Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Обзор изменений российского законодательства за ноябрь 2003 года

Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) и Министерства Великобритании по международному развитию (DFID) в соответствии с соглашениями с Российским микрофинансовым центром и Фондом “ФОРА”. Данный обзор имеет только информационный характер. Ни авторы данного обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.

Подготовлено: LEGEM PERFERRE

Редакция: Российский Микрофинансовый Центр

Налоговая система

В связи с завершением работы Государственной Думы в ноябре в области налогового законодательства было принято значительное количество законодательных актов, в том числе три новые главы Налогового кодекса РФ:

  • глава 30 “Налог на имущество организаций”;
  • глава 25.1 “Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов”;
  • новая редакция главы 26.1 “Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог)”.

Среди них наиболее важное значение для микрофинансовых организаций имеет глава “Налог на имущество организаций”, с 1 января 2004 года она заменяет ныне действующий закон “О налоге на имущество предприятий”.

В отличие от действующего закона, новая глава НК содержит существенные изменения:

  • из объекта налогообложения исключаются нематериальные активы, товарные запасы, расходы будущих периодов;
  • увеличивается ставка налога с 2 до 2,2%.
Принятые нормативные правовые акты
  • Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 139-ФЗ “О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов”

Опубликован в “Российской газете” от 18 ноября 2003 г. № 234 (дополнительный выпуск).

Вступает в силу с 1 января 2004 года.

  • Плательщиками налога признаются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ.
  • Объектом налогообложения для российских организаций является движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.
  • Объектом налогообложения для иностранных организаций:
    • осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств;
    • не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства признается находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее иностранным организациям на праве собственности.
  • Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
  • Предельная ставка налога повышается с 2 до 2,2%, конкретную ставку устанавливают субъекты РФ.
  • Закон г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64“О налоге на имущество организаций”

Опубликован в газете “Тверская, 13” от 25 ноября 2003 г. № 142.

Вступает в силу с 1 января 2004 года.

  • Налоговая ставка установлена в размере 2,2 %.
  • Налоговым периодом является календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
  • По итогам отчетного периода в течение 30 дней налогоплательщик уплачивает авансовые платежи. Окончательная сумма налога подлежит уплате не позднее 30 марта, следующего за истекшим налоговым периодом.
  • Налог на имущество в соответствии с данным законом обязаны уплачивать организации:
  1. с местонахождением в г. Москве;
  2. с местонахождением в других субъектах РФ, если:
  • они имеют в г. Москве обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс – в отношении имущества этого обособленного подразделения;
  • они имеют в г. Москве объекты недвижимости – в отношении таких объектов.
  • Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2003 г. № 697 “О дополнении перечня международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению”

Опубликовано в “Российской газете” от 26 ноября 2003 г. № 240.

  • Перечень международных и иностранных организаций, гранты которых не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц, дополнен новыми организациями.

  • Приказ МНС РФ от 29 октября 2003 г. № БГ-3-27/575 “О порядке приема налогоплательщиков в инспекциях МНС России”

Опубликован в приложении к газете “Учет. Налоги. Право” - “Официальные документы” от 12 ноября 2003 г. № 42.

  • Инспекции МНС России обязаны осуществлять ежедневный прием налогоплательщиков в течение всего рабочего времени. Ранее прием осуществлялся два дня в неделю.
Нормативные правовые акты, находящиеся на стадии рассмотрения:
  • Проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы”.

Внесен Правительством РФ.

Принят Государственной Думой в первом чтении.

    Законопроект направлен на уточнение перечня налогов и сборов, специальных налоговых режимов, формирующих систему налогов и сборов в РФ и их закрепление за соответствующим уровнем бюджетной системы.
  • Законопроект также предусматривает перераспределение доходов от налога на прибыль: в федеральный бюджет предлагается зачислять 5%, а в бюджеты субъектов РФ – 19%.
  • Отменяется налог на рекламу, для замещения которого предлагается установить торговый сбор.
  • Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2005 года.
Банковская деятельность

11 ноября состоялось заседание Правительства, на котором рассматривались вопросы о мерах по развитию финансовых рынков в Российской Федерации. По рассматриваемым вопросам были приняты следующие решения:

  1. Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти должны подготовить и в течение месяца внести в Правительство план мероприятий по развитию финансовых рынков, при этом должны быть предусмотрены следующие меры:
    • создание равных конкурентных условий для деятельности участников российского финансового рынка;
    • закрепление в законодательстве норм прямого действия по вопросам регулирования финансового рынка;
    • обеспечение прозрачности ведомственного надзора за деятельностью финансовых институтов, развитию принципов саморегулирования, сокращение ведомственных правоустанавливающих нормативных актов;
  2. До 1 февраля 2004 года должны быть представлены:
    • предложения о целесообразности создания межведомственного координационного органа по государственному регулированию в сфере финансовых рынков, а также создания единого органа по регулированию финансовых рынков (мегарегулятора);
    • проект новой редакции Стратегии развития банковского сектора РФ.

Кроме того, в ноябре Государственная дума одобрила Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2004 год.

Бухгалтерский учет и отчетность

Принятые нормативные правовые акты
  • Приказ Минфина РФ от 13 октября 2003 г. № 91н “Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств”

Зарегистрирован в Минюсте РФ 21 ноября 2003г. Регистрационный № 5252.

Вступает в силу с 1 января 2004 г.

  • Утверждены новые Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. Они фактически детализируют положения ПБУ 6/01 “Учет основных средств”.
  • Указания распространяются на организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ и обязательны для них.
  • С 1 января 2004 года утрачивает силу Приказ Минфина РФ от 20.07.98 №33н.
  • Постановление Госкомстата РФ от 28 октября 2003 г. № 98 “Об утверждении порядка заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения № 1-Т “Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности”
  • С ноября 2003 года вводится в действие новый Порядок заполнения и представления формы № 1-т “Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности”.
  • Указанную форму представляют юридические лица всех форм собственности и их обособленные подразделения.
  • Определены правила заполнения показателей формы № 1-т, в нее включаются сведения по всем подразделениям юридического лица, независимо от их местонахождения.
  • Сведения по форме № 1-т представляются в органы государственной статистики по месту расположения организации.
  • Постановлением Госкомстата от 28 октября 2003 г. № 97 отменено ранее действовавшее Постановление Госкомстата РФ от 07.10.2002 № 195.
  • Постановление Правления ПФР от 1 октября 2003 г. № 139п “О Порядке представления страхователями сведений о включаемых в трудовой (страховой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у них застрахованными лицами до их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 ноября 2003 г. Регистрационный № 5254.

  • Определены правила представления страхователями сведений о включаемых в трудовой стаж периодах работы до их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования.
  • Страхователи представляют сведения о трудовом стаже на всех застрахованных лиц, работающих у них, в территориальные органы Пенсионного фонда РФ по месту регистрации в качестве страхователей.
  • Постановление Минтруда РФ от 10 октября 2003 г. № 69 “Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 ноября 2003 г. Регистрационный № 5219.

Опубликовано в “Российской газете” от 19 ноября 2003 г. № 235.

  • Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. №225 утверждена новая форма трудовой книжки, которая вводится с 1 января 2004 г.
  • Минтруд, в свою очередь, утвердил следующие документы:

    • инструкцию по заполнению трудовых книжек;
    • форму приходно-расходной книги по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее;
    • форму книги учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.
  • В трудовой книжке запрещено делать записи с сокращениями, не допускается зачеркивание ранее внесенных неточных, неправильных или иных признанных недействительными записей.
  • Согласно новым правилам, необходимо указывать полное наименование организации, а также сокращенное наименование (при его наличии).
  • В названии должности, можно указывать то, что указано в штатном расписании организации, кроме тех случаев, когда выполнение работ связано с наличием льгот или ограничений, тогда должность должна соответствовать наименованиям и требованиям, предусмотренным соответствующими квалификационными справочниками.
  • Инструкция, утвержденная постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 г. № 162, признана не действующей.
Гражданское законодательство

Совет Федерации отклонил законопроект “О коммерческой тайне”, ранее принятый Государственной Думой. За его принятие проголосовали лишь 9 членов верхней палаты, 98 против.

Основанием для отклонения законопроекта стали следующие замечания Совета Федерации:

  • необходимо внести положения, направленные на защиту наемного работника: указать предельный срок, в течение которого работник не имеет права разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, после прекращения с ним трудовых отношений и расторжения контракта;
  • не защищены права государства на интеллектуальную собственность, полученную при выполнении государственного контракта и др.

Для доработки законопроекта совместно с депутатами Государственной Думы должна быть создана согласительная комиссия. Таким образом, очередное рассмотрение данного законопроекта Думой может состояться лишь в следующей Думе в 2004 году.

Принятые нормативные правовые акты

  • Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ “Об ипотечных ценных бумагах”
  • Опубликован в “Российской газете” от 18 ноября 2003 г. № 234 (дополнительный выпуск).

    • Целью закона является создание в России условий для развития ипотечного жилищного кредитования путем привлечения в эту сферу средств частных и институциональных инвесторов. Для этого законом вводятся два новых вида ценных бумаг: облигация с ипотечным покрытием и ипотечный сертификат участия.
    • Законом регулируется порядок выпуска, эмиссии, выдачи и обращения ипотечных ценных бумаг, а также исполнения обязательств по ним.
    • Облигация с ипотечным покрытием – ценная бумага, которая эмитируется с целью привлечения денежных средств под залог права требования суммы долга и процентов, причитающихся эмитенту по кредитным договорам и договорам займа (ипотечное покрытие).
    • Эмиссия облигаций с ипотечным покрытием может осуществляться только специализированными коммерческими организациями (ипотечными агентами) и кредитными организациями.
    • Ипотечный сертификат участия – именная ценная бумага, которая удостоверяет право ее владельца на долю в ипотечном покрытии.
    • Выдача ипотечных сертификатов участия может осуществляться только коммерческими организациями, имеющими лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.
  • Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ “О лотереях”
  • Опубликован в “Российской газете” от 18 ноября 2003 г. № 234 (дополнительный выпуск).

    Вступает в силу с 1 января 2004 г.

    • Закон регулирует отношения, возникающие при организации и проведении лотерей.
    • Закон устанавливает новый вид лотерей - стимулирующая лотерея, она проводится с целью формирования или поддержания интереса к производимым товарам (услугам) и призвана способствовать их реализации.
    • Право на проведение данной лотереи приобретается в уведомительном порядке путем направления необходимых документов в соответствующий уполномоченный орган.
    • Предложение об участии в стимулирующей лотерее может быть нанесено на упаковку товара, или размещено иным способом. Срок проведения не может превышать двенадцать месяцев.