Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Оптимизация поведения предприятия в современных условиях

Романова Оксана

В целях управления эффективностью на микроуровне - уровне предприятия, необходимо, как правило, применение функционального анализа, в частности альтернативных числовых моделей. Это объясняется тем, что определенное количественное выражение эффективности позволяет адекватно оценить работу предпринимательской единицы, оптимальным образом сочетать ориентацию на наилучшее удовлетворение спроса на выпускаемую продукцию с рациональным использованием собственных ресурсов.

Методология анализа эффективности предпринимательской деятельности

В рыночных условиях эффективность имеет две формы - внутреннюю и внешнюю. Внутренняя отражает собственную оценку результативности деятельности предприятия, его производительность на основе соотношения ресурсов (затрат) и продукта (результата), внешняя - структуру общественных потребностей, степень удовлетворения их предприятием, уровень полезности произведенного продукта. Она отражает также долю предприятия на рынке и направления ее изменения, возможность создания новых сфер предпринимательства и их организации, потенциальные возможности предприятия на рынках готовой продукции и ресурсов.

Цели внутренней и внешней эффективности нередко вступают в противоречие. Расширение ассортимента продукции увеличивает не только объем реализации, но и затраты, снижая эффективность использования ресурсов. Анализ взаимосвязи между ресурсами и результатом производства с точки зрения времени приводит к выделению статической и динамической эффективности. Первая рассматривается как форма приспособления к имеющемуся экономическому положению на основе количественных показателей соотношения различных видов затрат и результатов.

Статическая эффективность является основной формой оценки и управления деятельностью предприятия на коротком отрезке времени, когда решаются оперативные и тактические вопросы. Характерная особенность кратковременного периода - заданность некоторых факторов производства, например количества определенных ресурсов, исключающая полноценное качественное обновление производственной базы.

Динамическая эффективность, напротив, предполагает достижение более высоких результатов за счет гибкого варьирования ресурсами и изменения технологии в долгосрочном периоде.

Современная экономическая ситуация в России заставляет предприятия направлять усилия в основном на получение максимальных результатов в течение короткого отрезка времени, т.е. краткосрочного эффекта. Но в условиях динамично развивающейся рыночной экономики правомерным является управление предприятием, предусматривающее сочетание способов и приемов анализа как статической, так и динамической эффективности.

Предприятие должно идти на дополнительные издержки и снижение статической эффективности в краткосрочном периоде. А ориентация на динамическую эффективность - это основной способ поддержания высокой конкурентоспособности предприятия в течение длительного времени. Кратковременный и долгосрочный аспекты деятельности предприятия одинаково важны с точки зрения управления.

Какими показателями оценить эффективность производства? Локальное применение одного или части ресурсов вряд ли годится для достижения общего оптимума. Эффективность живого труда обычно повышается за счет основных фондов, снижения их отдачи, особенно в краткосрочном периоде. Поэтому при обосновании показателей эффективности деятельности предприятия следует стремиться к одновременному учету всей совокупности происходящих изменений с помощью обобщающего показателя, без которого невозможен комплексный, системный процесс управления.

Надо иметь в виду, что дифференцированные показатели несопоставимы в силу разных единиц измерения, они могут изменяться в разных соотношениях, а часто и направлениях. Кроме того, каждый показатель характеризует ту или иную часть изменений, но не отражает взаимосвязь всей их совокупности. Результат деятельности предприятия должен быть рассмотрен в первую очередь с точки зрения его собственных интересов, отражая внутренний аспект эффективности. Однако производство имеет смысл, когда служит потреблению, в ситуации доминирования потребителя над производителем.

В России в течение десятилетий общественные и личные потребности не рассматривались как определяющая цель экономической системы, а производство слабо ориентировалось на удовлетворение потребительского спроса. Как следствие, не соблюдалось соответствие между объемами и структурами производства и потребностей, что и стало, на наш взгляд, одной из основных причин кризиса в экономике.

Необходимо найти показатель, которым можно было бы измерить как степень удовлетворения общественных и личных потребностей, так и результативность деятельности предприятия. Однако к настоящему времени еще не разработана единая система изучения потребностей, отсутствуют методы и показатели, позволяющие точно оценить степень удовлетворения потребностей и полученного эффекта или полезность потребления созданных благ. Не существует и единого обобщающего показателя, определяющего уровень удовлетворения потребностей и эффективность функционирования предприятия.

Многие ученые принимают точку зрения, согласно которой результат деятельности предприятий должен отражаться системой показателей, а по формам выражения результатов высказываются самые противоположные суждения. В частности, дискутируется вопрос о приоритете стоимостных или натуральных измерителей. Одни считают прибыль обобщающим оценочным показателем результата деятельности предпринимательской единицы. Другие рассматривают прибыль как показатель, отражающий величину эффекта производителя, а не потребителя.

На практике существуют два основных подхода к расчету размера прибыли, которые используются при исчислении эффективности: измеряется фактическая прибыль путем вычета из дохода явных, полученных в виде финансовых платежей, издержек и экономическая с учетом как явных, так и неявных затрат. Приемлемой кажется позиция, предусматривающая оценку эффективности по экономической прибыли, что позволяет учесть неявные издержки, т.е. недополученные в денежной форме издержки применения ресурсов.

В целом надо признать правомерность применения прибыли в качестве измерителя результатов деятельности для определения эффективности. Все полученные доходы, так или иначе, отражаются на прибыли - увеличение объема производства и реализации продукции и доходов от внереализационной деятельности предприятия, уровень качества продукции, снижение издержек производства, уровень использования основного и оборотного капитала.

Величина прибыли находится под влиянием, как внутренних условий производства данной производственной ячейки, так и внешних. Во-первых, объем прибыли может изменяться в зависимости от конъюнктурных колебаний - увеличения или снижения общего уровня цен, перемещения спроса из одной области в другую и т.д. Во-вторых, размер прибыли зависит от видов рынка, специфики ценообразования на конкретном рынке. В-третьих, изменение величины прибыли может быть связано с деятельностью государства, направленной на обеспечение общественных интересов и отдельных социально-экономических групп.

Как правило, уровень прибыли, не отвечающий требованиям микро- и макроэкономики, приводит к динамичному перераспределению ресурсов. Предприятия, реализуя свободу выбора, становятся участниками перераспределительного процесса, прилагая усилия к повышению эффективности.

Прибыль является конечным показателем, она образуется на заключительной стадии кругооборота средств предприятия, т.е. после реализации продукции. К тому же на прибыль не влияет повторный счет, чего нельзя сказать о показателях объема произведенной продукции (объема производства) или объема реализованной продукции (объема продаж, выручки от реализации).

Экономическая прибыль, как представляется, является важнейшим синтезирующим качественным показателем, наиболее полно и верно отражающим результат деятельности предприятия.

Вместе с тем представляется, что применение показателя прибыли как инструмента оценки эффективности должно быть согласовано с тактическими и стратегическими целями и задачами деятельности предприятия, выражением статического и динамического аспектов эффективности. Требования рынка, а также внутренних интересов предприятия нередко вынуждают их направлять усилия на достижение других целей. Например, для укрепления своих позиций на определенном рынке сбыта может быть применена тактика увеличения объема производства и реализации продукции, которая снижает размер прибыли.

Признаны две трактовки оценки эффективности в соответствии с формой участия факторов (ресурсов) в производстве, т.е. их применением и потреблением. Правомерным представляется приоритет применяемых, а не потребляемых ресурсов для оценки эффективности, так как первые являются необходимым условием производства, а вторые - лишь его следствием. Кроме того, объем потребляемых ресурсов, особенно перенесенной части стоимости средств производства, их доля в общей стоимости продукта, соотношение полученной прибыли и издержек производства в значительной степени зависят от эффективности использования применяемых ресурсов.

В частности, в издержки производства в западной экономической теории включают неявные затраты. Иными словами, экономическими считают расходы фирмы, состоящие как из фактических финансовых платежей, так и неявных издержек. Напротив, бухгалтерские издержки не включают недополученные финансовые доходы и оперируют лишь явными фактическими издержками. При оценке эффективности в зависимости от ее целей могут быть использованы как первый, так и второй виды издержек производства. Однако более предпочтительным кажется подход, учитывающий экономические издержки, т.е. все реальные затраты предприятия. Тогда предлагаемый обобщающий показатель эффективности покажет отношение экономической прибыли PR к экономическим издержкам ТС.

Стоимостная форма данного показателя дает возможность определить результативность деятельности предприятия, как на рынке готовой продукции, так и на рынках ресурсов (путем учета в прибыли и издержках цен на его товары или услуги и факторы производства).

Оптимизация деятельности предприятия в долгосрочном периоде

Рассмотрим один из возможных вариантов постановки задачи оптимизации деятельности предприятия в долговременном периоде с точки зрения как внешней, так и внутренней эффективности.

Определим валовой доход предприятия (TR) как равенство TR(Q) = PQ, где Р - цена единицы продукции, a Q - объем выпускаемой продукции.

Прибыль PR в заданном периоде - это разность между полученным предприятием валовым доходом и его издержками производства: PR(Q) = TR(Q) - TC(Q), где TC(Q) - валовые издержки.

Следует оговориться, что при дальнейшей разработке оптимизационной модели мы исходили, во-первых, из предположения, что основной целью предприятия является максимизация эффективности, и, во-вторых, рассматриваем производство как процесс изготовления единственного продукта. Кроме того, в качестве необходимых для создания этого продукта ресурсов выделим только труд и капитал. Поскольку для данной модели выбран долгосрочный отрезок времени функционирования предприятия, то задача максимизации эффективности в общем случае примет вид:
Ef = (PQ - (РКК + PLL))/ (PKK + PLL) max, где Рк, PL - соответственно цена капитала и цена труда.

Мы рассматриваем рынок товаров или услуг предприятия как ненасыщенный, т.е. существует неудовлетворенный спрос на предлагаемую предпринимательской единицей продукцию. Следовательно, предприятие может изготовить неограниченное количество товаров или услуг.

В нашу модель введена классическая производственная функция Кобба-Дугласа, имеющая экономическое содержание и математическую интерпретацию, что позволяет успешно использовать ее на микроуровне. В связи с этим задача приобретает следующий развернутый вид:
(PKLaKb-(PKK+PLL))/(PKK+PLL) max, при условии, что K = 0, L = 0, PKK+PLL=C.

Последнее неравенство свидетельствует о том, что максимизация эффективности происходит при ограничении затрат на приобретение ресурсов. Для данного случая это обычная задача на глобальный абсолютный максимум. Однако определение необходимых для получения максимального уровня эффективности затрат труда и капитала является трудоемким вычислительным процессом, поэтому без ЭВМ не обойтись.

Эффективность выпуска основных видов продукции ЗАО "Красный металлист" в 1999г.
Модель станка Объем выпуска, шт. Эффективность
по плану оптимальный по плану оптимальная
Комбинированный реймусовый КР-3 300 533 0,17 0,60
Реймусовый СР6-10 600 707 2,33 2,99
Реймусовый СР8-2 40 137 3,26 4,89
Реймусовый СР12-3 10 66 6,86 9,32
Многоцелевой деревообрабатывающий центр МДЦ-10 60 105 2,34 3,09
Универсальный фрезерный УФС-1 31 147 0,52 1,29
Круглопильный Ц-40 30 102 0,55 0,91
Шлифовальный ШлПК 15 57 1,72 2,11
Вайма пневматическая ВСВ-2 20 59 2,53 3,27
Заусовочный СЗР-1 10 45 1,32 2,02
Ленточно-пильный ЛГ-47 50 94 1,08 2,41

Нами разработана блок-схема алгоритма расчета оптимальных величин труда и капитала, а также соответствующего им максимального уровня эффективности. На основании данной блок-схемы составлена программа "EFFECTmax" с использованием алгоритмического языка высокого уровня Clipper 5.3.

Решение задачи проведено на основе реальных исходных данных ЗАО "Красный металлист" (г.Ставрополь). Это предприятие является представителем машиностроительной отрасли и специализируется на выпуске деревообрабатывающего оборудования.

В качестве представительного продукта взят деревообрабатывающий рейсмусовый станок СР6-10, цена которого на расчетный момент времени составляла 38 333,3 руб. Цены труда и капитала составили соответственно 12,35 руб./машино-ч и 18,24 руб./чел.-ч. Цена капитала учитывает затраты на содержание, амортизацию, капитальный и текущий ремонт необходимых для производства станка СР6-10 оборудования и транспортных средств, возмещение износа малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и приспособлений. Цена труда содержит основную и дополнительную заработную плату производственных рабочих с отчислениями на социальные нужды. В качестве неявных издержек в обоих случаях принят максимальный доход, который может быть получен предприятием при направлении данных средств на приобретение каких-либо ценных бумаг ил банковского вклада.

С целью достижения наиболее высокого уровня эффективности деятельности ЗАО "Красный металлист" в 1999 г. проведены аналогичные расчеты для всей основной товарной номенклатуры. Это позволило увеличить объем производства по сравнению с запланированной величиной (см. таблицу). Расчеты показали, что с наращиванием выпуска продукции до оптимального уровня наблюдается повышение эффективности производства. Так, при росте объемов выпуска среднем в 2,3 раза эффективность выросла 2,1 раза.

Данная модель апробирована также и крупных предприятиях г. Ставрополя ОАО "КРАСТ" и ОАО "Аналог".

Информация представлена сайтом консультационной компании "BKG"