Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Перспективы полной легализации малого бизнеса

Выступление Директора Департамента малого бизнеса на круглом столе "Оптимизация практики налогообложения малого бизнеса"

8 апреля 2003 г.

Уважаемые участники круглого стола!

В настоящее время малый бизнес г.Алматы - это 26 тысяч юридических лиц и 14 тысяч индивидуальных предпринимателей. Численность занятых в данном секторе экономики составляет порядка 160 тысяч человек. В 2002 году бюджет города от малого бизнеса получил в виде налогов порядка 30 млрд. тенге. Но при этом хотелось бы отметить, что в январе месяце текущего года мы наблюдаем падение налоговых поступлений в данной сфере экономики на 9,7% в сравнении с таким же периодом 2002 года.

Данный показатель говорит о необходимости принятия мер по устранению существующих препонов на пути развития малого бизнеса. Практика показывает, что основными препятствиями на пути развития малого бизнеса являются административные и экономические барьеры, коррупция и мздоимство чиновников через необоснованные проверки, бюрократизм, высокая арендная плата, дорогие банковские кредиты, несовершенство законодательной базы и многое другое.

Все перечисленные проблемы, так или иначе, затрагивают интересы, как органов государственной власти, так и предпринимательства в целом. От того, насколько эффективно и законно будут складываться отношения между государственным аппаратом с представителями бизнеса, во многом зависит дальнейшая судьба отечественного предпринимательства. Мы должны твердо усвоить, что все органы государственной власти обязаны обеспечивать и соблюдать в своей деятельности права предпринимателей и свободу предпринимательства. Государственное регулирование предпринимательской деятельности должно быть направлено на поддержание и обеспечение равного доступа субъектов малого бизнеса к необходимой им инфраструктуре, защиту конкуренции от попыток монополизации, а потребителя - от не добросовестных поставщиков товаров и услуг.

Государство, определяя правовые аспекты предпринимательской деятельности, устанавливает и формы контроля за субъектами бизнеса. Государственное регулирование и контроль должны быть эффективными элементами единой политики. Однако, в действительности, как следствие не эффективной деятельности структур государственного регулирования и контроля порождаются специфические трудности развития бизнеса, которые принято называть административными барьерами.

Обычной или даже можно сказать естественной реакцией малых предприятий на перечисленное является их уход в теневую экономику с целью снижения так называемых не производительных затрат, бюрократических рисков. Именно наличие большого теневого сектора не позволяет эффективно задействовать механизмы управления и регулирования экономикой, не дает представить реальную картину и прогнозировать развитие событий.

В результате страдают все: государство от недополучения доходов, население - от нехватки средств в бюджете на социальные нужды, предприниматели - от проблем ведения двойной бухгалтерии. Сегодня мы должны создать такие условия, когда предпринимателю будет выгоднее работать легально, нежели нелегально.

В настоящее время сложилась такая ситуация, что если предприниматель будет легально платить все налоги то продукция, производимая отечественными предпринимателями, будет неконкурентоспособной в сравнении с импортной продукцией.

Налоговый кодекс определяет завышенный процент социального налога для работодателя и подоходного налога с дохода физических лиц.

Сам социальный налог для работодателей и работающих является "размытым", так как поступает в общей массе в госбюджет и тратится, в общем на социальные нужды. То есть социальный налог не персонифицирован.

Все это, безусловно, приводит к негативным явлениям во взаимоотношениях между работодателем, работником и государством, а именно: к сокрытию реального Фонда оплаты труда; снижению поступлений в гос.бюджет в виде социального налога и подоходного налога с физических лиц; уменьшению отчислений в пенсионные фонды; снижению налогового поля.

Кроме того, сам работодатель ежемесячно для выплаты реальной, но укрываемой зар.платы, озабочен поисками "левых" наличных средств, путей обналичивания необходимой N-ой суммы, при этом используя различные противозаконные методы, ухудшая этим криминогенную обстановку.

При завышенном размере налогов как социального, так и подоходного увеличивается себестоимость продукции, что отрицательно влияет на её конкурентоспособность.

В недавнем послании Президента РК Назарбаева Н.А. народу Казахстана, Правительству РК было поручено внести предложения о дальнейшем снижении ставок отдельных налогов с 1 января 2004 года:

- снизить ставку налога на добавленную стоимость с 16 до 15%;
- снизить ставку социального налога, дифференцировав её от 20 до 7 % в зависимости от уровня расходов работодателей на оплату труда по регрессивной шкале;
- снизить максимальную ставку индивидуального подоходного налога с 30 до 20%.

Но мы считаем, что даже при таком снижении социального и подоходного налога легализации заработной платы не произойдет.

Для разрешения этой ситуации нами предлагается следующий вариант легализации заработной платы.

Учитывая психологию работодателя, а также обязательность выплат работодателем большого количества иных налогов в виде НДС, на прибыль и т.п. необходимо определить ставку социального налога не более 5% (от ФОТ работодателя), приравняв ее величину с размером нелегальных выплат при "отмывании" денежных средств. Затраты на медицинское страхование считаем целесообразным перенести в нагрузку на работника (физические лица) по ставке 3%, подоходный налог по ставке 13% (з/п работника), 10% отчисления в пенсионные фонды.

К примеру, при среднемесячной заработной плате 17,3 тыс, тенге ожидаемые поступления подоходного налога составят: 180,9 млрд,тенге против 68,6 млрд. тенге , собранных в виде подоходного налога с физических лиц в 2001 году.

При таком распределении налоговой нагрузки произойдет легализация зарплаты. Уменьшив ставку социального налога и на медицинское страхование, можно ожидать резкий рост поступлений подоходного налога. То есть снижение социального налога полностью компенсируется увеличением от поступлений подоходного налога, что практически не повлияет на состояние доходной госбюджета. Кроме того, после легализации зарплаты поступления подоходного налога будут расти, так как увеличится число легально работающих, возрастет среднемесячная зарплата и расширится налогооблагаемое поле. А также как следствие возможен приток инвестиций за счет Совместных предприятий, которым станет выгодно платить налоги в нашей республике.

Обращаем Ваше внимание на тот факт, что 18% отчислений (социальный и подоходный налоги) попадают в госбюджет. А 13% (страховые и пенсионные), немалые средства, находятся в распоряжении частных страховых компаний и пенсионных фондов, которые сегодня не гарантируют сохранность наших пенсионных накоплений и медицинское обслуживание.

Также необходимо изменить ставки налога на имущество с юридических и физических лиц. В настоящее время налогообложение имущества предпринимателей и физических лиц не соразмерно, и составляет для юридических лиц 1 процент, а для физических лиц - 0,1 процента от стоимости имущества в год. Так, к примеру, частное лицо, выкупившее квартиру на первом этаже для организации своего бизнеса вкладывает инвестиции в экономику города, создает дополнительные рабочие места, платит налоги (налог на землю, НДС, подоходный налог, социальный налог и т.д.) но при этом он, как юридическое лицо, осуществляющее коммерческую деятельность, должен теперь платить налог на имущество в размере 1 процента, хотя ранее как владелец квартиры платил 0,1 процент. Другой пример, если частное лицо, имеющее 1.5 млн. долларов вкладывает эти средства на покупку или строительство жилья для семьи, то он оплачивает 0,1% налога на имущество как физическое лицо. Но если эти средства он вкладывает на открытие своего бизнеса, вполне солидного, и создает дополнительные рабочие места, вкладывая инвестиции в экономику города, платит налоги, развивает производство, то он должен платить налог на имущество в размере 1 процента. Данный факт способствует тому, что субъекты малого бизнеса, стремясь уменьшить свои расходы, уходят в тень, то есть, показывают своё имущество в качестве физических лиц. В результате занижаются активы компаний, и растёт объём теневого имущества. В городе Алматы в прошлом году было собрано порядка 127 млрд. тенге, а имущественный налог составил с юридических лиц 1,493 млрд. тенге и 0,3 млрд. тенге с физических лиц, т.е. доля собираемого имущественного налога не так значима по сравнению с общим объемом сбора. Но при этом данный налог отрицательно отражается на деятельности легального предпринимателя. Предлагаем уравнять ставки взимания налога на имущество, как с юридических, так и с физических лиц, установив в размере 0,1 процент в год.

Необходимо определить преференции для развития производства: если предприниматель полученную прибыль вложил в развитие производства, целесообразно эту реинвестированную прибыль освободить от "налога на прибыль". Сегодня, заплатив с прибыли все необходимые налоги, предприниматель уже не имеет возможности развивать производство (у него не остается свободных средств после уплаты налогов и нет стимула для развития). Также, в целях легализации капитала необходимо понизить ставку налога на прибыль для производственников с 30% до 20%.

Сегодня на рынке зачастую возникает ситуация, когда многие предприниматели по тем или иным причинам допускают сокрытие налогов. Согласно Налогового кодекса РК за несвоевременную уплату начисленного налога на предпринимателя налагается штраф. Наша задача - поддержать предпринимателя как налогоплательщика, пополняющего доходную часть бюджета. Поэтому предлагаем провести акцию, объявив амнистию по налогам на 6 месяцев в части отмены штрафов и пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов, для субъектов малого бизнеса, занимающихся производственной деятельностью.

Наряду с недавно проведенной легализацией денег, важное значение имела бы и легализация имущества предпринимателей. С одной стороны, это позволит резко увеличить существующую заниженную стоимость имущества, а значит сборы налогов и поступлений в бюджет. С другой стороны, предприниматели будут заинтересованы:

  • во-первых, получить кредиты под залог легальных основных средств;
  • во-вторых, вернуть свои инвестиции путем включения амортизационных отчислений в соответствующую статью расходов. Возрастет деловая активность и значительно увеличатся внутренние инвестиции. По самым скромным подсчетам стоимость имущества действующих малых предприятий составляет свыше 8 млрд. долларов США (число малых предприятий в РК около 409 тыс. средняя стоимость имущества - 20 тыс. долларов).

Сложность ситуации заключается в противоречии между принятым Законом о легализации наличных денег и ранее приобретенным имуществом, о котором в Законе не сказано. В настоящее время у предпринимателей фактически нет свободных наличных денег, так как они находятся в обороте фирмы, поэтому им просто нечего легализовать.

Основная проблема заключается в том, что предприниматели, вложившие свои средства в производство на приобретение имущества, не могут его легализовать. Например, по Налоговому кодексу покупка свыше 2000 МРП считается личным доходом и, следовательно, должна облагаться самой высокой ставкой подоходного налога. В случае продажи имущества или, вообще, всего бизнеса, что вполне закономерный процесс, предприниматель несет всю полноту ответственности вплоть до уголовной, за якобы вновь приобретенные деньги. То есть предприниматель не может легально продать имущество, накопленное им в процессе своей деятельности. Поэтому к Закону о легализации капитала необходимо принять подзаконный акт, решающий указанную проблему.

Под легализацией капитала необходимо понимать полное освобождение, либо добровольное декларирование ранее скрытых от государства доходов и имущества, приобретенных в период не устоявшегося законодательства. Нужна не разовая акция, а необходим процесс легализации предпринимательской деятельности, как минимум, на 2 года.

Очень важно, чтобы действующая налоговая система, являясь одним из важнейших экономических регуляторов, стимулировала хозяйствующие субъекты в увеличении количества рабочих мест, объема работ и услуг и, следовательно росте доходности предпринимательской деятельности.

Это касается предпринимательской деятельности по разовым талонам. В соответствии с введённым в действие с 1 января 2002 года Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" субъекты малого бизнеса для осуществления предпринимательской деятельности могут использовать один из следующих порядков исчисления и уплаты налогов:

  1. общеустановленный порядок;
  2. специальный налоговый режим на основе разового талона;
  3. специальный налоговый режим на основе патента;
  4. специальный налоговый режим на основе упрощённой декларации.

Но, учитывая условия деятельности в вышеперечисленных режимах, предприниматели, торгующие на рынках, могут осуществлять свою деятельность лишь на основании разовых талонов, которые в соответствии с ст.373 выдаются предпринимателям, деятельность которых носит эпизодический характер и сроком лишь на 90 дней. Торговцы на рынках, купив талоны, считают, что этим себя узаконили. Но через 90 дней вся эта масса уже не имеет право торговать. Люди, которые отработали по талону 90 дней - сегодня вне закона и они совершенно объективно будут оштрафованы согласно Административного кодекса. Создаётся безвыходная ситуация. Необходимо внести предложение о внесении изменений в Налоговый кодекс, исключающих ограничения сроков действия разовых талонов. Предлагаем установить оптимальные ставки по сбору на рынках для каждого региона, обсудив предварительно размеры ставок с представителями маслихатов, местных исполнительных органов, бизнес-ассоциаций, общественных объединений предпринимателей. Кроме того, в нарушение Указа Президента РК от 07.09.1999г. "О запрещении передачи государственных функций и функций надзора и контроля частным и хоз.расчетным структурам" право реализации разовых талонов отдано администрациям рынков, а не уполномоченному государственному органу, что ведет к нелегальному сбору средств с торгующих, а так же порождает скрытую занятость на рынках. Сегодня примерно из 700 000 торгующих на рынках Республики Казахстан 50% работают нелегально. Предлагаем передать продажу талонов в ведение налоговых органов, усилив роль государственного регулирования на рынках. Сегодня базаркомы обладают неограниченной властью, являясь прямо заинтересованными в увеличении числа нигде не зарегистрированных торговцев, которые пополняют только их карманы, а не государственный или местный бюджет. Владельцы рынков должны выступать исключительно в качестве арендодателей торговых мест и оборудования, заниматься только вопросами организационно-технического обеспечения торгующих на рынках. Принятые меры приведут к росту поступлений в бюджет и решению вопроса легализации скрытой занятости.

По нашей инициативе совместно с общественными объединениями предпринимателей проведена научно-практическая конференция по влиянию административного законодательства на развитие предпринимательства. Я думаю, что многие участники сегодняшней встречи присутствовали на конференции.

Принципиальные недостатки Административного кодекса, широкие полномочия правоприменителей создают условия для незаконного давления на конкурентов по бизнесу; и хуже того, дают действенные рычаги устранения их с рыночного поля посредством административных механизмов и санкций, заложенных в кодексе.

Административный кодекс предоставляет неоправданно широкие полномочия должностным лицам контролирующих органов в части определения административных правонарушений практически в любой сфере деятельности и наложений взысканий на физические и юридические лица.

В статьях, устанавливающих штрафы за различные административные правонарушения, в большинстве случаев предусмотрена "вилка" штрафных санкций от 5-ти МРП до 20-ти и более как для физических так и для юридических лиц. В ряде статей установлены только верхние границы до 1000 МРП или 5,5 тыс. долларов США, что порождает неопределенность санкций. Выбор конкретного размера штрафа в каждом отдельном случае остается за должностным лицом этот штраф налагающим. Такой подход создает благоприятную почву для развития коррупции.

Статья 207: согласно которой штрафуются субъекты малого и среднего бизнеса за сокрытие ими имущества от налогообложения. В этом случае опять же для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц устанавливается штраф в размере от 50 до 100% от стоимости незадекларированного имущества. Спор вызывает не сам факт наложения взыскания, а вольная трактовка и варьирование штрафными санкциями, что дает возможность надзорным органам на вполне законном основании экспроприировать имущество предпринимателя. (свои слова про КПСС, 1% для юридических лиц или 0,1% для граждан).

Ситуация сегодня обстоит таким образом, что Административный кодекс руководствуется интересами прежде всего фискальными, целями пополнения доходной части бюджета, а интересы граждан республики отходят на второй план. И это, не взирая на то, что развитие, поддержка малого и среднего бизнеса провозглашены Президентом РК приоритетами среднесрочного развития. Именно этот сектор экономики важен в первую очередь рабочими местами, во вторую очередь тем, что формирует внутренний рынок, на котором растет отечественный капитал. И только потом - как источник государственных доходов. По итогам этой конференции участниками была принята резолюция и направлена в Правительство и Парламент РК. Весьма отрадно, что наш голос был услышан, и на совещании у Премьер-Министра РК 15 апреля 2002 года сделано поручение Министерству государственных доходов рассмотреть и представить в Правительство РК до 1 июля 2002 года предложения о целесообразности внесения изменений в Закон РК "О бюджетной системе", предусматривающих исключение из доходной части штрафов и пени, начисляемых в соответствии с Административным законодательством. Мы надеемся на положительное решение не только этой отдельно взятой проблемы, но и других, не менее судьбоносных для малого бизнеса, предложений по совершенствованию законодательной базы.

Сегодня назрела необходимость диалога между органами государственной власти и субъектами малого предпринимательства.

Для преодоления существующих административных барьеров нам необходимо направить наши усилия на упорядочение деятельности органов, осуществляющих контроль и надзор за субъектами предпринимательства, при этом обратить особое внимание на принятие ими различных нормативно-правовых актов, которые иногда носят незаконный характер, и даже являются коррупционными.

Приведу пример: в соответствии с Постановлением Правительства РК № 616 от 22 мая 1999 года "О внесении дополнений и изменений в некоторые решения Правительства РК" и решением Акима г.Алматы "О дополнительных мерах по укреплению противопожарной защиты объектов хозяйствования г.Алматы" предприниматель должен организовать на своем предприятии противопожарную службу, либо заключить договор на обслуживание с РГП "ОРТ СУНДИРИШ". Как малому бизнесу содержать пожарные бригады? Вот прямой факт ущемления прав предпринимателей, который узаконен нормативно-правовыми актами двух уровней, создающие условия для возникновения коррупции. Хотя нужно отдать должное, что в последнее время пожарными службами практически не применяются "наезды" на предпринимателей. Но ведь эти документы никто не отменял, они остаются действующими. И в любой момент могут дать о себе знать.

В настоящее время Департаментом согласно Постановления Акимата №1/57 от 3.02.03г. "О создании Общественных Экспертных Советов при городских государственных структурах", проводится работа по организации Экспертных советов при городских контрольно-надзорных органах. Планируется создание ЭС при 17 контрольно-надзорных органах. В настоящее время внутренними приказами структур созданы экспертные советы при следующих городских органах: ГорСЭУ, ГорКомЗем, Управление по чрезвычайным ситуациям, Прокуратура, Таможенное управление, Департамент архитектуры и градостроительства, Департамент государственного арх.строй.контроля, Городская противопожарная служба. В состав экспертных советов вошли представители общественных объединений предпринимателей. Теперь каждый нормативно-правовой акт, затрагивающий интересы бизнеса, будет проходить общественную экспертизу. И это только начало преобразований, которые мы совместно с Вами хотим сделать с целью развития предпринимательства в г.Алматы. Также хотелось бы отдельно сказать спасибо Налоговому комитету г.Алматы в рамках которого с начала текущего года создан Координационный экспертный совет для разрешения спорных вопросов возникающих в процессе применения налогового законодательства.

В настоящее время поступает много жалоб от предпринимателей по вопросам снятия с регистрации в налоговых органах фирм прекративших свою деятельность и потерявших связь с государственными органами. Основной проблемой является то, что субъекты малого бизнеса, фактически прекратившие свою деятельность, вынуждены выплачивать многочисленные штрафы за ненадлежащее исполнение норм налогового и административного законодательства. Для решения данной проблемы мы хотим создать рабочую группу из числа государственных органов, общественных объединений, предпринимателей. по выработке предложений по устранению данной ситуации.

В заключении хочу сказать, что город Алматы был и является авангардом всех хороших начинаний нашей страны, особенно в сфере малого бизнеса. Поэтому, у меня есть уверенность в том, что объединив наши усилия, мы решим те ключевые задачи, поставленные Президентом РК и Правительством РК по обеспечению дальнейшего развития предпринимательства.

Информация представлена интернет-порталом Департамента малого бизнеса Аппарата Акима г.Алматы

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости