Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Роль отечественных производителей в нефтегазовом секторе Республики Казахстан

Туржанов С.А.,
директор Департамента малого бизнеса
Акимата г. Алматы.

16 мая 2003 год.

За годы рыночных реформ в Казахстане предпринимательский сектор занял свою нишу в обществе. Достигнута главная стратегическая цель - государством созданы необходимые условия для развития малого и среднего бизнеса. Возможность заниматься предпринимательством стало реальной и неотъемлемой частью нашей жизни.

В настоящее время количественный уровень субъектов малого предпринимательства сопоставим с уровнем развитых стран. По данным официальной статистики в Казахстане доля действующих субъектов малого предпринимательства в общем количестве субъектов рынка составляет 87%, а в некоторых отраслях значительно больше. Например, в сфере торговли доля предприятий малого предпринимательства от общего количества субъектов рынка действующих в отрасли составляет 98,7%, в сельском хозяйстве, охоте и лесоводстве - 98,4%, в строительстве - 90,1%, гостиницы и рестораны - 98,2%, в транспорте и связи - 98,2%.

Однако Казахстан, за последние годы, достигнув высоких темпов экономического роста, сравнимых с темпами стран быстроразвивающейся экономики, пока не выработал основу своего устойчивого развития. В Казахстане, несмотря на высокий показатель количества субъектов малого предпринимательства, удельный вес занятых в малом бизнесе в общей численности занятых составляет всего 14%, а доля малого предпринимательства в ВВП - 16-17%

Таким образом, реальная картина в области малого и среднего предпринимательства в Казахстане показывает, что данный сектор еще не занял ключевые позиции в развитии экономики страны.

Анализ развития малого предпринимательства по г.Алматы показывает, что по состоянию на 1 апреля 2003 года количество зарегистрированных по данным органов статистики предприятий малого бизнеса в г.Алматы составило - 41433 в т.ч. по видам экономической деятельности:

  • промышленность - 4259
  • сельское хозяйство - 321
  • строительство - 3546
  • транспорт и связь - 2639
  • торговля - 22015
  • гостиницы и рестораны - 865
  • другие виды деятельности - 7788

Из общего числа зарегистрированных предприятий функционирующих (по данным органов статистики) - 26136 (63,1%). Из них на сегодняшний день наибольшее количество действуют в сфере торговли - 13444 (51,4%), затем промышленного производства - 2641 (10,1%), строительства - 2321 (8,9%), транспорта и связи - 1705 (6,5%), гостиницы, рестораны, сельское хозяйство и другие виды деятельности - 6025 (23,05%).

По состоянию на 01.04.2003г. в качестве индивидуальных предпринимателей зарегистрировано - 14483 человека.

В настоящее время по городу Алматы численность занятых составляет порядка человек 158752.

За 2002 год собрано в виде налогов и сборов от субъектов малого бизнеса г. Алматы 29,769 млрд. тенге, с начала 2003 года - 7,086 млрд.тенге.

Из приведенных цифр ясно, что недостаточно развивается промышленное производство. Именно поэтому на государственном уровне решаются задачи формирования Индустриального развития страны.

Учитывая сложившуюся тенденцию развития экономики Казахстана, ориентированную на добывающую, сырьевую отрасль - это нефть, газ, хром, цинк и т.п., продукцию которых отличают конкурентные на мировом рынке цены и качество, необходимо развивать крупные производства комплексно, нацеливая их на выпуск готовой продукции, что потянет за собой развитие значительного числа средних и малых предприятий.

Одним из механизмов реализации этой идеи является создание вокруг градообразующих предприятий бизнес - инкубаторов, промышленных и технологических парков, которые бы работали на поставленные задачи регионов, обеспечивая ее производственные потребности. Мы сегодня, имея собственный опыт организации бизнес-инкубатора, можем предложить методическое обеспечение.

Реализуя концепцию развития промышленных зон малого бизнеса, в мае 1999 года в городе Алматы создано государственное учреждение - Алматинский городской бизнес-инкубатор (АГБИ). На территории АГБИ разместили свои производства 31 малое предприятие, где работает 358 человек. Система бизнес-инкубирования предусматривает освобождение клиентов от арендной платы в первые три года работы на территории АГБИ, позволяет обеспечить комплексную поддержку начинающих предпринимателей в части оказания консалтинговых, офисных услуг, централизованная организация коммуникационных систем, охраны и т.п.

Уважаемые коллеги! Хочу остановится на опыте г. Караганды, где образован Общественный Фонд поддержки и развития предпринимательства. Учредителями Фонда выступили Аким Карагандинской области и ОАО "Испат-Кармет" с уставным капиталом 2 млн.долларов и оказывают помощь значительному числу субъектов малого и среднего бизнеса. Основными задачами Фонда являются: дальнейшее развитие предпринимательства; организация новых и расширение действующих производств; создание новых рабочих мест; привлечение в экономику региона инвестиций; поддержка и развитие социальной сферы; создание и реализация социальных программ. Организация работы по поддержке и развитию предпринимательства строится в тесном взаимодействии с Общественным Фондом поддержки и развития предпринимательства, Лизинговой компанией, Кредитным Товариществом, Институтом управления и другими консалтинговыми фирмами, расположенными в здании Карагандинского "Бизнес - Центра", открытом в 2002г. Этот пример достоин подражания для компаний, работающих и в нефтегазовом секторе.

Еще одна проблема, требующая своего решения - это возможность участия малых предприятий в тендерах. Уже сегодня есть немало субъектов малого бизнеса, готовых попробовать свои возможности в тендерах, проводимых крупными добывающими компаниями. Но, к сожалению, малые предприятия не имеют реального доступа в этой сфере. Необходимо создавать благоприятные условия для отечественных малых предприятий, размещая именно среди них заказы на изготовление комплектующих изделий для нефтегазового сектора.

Кроме того, при покупке расходных материалов предприятиями нефтяной и газовой промышленности у зарубежных компаний , они освобождаются от НДС. А если эти же материалы купить у наших отечественных предприятий, это положение не распространяется. То есть необходимо поставить в равные условия как зарубежных так и отечественных поставщиков расходных материалов для нефтегазового комплекса. Еще один не менее важный вопрос - это подготовка квалифицированных кадров, способных работать и быть востребованными в реальном секторе экономики. Не случайно, при подписании контрактов между Правительством и зарубежными компаниями предусматривается выделение финансовых средств в размере 1% на обучение персонала. У меня возникает вопрос, а как отслеживается исполнение этого пункта соглашения на практике? Кто ведет мониторинг? Если мы сейчас не будем готовить своих квалифицированных отечественных специалистов, то наши зарубежные коллеги будут продолжать использовать на нашей земле иностранную рабочую силу, а наши кадры будут оставаться не у дел, увеличивая число безработных, создавая социальную напряженность. (пример про события в Узене.)

Вот коротко на этих проблемах я хотел заострить Ваше внимание.

Информация представлена интернет-порталом Департамента малого бизнеса Аппарата Акима г.Алматы

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости