Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Проблема выбора наименования коммерческой организации

Понятие "фирменного наименования" и основные требования к содержанию фирменного наименования.

Наименование юридических лиц служит необходимым средством их индивидуализации, позволяя тем самым отличить одно из них от другого.

ГК (ст. 54) устанавливает два требования к наименованию. Первое общее: в наименовании должна быть предусмотрена организационно-правовая форма юридического лица (хозяйственное товарищество или хозяйственное общество определенного вида, унитарное предприятие, учреждение, фонд и т.п.). Другое относится только к организациям, на которые распространяется принцип специальной правоспособности: необходимо определить характер деятельности организации.

Наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, называется фирменным наименованием.

Конкретизация содержащихся в ст. 54 общих указаний относительно содержания фирменного наименования включена применительно к отдельным видам юридических лиц в отдельные статьи ГК: п. 3 ст. 69 (полное товарищество), п. 4 ст. 82 (товарищество на вере), п. 2 ст. 87 (общество с ограниченной ответственностью), п. 2 ст. 95 (общество с дополнительной ответственностью), п. 3 ст. 107 (производственный кооператив), п. 3 ст. 116 (потребительский кооператив). Дополнительные требования к наименованию установлены также в законах о некоторых видах коммерческих организаций.

Коммерческая организация выбирает фирменное наименование самостоятельно, но с соблюдением определенных правил и некоторых ограничений:

a) оно не может использовать наименование, под которым зарегистрировано другое юридическое лицо. Следует иметь в виду, что Московская Регистрационная палата не включает в фирменное наименование организационно-правовую форму в целях недопустимости возникновения нескольких организаций с идентичными для слуха рядовых граждан названиями. Подробнее о различных позициях арбитражного суда и МРП по данному вопросу смотрите ниже;

б) в наименовании некоторых коммерческих организаций, осуществляющих специализированные виды деятельности, должны содержаться слова, свидетельствующие о принадлежности к этим организациям, например "банк" (ст.7 Закона о банках) или "биржа", "товарная биржа" (Закон "О товарных биржах"). Вместе с тем организации, занимающиеся иными видами деятельности, не вправе использовать эти слова в своих наименованиях. Так, в ст.7 Закона о банках говорится, что "ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова "банк", "кредитная организация" или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций";

в) необходимо учитывать разрешительный порядок использования в фирменном наименовании специально охраняемых наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний, а также московской символики (Смотрите подраздел Использование в фирменном наименовании специально охраняемых наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний, а также московской символики...).

г) "Не дозволяется включать в фирму (то есть - фирменное наименование, прим. авт.) обозначения, способные ввести в заблуждение". Данное правило действует согласно Положения о фирме (утв. постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР и Совета Народных Комиссаров СССР от 22 июня 1927 г.).

Приведем пример отказа Московской регистрационной палаты по вышеуказанному основанию:

Отказ в регистрации.

Отклонить государственную регистрацию Закрытого акционерного общества "Русская Европейская Компания" на основании ст.35 Закона РСФСР от 25.12.90. "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и ст.51 ГК РФ, по причине нарушения установленного порядка образования юридического лица. В соответствии с п.7 Положения о фирме (утв. постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР и Совета Народных Комиссаров СССР от 22 июня 1927 г.), не допускается включение в фирменное наименование обозначения, способного ввести в заблуждение.

Используя в наименовании акционерного общества термин "Европейская", учредители необоснованно завышают значимость создаваемого предприятия, направленную на повышение его авторитета и доверия в условиях финансово-экономического рынка Европы, вводя тем самым в заблуждение кредиторов и партнеров по бизнесу.

Термин "Европейская" может также ввести в заблуждение и нанести ущерб организациям, имеющим сходные элементы в названиях, зарегистрированных МРП ранее, которые в процессе коммерческой деятельности получили достаточную известность и высокую деловую репутацию в национальном и международном хозяйственном обороте.

Подобное наименование может иметь юридическое лицо, располагающее широкими финансовыми и экономическими связями, либо производящее продукцию, получившую признание и пользующуюся реальным спросом в Европе, а также организация, осуществляющая крупные торговые операции на европейском рынке, имеющая стабильный и систематический оборот в различных отраслях экономики.

Создаваемая организация учреждается двумя физическими лицами, имеет уставный капитал в размере 8.400 руб. и не удовлетворяет ни одному из критериев, позволяющих ее отнести к Европейской компании".

На практике можно также столкнуться с невключением организационно-правовой формы организации в фирменное наименование. Это важно, если окажется, что у ООО и ЗАО, например, одинаковая "закавыченная" часть фирменного наименования. Приведем для ответа на этот вопрос извлечения из соответствующего судебного прецедента (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 февраля 1999 г. N 7570/98):

"Закрытое акционерное общество "Союзтеплострой" обратилось в Арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Инженерный центр АС "Теплострой" о признании права на фирменное наименование, об обязании ответчика прекратить его использование и о внесении изменений в учредительные документы и товарный знак.

Обращаясь в арбитражный суд с иском к ООО "Инженерный центр АС "Теплострой" истец полагал, что ответчик нарушает его исключительное право на использование фирменного наименования. Нарушение заключается в использовании фирменного наименования, сходного до степени смешения с давно известным фирменным наименованием истца.

В соответствии с пунктом 4 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.

Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.

Согласно статьям 87 (пункт 2), 97 (пункт 2) Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 4 Федерального закона "Об акционерных обществах", пункту 2 статьи 4 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" фирменное наименование акционерного общества должно содержать обязательную часть, то есть указание на его организационно-правовую форму и тип (закрытое или открытое), а общества с ограниченной ответственностью - слова "с ограниченной ответственностью" или аббревиатуру ООО.

Фирменное наименование служит средством индивидуализации юридического лица.

Суд первой инстанции вопреки названным нормам закона неправильно квалифицировал вопрос о том, какое наименование является фирменным наименованием истца, а какое - ответчика, не включив в понятие фирменного наименования, охрана которого испрашивалась, указания на организационно-правовую форму и тип акционерного общества.

Суды апелляционной и кассационной инстанции обоснованно указали на неправильное толкование понятия фирменного наименования, данное судом первой инстанции. Однако при исследовании вопросов о наличии сходства либо различия каждого фирменного наименования, возможности их смешения и введения в заблуждение потребителя также неправомерно анализировали лишь так называемую произвольную часть фирменного наименования."

Однако, необходимо учитывать, что МРП не включает в фирменное наименование организационно-правовую форму организации. Например, Вы зарезервировали в Московском Реестре наименование ООО "Пример", а несколько позже решили создать не ООО, а ЗАО с точно таким же "закавыченным" наименованием. Вам может быть отказано в уникальности наименования такого ЗАО, т.к. "Пример" уже зарезервировано за ООО.

Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" в статье 4 предусмотрел, что Общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью". Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью" или аббревиатуру ООО.

Фирменное наименование общества на русском языке не может содержать иные термины и аббревиатуры, отражающие его организационно-правовую форму, в том числе заимствованные из иностранных языков (например, "Лтд", "Гмбх", прим. авт.), если иное не предусмотрено федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Фирменное наименование можно передавать другим лицам, например заключив договор коммерческой концессии (так поступают многие транснациональные корпорации - Шелл, Макдональдс, Пицца Хат и др.). Необходимо также помнить, что коммерческая концессия как форма передачи фирменного наименования регистрируется государственным регистрирующим органом. Подробнее смотрите главу 54 ГК РФ.

Использование в фирменном наименовании специально охраняемых наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний, а также московской символики.

Согласно Закону РФ от 2 апреля 1993 г. N 4737-I "О сборе за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний" (с изменениями от 19 мая 1995 г., 28 апреля 1997 г.) установлен сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний (далее - сбор) уплачивают предприятия, учреждения и организации, использующие эти наименования, слова и словосочетания в своих названиях.

Помимо федеральных органов государственной власти, ЦБ РФ, внебюджетных госфондов не являются плательщиками сбора:

  • бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из бюджета Российской Федерации;
  • редакции средств массовой информации (кроме рекламных и эротических изданий);
  • общероссийские общественные объединения, а также религиозные объединения;
  • сельскохозяйственные товаропроизводители.

Ставки сбора установлены:

  • для предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность (кроме заготовительных, снабженческо-сбытовых и торгующих, в том числе оптовой торговли, предприятий и организаций), - в размере 0,5 процента от стоимости реализованной продукции (выполненных работ, предоставленных услуг);
  • для заготовительных, снабженческо-сбытовых и торгующих, в том числе оптовой торговли, предприятий и организаций - в размере 0,05 процента от оборота;
  • для других предприятий, учреждений и организаций - в размере стократного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
  • Для отдельных категорий плательщиков или индивидуальных плательщиков указанные ставки могут быть понижены, но не более чем на 50 процентов. Льгота предоставляется по решению Правительства Российской Федерации.

Согласно Распоряжению Мэра Москвы от 26 ноября 1997 г. N 925-РМ "Об использовании московской символики в наименованиях и реквизитах юридических лиц" Московской регистрационной палате и иным регистрирующим органам г. Москвы указано осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, использующих наименования "Россия", "Российская Федерация", слово "федеральный" и образованные на их основе слова и словосочетания, только при наличии разрешения Правительственной комиссии, или в случае, если такие наименования применяются в соответствии с правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Закон города Москвы от 20 января 1999 г. N 3 "О московской городской символике" в статье 22 оговорил, что юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями московская городская символика (официальные символы Москвы; официальные символы территориальных единиц города Москвы; символы территориальных общин Москвы; архитектурно-мемориальные символы Москвы; словесные символы Москвы) может использоваться:

  • на продукции, выпускаемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
  • на товарных знаках и знаках обслуживания в качестве их неохраняемых элементов;
  • на ярлыках, ценниках, упаковке товара;
  • на зданиях, сооружениях, транспортных средствах, в помещениях, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;
  • в наименованиях юридических лиц, зарегистрированных в городе Москве;
  • в рекламных объявлениях, в том числе размещаемых в электронных и печатных средствах массовой информации.

Общественные организации и общественные движения, зарегистрированные в городе Москве, вправе использовать в своих наименованиях словесные символы Москвы.

Порядок использования московской городской символики юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями определяется Положением, утверждаемым Мэром Москвы. Сейчас пока действует Положение о порядке выдачи разрешений на право использования московской символики в наименованиях и реквизитах юридических лиц (Приложение 2 к распоряжению Премьера Правительства Москвы от 9 января 1998 г. N 13-РП), согласно которому не требуется получение разрешений на использование московской символики:

а) Филиалам и представительствам юридического лица, в наименованиях которых слова "Москва", "Московский" используются для обозначения их местонахождения (в части использования указанных слов).

б) Политическим партиям, профессиональным союзам, религиозным объединениям, отделениям общественных объединений, имеющих общероссийский статус.

в) В случаях, когда использование московской символики в наименованиях и реквизитах юридических лиц установлено законодательными актами города Москвы, а также правовыми актами Мэра Москвы, Правительства Москвы.

Разрешения выдаются Межведомственной комиссией Правительства Москвы.

Организационно-техническую сторону работы Межведомственной комиссии по приему заявлений, оформлению, выдаче и учету разрешений обеспечивает Московская лицензионная палата.

В Московскую лицензионную палату заявитель представляет помимо определенного перечня документов (и документа об оплате 10 МРОТ) также и сведения о характере, масштабе и сфере своей деятельности.

При этом необходимо знать, что использование московской городской символики должно соответствовать определенным требованиям. Не допускается использование московской городской символики:

  • в сочетании с текстом и изображениями, посягающими на права жителей Москвы, их честь и достоинство, национальные и религиозные чувства и профессиональную принадлежность;
  • в искаженном и неточном виде.

Использование словесных символов Москвы должно отвечать словообразовательным и стилистическим нормам современного русского языка. Словесные обозначения, составленные с использованием словесных символов Москвы, должны быть благозвучными, удобными для произношения, легко запоминающимися, при составлении на иностранном языке иметь правильное воспроизведение на русском языке.

Утвержден также Временный перечень архитектурных и исторических памятников города Москвы, для использования изображений и наименований которых необходимо разрешение Межведомственной комиссии.

Проверка фирменных наименований на уникальность в г.Москве.

Согласно Постановлениям правительства Москвы от 16 ноября 1993 г. N 1043 "О создании московского регистрационного реестра" (с изменениями от 11 ноября 1997 г.) и от 18 августа 1998 г. N 632 не допускается государственная регистрация вновь создаваемых юридических лиц с наименованиями, идентичными наименованиям ранее зарегистрированных юридических лиц.

Применяемый на практике более суровый Приказ Московской регистрационной Палаты от 15 июня 1994 г. N 56 ввел порядок предварительной проверки наименований предприятий, входящих в Московский регистрационный реестр.

Этим Приказом предписано производить регистрацию предприятий только при наличии справки, подтверждающей неповторяемость данного наименования в Московском регистрационном реестре.

Проверку наименований предприятий необходимо осуществлять, по мнению МРП, в следующих случаях:

  • При новой регистрации предприятия.
  • При смене наименований предприятия.
  • При смене организационно-правовой формы предприятия.
  • При смене юридического адреса из других регионов на московский.

Закон г. Москвы от 28 июня 1995 г. N 14 "Об основах малого предпринимательства в Москве" в п.5.5. установил, что: "При государственной регистрации субъектов малого предпринимательства уполномоченный регистрирующий орган осуществляет контроль с целью недопущения дублирования фирменного наименования юридических лиц в границах города Москвы.

Дублированием фирменных наименований юридических лиц считается полное совпадение слов, их порядка в наименовании с учетом знаков препинания.

В случае обнаружения дублирования фирменного наименования у нескольких зарегистрированных юридических лиц преимущественное право на сохранение своего фирменного наименования имеет организация, зарегистрированная раньше других, со статусом юридического лица. Остальные юридические лица обязаны изменить фирменное наименование юридического лица и зарегистрировать указанные изменения в течение одного месяца со дня уведомления о факте дублирования фирменного наименования уполномоченным регистрирующим органом."

Необходимо учитывать, что в последнее время в целях совершенствования проверки фирменных наименований на уникальность был разработан Алгоритм предварительной проверки наименований (согласован с МРП). Данный Алгоритм достаточно сложен, поэтому мы приведем лишь те выдержки из него, которые имеют наибольшее практическое значение для определения наименования вновь создающегося юридического лица:

"...Из полного наименования предприятия формируется поисковое значение для проверки на совпадения с наименованиями государственных предприятий.
...символы +=,.()_"}{/*:%!-? ... заменяются пробелами...
...удаляются английские символы...
...Из поискового значения убираются слова, не образующие фирменного наименования. Это два списка: слова ОПФ и иные слова (Списки слов не образующих фирменного наименования...)...
...если в результате этих операций, поисковое значение будет пусто, то этому наименованию отказывается в резервировании...
...поисковое значение нового наименования проверяется на вхождение в список государственных организаций (Списки государственных организаций...)...
...если найдено такое вхождение, наименованию дается отказ..."
Фирменное наименование и реклама.
Согласно Закону РФ "О защите прав потребителей" статье 9: "Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации... Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске." Но на практике возник вопрос - относится ли вывеска к рекламе, а следовательно необходимо ли в таком случае получать разрешение на наружную рекламу, платить крупные суммы, подвергаться риску штрафов и т.д.?

Приведем в качестве примера извлечение из Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1998 г. N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" главный вывод из которого заключается в том, что указание юридическим лицом своего наименования (фирменного наименования) на вывеске в месте нахождения не является рекламой:

"Организация указала свое наименование на английском языке на вывеске перед входом в занимаемое помещение, поскольку ее уставом, зарегистрированным в установленном порядке, предусматривалось фирменное наименование на русском и английском языках, совпадающее при произношении.

Антимонопольный орган признал, что указание наименования организации в месте ее нахождения таким способом отвечает общему определению рекламы, сформулированному в статье 2 Закона, и нарушает требование о распространении рекламы на русском языке, закрепленное в статье 5 Закона. В связи с этим антимонопольный орган направил организации предписание о прекращении нарушения.

Организация обратилась в арбитражный суд с требованием о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа, считая нарушенным свое право на фирменное наименование и указывая на смешение с рекламой информации, служащей целям идентификации и обозначения.

Статья 54 ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо имеет свое наименование, которое указывается в его учредительных документах. Пунктом 4 статьи 54 ГК РФ установлено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

Названные требования служат целям идентификации юридических лиц, индивидуализируют их как участников гражданского оборота и субъектов публично-правовых отношений.

На основании пункта 2 статьи 52 ГК РФ наименование юридического лица определяется в его учредительных документах. По общему правилу изменения последних действительны с момента их государственной регистрации.

Данные государственной регистрации юридических лиц вносятся в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Следовательно, наименование является формальным и неотъемлемым признаком юридического лица, изменяемым установленным порядком.

Размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота.

В силу статьи 9 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.92 N 2300-1 потенциальный продавец товара или исполнитель работ, услуг для удовлетворения личных, семейных и бытовых потребностей гражданина обязан довести до сведения последнего фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию на вывеске.

Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.

По смыслу статьи 2 Закона о рекламе под таковой понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям.

Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама.

Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

С учетом изложенного Закон о рекламе не регулирует вопросы, связанные с содержанием вывесок (табличек) в части обязательной информации. Оснований для отказа в удовлетворении соответствующего требования заявителя у суда не имелось".

Информация представлена Смоленским областным порталом деловой информации

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости