Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Тезисы выступления Министра Э.С. Набиуллиной на заседании Президиума Правительства Российской Федерации, 18 мая 2009 г.

Файлы

18 мая 2009 г. Министр Э.С. Набиуллина выступила на заседании Президиума Правительства России с докладом о проекте «Развитие малого и среднего предпринимательства» перечня проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

Уважаемые коллеги!

На ваше рассмотрение представлена Карта проекта «Развитие малого и среднего предпринимательства», которая разработана в целях реализации «Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года».

(Слайд 2, см. приложение)

Прежде всего, скажу несколько слов о секторе малых и средних компаний.

Вклад малого и среднего предпринимательства можно охарактеризовать следующими показателями: пятая часть валового внутреннего продукта; каждый шестой, занятый в экономике, а с учетом индивидуальных предпринимателей – каждый пятый; две из пяти компаний – малые.

Серьезным испытанием стал для малого предпринимательства мировой финансовый и экономический кризис.

Малые и средние компании традиционно в России ориентированы на обслуживание потребностей внутренней экономики. И сжатие потребительского спроса стало основной проблемой предпринимательства.

Обычно с малым бизнесом связаны надежды на инновации, на ускоренное развитие среднего класса. Стоит также отметить, что именно малое предпринимательство – это реальная возможность для граждан, оставшихся без работы, найти новое рабочее место и сохранить уровень доходов.

(Слайд 3, см. приложение)

На реализацию целей проекта направлены 11 задач, из которых основная часть – 10 задач носят общеотраслевой характер, т.е. затрагивают деятельность всего Правительства Российской Федерации. Поэтому участниками проекта помимо Минэкономразвития России будут еще 12 ведомств, которые наделены полномочиями по развитию малого и среднего предпринимательства в установленной сфере.

Для каждой из представленных задач определены целевые индикаторы, сформирован перечень мероприятий, определены бюджетные расходы.

(Слайд 4, см. приложение)

Предлагается выделить 2 цели реализации проекта:

  1. Увеличение доли малого и среднего предпринимательства в экономике и
  2. Формирование инновационно-производственной структуры малого и среднего предпринимательства.

Три целевых индикатора проекта характеризуют достижение первой цели и включают в себя:

1) увеличение доли занятых на малых и средних компаниях по отношению к занятым в экономике населению в 2 раза до 28%,

2) увеличение доли выпуска малых и средних компаний в валовом внутреннем продукте в 1,5 раза – до одной трети ВВП,

3) рост количества малых и средних компаний на 1 тысячу человек на 15% до 11,4 компаний;

(Слайд 5, см. приложение)

Достижение второй цели связано с изменением отраслевой структуры и увеличением доли оборота малых и средних предприятий неторговой сферы (промышленность, строительство, ЖКХ, услуги, инновации, социальная сфера) с 28% до 50%, что в ценах 2008 года означает увеличение оборота неторгового сектора с 4 трлн. рублей до 9 трлн. рублей.

Такая динамика соответствует основной стратегической задаче в развитии малого и среднего предпринимательства до 2020 года

- приблизиться по основным показателям к экономическим развитым странам мира, а именно:

- доля малых и средних компаний в ВВП – не менее 40%

- доля занятых на малых и средних компаниях – не менее 50% занятого в экономике населения.

(Слайд 6, см. приложение)

Как показывает мониторинг «ОПОРЫ РОССИИ» и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации ключевая проблема малого и среднего предпринимательства сейчас – это спад спроса на продукцию, который отмечает половина респондентов.

Обеспечение доступа малых компаний к государственному и муниципальному заказу – реальный шаг поддержки предпринимательства.

Следущее, что предстоит сделать, это распространить на закупки государственных корпораций и естественных монополий требования законодательства о государственном заказе, включая квоты для малого бизнеса.

Считаем также, что большой потенциал содержится в развитии электронных аукционов, уже в этом году будут отобраны первые электронные площадки. Именно при таком размещении заказа статистика показывает наибольшее участие малого предпринимательства.

Целевой индикатор задачи – увеличение более чем в 2 раза (до 35%) доли государственного (муниципального) заказа, заказа естественных монополий и государственных корпораций, размещаемого у субъектов малого и среднего предпринимательства, к 2012 году.

(Слайд 7, см. приложение)

Следующее направление поддержки спроса на продукцию малых и средних компаний – это повышение их конкурентоспособности. Как правило, такие компании являются экспортерами продукции, в связи с чем предложенные мероприятия сосредоточены на поддержке данной группы малых и средних компаний и включают в себя выплату ряда финансовых субсидий за счет средств бюджетов всех уровней и более активное вовлечение торговых представительств Российской Федерации в реализацию программ содействия экспортерам.

В рамках программы поддержки малого предпринимательства субсидии уже получили свыше 400 компаний. К 2012 году их число планируется увеличить до 1000.

(Слайд 8, см. приложение)

Проблема низкого доступа к офисной и производственной недвижимости актуальна для 70% субъектов малого и среднего предпринимательства.

Деятельность органов власти будет сосредоточена на обеспечении формирования перечней имущества для целевого предоставления в аренду компаниям малого и среднего предпринимательства во всех субъектах Российской Федерации.

Также планируется в 2009-2011 годах реализовать закон о преимущественном выкупе малыми компаниями арендуемых помещений, что приведет к появлению не менее 5000 собственников – малых компаний. Около 500 малых предприятий выкупили свои помещения.

Планируется улучшить доступность недвижимости в 2 раза, причем оценивать это будут сами предприниматели.

(Слайд 9, см. приложение)

Доступ к объектам недвижимости, относящимся к технологической инфраструктуре (электросети, газовая и коммунальная инфраструктура) является для малых компаний, начинающих бизнес не менее важным, чем доступ к производственным помещениям.

Реализация комплекса мер, направленных на совершенствование законодательства позволит снизить в 3 раза долю затрат на доступ к технологической инфраструктуре малых и средних компаний, начинающих бизнес, в общих затратах на начало дела: с 35% до 10%. Это и использование типового договора, и снижение тарифов на присоединение, и внедрение независимой экспертизы.

(Слайд 10, см. приложение)

В настоящее время прохождение бизнес-образования, т.е. краткие курсы по основам права, налогообложения, управления, является необходимым условием предоставления грантовой поддержки начинающих предпринимателей.

В 2009 году планируется предоставить услуги бизнес-образования для 5% стартующих предпринимателей, что соответствует 3 000 – 4 000 тысяч начинающих свое дело, и это не считая программ занятости. К 2012 году показатель планируется увеличить в 3 раза.

Это позволит повысить «выживаемость» малых компаний в первые три года деятельности.

(Слайд 11, см. приложение)

Одна из крупных задач проекта – формирование доступной системы инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Необходимо существенно увеличить ежегодные темпы создания инфраструктуры и обеспечить ежегодно создание 30 - 40 бизнес-инкубаторов, 2-3 промышленных парков или технопарков; 2-кратное повышение капитализации региональных гарантийных фонда поручительств по кредитам малых компаний, в том числе за счет нового механизма государственных гарантий; формирование сети фондов прямых инвестиций в малые компании и «посевных» фондов инвестиций в инновационные разработки малых компаний; расширение финансовой поддержки муниципалитетов.

Целевые индикаторы реализации данной задачи напрямую зависят от объема финансирования за счет средств бюджетов всех уровней.

(Слайд 12, см. приложение)

Не только прямая финансовая поддержка важна для предпринимательства. Существенный потенциал для развития предпринимательства связан со снижением издержек субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с государственным регулированием и налогообложением предпринимательской деятельности.

Оценка результативности реализации задачи – это снижение в 2 раза доли издержек в выручке компаний на преодоление административных барьеров. Такие наблюдения проводятся «ОПОРОЙ РОССИИ» с 2005 года.

(Слайд 13, см. приложение)

Расширение доступа малых и средних компаний к финансированию проектов традиционно включалось в приоритеты программы, а в условиях глобального экономического кризиса, проблема доступа к финансам малых и средних компаний обострилась.

Уже в 2009 году в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства будет обеспечена:

- грантовая поддержка 7 000 – 10 000 начинающих;

- субсидирование затрат на уплату процентов для 25 млрд. рублей кредитов малых компаний.

В 2009 году за счет средств федерального бюджета (30 млрд. рублей) начинается реализация программы ОАО «Российский банк развития» по рефинансированию кредитов субъектов малого и среднего предпринимательства, а также кредитованию микрофинансовых, лизинговых и факторинговых организаций.

(Слайд 14, см. приложение)

Задача развития малого и среднего предпринимательства по отраслям сформирована на основании сведений, представленных федеральными органами исполнительной власти.

Формирование института «обратной связи» с предпринимателями для оценки влияния принимаемых органами исполнительной власти решений возможно лишь при наличии инструмента общественной защиты интересов и представительства предпринимателей.

Поддержка общественных организаций предпринимателей – необходимый элемент для формирования гражданского общества, поэтому помимо совершенствования законодательства в части расширения возможностей по защите интересов малых компаний, необходимо поддержать финансово программы общественных объединений, связанные с защитой интересов малых и средних компаний.

(Слайд 15, см. приложение)

Решение основной задачи – увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства напрямую связана с популяризацией идей предпринимательства, развитием интереса у молодых людей к самостоятельной деловой активности, разъяснение государственной политики содействия развитию предпринимательства.

Для реализации данной задачи необходимо максимально использовать возможности телевидения, радио, Интернета, наружной рекламы.

Ожидается, что к 2012 году Россия сможет приблизиться к общемировому показателю по доле граждан, желающих начать собственное дело – 10%, что превысит существующий уровень в 4 раза.

В заключение прошу Президиум Правительства Российской Федерации одобрить в основном представленный проект Карты. При этом мы готовы перед утверждением проекта провести публичное обсуждение с бизнесом и учесть предложения заинтересованных ведомств.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости