малых и средних предприятий края. В четырех районах края проведены выездные выставки с целью привлечения внимания к технологиям переработки различных отходов и организации на местах производств по сбору и переработке отходов и выпуска товарной продукции.

Активизации работ по улучшению качества выпускаемой продукции в крае и повышению ее конкурентоспособности способствует организация в Хабаровском Центре стандартизации, метрологии и сертификации (ХЦСМ) постоянно действующей выставки “Лучшая продукция края” и проведение тематических семинаров для предприятий различных отраслей.

Кроме того, в течение 2002 года выпущено 3 номера газеты “Наше качество”, в которых нашли отражение материалы по конкурсу “Программа “100 лучших товаров России”, краевого конкурса в области качества, материалы проверок предприятий и организаций.

Развиваются и внешнеэкономические связи субъектов предпринимательства. Налаживается сотрудничество объединений, ассоциаций предпринимателей края с зарубежными бизнес-ассоциациями, в том числе с ассоциацией экспортеров провинции Шандунь (КНР), Корейской Конфедерацией товаропроизводителей, Торгово-промышленной палатой г.Хо-Ши-Минь (СРВ). В мае и июне 2002 года прошли встречи дальневосточных предпринимателей с товаропроизводителями из Южной Кореи.

С декабря 2002 года во Вьетнаме работает представитель ДВ ТПП, основной задачей которого является продвижение товаров, производимых в Хабаровском крае на рынки СРВ, а также поиск наиболее выгодных форм сотрудничества с вьетнамскими компаниями.

При содействии администрации края продолжается подготовка кадров для предпринимательских структур и повышение квалификации руководителей и специалистов субъектов малого и среднего бизнеса, способных цивилизованно действовать в условиях повышенных рисков и нести ответственность за свою деятельность.

Помимо государственных учебных заведений обучение проводится в РАУНЦ, Японском Центре, УДЦ Морозовского проекта по Хабаровскому краю.

В прошедшем году, в рамках подготовки кадров и повышения квалификации специалистов проведено 86 семинаров, в которых прошли обучение около 1,6 тысяч предпринимателей и около 60 предпринимателей приняли участие в зарубежных стажировках.

Осуществляется подготовка квалифицированных рабочих кадров через систему профессионально-технического образования, и в 2002 году в профессиональных училищах края было подготовлено на дневном обучении более тысячи квалифицированных рабочих и специалистов для малых предприятий по 39 профессиям.

В конце 2002 года в рамках краевой программы, по соглашению с ДальНИИ рынка, проведено исследование “О состоянии, проблемах и перспективах развития малого предпринимательства в Хабаровском крае на период до 2007 года”, в процессе которого проводилось анкетирование субъектов малого предпринимательства о проблемах, препятствующих их развитию. Результаты исследования рассмотрены Советом по предпринимательству при Губернаторе края в марте 2003 года и часть из них будет использована при разработке новой программы развития малого бизнеса.

На реализацию мероприятий по научно-методическому и кадровому обеспечению предпринимателей направлено из краевого бюджета 214 тыс. рублей.

Кроме того, в 2002 году на поддержку предпринимательских инициатив безработных граждан, т.е. на организацию собственного дела Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Хабаровскому краю было направлено 1,3 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, в том числе на обучение безработных граждан основам предпринимательской деятельности - около 1 млн.рублей.

В рамках реализации мероприятий программы, направленных на повышение уровня социальной защищенности работающих в малом бизнесе и обеспечение охраны труда и техники безопасности, департаментом по труду Минэкономразвития края продолжается обучение руководителей малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в созданной сети учебных центров.

В 2002 году прошли обучение и аттестацию около 900 руководителей и специалистов субъектов малого предпринимательства, которым оказана методическая помощь в организации охраны труда на предприятиях и практическая помощь в проведении аттестации рабочих мест. Одновременно проводится обучение специалистов по вопросам социально-трудовых отношений.

В связи с вступлением в действие в 2002 году нового трудового кодекса, устанавливающее новое регулирование трудовых отношений, готовится заседание Совета по предпринимательству при Губернаторе края по вопросу “Трудовые отношения в сфере среднего и малого бизнеса в условиях действия нового трудового законодательства”, которое планируется провести в апреле 2003 года. Вопрос очень важный, так как в предпринимательских структурах отмечается значительное количество нарушений трудовых отношений и несоблюдение условий охраны труда.

2003 году завершается реализация краевой программы “Развитие и поддержка малого предпринимательства в Хабаровском крае на 2001-2003 годы”. Среди мероприятий предусматривается совершенствование системы финансовой помощи предпринимательским структурам, в том числе поиск нетрадиционных источников финансирования. Будет продолжена организация конкурсов инвестиционных и инновационных проектов субъектов малого бизнеса для осуществления льготного кредитования через краевой Фонд поддержки.

Предусматривается развитие программы микрокредитования проектов малого бизнеса за счет средств краевого бюджета и привлечения внебюджетных ресурсов и содействие распространению действующих в г. Хабаровске, Хабаровском, Амурском, Нанайском, Вяземском районах, р-не имени Лазо зарубежных инвестиционных программ кредитования и программы микрокредитования на другие районы края.

В целях углубления интеграции и развития кооперированных связей, продвижения продукции предпринимателей в другие регионы Дальнего Востока, предстоит продолжить организацию и проведение выставок продукции с участием субъектов малого предпринимательства, в том числе “Малый и средний бизнес”, конкурсов среди лучших предпринимателей “Предприниматель года” и в области качества выпускаемой продукции, различных мероприятий в рамках “Дня предпринимателя”, обучающих семинаров и ряда других мероприятий, направленных на поддержку малого бизнеса.

Совместно с общественными и отраслевыми организациями и объединениями предпринимателей будет продолжена работа по максимальному сокращению так называемых “барьеров”, препятствующих развитию предпринимательства.

Для осуществления более эффективного информационного обеспечения малого бизнеса в текущем году будут подготовлены и изданы методические и справочные пособия, в том числе “Лицензирование отдельных видов деятельности в Хабаровском крае”, “Как зарегистрировать свой бизнес в Хабаровском крае”, продолжится обновление материалов и поддержание в сети “Интернет” сайта “Малый бизнес Хабаровского края”.

На реализацию мероприятий программы в краевом бюджете на 2003 год предусматривается выделение финансовых средств в объеме 10,5 млн. рублей, использование которых будет корректироваться с учетом повышения эффективности мер государственной поддержки со стороны органов власти края.

В текущем году будет разработана новая краевая программа развития и поддержки малого бизнеса на 2004-2006 годы, с привлечением широкого круга общественных и профессиональных советов, объединений и ассоциаций предпринимателей, органов муниципальных образований и структур Правительства края для подготовки предложений и включения их в мероприятия программы.

В 2003 году, при относительной стабильности экономической ситуации, по прогнозу, увеличится количество действующих малых предприятий на 80 единиц и индивидуальных предпринимателей на 1,2 тысячи человек, что позволит создать дополнительно до 1,5 тысяч рабочих мест. Объем произведенной продукции, работ и услуг в целом малым бизнесом возрастет на 2-3 процента (в сопоставимых условиях) к уровню 2002 года.

Динамика основных (отдельных) показателей деятельности малого предпринимательства Хабаровского края

Показатели

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2002 к 2001 в %

2002 к 2000 в %

Количество действующих малых предприятий (по состоянию на конец года), ед. 8486 8963 8081 8900 9400 9700 9800 101,0 104,3
Численность работающих на малых предприятиях,
тыс. чел.
88,44 90,53 75,0 85,0 89,3 90,0 90,6 100,7 101,5
Доля числен. работающих на малых предприятиях от общей численности занятых в экономике края, в % 13,4 13,6 11,5 12,9 13,4 13,0 13,0    
Объем произведенной продукции, работ (услуг) малыми предприятиями, млн.руб. 3030,0 3504,2 2174,4 3920,0 10884,3 13405,5 16210,0 104,2
в со-
пост.
усл.
107,7
в со-
пост.
усл.
Доля произведенной продукции, работ и услуг малыми предпри-
ятиями, в валовом выпуске продукции, работ и услуг всех отраслей экономики края, млн. руб.
7,2 6,6 4,2 4,9 7,9 9,8 10,0 - -
Количество зарегистри-
рованных индивиду-
альных предприни-
мателей, тыс. чел.
34,06 40, 97 41, 00 45, 00 48,3 51,3 53.0 103,3 109,7
Общая численность работающих на действующих малых предприятиях и индивидуальных предприни-
мателей, тыс. чел.
122,5 131, 5 116,0 130, 0 137,6 141,3 143,6 101,6 104,4
Доля численности работающих в малом бизнесе от общей численности занятых в экономике края, в % 18, 5 19, 8 17, 8 19, 8 20,7 20,2 20,4 - -
Объем налоговых поступлений в бюджет от субъектов малого предприни-
мательства (юр. и физических лиц), млн. руб.
402,3 462, 7 469,7 807,6 1034,7 нет
данных
нет
данных
- -
в том числе в бюджет края, млн. руб. 262,0 272, 0 341, 0 586, 2 750,1 - - - -
Доля налоговых поступлений от субъектов малого предприни-
мательства в общем объеме налоговых поступлений, в %
7,6 8, 5 8,7 9, 7 9,8 - - - -
в том числе в бюджет края, в % 8, 1 8, 2 8, 5 11, 0 11,1 - - - -

Информация представлена информационным ресурсом "Малый бизнес Хабаровского края"

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости