Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Разработка предложений по улучшению ситуации в области административного, налогового и таможенного регулирования сектора ИКТ (с упором на малый бизнес)

Файлы

Информационно-аналитический центр "ТЕЗАУРУС-МАРКЕТИНГ"

Проект итогового доклада

Москва, 2003

СОДЕРЖАНИЕ
  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
  3. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
  4. РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ИКТ

    4.1.СИСТЕМА НАЛОГОВЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ В ОТНОШЕНИИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СФЕРЕ ИКТ

    4.2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ НАЧАЛА И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23

    4.3. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ИКТ И ПРИМЕНЯЮЩИХ ОБЩИЙ РЕЖИМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

    4.4 РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА И АНКЕТИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СЕКТОРА ИКТ

    4.5 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ С УПОРОМ НА МАЛЫЙ БИЗНЕС В СФЕРЕ ИКТ

  5. ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ИКТ

    5.1.ОСНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    5.2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

    5.3 ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ИКТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    5.4. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

  6. АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕКТОРА ИКТ. СЕРТИФИКАЦИЯ

    6.1 ВВЕДЕНИЕ

    6.2 МИРОВОЙ ОПЫТ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ "ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ" В СФЕРЕ ИКТ

    6.3 СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ В СФЕРЕ ИКТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    6.4 НЕДОСТАТКИ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ РОССИЙСКОЙ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ В СФЕРЕ СЕРТИФИКАЦИИ СЕКТОРА ИКТ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

    6.6 РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ОПРОСА И АНКЕТИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ СЕРТИФИКАЦИИ ТОВАРОВ И УСЛУГ СФЕРЫ ИКТ

    6.7 ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

  7. АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕКТОРА ИКТ. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

    7.1 ВВЕДЕНИЕ

    7.2 МИРОВОЙ ОПЫТ В ПРИМЕНЕНИИ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ПРАКТИК

    7.3 ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКОГО СЕКТОРА ИКТ

    7.4 ПРОБЛЕМЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ В СФЕРЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКОГО СЕКТОРА ИКТ

    7.5 РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ОПРОСА И АНКЕТИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ИКТ

    7.6 ВЫВОДЫ.

  8. АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕКТОРА ИКТ. РЕГИСТРАЦИЯ И ПОЛУЧЕНИЕ РАЗРЕШЕНИЙ

    8.1. СИСТЕМА РЕГИСТРАЦИИ СРЕДСТВ СВЯЗИ В СФЕРЕ ИКТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    8.2. РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ОПРОСА И АНКЕТИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПО ПРОБЛЕМАМ РЕГИСТРАЦИИ В СФЕРЕ ИКТ

    9. МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ИКТ

    9.1. СПРАВКА ПО ЗАРУБЕЖНОМУ ОПЫТУ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ ИКТ

    9.2. ОБЗОР РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (МП)

    9.3. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ИКТ

  9. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ СИТУАЦИИ В ОБЛАСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО, НАЛОГОВОГО И ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СЕКТОРА ИКТ
Введение

Правительство Российской Федерации, учитывая опыт развитых и ряда развивающихся стран, долгое отсутствие осмысленной политики в области развития сферы информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) и тот эффект, который может быть обеспечен ее развитием для конкурентоспособности страны и развития гражданского общества, задумалось о стимулировании развития данного сектора. Результатом повышенного внимания к этой проблеме стали разработанные и начатые к реализации федеральная целевая программы "Электронная Россия (2002 -2010 годы)" и федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной среды (2001-2005 годы)". Принятие указанных программ подтолкнуло региональные органы государственной власти на разработку аналогичных программ на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Российской Федерации. На уровне российского правительства есть понимание того, что такое положение вызвано объективными общеэкономическими причинами. Вместе с тем, недостаточное развитие ИКТ в России в немалой степени определяется и рядом факторов, создающих искусственные препятствия для ускорения информатизации, широкого внедрения и эффективного использования ИКТ в государственном и негосударственном секторах экономики, развития отечественного сектора по производству ИКТ. Данные положения и были отражены в ФЦП "Электронная Россия".

Среди таких факторов нужно выделить следующие:

  • Неадекватная складывающимся экономическим реалиям (неполная, устаревшая, избыточная) нормативно-правовая база регулирования применения и развития рынка ИКТ.
  • Барьеры на пути вхождения российских предприятий ИКТ сектора на внутренний российский и мировой рынки, созданные излишней зарегулированностью экономической деятельности, причем в большей степени это относится к предприятиям малого бизнеса. Речь идет о наличии высоких транзакционных, временных и материальных ограничителей при прохождении административных процедур, с которыми предприниматель сталкивается как при входе на рынок (создании нового бизнеса), так и по мере развития своего бизнеса.
  • Высокий уровень монополизации сетей связи, создающий барьеры на пути их использования и приводящий к перекосам в тарифной политике.

Осознавая необходимость снижения влияния названных и других факторов1 на развитие отечественного рынка ИКТ, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации в настоящее время разработало Концепции дерегулированию и демонополизации сектора ИКТ (в некоторых вариантах она проходит как Концепция правового регулирования сектора ИКТ). В настоящий момент идет работа по ее обсуждению и реализации на государственном уровне.

Вполне естественно, что при разработке данного документа федеральные органы власти стремятся учитывать мнение бизнеса. Между тем диалог между бизнесом и федеральной властью по-прежнему продолжает строиться по схеме "власть - крупный бизнес2", а схема взаимодействия "власть - ассоциации бизнеса" в сфере ИКТ только начинает реализовываться. При этом созданные ассоциации состоят преимущественно из крупнейших представителей IT-бизнеса, имеющих соответственно и наибольший "вес" среди членов. По большей части они заинтересованы в устранении, прежде всего, барьеров для своего бизнеса, а уж потом в устранении административных ограничений для сектора в целом3. Об учете интересов малого бизнеса в данных условиях, в отсутствии сложившейся эффективной лоббистской структуры (структур) говорить затруднительно, и велика вероятность того, что указанная Концепция станет итогом влияния уже сложившегося, устойчивого и относительно крупного бизнеса в сфере ИКТ, а далее законодательство учитывать интересы ведущих компаний ИКТ-сектора.

Таким образом, последнее время в России стала складываться ситуация, когда ведущие компании в сфере ИКТ стараются лоббировать свои интересы по совершенствованию механизмов регулирования рынка с точки зрения улучшения условий собственного существования с выдавливанием с рынка мелких ИКТ-компаний. (то же время, по оценкам экспертов, существенная часть оборота сектора ИКТ до настоящего времени приходится на компании малого бизнеса).

Между тем, на наш взгляд, упор в Концепции должен делаться, прежде всего, на начинающий бизнес. Тем более что удельный вес малого бизнеса в секторе ИКТ, как сферы преимущественно торговли и интеллектуальных услуг, на порядки выше, чем в среднем чем в других секторах экономике. Именно на такой бизнес издержки выполнения административных процедур ложатся большим прессом, нежели на средний, а тем более крупный. Именно здесь нужны четкие и адекватные правила регулирования входа на рынок и развития бизнеса.

Сектор информационно-коммуникационных технологий - это и есть наиболее стратегически перспективный "инновационный котел" для малого бизнеса, из которого серьезных капиталовложений (данный бизнес не является материало- или капиталоемким) может вырастать "Майкрософт". Поскольку значительная часть сектора ИКТ не требует серьезных первоначальных капитальных вложений, кредитов, именно здесь малому бизнесу нужны благоприятные внешние (правовые, экономические) условия.

Таким образом, учет интересов малого бизнеса необходим при разработке новых методов нормативного регулирования, корректировке действующего законодательства.

В этом смысле для федеральных органов власти, в частности, Минэкономразвития России может представлять реальный интерес качественные и количественные разработки по административному регулированию малого бизнеса в секторе ИКТ, налогообложению малого бизнеса сектора ИКТ, таможенному регулированию сектора ИКТ (с упором на малый бизнес).

Однако изменение действующего законодательства с учетом интересов крупных компаний участников рынка, свидетельствуют о недостаточном внимании органов государственной власти к проблеме функционирования предприятий малого бизнеса. Кроме того, отсутствие ассоциаций, фондов, информационных площадок по озвучиванию и продвижению проблем малого предпринимательства в сфере ИКТ также отражается на принятии законодательных инициатив сугубо в интересах крупного бизнеса, что не будет в должной мере способствовать развитию предпринимательского климата в сфере ИКТ.

Таким образом, взгляд на разработку и внедрение указанной Концепции с точки зрения проблем малого предпринимательства данной сферы показывает актуальность проведенного исследования.


1 Ряд из них обозначен в тексте ФЦП "Электронная Россия".
2 По отношению к сфере ИКТ понятие "крупный бизнес" естественно нельзя применять в его статистическом смысле, то есть предприятие с численностью выше 1 тыс. человек. Как и для многих сфер третичного сектора предприятие с такими размерами скорее исключение, чем правило.
3 Здесь можно привести мнение одного из крупнейших российских системных интеграторов по поводу получения лицензий на определенные виды деятельности в Минсвязи России и ФАПСИ. Согласно его точке зрения, сложность получения лицензии, ее дороговизна по времени и материальным затратам, а в результате и ограниченное количество их обладателей, повышает ее "ценность" для заказчиков. Массовая же выдача лицензий при снижении планки лицензионных требований, удешевлении и упрощении процедуры, резко снизит и ценность лицензии - на ее наличие заказчики перестанут обращать внимания. Другими словами интегратор заинтересован в консервации сложившейся ситуации. Между тем, чтобы мелкому интегратору получить тот же госзаказ, государство и органы местного самоуправления являются одними из основных заказчиков продукции сектора ИКТ, в том числе и системных решений, для начала нужно получить несколько таких лицензий - иначе не допустят до тендера.

Социальные комментарии Cackle

Облако тэгов

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости