Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Особенности лицензирования в рамках нового Таможенного кодекса РФ

На стадии общественной дискуссии по поводу ожидаемого нового Таможенного кодекса и его роли в деле дебюрократизации экономики страны в целом, реализации принципа “одного окна” и т.п. справедливо критиковалась существующая ныне система ведомственного лицензирования деятельности таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, таможенных брокеров, уполномоченных банков и страховых компаний, оказывающих услуги участникам внешнеэкономической деятельности. И что же в результате? В Кодексе понятие лицензирование заменено на обязательное включение перечисленных лиц в “реестр” в качестве необходимого условия для занятия указанными видами деятельности (статья 18). По существу включение в реестр – то же самое лицензирование деятельности лиц. Таможенные органы ведут реестры и выдают соответствующие свидетельства (читай – ведомственные лицензии) о включении в него лиц. Отзыв свидетельства о включении в реестр осуществляется в административном порядке таможенными органами, а не на основании судебного решения. Перевозчики, банки и страховые компании обязаны иметь фактически две лицензии – от соответствующего отраслевого ведомства (Минтранса, Центрального Банка, Минфина) и таможни.

При этом для включения лиц в реестр Кодексом установлен ряд требований и условий.

В частности, таможенный брокер, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада и таможенный перевозчик обязаны оплатить свое право заниматься соответствующим видом деятельности путем предоставления таможенным органам обеспечения в виде залога товаров и иного имущества, или банковской гарантии, или денежного залога, или поручительства.

В соответствии со статьей 339 Таможенного кодекса размеры обеспечения не могут быть менее:

  • 50 млн. руб. для таможенного брокера (то есть более $1,5 млн. для лиц, вся деятельность которых заключается в доставке в таможенный орган документа – таможенной декларации – по доверенности владельца товаров!);
  • 2,5 млн. руб. и дополнительно 1000 руб. за 1 кв. м полезной площади, если в качестве склада используется открытая площадка, или 300 руб. за 1 куб. м полезного объема помещения, если в качестве склада используется помещение, для владельцев складов временного хранения и таможенных складов открытого типа;
  • 2,5 миллиона рублей для владельцев складов временного хранения и таможенных складов закрытого типа (на таких складах хранятся, как правило, товары, принадлежащие владельцу склада, который не извлекает коммерческой выгоды от такой деятельности, тем более, что во многих случаях речь идет о хранении комплектующих для изготовления какой-либо продукции);
  • 20 миллионов рублей для таможенного перевозчика.

Нетрудно предположить, что введение такого обеспечения приведет к резкому сокращению числа лиц, занимающихся указанным видом деятельности, монополизации этого сегмента рынка услуг со всеми вытекающими отсюда последствиями. Тем более что пунктом 2 статьи 337 предусматривается, что обеспечение не предоставляется в случаях, “когда таможенный орган имеет основания полагать (!), что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены”. Более изящной и неуязвимой со стороны правосудия коррупционной схемы трудно себе представить (если учитывать, что новый Кодекс наделяет ГТК России полномочиями органа, устанавливающего требования и условия такой деятельности, включения в реестр (по существу выдачи лицензии), исключения из реестра и т.д.).

Положения Главы 31 Кодекса вторгаются в сферу регулирования Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)” и Закона РФ “Об организации страховой деятельности в РФ”, в соответствии с которыми осуществление лицензирования кредитных учреждений и страховых компаний, надзора за соблюдением требований к размеру уставного капитала, собственным средствам, соблюдением экономических нормативов и т.п. отнесено к ведению соответственно Центрального банка РФ и федерального органа исполнительной власти, осуществляющими надзор за деятельностью кредитных и страховых организаций. В то же время статьи 342-347 Таможенного кодекса устанавливают дополнительные требования к банкам и страховым компаниям, ограничивающие их правоспособность. Так, для осуществления деятельности по выдаче гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов (банковских гарантий) банки и страховые компании должны быть обязательно внесены в реестр таможенных органов. Включение в реестр банка осуществляется таможенными органами на основании заявления банка, которое подаются ежегодно и к которому прилагаются:

  • учредительные документы;
  • свидетельство о регистрации юридического лица;
  • свидетельство о регистрации кредитной организации Центральным банком РФ;
  • лицензия Центрального банка РФ на осуществление банковских операций;
  • заверенная в установленном порядке карточка с образцами подписей должностных лиц банка, которым предоставлено право подписи на банковских гарантиях, и оттиском печати банка;
  • документ, содержащий расчеты собственных средств (капитала) на каждую отчетную дату в течение последнего календарного года, подписанный руководителем и главным бухгалтером и заверенный печатью;
  • балансовый отчет на последнюю отчетную дату, подписанный руководителем и главным бухгалтером и заверенный печатью;
  • отчет о прибылях и об убытках на последнюю отчетную дату, подписанный руководителем и главным бухгалтером и заверенный печатью;
  • справка о выполнении обязательных экономических нормативов и значениях показателей для их расчета на каждую отчетную дату в течение последнего календарного года, подписанная руководителем и главным бухгалтером и заверенный печатью;
  • копия аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности за прошедший год, подписанная руководителем и главным бухгалтером и заверенная печатью” (п.5 ст. 343 Кодекса).

Еще больший объем документов должны представлять в таможенный орган филиалы банков и страховые организации (в этом перечне документов не хватает разве что заверенной печатью справки о семейном положении руководителя и главного бухгалтера, и характеристики их морального облика).

Но и на этом приключения банков и страховщиков на таможне не заканчиваются. В соответствии с пунктом 8 статьи 343 Таможенного кодекса ГТК России, “рассматривающий заявление о включении в реестр, в подтверждение представленных заявителем документов и сведений вправе запросить у третьих лиц и государственных органов документы, содержащие необходимую информацию. Указанные лица в течение 10 дней со дня получения запроса обязаны (!) представить запрашиваемые документы”. После этого для банков и страховых организаций, включенных в реестр, ГТК России “устанавливает максимальную сумму одной банковской гарантии и максимальную сумму всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком или одной организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей”.

Очевидно, законодатели посчитали, что полномочия таможенных органов недостаточны и передали им полномочия Центробанка, Минфина и следственных органов по надзору за банковским и страховым рынками.

Отдельно необходимо отметить, что статья 340 Кодекса предусматривает осуществление страхования в качестве обеспечения исполнения публично-правовой обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Согласно действующему законодательству, страховые отношения между страхователем и страховщиком являются гражданскими правоотношениями и регулируются гражданским законодательством. Договор страхования может быть заключен только при наличии имущественного интереса, являющегося объектом страхования (статья 942 ГК). Положения Таможенного кодекса в этой части не отвечают требованиям об объекте страхования, страховом интересе, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.

Русское экономическое общество выражает особую благодарность Алексею Зернову (эксперт Калининградского научного общества) за предоставленные материалы, а также Сергею Пасько (Председатель Союза предпринимателей Калининградской области), Александру Желонкину (Председатель Калининградского научного общества), Анатолию Звереву (Президент Калининградской ассоциации агентских и экспедиторских компаний)

Информация представлена интернет-порталом Вестник Русского экономического общества

Честная конвертация участникам ВЭД
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДАВЛЕНИЯ НА БИЗНЕС
БАНКИ И БИЗНЕС. UpGrade 2019 115-ФЗ: риски и решения для бизнеса.
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости