Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Безналоговые компании

Виды безналоговых компаний

Задача снижения налогового бремени - одна из основных, которые приходится решать любому российскому предпринимателю. Одним из наиболее популярных инструментов ее решения стали безналоговые компании. Под безналоговыми компаниями чаще всего подразумеваются оффшоры, как иностранные, так и зарегистрированные в российских "налоговых оазисах". Кроме того, действующее российское законодательство предусматривает возможность создания компаний, обладающих значительными налоговыми льготами вне зависимости от места регистрации. Речь идет о налоговых льготах предоставляемых в рамках государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации.

Какую именно компанию выбрать и как ее использовать - универсального ответа на этот вопрос не существует. Все зависит от специфики конкретного бизнеса: вида деятельности (торговля оптовая, торговля розничная, услуги, строительство и т.д.), наличия стационарных рабочих мест в том или ином регионе, местонахождения покупателя и продавца товаров или услуг, преобладающей формы оплаты за товары или услуги, размера бизнеса, численности работников и многих других обстоятельств. Полное перечисление и систематизация этих обстоятельств является затруднительным из-за их разнообразия и многочисленности.

Рассмотрим некоторые достоинства и недостатки безналоговых компаний различных типов. Как отмечалось выше, они будут иметь большее или меньшее значение в зависимости от специфики конкретного бизнеса.

Компании в российских "налоговых оазисах"

Российские "оффшорные зоны": Калмыкия, Алтай, Углич, Эвенкия, многочисленные ЗАТО (закрытые административно-территориальные образования), - предоставляют значительные льготы по некоторым налогам для компаний, зарегистрированных на их территории. Льготы распространяются, как правило, на налоги, зачисляемые в местные бюджеты. Несмотря на внешнюю привлекательность российских "оффшоров", их применение носит ограниченный характер. Помимо соотношения "цена/качество" важным фактором является непригодность такого рода компаний для многих видов деятельности таких как, например, розничная торговля и услуги.

Дело в том, что налоговый кодекс предусматривает обязанность налогоплательщика - юридического лица встать на учет в налоговых органах по месту нахождения всех стационарных рабочих мест, если они находятся вне местонахождения юридического лица. При этом под стационарным понимается любое рабочее место, которое создается на срок более одного месяца. То есть, если ваша фирма зарегистрирована, к примеру, в Калмыкии, и при этом вы ведете розничную торговлю из магазина, находящегося в Москве, то вы должны поставить вашу фирму на налоговый учет как в Калмыкии, так и в Москве. Налоговую отчетность вы будете предоставлять в две налоговые инспекции, а налоги рассчитывать и уплачивать по весьма сложной схеме, предусмотренной инструкциями налогового ведомства, что приведет к увеличению налоговых отчислений. Смотрите, например, Письмо Госналогслужбы РФ от 4 августа 1995 г. N НП-4-01/46н "Методические указания по применению постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета" (с изменениями от 14 ноября 1995 г.) или Письмо МНС РФ от 10 мая 2000 г. N 04-3-07/412 "О налоге на имущество предприятий".

Уклонение же от постановки на налоговый учет по месту создания стационарных рабочих мест представляется необоснованно рискованным, так как выявление этого налогового правонарушения в результате осуществления мер налогового контроля не представляет значительных затруднений для фискальных органов.

Оценивая перспективность российских "оффшоров" для достижения целей минимизации налогообложения следует также иметь в виду последовательную политику государства, направленную на пресечение такого способа уклонения от уплаты налогов. Смотрите, например, ст.58 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", которой в значительной мере урезаются льготы, предоставленные закрытым административно-территориальным образованиям (ЗАТО).

Иностранные оффшоры

Оффшорные компании в классическом понимании смысла этого слова (зарегистрированные в зонах льготного налогообложения за пределами территории Российской Федерации) также имеют свои преимущества и недостатки. Их деятельность никогда не смогут проверить российские налоговые или правоохранительные органы - в отличие от "оффшоров" российских. Риск проверок со стороны зарубежных правоохранительных органов настолько мал, что в настоящее время им можно пренебречь. Впрочем, следует иметь в виду, что не только российское правительство начинает борьбу с оффшорами.

В последнее время ФБР развернуло активную деятельность против компаний, ведущих операции через банки на Каймановых островах. Готовится примерно полторы тысячи судебных процессов по фактам уклонения от налогов. Свыше $50 млн. неуплаченных налогов и штрафов уже возвращены в бюджет США; вскоре эта сумма может увеличиться в несколько раз. Официальные представители ФБР утверждают, что бюро удалось получить списки клиентов банков с Кайманов. Не исключено, что теперь данные о валютных операциях россиян могут быть предоставлены российскому правительству. Между тем Кайманы считались до сих пор одним из самых надежных оффшоров (пятая по величине банковская система в мире - 570 банков; объем депозитов более $500 млрд.).

Пытаясь спасти оффшоры, администрации территорий, всегда слывших более чем либеральными, упреждающим порядком вводят более жесткие условия для компаний-нерезидентов. Недавно об изменении оффшорного законодательства объявило правительство острова Мэн. Со временем это приведет к прекращению существования нерезидентных компаний в его нынешнем виде.

Закрылась оффшорная зона в Ирландии. Бюджет 1999 года устанавливает, что все зарегистрированные после 11 февраля этого года компании будут резидентами Ирландии в налоговом отношении, т.е. будут облагаться налогами так же, как обычные ирландские компании. Компании, зарегистрированные ранее, сохранят свой нерезидентный статус до 20 октября 1999 года.

Если вы рассматриваете вопрос создания иностранной оффшорной компании, то следует иметь в виду, что вам придется столкнуться с законодательством другого государства, на территории которого эта компания будет зарегистрирована, а также с законодательством государства, в банке которого у вашей компании будет открыт счет. И это помимо законодательства России, в которой вы будете реально вести свой бизнес. Это значит, что вам неизбежно придется довериться специалистам юридической фирмы, услугами которой по регистрации оффшорной компании и дальнейшему сопровождению ее деятельности вы воспользуетесь. Причем довериться придется практически безгранично, так как в России сравнительно мало юристов, разбирающихся в вопросах гражданского и налогового законодательства иностранных государств, а их услуги весьма дороги, то есть независимую и при этом квалифицированную консультацию вам будет получить не просто. На наш взгляд, это является существенным недостатком использования иностранных оффшорных компаний в России. Вместе с тем необходимо признать, что оффшоры являются незаменимым инструментом крупного бизнеса, в особенности связанного с внешнеэкономической деятельностью.

Компании с льготным налогообложением

Для малого бизнеса значительный интерес могут представить российские компании с льготным налогообложением. При выполнении определенных условий эти льготы могут оказаться столь же значительными по величине, сколь и многообразными по числу налогов, на которые они распространяются: НДС, налог на прибыль, налог на имущество, взносы во внебюджетные государственные фонды, ряд других налогов и сборов. Во многих случаях размер льгот по уплате этих налогов достигает ста процентов.

Законодательство предусматривает различные условия, выполнение которых дает право на получение льгот. Рассмотрим те их них, которые связаны с государственной политикой в области социальной защиты инвалидов:

Единственным собственником (участником, акционером) коммерческой организации должна являться общественная организация инвалидов (ООИ) определенного уровня - региональная либо общероссийская.

Численность инвалидов должна составлять определенную долю среди работников организации.

Инвалиды должны иметь определенную долю в фонде оплаты труда.

В зависимости от конкретного налога и размера льготы по этому налогу указанные условия должны выполняться одновременно или комбинируются в различных сочетаниях. В приведенной ниже таблице содержится информация о налоговых льготах, условиях их предоставления и соответствующих нормативных актах.

Бесспорным достоинством льготных компаний является то, что наличие льгот не зависит ни от фактического места осуществления деятельности, ни от места регистрации компании.

Следует также отметить относительную стабильность льгот, установленных для этой категории налогоплательщиков. Представители властных структур различного уровня, включая президента, в последнее время настойчиво говорят о необходимости сокращения налоговых льгот и создания равных условий для всех налогоплательщиков. Однако, судя по всему, инвалиды являются такой социальной группой, интересы которой не так просто принести в жертву налоговому равноправию. Весьма показательным в данном отношении являются соответствующие положения второй части налогового кодекса, вступающего в силу с 1 января 2001 г. Главами 21 "Налог на добавленную стоимость" и 25 "Единый социальный налог" имевшиеся ранее льготы не только сохранены, но и расширены. Так теперь их смогут получить любые, в том числе региональные, общественные организации инвалидов. Ранее же льготы по соответствующим налогам предоставлялись лишь общероссийским организациям.

У льготных компаний рассматриваемой категории имеются и свои проблемные стороны. Остановимся на них подробнее. Предположим, вы заинтересовались получением льгот. У вас есть два варианта: создать новую компанию, которая будет являться льготной, либо получить льготы для уже имеющейся у вас компании. В любом случае, как видно из приведенной выше таблицы, для получения большинства льгот единственным владельцем льготной компании должна стать общественная организация инвалидов. То есть, если, например вы хотите получить льготы для уже действующего общества с ограниченной ответственностью, участником которого являетесь вы, то вам придется уступить вашу долю в уставном капитале общества организации инвалидов. Со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями, а именно организации инвалидов перейдут все, причем весьма обширные, полномочия высшего органа вашего общества, в том числе право назначать новых должностных лиц, вносить изменения в учредительные документы, принимать решения о совершении крупных сделок.

В настоящее время многие организации инвалидов прекрасно осознают всю ту выгоду, которую может получить коммерческая структура от налоговых льгот, поэтому некоторые организации инвалидов готовы за определенное вознаграждение входить в состав участников хозяйственных обществ. Они при этом ничем не рискуют, ибо, как известно, законы об ООО и АО практически полностью устраняют ответственность участников (акционеров) по обязательствам общества - рискуете вы в случае злоупотреблений со стороны нового номинального владельца вашей компании своими полномочиями (пока нам не известны случаи таких злоупотреблений).

Имеются ли способы уменьшить риск таких злоупотреблений? Следует иметь в виду, что организации инвалидов объективно сами заинтересованы в том, чтобы их "клиенты" спали спокойно. Ведь это должно способствовать привлечению более широкой клиентуры на их услуги. Поэтому организации инвалидов зачастую по собственной инициативе предлагают составлять те или иные документы, которые могли бы защитить бизнесменов от вмешательства в их деятельность.

На практике составляется, как правило, два документа: договор доверительного управления долей и договор уступки доли.

Согласно договору доверительного управления все полномочия по управлению долей организации инвалидов в хозяйственном обществе передаются определенному лицу, которое выбираете вы. Этим лицом может быть индивидуальный предприниматель (в том числе вы, если вы зарегистрированы в таком качестве) или любая коммерческая организация. Все права участника хозяйственного общества на время действия договора переходят от организации инвалидов (учредителя доверительного управления) к доверительному управляющему. Важно, что в отличие от доверенности договор доверительного управления не может быть прекращен учредителем доверительного управления в любое время. Прекращению договора должно предшествовать уведомление, сделанное за определенный срок до прекращения. Гражданский кодекс по умолчанию предусматривает, что уведомление должно быть сделано за три месяца до прекращения договора доверительного управления, однако сторонам никто не мешает установить более длительный срок, например один год.

Договор уступки доли подписывается организацией инвалидов без проставления даты и данных лица, приобретающего долю. В любой момент вы можете вписать в договор угодные вам данные, избавившись от нежелательного владельца вашей компании.

Другим условием предоставления большинства льгот является трудоустройство в вашу компанию определенного числа инвалидов, как правило, не менее 50 процентов от среднесписочной численности работников. Выполнение этого условия связано с определенными хлопотами, однако зачастую игра стоит свеч. Скорее всего, вокруг вас найдется немало людей, которые за умеренное вознаграждение согласятся формально трудоустроится в вашу компанию. Кроме того, многие организации инвалидов с радостью выступят в качестве посредника между вами и своими членами-инвалидами.

При найме инвалидов следует иметь в виду, что инвалид может быть признан трудоспособным, ограниченно трудоспособным или нетрудоспособным, что отражается в заключении МСЭК (медико-социальной экспертной комиссии). Во избежание конфликта с Рострудинспекцией и фискальными органами работодателю следует исключить найм нетрудоспособных инвалидов и проявлять особую внимательность при найме ограниченно трудоспособных, назначая их на соответствующие должности.

Принимая на работу инвалидов, позаботьтесь о заключении письменных трудовых договоров и обязательно примите на хранение трудовые книжки новых работников. В случае проверки это поможет вам доказать, что инвалиды действительно трудятся в вашей компании. Не забывайте также, что отсутствие на предприятии трудового договора и трудовой книжки работника может повлечь наложение административного взыскания со стороны Рострудинспекции.

Перечисленными выше обстоятельствами сложности, связанные с использованием льготных компаний для целей минимизации налогообложения, по нашему мнению ограничиваются. Таким образом, на сегодняшний день льготные компании являются одним из наиболее привлекательных инструментов снижения налогового бремени, в особенности для малого бизнеса, где занято небольшое число работников.

Информация представлена Смоленским областным порталом деловой информации

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости