Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Концепция дальнейшего развития системы поддержки малого бизнеса в Республике Татарстан

В рамках выполнения Указов Президента Республики Татарстан по развитию малого бизнеса в республике проводится активная работа по удалению излишних административных барьеров, как это было сделано, например, в процедуре регистрации предпринимателей, разрабатываются меры по поддержке малого предпринимательства в нефтехимической отрасли, а также по ряду других направлений.

Стратегия развития экономики республики с целью обеспечения достаточного уровня жизни населения предполагает увеличение внутреннего регионального продукта в 2005 году почти в два раза по сравнению с текущим годом. Очевидно, что сделать это возможно, прежде всего (не считая направления снижения бюджетных расходов), за счет увеличения добавленной стоимости. В этом контексте огромный резерв заложен в развитии малого предпринимательства. Именно поэтому государственной поддержке этого направления в странах с высокоразвитой экономикой придается большое значение. Об этом говорят и результаты детального изучения и анализа мирового опыта поддержки малого бизнеса, в частности США, Швеции и других стран. Поэтому следующим шагом в дальнейшем развитии комплексной системы государственной поддержки малого предпринимательства в республике должно стать создание специализированного государственного органа, выполняющего широкий ряд функций по содействию развитию малого бизнеса. В общем случае функции государственной поддержка можно разделить на 4 основные группы:

  • Государственная защита интересов предпринимателей;
  • Техническая поддержка, включающая обучение, консультации, тренинги и т.д.;
  • Доступ к финансовым ресурсам и содействие в финансировании;
  • Обеспечение участия субъектов малого предпринимательства в реализации государственного заказа, содействие экспорту продукции малого бизнеса.

В соответствии с Указом Президента Республики Татарстан № УП-221 от 20 марта 2001 г. “О содействии развитию частного бизнеса и поддержке предпринимательства в Республике Татарстан” первая функция в настоящее время выполняется Республиканской Межведомственной комиссией по экономическим и социальным реформам.

Для реализации трех других функций системы государственной поддержки малого предпринимательства целесообразно образование государственного органа - Агентства по развитию малого бизнеса Республики Татарстан (далее – Агентство).

На основе изучения опыта передовых стран, где обучению и консультированию предпринимателей уделяется большое внимание, можно предложить систему технической поддержки малого бизнеса путем создания по всей республике под эгидой Агентства сети Центров поддержки малого бизнеса (далее – Центры) как структурных подразделений Агентства. В функции Центров входит:

  • обеспечение предпринимателей необходимой литературой;
  • обеспечение доступа к электронным базам данных и Интернету;
  • проведение тематических семинаров, лекций, тренингов;
  • консультирование по отдельным вопросам ведения бизнеса;
  • помощь в поиске источников финансирования;
  • консультации по программе государственного гарантирования кредитов.

Оптимальным является создание Центров совместно с различными высшими учебными заведениями или библиотеками в крупных городах республики (Казань, Набережные Челны, Чистополь, Нижнекамск, Бугульма, Альметьевск).

Основными показателями эффективности деятельности Центров являются количество подготовленных при содействии Центров бизнес-планов и кредитов, полученных по ним.

Для обеспечения доступа предпринимателей к капиталам и содействия в финансировании необходимо осуществление Агентством выполнения следующих мероприятий:

  • внедрение программы государственного гарантирования кредитов;
  • создание венчурного фонда Республики Татарстан;
  • создание лизинговой компании;
  • финансовая поддержка существующих и создание новых фондов микрофинансирования малого бизнеса.

Предпочтение при финансировании будет отдаваться вновь создаваемым субъектам малого бизнеса. При этом объемы финансирования целесообразно ограничить 3 млн. руб. сроком от 1 до 5 лет.

Программа государственного гарантирования кредитов

Агентство, работая совместно с Министерством финансов Республики Татарстан по предоставлению государственных гарантий от имени Республики Татарстан кредитным организациям, осуществляющим кредитование субъектов малого предпринимательства, подписывает соглашения с крупнейшими (на первом этапе) банками республики, такими как Ак Барс, Татфондбанк, Сбербанк и др. об их участии в программе гарантирования.

Через некоторое время с момента начала работы, Агентство должно разделить все банки на две группы по уровню сотрудничества:

Банки со стабильным финансовым положением и взвешенной кредитной политикой, зарекомендовавшие себя как хорошие партнеры с высокопрофессиональными кадрами. Агентство выдает гарантии по кредитам, выдаваемым такими банками без детального рассмотрения кредитной заявки.

Стабильные банки, допускающие, однако некоторые просчеты в своей кредитной политике (высок уровень невозвратных кредитов). Агентство выдает гарантии после своей оценки кредитной заявки.

После ранжирования всех банков по такой шкале Агентство и Центры проводят политику по своего рода рекламе банков, относящихся к первой группе путем предложения предпринимателям, обратившимся в Центры за консультацией, именно этих банков как возможных источников финансирования. Это позволит обеспечить максимально высокий уровень погашения кредитов и, соответственно, минимального расхода по выплате гарантий и снижения уровня расходов на содержание сотрудников Агентства, занятых оценкой комплекта документов на получение кредитов.

Ежегодно в бюджетном послании определяется сумма государственных гарантий под кредитование малого бизнеса. На 2002 год целесообразно выделение для этих целей государственных гарантий на сумму 428 млн. руб. (расчеты приведены в приложении).

Далее процедура выглядит следующим образом:

А) Предприниматель, приходя в любой из Центров поддержки малого бизнеса, помимо обучения и тренинга, может получить консультацию по заполнению стандартных форм и подготовке документов для участия в программе гарантирования, а также помощь в подготовке бизнес-плана.

Б) После подготовки необходимых документов предприниматель обращается в банк за кредитом. Программа предусматривает требование предоставления ликвидного залога в размере лишь 25 % от суммы обязательств по кредиту.

В) Банк-участник программы принимает решение о выдаче кредита и обращается в центральный офис Агентства с тем же стандартным комплектом документов.

Г) Агентство в течение 3 дней рассматривает наличие и правильность заполнения всех форм и дает заключение, по которому Министерство финансов выставляет банку гарантию Республики Татарстан в пределах 75 % от суммы предполагаемого кредита. Для обеспечения возвратности кредитов предполагается использование дополнительных инструментов. Одним из таких инструментов может быть выдача заемщиком в обмен на гарантию векселя, выписанного на Агентство с авалем физического лица-руководителя субъекта малого бизнеса. Такие инструменты помогут повысить ответственность заемщика при обращении за кредитом и, соответственно, увеличить уровень возвратности.

Д) Предприниматель получает кредит. При этом 2% от суммы государственной гарантии удерживается банком в качестве вознаграждения Агентства. В качестве стимулирующего фактора часть вознаграждения направляется Агентством тому Центру, который помог предпринимателю пройти все этапы подготовки документов и бизнес-плана для получения кредита.

Е) Агентство контролирует целевое использование средств кредитов.

Ж) В случае своевременного возврата кредита государственная гарантия аннулируется.

З) В случае невозврата кредита в соответствии с соглашением взамен оплаты государственной гарантии к Агентству переходят права требования возврата предпринимателем суммы кредита. Юридическая служба Агентства занимается судебными процедурами взыскания задолженности.

При выдаче Агентством в 2002 году государственных гарантий на общую сумму 400 млн. руб. общий объем выданных кредитов составит 533,3 млн. руб. (т.к. 25 % обеспечивает предприниматель).

Даже при уровне возвратности в 80 % (учитывая текущие показатели возвратности кредитов малому бизнесу различных банков и фондов Республики Татарстан в размере 90-99 %) сумма непогашенных кредитов составит 106,7 млн. руб., при этом Агентству необходимо будет выплатить 75 %, т.е. 80 млн. руб. Таким образом, расходы бюджета в сумме 80 млн. руб. (которые необходимо будет оплатить не ранее 2003 года) позволят обеспечить вложение банками уже в 2002 г. 533,3 млн. руб. в развитие малого бизнеса. Мультипликативный эффект этих вложений приведет к росту внутреннего регионального продукта на 9,1 млрд. руб.

Фактически, решается задача финансирования предпринимателей без выделения бюджетных средств на эти нужды. “Живые” деньги понадобятся лишь на оплату непогашенных кредитов и на содержание Агентства. Необходимо отметить, что часть расходов Агентства будет компенсироваться за счет вознаграждения и взыскания имущества должников. Следует также учесть, что республиканским бюджетом 2001 года предусмотрено выделение средств фонда НИОКР в сумме 193 180 тыс. руб. и фонда приватизации в сумме 139 600 тыс. руб. на финансирование инвестиционных программ и на субсидии в виде компенсации части процентной ставки при кредитовании одобренных инвестиционных проектов, в порядке определенном постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 11 марта 2001 года №123. В случае направления части этих субсидий на программу гарантирования кредитов, для ее реализации не только не потребуется дополнительных расходов бюджета, но и будет обеспечен возврат, как указано выше, превышающий эти затраты.

Помимо этого, программа гарантирования решает следующие задачи:

  • использование стандартных форм позволит стандартизировать и унифицировать процедуру взаимодействия предпринимателей, банков и государственных органов;
  • решается одна из коренных проблем – отсутствие у предпринимателей ликвидного залога в необходимом размере;
  • создается кредитная история предпринимателей и появляется положительный опыт банков по кредитованию малого бизнеса;

Использование аналогичной схемы позволило, например, Администрации малого бизнеса США в 2000 году обеспечить выдачу более 50 тыс. малым предпринимателям кредитов на сумму более 12 млрд. долл. при уровне возвратности в размере 87 процентов от выданных кредитов.

Основными показателями эффективности работы Агентства по данному направлению будут объем привлеченных кредитов, количество созданных рабочих мест, рост добавленной стоимости прокредитованных предприятий.

Создание Фонда финансирования венчурных проектов в Республике Татарстан

С учетом развития передовых технологий инвестирования и в целях внедрения системы для организации финансирования наиболее значимых инновационных проектов в Республике Татарстан создается Фонд финансирования венчурных проектов Республики Татарстан (далее – Фонд), который будет способствовать усовершенствованию рыночной инфраструктуры, повышению эффективности предпринимательства и обеспечению роста добавленной стоимости в общественном хозяйстве. Основным инструментом для венчурного финансирования является содействие росту наукоемкого бизнеса путем инвестирования финансовых ресурсов в обмен на долю в уставном капитале или пакет акций компании для дальнейшего участия в органах ее управления, вплоть до получения максимально прогнозируемой прибыли.

Исходя из общепринятой мировой практики, а также с учетом особенностей социально-экономического развития Республики Татарстан в последние годы к основным направлениям деятельности Фонда относятся:

Финансирование наукоемких бизнес – технологий малого и среднего предпринимательства (в первую очередь в сфере нефтехимического комплекса).

Проведение маркетинговых, информационно – аналитических исследований в сфере наукоемких технологий.

Участие в осуществлении испытаний новых процессов, технологий и продуктов.

Практическая отработка схемы венчурного финансирования в Республике Татарстан и создание на этой основе сети специализированных (малых) венчурных компаний для реализации отдельных наукоемких проектов.

Приобретение и передача прав на объекты интеллектуальной собственности путем участия в их разработке.

Важнейший критерий венчурного финансирования в Республике Татарстан заключается в направлении финансовых ресурсов в малые и средние предприятия, реализующие высокорискованные проекты с доходностью выше среднерыночной. При этом не предполагается предоставление заемщиками какого-либо залога и, кроме того, отличительная особенность венчурного финансирования состоит в предоставлении долгосрочного – не менее 3-5 лет – финансового сопровождения проекта. Участие Фонда предусматривает обеспечение до 75 % потребности по утвержденному бизнес-плану.

Основными источниками формирования Уставного капитала венчурного фонда являются:

  • Средства Фонда НИОКР в размере около 50 млн. руб.
  • Собственные средства ведущих предприятий и коммерческих банков (ОАО "Татнефть", ОАО "Казаньоргсинтез", ОАО "Нижнекамскнефтехим", АКБ "Татфондбанк", АКБ "Ак Барс"банк и др.)
  • Средства зарубежных венчурных фондов и других заинтересованных инвесторов.
  • Совокупный размер Уставного капитала должен составлять около 100 млн. рублей. На первом этапе предполагается участие государства через Агентство в размере 51 % Уставного капитала.
  • Финансирование проекта будет осуществляться на платной основе исходя из сложившихся рыночных условий. Основными способами финансирования следует считать:
  • приобретение блокирующих пакетов акций, позволяющих реально участвовать в управлении компании;
  • предоставление гарантий непосредственно Фондом или его основным учредителем – Агентством – организациям, участвующим в финансировании проектов;
  • предоставление целевого инвестиционного кредита;
  • покупка векселей малых и средних предприятий.

Приоритет в финансировании проектов определяется при их комплексном анализе, основанном на заключении экспертов и решении наблюдательного органа Фонда. Руководство Фонда должно обеспечить полную доступность к информации о рассматриваемых проектах и принятых решениях. Учитывая имеющийся научно-технологический потенциал республики, сроки окупаемости, предполагаемый средний размер участия в финансировании и отсутствие залога (а по сути, предоставление дополнительной льготы инновационным компаниям) венчурные схемы на ближайшие 5–10 лет являются наиболее перспективным направлением финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан.

Лизинг

Создание лизинговой компании позволит использовать дополнительный инструмент небанковского кредитования малого бизнеса путем закупки и дальнейшей передачи оборудования в пользование арендатора под залог этого оборудования.

Особенностями лизинга по сравнению с другими способами инвестирования является возможность для лизингополучателя применения механизма ускоренной амортизации, сокращение налога на имущество, налогооблагаемой базой для которого становится быстро уменьшаемая остаточная стоимость оборудования, отнесение лизинговых платежей на себестоимость продукции, позволяющее снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Лизинговые схемы также могут быть применены в случаях, когда кредит не может быть предоставлен из-за невозможности использования залоговых механизмов. Это особенно актуально для малого и среднего бизнеса. Преимуществом лизинга является то, что он направляет финансы непосредственно на покупку нового оборудования. Таким образом снимается проблема нецелевого использования заемных средств.

Задача Агентства состоит в создании условий по ускоренному и эффективному запуску лизингового процесса в сфере малого и среднего бизнеса. Достижение этой цели позволит увеличить объемы производства и реализации, а в перспективе повысить налоговые отчисления.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

  • создать лизинговую компанию с участием Агентства и заинтересованных банков, специализирующуюся на лизинге оборудования для малого и среднего бизнеса;
  • обеспечить позитивное восприятие представителями малого и среднего бизнеса идеи лизинга как основного способа решения проблемы повышения фондовооруженности.

Поддержка финансовыми ресурсами будет решена также через создание консорциума банков, кредитующих лизинговые проекты в малом и среднем бизнесе. Гарантией для банков может служить государственная гарантия, предоставляемая Агентством.

Поддержка микрофинансирования.

Поскольку общемировой практикой государственной политики развития малого бизнеса является создание и государственная поддержка небольших фондов микрофинансирования, то это должно стать отдельным направлением деятельности Агентства. Микрофинансирование предусматривает выдачу сверхмалых кредитов (в России – до 100 000 рублей) на короткие сроки с оказанием консультационной и технической помощи. Помимо создаваемых фондов в этой программе смогут принять участие и небанковские кредитные организации, образованные из числа небольших банков, имеющих соответствующие лицензии, персонал и инфраструктуру, но бесперспективные с точки зрения ужесточающихся требований к собственному капиталу и ликвидности банков со стороны регулирующих органов.

Реализация перечисленных выше четырех направлений финансовой поддержки позволит в совокупности с обычным банковским кредитованием создать минимально необходимый набор инструментов обеспечения малого бизнеса финансовыми ресурсами для развития. При этом не создается конкуренции уже действующим в республике банкам и фондам, как, например, фонд ЕБРР, поскольку, в отличие от концепции Агентства, их усилия направлены на кредитование уже действующих, а не вновь создаваемых субъектов предпринимательства, к тому же обладающих достаточными активами для обеспечения залога.

Одним из инструментов реализации функций Агентства может служить создание трехступенчатой информационной среды, в рамках которой будет организовано взаимодействие всех субъектов предпринимательства.

Система будет решать следующие задачи:

  • Облегчать предпринимателям доступ к информационному обслуживанию и экономическим материалам при получении финансирования и в процессе своей деятельности.
  • Оптимизировать процесс внутреннего взаимодействия межу коммерческими участниками программы и Агентством.
  • Организовать процесс мониторинга и контроля за реализуемыми проектами и кредитным программами со стороны Агентства.

Создание сети Центров на территории Республики ставит задачу создания единого информационного пространства для обмена информацией между ними и, соответственно, задачу обеспечения равного доступа к информации всех субъектов малого бизнеса независимо от местоположения. Информация, которая будет проходить через систему, позволит предпринимателям сориентироваться в выборе сферы деятельности, а самому Агентству оценить перспективы того или иного проекта непосредственно при подготовке идеи.

Для исключения функций дублирования ролей банковских структур и Агентства необходима организация системы электронного документооборота гарантирования кредитов, которая позволит также уменьшить время прохождения кредитной заявки за счет автоматизации некоторых функций, в частности, функции экспертной оценки конкретного проекта.

Непосредственная задача организации эффективного мониторинга реализуемых проектов важна именно на этапе принятия решения о финансировании и выделении средств. Поэтому создание экспертной системы, анализирующей динамику проекта и последующие перспективы развития, позволит в полной мере реализовать функции Агентства как координирующей и стимулирующей организации по развитию малого предпринимательства, поскольку позволит предпринимателю получать качественное информационное обслуживание своей деятельности на всех стадиях развития бизнеса.

Важным направлением реализации Указа Президента Республики Татарстан № УП-221 от 20 марта 2001 г. “О содействии развитию частного бизнеса и поддержке предпринимательства в Республике Татарстан” является участие малого и среднего предпринимательства в экспорте продукции в страны ближнего и дальнего зарубежья и товарообмене с другими регионами Российской Федерации. Этому будет способствовать деятельность Департамента по поддержке малого и среднего предпринимательства Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан.

При этом основными задачами указанного Департамента являются:

  • Маркетинговые исследования в потребности продукции малых предприятий за пределами Республики Татарстан.
  • Оценка рынков сбыта продукции по регионам Российской Федерации и за ее пределами.
  • Подбор финансовых институтов для участия в страховании коммерческих операций в сфере малого и среднего бизнеса.
  • Рекламная поддержка производственно-торговой деятельности малого и среднего бизнеса за пределами Республики Татарстан.
  • Организация выставок продукции малых предприятий на территории Республики Татарстан и за ее пределами.
  • Проведение консультаций по вопросам сертификации объектов торговли и сферы услуг, а также развития бизнеса.
  • Взаимодействие с Территориальным управлением министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Еще одним направлением деятельности Департамента будет совместная работа с Агентством по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям при Министерстве экономики и промышленности Республики Татарстан по обеспечению доступа малого и среднего предпринимательства к участию в производстве и поставках продукции для государственных нужд.

С этой целью Департамент разрабатывает комплекс мероприятий по размещению государственного заказа в сфере малого предпринимательства. Для этого проводится мониторинг возможностей малого предпринимательства и утверждается состав участников для размещения государственного заказа на конкурсной основе.

Для гарантированного участия малого предпринимательства в поставках для государственных нужд на первоначальном этапе могут приниматься различные схемы квотирования, исходя из потребностей в сырье и производственных мощностей малого бизнеса.

В задачи Департамента будет входить постепенное расширение объемов государственного заказа в сфере малого предпринимательства. По мере развития производства, совершенствования технологий и улучшения качества продукции количество субъектов малого предпринимательства, участвующих в обеспечении государственного заказа, будет возрастать.

Предполагается разместить Центральный офис Агентства, Центр поддержки малого бизнеса, представителей банков-участников программы гарантирования, лизинговую компанию и венчурный фонд, в одном здании с Регистрационной палатой, что позволит фактически завершить создание уникальной комплексной системы поддержки малого бизнеса по принципу “одного окна”.

Это означает, что предприниматель, не выходя из одного здания, имеет возможность:

  • пройти государственную регистрацию в Регистрационной палате;
  • получить необходимую информацию, обучение и консультации, в том числе и по вопросам подготовки бизнес-планов и документов, необходимых для получения кредита;
  • выбрать один из банков-участников программы гарантирования и предоставить его специалисту подготовленный комплект документов на выдачу кредита, который, в свою очередь, может обратиться в Агентство для оформления гарантии;
  • обратиться в лизинговую компанию для получения оборудования;
  • обратиться в венчурный фонд для внедрения своих разработок и инноваций.

Следующим этапом работы планируется открытие подобных центров, организованных по принципу “одного окна” в других городах республики: в Набережных Челнах или Нижнекамске, в Альметьевске или Бугульме.

Таким образом, Агентство станет центральным республиканским государственным органом, ответственным за практическую реализацию в республике целостной государственной политики по поддержке и развитию малого бизнеса. При этом Республиканская Межведомственная комиссия по экономическим и социальным реформам будет координировать деятельность Агентства.

Информация представлена информационным ресурсом "Официальный сервер Республики Татарстан"

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости