Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Влияние мер государственной политики по поддержке малого предпринимательства в 2005-2007 годах на условия функционирования предпринимательства в регионах (субъектах) Российской Федерации

Файлы

Отчёт о выполнении работ по государственномуконтракту№ 0202-05-07 от 13 сентября 2007 г.

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «БАУМАН ИННОВЕЙШН»

Москва, 2007

Оглавление

Оглавление

Основные выводы отчёта

1. Определение ключевых индикаторов эффективности мер государственной поддержки. Разработка методики оценки состояния предпринимательства в регионах.

1.1. Анализ федеральных программ по поддержке малого бизнеса, реализованных в Российской Федерации в 2003-2007 гг. Анализ международного опыта реализации аналогичных проектов

1.1.1. Характеристика федеральной политики по развитию предпринимательства и МСБ

1.1.2. Направления и масштабы поддержки предпринимательства и МСБ

1.1.3. Измерение успехов в развитии предпринимательства и МСБ

1.1.4. Страны, добившиеся впечатляющих результатов в развитии малого и среднего предпринимательства

1.2. Формирование системы показателей для оценки состояния малого предпринимательства в регионах Российской Федерации

1.2.1. Методы измерения предпринимательской активности

1.2.2. Состояние малого бизнеса в России: сопоставление регионов

1.2.3. Состояние малых предприятий обрабатывающей промышленности

1.2.4. Вклад малого и среднего предпринимательства в экономику России

1.2.5. Модель факторов развития малого и среднего бизнеса в экономике

2. Анализ результатов опроса малых и средних предприятий и разработка индекса качества условий для развития малого предпринимательства

2.1. Описание выбранного подхода к опросам в регионах

2.2. Малый и средний бизнес в деревообработке: Архангельская область

2.2.1. Социально-экономическое положение региона

2.2.2. Состояние отраслевого кластера деревообработки и роль МСБ

2.2.3. Основные общие проблемы

2.2.4. Характеристика системы поддержки малого и среднего бизнеса в Архангельской области

2.2.5. Оценка конкурентоспособности малых и средних компаний в деревообработке в Архангельской области

2.2.6. Качество условий для малого предпринимательства в Архангельской области

2.2.7. Изменение ситуации за последние 3 года

2.3. Малый бизнес в сельском хозяйстве и легкой промышленности: Краснодарский край

2.3.1. Социально-экономическое положение региона

2.3.2. Состояние агропищевого кластера в Краснодарском крае и роль малого и среднего бизнеса

2.3.3. Основные проблемы для малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае

2.3.4. Характеристика системы поддержки малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае

2.3.5. Оценка конкурентоспособности МСБ в пищевой промышленности Краснодарского края

2.3.6. Взаимодействие малого и среднего бизнеса с партнерами

2.3.7. Качество условий для развития малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае

2.3.8. Изменение ситуации в сфере МСБ в Краснодарском крае за последние 3 года

2.4. Химическая промышленность в Пермском крае

2.4.1. Социально-экономическое положение региона

2.4.2. Состояние химического кластера в Пермском крае и роль малого и среднего бизнеса

2.4.3. Основные проблемы для развития малого и среднего бизнеса в химической промышленности в Пермском крае

2.4.4. Характеристика системы поддержки малого и среднего предпринимательства в Пермском крае

2.4.5. Оценка конкурентоспособности малого и среднего бизнеса в химическом кластере в Пермском крае

2.4.6. Взаимодействие малых и средних компаний в химическом кластере Пермского края с партнерами

2.4.7. Качество условий для развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае

2.5. Производство автокомпонентов в республике Татарстан

2.5.1. Социально-экономическое положение республики Татарстан

2.5.2. Состояние кластера автомобильных производств в республике Татарстан и роль малого и среднего бизнеса

2.5.3. Основные проблемы для развития малого и среднего предпринимательства в республике Татарстан

2.5.4. Характеристика системы поддержки малого и среднего бизнеса в республике Татарстан

2.5.5. Оценка конкурентоспособности компаний малого и среднего бизнеса в производстве автокомпонентов в Татарстане

2.5.6. Взаимодействие малых и средних компаний – производителей автокомпонентов в республике Татарстан с партнерами

2.5.7. Взаимодействие малых и средних предприятий – производителей автокомпонентов со сборочной компанией

2.5.8. Качество условий для развития малого и среднего предпринимательства в производстве автокомпонентов в Республике Татарстан

2.5.9. Изменение ситуации за последние 3 года

2.6. Малое и среднее предпринимательство в сфере информационно-коммуникационных технологий: Томская область

2.6.1. Социально-экономическое положение Томской области

2.6.2. Состояние кластера информационно-коммуникационных технологий в Томской области и роль малого и среднего бизнеса

2.6.3. Основные проблемы для развития малого и среднего бизнеса в ИКТ-кластере в Томской области

2.6.4. Характеристика системы поддержки малого и среднего предпринимательства в Томской области

2.6.5. Оценка конкурентоспособности малых и средних компаний в ИКТ-кластере в Томской области

2.6.6. Взаимодействие малых и средних предприятий в ИКТ-кластере в Томской области с партнерами

2.6.7. Качество условий для развития малого и среднего предпринимательства в ИКТ-кластере в Томской области

2.6.8. Изменение ситуации за последние 3 года

2.7. Индекс качества условий для развития малого и среднего предпринимательства по регионам и основные выводы по итогам индекса

Список использованной литературы

Основные выводы отчёта

В результате проведённого исследования была разработана апробированная в российских условиях методика оценки условий для развития предпринимательства в регионах. С этой целью были проанализированы статистические данные по российским регионам, меры государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, статистические данные и конкретные примеры («кейсы») по зарубежным странам, добившимся впечатляющих успехов в развитии малого и среднего предпринимательства.

Результаты анализа позволили разработать методику оценки условий для развития предпринимательства и апробировать ее в ходе опроса субъектов малого и среднего предпринимательства на примере различных регионов с различиями в уровне социально-экономического развития, природноклиматическом и транспортно-географическом положении, структуре экономики и т.п.

С помощью полученной методики на основании проведенных исследований было проанализировано влияние мер государственной политики по поддержке малого предпринимательства на реальные условия для функционирования предпринимательства в российских регионах. Этот анализ позволил сделать следующие основные выводы.

Можно выделить семь групп факторов, которые охватывают основные аспекты развития МСБ в экономике, такие, как обеспеченность компаний разного рода ресурсами, нормы их взаимодействия между собой и с основными заинтересованными сторонами, условия спроса.

Список факторов выглядит так:

  1. Доступ к рынкуи условия конкуренции
  2. Человеческие ресурсы и навыки
  3. Финансовые ресурсы
  4. Инфраструктура
  5. Технологический потенциал
  6. Административное регулирование
  7. Экосистема поставщиков

Малый и средний бизнес развивается в экономике не обособленно, а в составе крупных экономических систем регионального масштаба – региональных отраслевых комплексов или кластеров. Именно конкурентоспособность и развитость регионального отраслевого кластера в значительной степени определяют условия для развития малого и среднего бизнеса в нем.

Административные барьеры и неправомерные действия контролирующих органов остаются важным сдерживающим фактором для развития бизнеса, однако основную проблему составляют не сами по себе законодательные нормы и правила, а подзаконные акты и практика их применения.

Барьеры и возможности для развития малого и среднего бизнеса с точки зрения государственной политики находятся как на федеральном, так и на региональном уровне, но вес «региональных» факторов выше. К факторам, зависящим от федеральной власти, относятся прежде всего налоговая политика и развитие финансовых институтов, а также деятельность контрольно-регулирующихорганизаций.

В основном от региональных властей зависит развитие таких факторов, как профессиональное образование (прежде всего начальное и среднее); инфраструктура, в том числе транспортная, энергетическая и коммунальная, доступность земельных участков и специализированной недвижимости, специальные программы льготного финансирования и т.п. Кроме того, именно на региональном уровне может быть сформирована эффективная система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Требования к внешним условиям и факторам для развития малого предпринимательства со стороны компаний в значительной степени обусловлены отраслевой спецификой и искушенностью малого и среднего бизнеса. Чем более МСБ является искушенным и конкурентоспособным и чем выше отраслевые требования, тем более жесткие требования малый и средний бизнес выдвигает к внешней среде, в том числе и к системе государственной поддержки.

С развитием малого и среднего бизнеса в региональном отраслевом кластере потребности в государственной поддержке не исчезают, а модифицируются, при этом все большее значение приобретают факторы, связанные с технологическим потенциалом и человеческими ресурсами.

Влияние крупных компаний, выступающих в качестве основных контрагентов для малых и среднихпредприятий (в качестве поставщиков или потребителей) на развитие МСБ нередко бывает сопоставимо с влиянием государственных организаций и ведомств, поэтому при стратегическом взгляде на поддержку малого и среднего бизнеса необходимо уделять внимание применению антимонопольного законодательства.

В условиях общих достаточно неблагоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса в регионах Российской Федерации особенное значение приобретает создание «особых зон» с более благоприятными условиями для предпринимательства, в том числе – и на региональном уровне.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости