Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Предпринимательская среда, деловая инфраструктура г. Владивостока

Малые предприятия занимают важное место в экономике города, они не только обеспечивают рост занятости и снижение социальной напряженности, но и являются важнейшим фактором обеспечения инновационного характера экономического роста.

В силу сложившихся под воздействием экономико-географических факторов преимуществ города Владивостока таких как развитость транспортной составляющей, наличие выходов на внешние рынки сбыта и высокий уровень квалифицированных кадров, он является центром предпринимательской и деловой активности.

Тенденция развития 2000-2002.

Анализ динамики развития предпринимательства за последние три года показал, что в городе Владивостоке количество субъектов малого предпринимательства увеличилось на 22,2% (табл.1), в том числе малых предприятий - на 24,9 % и предпринимателей без образования юридического лица - на 18,2%.

Таблица 1
Количество субъектов малого предпринимательства 2000 – 2002
(на конец года, единиц)

Количество (ед.) 2000 2001 2002* Изменение, в %
Субъекты малого предпринимательства (СМП) – всего 31279 34522 38222 22,2
в том числе:
- малые предприятия
6699 6927 7918 18,2
- предприниматели без образования юридического лица 24580 27595 30695 24,9

*прогнозируемые данные

Данная ситуация объясняется стабилизационными процессами в экономике города, такими как снижение инфляции и возрождение промышленности.

Все это хотя не полностью, но возродило уверенность у предпринимателей в завтрашнем дне, об этом также свидетельствует и тот факт, что за последние три года снизилось количество ликвидируемых СМП (рис.1). В 2002 году всего было ликвидировано на 10,6% меньше, чем в 2000. Снижение данного показателя является результатом проводимой Администрацией города политики по развитию и поддержке малого бизнеса.

Рис. 1. Динамика ликвидированных СМП за 2000 – 2002 гг.

В отношении малых предприятий анализ показывает, что увеличение произошло почти по всем отраслям, исключением является сельское хозяйство. В данной отрасли с 2000 года по 2001 их количество сократилось на 4 единицы, а затем в 2002 году наблюдался рост. Что касается торговой сферы, то здесь число фирм в 2002 увеличилось на 10,8% по сравнению с 2000 годом.

Самый высокий темп прироста наблюдается в отрасли бытового обслуживания. За три года он составил 35,4 %.

На втором месте по скорости увеличения стоит транспорт, за анализируемый период численность предприятий увеличилась с 298 до 400 единиц. В результате чего рост составил 34,2%.

Следующее положение занимает строительство. Прирост малых компаний в данной отрасли равен 21,6%. За три года в городе количество строительных организаций возросло с 745 до 906 предприятий. Что касается промышленности, то здесь увеличение составило 12,6 %.

Таблица 3
Динамика количества малых предприятий по отраслевой направленности
в г. Владивостоке 2000 – 2002 гг.
(на конец года, единиц)

Количество (ед.) 2000 % к итогу 2001 % к итогу 2002 % к итогу Изменение, %
Малые предприятия, в том числе: 6699 100 6927 100 7918 100 18,2
промышленность 783 11,7 770 11,1 882 11,1 12,6
строительство 745 11,1 769 11,1 906 11,4 21,6
транспорт 298 4,4 321 4,6 400 5,1 34,2
сельское хозяйство 28 0,4 24 0,3 25 0,3 -10,7
торговля 2906 43,4 2896 41,8 3220 40,7 10,8
бытовое обслуживание 246 3,7 251 3,6 333 4,2 35,4
другие отрасли 1693 25,3 1869 27,0 2152 27,2 27,1

Не вошедшие в список предприятия включены в статью “другие отрасли”. К таким отраслям можно отнести: культура и искусство, научное обслуживание, финансы и кредит, связь и т.д. В данной категории наблюдается значительный рост. За исследуемый период число предприятий выросло на 27,1%.

Если рассматривать качественный состав малых предприятий в г.Владивостоке, то здесь почти половину, а именно 40,7% (2002г.) составляют торговые компании (табл.3). В силу развитости транспортного узла города (как морского, так и авиа) и близости зарубежных рынков здесь созданы все условия для созданий и функционирования организаций данной отрасли.

Доля предприятия промышленной сферы в общей совокупности составляет 11,1%, в период с 2000 по 2002 год наблюдается ее сокращение на 0,6%.

Отрицательная тенденция характерна и для сельского хозяйства. В данной отрасли происходит незначительное уменьшение, которое составило 0,1%.

Остальные группы характеризуются ростом удельного веса в общем числе малых предприятий. Например, доля предприятий, которые были отнесены к категории “другие отрасли” увеличилась на 1,9%. В основном за исследуемый период произошли незначительные структурные изменения, так как вследствие стабилизационных процессов в экономике города к 2000 году уже устоялась определенная предпринимательская инфраструктура.

Анализ значимости СМП в участии экономической и социальной жизни города показывает, что составляя 87% (табл.4) в общем количестве субъектов предпринимательства, малые предприятия еще не в полном объеме раскрыли свой потенциал. На их долю приходится 36% занятых в экономике и 36% всех налоговых поступлений в бюджет города. За исследуемый период для данных показателей была характерна отрицательная тенденция. Это говорит о существовании проблем, возникающих в процессе функционирования предпринимательских структур.

Таблица 4
Удельный вес СМП в общих показателях по городу 2000 -2002
(в процентах)

Показатели 2000 2001 2002
Доля СМП в общем количестве хозяйствующих субъектов 89 89 87
Доля СМП в общем количестве занятых в экономике 37 34 36
Доля налоговых поступлений от СМП в общем объеме бюджетных поступлений города 38 35 36

Рассматривая динамику налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства, можно выделить следующий аспект. Проводимая в исследуемый период политика, цель которой перевести СМП на уплату налога на вмененный доход, дала положительные результаты. За три года поступления в бюджет именно по этому налогу увеличились на 72012 тыс. руб.(табл.5). Но существуют и отрицательные последствия. Во-первых, это сокращение общей суммы на 39284 тыс. руб. И, во вторых, снижение суммы единого налога на совокупный доход, уплачиваемой СМП, на 11690 тыс. руб.

Таблица 5
Структура налоговых поступлений от СМП в 2000 – 2002гг.

 

2000 2001 2002 Изменение
Объем налоговых поступлений от СМП –всего 505291 604790 466007 -39284
- единый налог на вмененный доход 16730 74921 88742 72012
- единый налог на совокупный доход 18741 17033 7051 -11690

В общем, по городу наблюдается устойчивая экономическая ситуация в области предпринимательства. Об этом можно судить по следующим фактам: стабильный рост количества СМП, незначительные изменения в отраслевой структуре деятельности малых предприятий, а также снижение в 2002 году числа ликвидированных СМП по сравнению с 2000.

Важную роль в социально-экономическом развитии малого бизнеса сыграла реализация программ развития и поддержки малого предпринимательства, являющихся инструментом осуществления администрацией города государственной политики в области малого бизнеса. Исполнение данных программ возложено на комитет экономики и управления и общественно-экспертный совет по малому предпринимательству при главе администрации г.Владивостока.

Целевые Программы поддержки предпринимательства разрабатываются и реализуются уже на протяжении 6 лет, и показали свою эффективность. Были предоставлены благоприятные условия для возникновения новых предприятий и расширения деятельности уже функционирующих на рынке организаций. Результатом этого явилось увеличение количества предпринимательских структур и их вклада в экономику города. Развивается инфраструктура поддержки предпринимательства - Фонды, учебно-деловые центры, общественные организации, в том числе созданы “Центр Делового Сотрудничества”, “Лига торговых предпринимателей”. Постоянно проводятся разного рода мероприятия: выставки, конкурсы, семинары, презентации, конференции. В 2002 году возобновились конкурсы на лучшее предприятие города. Например, в декабре был проведен конкурс “Лучшее предприятие хлебопекарной отрасли”. Кроме того, на протяжении всего года устраивались конкурсы на размещение муниципальных заказов на предприятиях. В 2002 году через малые предприятия было размещено муниципальных заказов на сумму 126795 тыс. руб. Получила развитие система информационной поддержки предпринимательства (серверы баз данных, в т.ч. с выходом в “Интернет”).

Несмотря на стабилизацию экономики города в целом, малые предприятия еще сталкиваются с множеством проблем. Их условно можно разделить на 4 группы: Нормативно-правовые, административные барьеры, финансовые и материальные.

Что касается первой группы, то здесь необходимо отметить следующие аспекты. Во-первых, издавая тот или иной закон, не в полной мере учитываются интересы предпринимателей. Например, в 2002 году вступил в действие единый социальный налог, который выплачивается авансовыми платежами. Это ведет к изыманию денежных средств из оборота компании, что ухудшает финансово-экономическое положение малого предприятия. Во-вторых, некоторые принимаемые законы противоречат Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации: вместо улучшения условий функционирования компаний, вводимые в действие, налоги приводят к ухудшению ее деятельности. Такая ситуация сложилась при принятии в начале ноября 2002 года закона “О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Приморском крае”, который привел к ухудшению положения налогоплательщиков и увеличению налогового бремя в 3-5 раз.

При выходе хозяйственного субъекта на рынок, при ликвидации, реорганизации и в процессе его деятельности вследствие действия и бездействия органов, могут возникнуть административные барьеры. Самые распространенные среди них: нарушение установленного порядка регистрации и лицензирования (например, расширяется установленный законом перечень необходимых документов) и взимание дополнительных плат за проведение проверок, инициатором которых были органы местного самоуправления. И этот список не исчерпывающий. Административные барьеры препятствуют нормальному функционированию хозяйственных субъектов.

Но главная проблема малых предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

В следствие чего, программа развития и поддержки малого предпринимательства в г.Владивостоке 2004 содержит комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ в следующих направлениях: нормативно-правовое, финансово-кредитное, информационно-техническое, кадровое и консультационное обеспечение, а также внешнеэкономическая деятельность.

Основными направлениями Программы в комплексе нормативно-правового обеспечения малого предпринимательства являются: обеспечение преемственности и непротиворечивости законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность; разработка и реализация законодательных мер по созданию партнерских отношений между предприятиями и органами власти, устранению административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности. Основная роль в реализации данного направления отведена общественно-экспертному совету при главе администрации г.Владивостока, который является органом экспертного, информационного и консультативного обеспечения деятельности администрации г. Владивостока в области развития и поддержки малого предпринимательства.

Развитие кредитно-финансовой системы и имущественной поддержки предпринимательства включают, прежде всего, разработку ряда специальных программ, направленных на содействие активной инвестиционной деятельности в производственно-инновационной сфере. Инвестиции должны стать основополагающей предпосылкой для появления на рынке города новых малых предприятий и приспособления уже действующих к изменяющимся условиям и новым технологиям.

Для решения задачи создания эффективной кредитно-финансовой системы, разработки и распространения финансовых институтов и технологий, необходима максимальная активизация частных инвестиционных ресурсов. В связи с этим основные мероприятия будут направлены на разработку нормативной и методической базы для гарантийных кредитно-финансовых схем, венчурного финансирования, взаимного кредитования и страхования, лизинга, франчайзинга, и других кредитно-финансовых механизмов, их практическое внедрение.

Необходимо дальнейшее продолжение отработки практических механизмов, финансирования малых предприятий. Для реализации этого направления Администрация г.Владивостока проводит разного рода мероприятия, нацеленные на развитие институтов и технологий микрофинансирования, гарантирования кредитов, страхования, участие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в создании фондов венчурного финансирования. Так, например, 7 февраля 2003 года Администрация г.Владивостока и Агентство международного Развития США при поддержке представительства Министерства торговли США провели презентацию гарантийных программ США.

Также для создания эффективной финансовой системы Администраци г.Владивостока содействует созданию новых организаций, основанных на взаимном финансировании между СМП. Ярким примером в данном направлении служит кредитный потребительский кооператив граждан (кредитный союз) “Родина”.

Многие проблемы развития малого предпринимательства связаны с недостаточной информированностью хозяйствующих субъектов, недоступностью консультаций специалистов, отсутствием соответствующих деловых услуг. В связи с этим серьезной задачей остается включение предпринимателей в систему современного информационного обмена, в том числе дистанционного, что позволит значительно улучшить условия и эффективность их работы. Основные усилия по решению этой задачи будут направлены на создание сети конъюнктурной информации, содержащей данные о спросе, ценах и особенностях рынков товаров и услуг в г.Владивостоке и за его пределами, которая содействовала бы усилению межрегионального обмена товарами и услугами и выхода субъектов малого предпринимательства на внешний рынок. Будут охвачены следующие основные направления информационного обеспечения: законодательство, бухгалтерский учет и налогообложение, сертификация, лицензирование, юридическая поддержка, техническая информация, нормативно-справочная информация. Одним из главных направлений в данной области является поддержание и постоянное обновление интенет-сайта г.Владивостока. Через нее предприниматели могут получать информацию о проводимых Администрацией мероприятиях, изменениях, произошедших в законодательстве и т.д.

Одной из приоритетных задач Программы является повышение занятости населения через развитие малого предпринимательства. Для подготовки высококвалифицированных кадров для сферы малого предпринимательства Программа предусматривает: разработку системы преподавания основ предпринимательской деятельности в учебных заведениях г.Владивостока разных уровней; создание системы дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов действующих малых предприятий; формирование системы дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса, а также муниципальных служащих; развитие институтов повышения квалификации и переподготовки кадров для сферы малого предпринимательства; разработку методических основ для обучения предпринимательской деятельности.

Деятельность основной части субъектов малого предпринимательства ориентирована преимущественно на локальные территориальные рынки. У малых же предприятий, особенно действующих в научной и инновационной сфере, имеется значительный потенциал расширения сбыта их продукции и услуг на внешнем рынке. Административная поддержка по содействию выходу таких предприятий на рынки зарубежных стран, равно как и на рынки других регионов России, должна сочетать в себе информационное содействие (включая предоставление маркетинговой и нормативно-правовой информации, организацию выставочно-ярмарочной деятельности) с упрощением административных процедур, связанных с внешнеэкономической деятельностью.

Таким образом, в Программе развития и поддержки малого предпринимательства г.Владивостока на 2004 годы отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости