Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

О комплексе мер по поддержке малого предпринимательства

16 октября 2003 г. прошло заседание Правительства РФ, на котором рассматривались вопросы поддержки малого предпринимательства.

С докладом "О комплексе мер по поддержке малого предпринимательства" выступил Министр Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства И.А. Южанов.

Настоящие материалы подготовлены в соответствии с Планом заседаний Правительства Российской Федерации на второе полугодие 2003 года, утвержденным 1 июля 2003 года № 4735п-П41.

При подготовке данных материалов учтены предложения по вопросам дальнейшего развития малого предпринимательства в Российской Федерации Минэкономразвития России, Минфина России, Минпромнауки России, Минтруда России, МНС России, Минимущества России, Минобразования России, Госкомстата России, Банка России, аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и других заинтересованных, в том числе общественных, организаций, деятельность которых связана с развитием малого предпринимательства.

Предлагаемый комплекс мер по поддержке малого предпринимательства (далее - Комплекс мер) направлен, в первую очередь, на формирование конкретных мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации в среднесрочной перспективе (2003 -2005 годы).

1. Основные показатели развития малого предпринимательства в Российской Федерации в 2001-2002 годах

По данным Госкомстата России в Российской Федерации в 2001 и 2002 годах действовало, соответственно, малых предприятий - 843 и 882,3 тысяч, крестьянских фермерских хозяйств - 265,5 и 264 тысячи. Если количество малых предприятий с 2000 по 2001 год имело тенденцию к сокращению (на 4,1%), то в 2002 году по отношению к 2001 году произошел их рост (на 4,7%). По количеству физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - ПБОЮЛ), также наблюдается рост на 4,9 % процента. По данным МНС России в 2001 и 2002 годах их количество составило, соответственно, 4497,0 и 4718,2 тысячи. Небольшой спад произошел по количеству крестьянских фермерских хозяйств. Доля малых предприятий в общем количестве предприятий по всем отраслям экономики в 2002 году составила 23 процента.

В 2001 и 2002 годах численность занятых на малых предприятиях составила, соответственно, 7,4 млн. человек и 8,0 млн. человек, что ниже показателя 1997 года, соответственно, на 13,7 и 7,7 процентов. С учетом зарегистрированных ПБОЮЛ общее количество занятых в малом предпринимательстве составило, соответственно, 11,9 млн. человек и 12,7 млн. человек (17,7% экономически активного населения страны).

Малыми предприятиями в 2002 году произведено продукции (работ, услуг) на сумму 1160837,1 млн. рублей (136% к уровню 2001 года), что составляет 6,7 % от общего объема производства товаров и услуг в отраслях экономики России.

В 2001 году по данным МНС России поступления по единому налогу, взимаемому с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности в консолидированный бюджет Российской Федерации составили 25,4 млрд. рублей, в 2002 г. - 33,5 млрд. рублей.

Инвестиции в основной капитал малых предприятий по отраслям экономики в 2001 году составили 43,5 млрд. рублей, в т.ч. по отраслям промышленности 11,2 млрд. рублей. В 2002 году - 49,7 млрд. рублей (2,8% от общего объема инвестиций), в т.ч. по отраслям промышленности - 14,3 млрд. рублей.

Существует мнение, что в России основные показатели уровня развития малого и среднего предпринимательства значительно ниже, чем в развитых европейских странах. Это не вполне соответствует действительности и объясняется различиями в определении круга хозяйствующих субъектов, относимых к данной категории в России и в развитых европейских странах.

В большинстве развитых стран, независимо от юридических определений, система статистического учета основывается на возможности получения результатов деятельности хозяйствующих субъектов в зависимости от размера этих субъектов. Данный способ организации статистического наблюдения позволяет вести мониторинг за любой размерной группой, разрабатывать дифференцированную политику поддержки предпринимательства и отслеживать эффективность принятых решений для каждой из таких групп. В европейских странах широко используется понятие малых и средних предприятий, причем к этой категории относятся как предприятия - юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.

По данным “Европейского обозрения малых и средних предприятий” за 2001 год, вклад предприятий с численностью занятых до 250 человек по отношению к соответствующей суммарной величине для всех предприятий стран Европейского союза составляет: доля в общем количестве предприятий - 99,8%; доля в общей занятости - 65,8%; доля в общей сумме продаж - 56,7%.

Из-за отсутствия достоверных данных получить аналогичные оценки для России затруднительно. Тем не менее, на основе экспертных оценок, произведенных Ресурсным центром малого предпринимательства, можно обозначить интервалы, в которых находятся соответствующие величины вклада сектора малого и среднего бизнеса в национальную экономику. Вклад предприятий с численностью занятых до 250 человек по отношению к соответствующей суммарной величине для всех предприятий России составляет: доля в общей численности предприятий - не менее 90%; доля в общей занятости - не менее 45%; доля в общей сумме продаж - не менее 40%.

Другим распространенным показателем развития сектора малого и среднего предпринимательства является число предприятий с численностью занятых до 250 человек на 1 тысячу населения. Соответствующая величина составляет: в странах Европейского союза - 45 предприятий, в России - 37 предприятий.

2. 0сновные факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства

Отсутствие заметной динамики в развитии малого предпринимательства в России свидетельствует о наличии определенных препятствий, ограничивающих реализацию больших потенциальных возможностей развития малого бизнеса, имеющихся в стране. На основе обобщения информации, поступившей от предпринимательских сообществ, аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации следует отметить, что к числу объективных препятствий, в первую очередь, следует отнести:

- ограниченность реального доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым кредитным ресурсам, отсутствие у большинства из указанных субъектов необходимого залогового обеспечения и кредитных историй;
- большую налоговую нагрузку на малый бизнес, недостаточность дифференциации в налогообложении различных категорий предпринимателей, являющихся одним из основных факторов ухода предпринимателей в “теневой” сектор экономики;
- высокий уровень криминализации в сфере предпринимательства, наличие “теневого” сектора экономики, показатели которого вышли за пределы допустимых параметров;
- нерешенность на практике проблем по устранению необоснованных административных барьеров, в первую очередь - со стороны контролирующих (надзорных) органов, сдерживающих развитие предпринимательства;
- сохранение высоких значений показателей инвестиционных рисков и сложившейся структуры инвестиций, не стимулирующей развитие производства;
- многочисленные факты проявления недобросовестной конкуренции на товарных рынках по отношению к малым предприятиям (навязывание невыгодных условий договоров, нарушение установленного порядка ценообразования, изъятие товаров с рынка с целью создания дефицита и препятствий доступу на рынок, установление монопольно низких цен);
- недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров и организаторов предпринимательской деятельности, а также сохранение “дискриминационной” составляющей в трудовых отношениях работодателей с работающими по найму в данном секторе экономической деятельности.

3. О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства

В течение 90-х гг. в Российской Федерации в основном сформирована система государственной поддержки малого предпринимательства. Она базируется на нормах федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, реализуется через механизм федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов, и деятельность специализированных объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Основные направления государственной политики определены в Федеральном законе “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы).

Реализация этих направлений позволила обеспечить поступательное развитие сектора малого предпринимательства в стране. Вместе с тем, для ускорения развития малого предпринимательства, обеспечения его устойчивости и увеличения вклада в социально-экономическое развитие Российской Федерации необходимо устранение имеющих место недостатков в системе государственной поддержки малого бизнеса.

Основными недостатками государственной системы поддержки малого предпринимательства являются:

- несовершенство нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность, развитие и государственную поддержку малого предпринимательства и сопутствующих ей гражданско-правовых и административных отношений;
- нестабильность и недостаточность финансирования мероприятий по поддержке малого предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
- нескоординированность деятельности объектов государственной и муниципальной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, неравномерность их территориального расположения, высокий уровень коммерциализации, недостаточные объемы и качество оказываемых ими услуг.

Данные проблемы тесно взаимосвязаны между собой. Их решение возможно посредством реализации комплекса мер нормативного, организационного, административного, экономического и правоприменительного характера, изложенных в настоящих материалах.

3.1. Оптимизация критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства

В современных условиях экономического развития России важную роль приобретает совершенствование нормативных правовых основ регулирования малого предпринимательства в части уточнения критериев отнесения субъектов хозяйственной деятельности к субъектам малого предпринимательства, для развития которых оказывается государственная поддержка.

С учетом мнений по данному вопросу Минэкономразвития России необходимо установить единый критерий отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства в зависимости от численности работающих на них. К субъектам малого предпринимательства должны относиться юридические лица, численность сотрудников которых не превышает 100 человек, а также предприниматели без образования юридического лица при условии, что по найму у них работают не более 99 человек.

При этом целесообразно отказаться от отраслевой дифференциации малых предприятий по численности занятых.

Необходимо также соблюсти критерий независимости субъектов малого предпринимательства, сохранив запрет на отнесение хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства в случае, если доля участия в их уставном капитале Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов.

Введение новых критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства требует дополнительной проработки на базе данных, полученных в результате сплошного статистического обследования индивидуальных предпринимателей.

Вопрос о включении в законодательство Российской Федерации понятия среднего предприятия должен рассматриваться в совокупности с возможными правовыми последствиями введения такого понятия и, в первую очередь, с точки зрения предоставления льгот и преференций.

Полагаем, что в настоящее время основной целью введения понятия среднего предприятия может являться организация статистического наблюдения за их хозяйственной деятельностью. В этом случае к средним предприятиям должны быть отнесены предприятия с численностью не более 250 человек и с годовым оборотом менее 500 млн. рублей.

3.2. Совершенствование налогообложения, упрощение налоговой отчетности

Основным направлением налоговой реформы должно стать снижение налоговых ставок до уровня, обеспечивающего баланс интересов государства и налогоплательщика, соответствующего реально возможной собираемости налогов. Это обеспечит сокращение теневого сектора экономики и значительную декриминализацию малого и среднего предпринимательства.

Безусловно, сферу малого и среднего бизнеса должна регулировать система налогообложения, предусматривающая максимально возможное упрощение исчисления налогов, сокращение их величины, освобождение от налогообложения средств, направляемых субъектами малого предпринимательства на развитие производства.

Действующая с 1 января 2003 года система налогообложения малого бизнеса (26.2 “Упрощенная система налогообложения” и 26.3 “Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности”) не в полной мере отражает интересы малого предпринимательства. Имеются существенные ограничения, связанные с применением упрощенной системы налогообложения.

Следует в первоочередном порядке внести изменения в главу 26.2 в части изменения параметра годового дохода, ограничивающего применение упрощенной системы налогообложения, с 15 млн.рублей до 100 млн.рублей. Это соответствует предложениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и предпринимательских кругов.

Кроме того, необходимо продолжить работу по упрощению форм налоговых деклараций по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

По мнению федеральных органов исполнительной власти подготовку предложений по дальнейшему совершенствованию положений глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации целесообразно осуществлять после проведения анализа применения специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства в 2003 году, т.е. по итогам полного налогового года.

3.3. Упрощение доступа к финансовым ресурсам

Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства связано, в первую очередь, с решением задач доступности банковских кредитов, активного участия отечественных финансовых институтов в кредитовании малого бизнеса. Расчет на то, что приемлемый уровень кредитных ставок для “свободных предпринимателей” сформируется самим рынком, не оправдал себя. По экспертным оценкам банковскими кредитами пользуется лишь один процент малых предприятий.

В целях расширения возможностей доступа малых предприятий, в том числе начинающих, к источникам финансовых средств, необходимых для их развития, нужно организовать выполнение комплекса мер по следующим основным направлениям.

  1. Разработка механизма государственных гарантий, обеспечивающих разделение рисков между государством, кредитными организациями и малыми предприятиями.

    В соответствии со ст. 103 проекта Федерального закона “О федеральном бюджете на 2004 год” предусмотрено предоставление государственных гарантий Российской Федерации для привлечения на внутреннем рынке кредитных ресурсов в целях финансирования поддержки малого предпринимательства.

    Реализация данного направления предполагает предоставление государственной гарантии банку, уполномоченному Правительством Российской Федерации, в целях привлечения внебюджетных финансовых ресурсов для финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства. Уполномоченный Правительством Российской Федерации банк осуществляет размещение привлеченных внебюджетных финансовых средств в региональных коммерческих банках посредством открытия целевых кредитных линий и/или предоставление гарантий по кредитам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства.

    Принимая во внимание необходимость контроля со стороны государства за целевым использованием средств, привлекаемых под государственную гарантию Российской Федерации, целесообразно в качестве уполномоченного банка определить банк с государственным участием.

    Для реализации данного механизма Правительству Российской Федерации необходимо принять решение об определении ОАО “Российский банк развития” получателем государственной гарантии и одобрить внесение соответствующих изменений в ст. 103 и 119 проекта федерального закона “О федеральном бюджете на 2004 год”. Это решение позволит в короткие сроки определить получателя государственных гарантий по предоставлению кредитных средств субъектам малого предпринимательства и своевременно организовать эту работу в субъектах Российской Федерации.

    Гарантийные схемы будут использоваться для действующих малых предприятий, располагающих собственными активами и имеющих определенную кредитную историю. При отборе и сопровождении проектов целесообразно использовать систему государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства. На указанных принципах в настоящее время базируются схемы гарантий по кредитам субъектов малого предпринимательства, реализуемые в ряде субъектов Российской Федерации с использованием средств соответствующих бюджетов.

    Предоставление гарантий по кредитам может сочетаться с субсидированием части процентных ставок, что будет обеспечивать удешевление кредитных ресурсов для субъектов малого предпринимательства.

  2. Развитие механизмов микрофинансирования субъектов малого предпринимательства, в первую очередь - микропредприятий и начинающих предпринимателей.

    Реализация данного направления предполагает содействие созданию и развитию кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, других небанковских кредитных институтов, предоставляющих на возвратной основе микрофинансовые услуги субъектам малого предпринимательства. Используя денежные сбережения населения, кредитные кооперативы способствуют позитивному изменению социально-экономической ситуации, прежде всего там, где доступ к кредитным ресурсам ограничен.

    Принятие в 2001 году Федерального закона “О кредитных потребительских кооперативах граждан” послужило положительным импульсом в развитии этой системы. В настоящее время наблюдается рост числа кооперативов. Ряд региональных фондов поддержки малого предпринимательства также реализует программы предоставления микрозаймов за счет собственных средств, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств международных финансовых организаций.

    Банк России утвердил положение “Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции”, определяющее принципы функционирования депозитно-кредитных небанковских кредитных организаций, сферу их деятельности, круг осуществляемых ими операций, в частности, таких, как выдача банковских гарантий, которые могут быть востребованы субъектами малого предпринимательства.

    В целях дальнейшего совершенствования законодательного регулирования деятельности указанных небанковских кредитных организаций разработаны и внесены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов “О кредитной кооперации”, “О взаимном страховании”.

  3. Для облегчения доступа субъектов малого предпринимательства к банковскому кредитованию необходимо развитие системы формирования кредитных историй предприятий, создание условий для накопления специализированными организациями информации, характеризующей платежную дисциплину предприятий. Разработка и принятие федерального закона “О бюро кредитных историй”.
  4. Большое значение в развитии системы поддержки малого предпринимательства имеет сотрудничество государственных органов исполнительной власти с международными организациями.

    В рамках “Проекта поддержки предприятий” Всемирного банка частично осуществляется финансирование предприятий малого бизнеса. Основной целью проекта является поддержка реструктуризации российских предприятий путем прямого предоставления долгосрочных кредитных ресурсов для обновления основных фондов. Доля израсходованных средств займа на финансирование предприятий малого бизнеса составляет около 4,7 млн. долл. США или 9,4% от общей суммы займа.

    Финансирование предприятий малого и среднего бизнеса Европейским банком реконструкции и развития осуществляется в рамках проекта “Фонд поддержки малого бизнеса”. За период с 1994 года по настоящее время, по данным ЕБРР, за счет средств Фонда было профинансировано более 80000 проектов на общую сумму 800 млн. долл. США в 105 крупных и малых городах регионов Российской Федерации через систему уполномоченных банков, включая Сбербанк России и КМБ банк.

    В 2002 году в рамках программы поддержки российского микрофинансового сектора, реализуемой на средства USAID (Американского агентства международного развития) и направленной на дальнейшее развитие российских микрофинансовых организаций, как института, активно содействующего развитию малого предпринимательства в Российской Федерации, был создан Российский микрофинансовый центр (далее - РМЦ). Планируется предоставить до сентября 2005 года 25-30 грантов российским микрофинансовым организациям на общую сумму более 4 млн. долл. США. По оценкам, это позволит за проектный период увеличить число клиентов МФО на 4 200 человек, выдать более 5 000 займов на сумму около 3 000 000 долларов США.

    Продолжается сотрудничество с Фондом Евразия, который поддерживает проекты, направленные на улучшение практики ведения бизнеса, расширение доступа к финансовым ресурсам, уменьшение правовых и нормативных барьеров на пути развития бизнеса. Всего с 1993 по 2002 годы Фондом Евразия поддержаны около 1000 проектов, направленных на развитие частного сектора в России, на сумму более 28 млн.долл. США.

    Таким образом, международная финансовая помощь оказывает существенное влияние на развитие малого предпринимательства в Российской Федерации.

    Вместе с явными позитивными для российских предпринимателей сторонами деятельности упомянутых организаций, необходимо отметить ряд проблем.

    Основными из них являются следующие:

    недостаточное знание иностранными партнерами условий и специфики ведения бизнеса в России; относительно невысокое представительство российских специалистов в реализации программ; отсутствие в отдельных случаях понимания со стороны региональных и местных властей. Региональное и отраслевое распределение иностранной помощи неравномерно, большую ее часть получают центральные и северо-западные регионы, а также Уральский регион.

    Взаимодействие между российскими государственными и иностранными программами поддержки, а также самими иностранными программами нельзя назвать достаточным. В целях повышения эффективности такого взаимодействия необходимо создать доступную базу данных осуществляемых в России иностранных проектов поддержки предпринимательства, а также наладить широкое профессиональное обсуждение результатов и проблем, связанных с поддержкой предпринимательства, обмен опытом, обеспечить использование и наращивание положительного опыта завершенных и текущих программ развития малого бизнеса.

    Следует отметить, что на основе данных, представленных международными финансовыми организациями, можно оценивать абсолютный объем финансовых средств, направленных на развитие частного сектора, в том числе малого предпринимательства в Российской Федерации. Отсутствие дополнительных данных и, главным образом, единой методологии в подходах по их использованию не позволяют в настоящий момент говорить о таких важных показателях, как вклад этих проектов в качественный и количественный рост малых предприятий, совершенствование их отраслевой структуры, увеличение числа рабочих мест, влияние объемов кредитов и инвестиций на рост ВВП.

3.4 Развитие инновационного предпринимательства

Малое инновационное предпринимательство в научно-технической сфере является наиболее динамичным сектором инновационной экономики, способным оперативно реагировать на потребности рынка наукоемкой высокотехнологичной продукции, мобильно перестраивать свое производство, эффективно осваивать создание на основе новых знаний наукоемкую продукцию и услуги.

Несмотря на рост числа технопарков и инновационно-технологических центров, число малых компаний в научно-технической сфере составляет около 40 тысяч при ориентировочной потребности в них несколько сотен тысяч. В последние годы число таких малых компаний не увеличивается. Одной из основных причин этого является отсутствие звена инфраструктуры, обеспечивающего создание и развитие на начальном этапе малых компаний. Как показывает мировая практика, этап становления и начального развития малых высокотехнологичных компаний не может эффективно осуществляться без государственной поддержки, поскольку является затратным.

В России, обладающей значительным научно-техническим потенциалом, результирующие показатели инновационной активности пока низки. Одной из основных причин этого являются сложности с получением финансирования под высокорисковые инновационные проекты. По данным Фонда “Бюро экономического анализа” в настоящее время внедрением инноваций занимается лишь 4-5% отечественных предприятий, тогда как в Германии, США, Франции и Японии - от 70 до 82 процентов. Венчурный капитал потенциально мог бы стать важнейшим источником финансирования научных исследований, прикладных разработок и инновационной деятельности, осуществляемых малыми высокотехнологичными фирмами в России.

Исследования, проведенные Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, показывают, что среди факторов, сдерживающих инновационную деятельность, по мнению руководителей промышленных предприятий всех отраслей, доминирующими по-прежнему остаются финансовые проблемы: недостаток собственных финансовых средств (41% предприятий), а также недостаток инвестиций (12%), неприемлемые условия кредитования (16%). Кроме указанных факторов, сдерживающих развитие малого предпринимательства в целом, выявлены основные причины, сдерживающие развитие инновационной деятельности:

- неразвитость инфраструктуры инновационной деятельности;
- недостаточная реализация конкретных инновационных проектов в связи с низким спросом на научно-техническую продукцию;
- ограниченность централизованных источников финансирования, заемных и привлеченных средств.

В этой связи для стимулирования развития малого инновационного предпринимательства в научно-технической сфере представляется целесообразным принять со стороны государства ряд первоочередных мер организационного, экономического и правового характера.

Вновь созданные молодые инновационные компании не владеют необходимыми для развития бизнеса ресурсами и, не имея соответствующего обеспечения и гарантий возвратности средств, не в состоянии получить банковский кредит, коммерческий заем или разместить свои ценные бумаги на фондовом рынке. Для оказания финансовой поддержки малым высокотехнологичным компаниям на ранних стадиях развития в регионах Российской Федерации необходимо, используя мировой опыт, создавать систему поддержки. Эта система должна включать “посевные”, “стартовые”, гарантийные и венчурные фонды, учреждаемые с участием государства, способные обеспечить инвестиции, необходимые для развития высокотехнологичного инновационного бизнеса.

В этих целях возможно использование уже отработанного на практике механизма осуществления поддержки малых инновационных предприятий с участием Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Целесообразно рассмотреть вопрос и представить предложения в Правительство Российской Федерации об увеличении финансирования Фонда начиная с 2005 года с полутора до двух процентов от объема средств по разделу Федерального бюджета “Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу”, а также рассмотреть вопрос об изменении структуры финансовых расходов Фонда, обеспечения преимущественного предоставления поддержки проектам, находящимся на самой начальной, так называемой “посевной”, наиболее рискованной стадии развития. Это позволяет существенно расширить в перспективе базу предложений для венчурного финансирования, инвестиционных проектов, кредитования коммерческими банками.

Кроме того, до 10 % бюджета Фонда предлагается направлять на обеспечение финансирования сферы услуг для малого инновационного предпринимательства.

Участие Фонда в разрабатываемой схеме предоставления государственных гарантий может включать выявление инновационных проектов для кредитования, софинансирование их отдельных компонентов и мониторинг.

Для обеспечения возможности осуществления венчурного инвестирования и прямого инвестирования в капиталы наукоемких и высокотехнологичных компаний через Российский фонд технологического развития следует рассмотреть вопрос и представить предложения по изменению его организационно-правового статуса и внесению соответствующих изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 1999 года № 1156 “Об утверждении порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок”.

Представляется целесообразным организовывать в рамках ФЦНТП “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники (2002-2006 годы)” специализированные конкурсы для малых инновационных предприятий по направлениям, в развитии которых они имеют значительные успехи и объективно могут играть существенную роль в обеспечении технологической безопасности и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

Одной из актуальных задач является создание условий, при которых действующие инновационные структуры могли бы решать задачи регионального и федерального уровня по выпуску и реализации наукоемкой, конкурентоспособной продукции. Ее решение возможно путем создания инновационно-промышленных комплексов, которые являются логическим продолжением уже существующих структур поддержки малого инновационного предпринимательства, стимулирования участия российских промышленных компаний в международных выставках и мероприятиях в сфере высоких технологий, обеспечение государственного патронажа российского участия.

3.5. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства

В результате реализации федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства создана сеть базовых объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства по оказанию специализированных и комплексных услуг. В регионах России созданы и функционируют более 1300 объектов инфраструктуры.

Большинство таких объектов создано на региональном уровне, но распределение их очень неравномерно. Есть регионы, где подобные объекты вовсе отсутствуют или существуют формально, в то время как в других наблюдается некоторая “перенасыщенность” ими, что приводит к дублированию их функций. Однако необходимо отметить, что в ряде субъектов Российской Федерации система институтов инфраструктуры развития и поддержки предпринимательства стала обретать черты комплексности и завершенности.

В 2002 и 2003 годах средства федерального бюджета, выделяемые на поддержку малого предпринимательства (соответственно 20 млн.рублей и 100 млн.рублей), направлялись в полном объеме на создание объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на региональном уровне, в первую очередь в субъекты Российской Федерации с недостаточно развитой инфраструктурой, высоким уровнем безработицы, а также в депрессивные регионы.

В рамках реализации положений статьи 79 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2003 год” МАП России проведен открытый конкурс по определению исполнителей мероприятий по созданию инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства. По итогам конкурса профинансировано 28 проектов по созданию объектов инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства в 24 субъектах Российской Федерации.

Развитие объектов инфраструктуры в среднесрочной перспективе должно быть направлено на решение следующих задач:

- практическое завершение создания целостной системы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на всех уровнях с учетом их приоритетного развития на муниципальном уровне;
- информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства на основе использования возможностей и координации действий всех информационных сетей, специализирующихся на сборе, накоплении и обработке соответствующей информации;
- обеспечение консалтингового сопровождения инвестиционных и инновационных проектов от их разработки до реализации;
- унификацию системы подготовки кадров для малого предпринимательства всех категорий: предпринимателей, служащих и преподавателей.

Одно из важных направлений государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации - реализация возможностей малого предпринимательства в интеграции и стратегическом партнерстве с крупными предприятиями в интересах устойчивого развития промышленности и научной сферы и создание условий для привлечения малых предприятий к поставкам продукции, товаров и услуг для государственных нужд. Соответствующие нормы включены в проект Федерального закона “О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд”. Предлагается после вступления в силу данного закона принять постановлением Правительства Российской Федерации порядок привлечения субъектов малого предпринимательства к поставкам продукции для государственных нужд.

Значительный вклад в решение указанных проблем вносят субконтрактационные центры, являющиеся инструментом для корректировки и развития системы субконтрактных взаимоотношений. Они помогают наладить маркетинговую сеть между крупными и малыми предприятиями, способствуют участию малых предприятий в выставках и форумах, в выполнении государственных и субподрядных заказов на уровне регионов. В рамках комплекса мер по государственной поддержке малого предпринимательства предлагается обеспечить дальнейшее развитие сети центров субконтрактации.

Совершенствование деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства заключается в ее дальнейшем скоординированном развитии при повышении качества и количества оказываемых услуг на всех уровнях.

Деятельность системы фондов поддержки малого предпринимательства, состоящей из Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, государственных и муниципальных фондов, целесообразно направить на подготовку, отбор и сопровождение проектов для уполномоченных региональных банков и банка-агента - “Российского банка развития” при выдаче кредитов под государственные гарантии для субъектов малого предпринимательства, подготовку предпринимателей, находящихся на начальном этапе развития, к работе с заемными средствами, расширение микрофинансовых услуг с использованием средств фондов, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и привлеченных средств для формирования кредитной истории и начального капитала субъектов малого предпринимательства.

Указанные проблемы по формированию системы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на всех уровнях будут учтены при разработке проекта плана по созданию новых и развитию действующих объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства с учетом их приоритетного развития на муниципальном уровне.

Информационная поддержка предпринимательской деятельности осуществляется различными ведомственными, региональными и коммерческими информационными системами и структурами, созданными в рамках различных проектов и слабо взаимодействующими между собой. Консолидацию разобщенных элементов информационного обеспечения малого предпринимательства целесообразно осуществлять на базе государственных информационных ресурсов. Примером может служить создаваемый Минэкономразвития России в сети Интернет “Информационный портал малого предпринимательства”. Данная работа проводится в рамках Федеральной целевой программы “Электронная Россия 2002-2010 годы”. Ожидаемыми результатами внедрения создаваемой системы являются:

разработка технического решения по обеспечению информационного взаимодействия в сфере малого предпринимательства; интеграция ресурсов информационного обеспечения малого предпринимательства в единую информационную систему; оптимизация информационной проницаемости между органами власти, субъектами малого предпринимательства и субъектами инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

3.6. Совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития малого предпринимательства

На основе поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации от 20.02.2002 г. № МК-П5-02511 Минимуществом России с учетом предложений МАП России разработана и реализуется система мероприятий по совершенствованию механизмов использования федерального имущества субъектами малого предпринимательства.

Минимущество России распоряжением от 30.05.2003г. № 2405-р утвердило Временный порядок формирования и публикации перечня сведений об использовании федерального недвижимого имущества (“публичный реестр”), в соответствии с которым указанный информационный массив должен содержать информацию о переданном в аренду федеральном недвижимом имуществе. Указанным распоряжением предусмотрено в 3-х месячный срок разработать проект регламента формирования и публикации “публичного реестра”, содержащего информацию об объектах федерального недвижимого имущества, которые могут быть переданы в аренду, условиях аренды и другую информацию.

В настоящее время основная задача - обеспечение постоянного обновления сведений, содержащихся в реестре федерального имущества, в части передаваемого в пользование субъектам малого предпринимательства по тем или иным основаниям, и контроль за его использованием. Необходимо сохранить и развивать действующие механизмы, такие как:

установленный распоряжением Мингосимуществом России от 15.10.99 г. № 1409 порядок принятия решений о распоряжении федеральным имуществом в части сдачи в аренду;

обязательное требование органами юстиции при регистрации сделок по аренде объектов федеральной собственности свидетельства о внесении его в реестр федерального имущества, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2000 г. № 648;

утвержденный приказом Мингосимущества России от 02.03.2000 г. № 34 порядок проведения мероприятий по контролю за использованием по назначению и сохранностью федерального имущества, используемого субъектами малого предпринимательства.

Анализ практики формирования реестра федерального имущества показал, что почти все субъекты Российской Федерации в соответствии с рекомендацией Правительства Российской Федерации приняли нормативные акты, устанавливающие аналогичный порядок учета государственного имущества. Установлен схожий порядок учета и большинством муниципальных образований, что облегчает создание единого механизма и упрощенного доступа к информации по объектам различных форм собственности, необходимого для создания или развития малого предпринимательства.

С учетом данных реестра федеральной собственности и информации от территориальных органов Минимущества России сформирован перечень объектов федеральной собственности, переданных в настоящее время в аренду субъектам малого предпринимательства, который включает свыше 16 тыс. объектов, расположенных во всех субъектах Российской Федерации.

Суммарная площадь государственной недвижимости (без земельных участков), переданной в аренду субъектам малого предпринимательства по всем регионам Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года составляет 10267,4 тыс. кв. метров.

В соответствии с распоряжением Минимущества России от 18.01.2001 № 91-р налажен учет объектов незавершенного строительства во всех регионах Российской Федерации, информационный массив по которым в настоящее время составляет 6772 единицы.

Для субъектов малого предпринимательства, на которых производство собственной продукции составляет не менее 75 % общего объема реализуемых ими товаров и услуг, установлена арендная плата за использование государственного и муниципального имущества на уровне, применяемом для бюджетных организаций.

Многие регионы ввели для индивидуальных предпринимателей и малых предприятий понижающие коэффициенты при определении стоимости аренды, устанавливаемые в зависимости от видов деятельности в отраслях, развитие которых наиболее востребовано в регионе, таких как общественное питание, бытовое обслуживание, строительство, медицинские услуги. По различным регионам, например, в Республике Башкортостан, Алтайском крае, Ханты-Мансийском автономном округе. Архангельской, Владимирской, Курской, Костромской, Нижегородской, Тверской областях такие коэффициенты колеблются в диапазоне от 0,1 до 0,8.

Минимущество России установило территориальным органам максимальный срок оформления договоров аренды федерального имущества в один месяц с момента предоставления арендатором (балансодержателем) полного пакета необходимых документов, соответствующих установленным требованиям, в том числе органов юстиции, осуществляющих регистрацию сделок с недвижимостью.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.07.97 № 775 “Об изменении порядка реализации высвобождаемого военного имущества, акционирования и приватизации предприятий военной торговли” будет продолжена реализация объектов военной инфраструктуры.

Несмотря на принимаемые меры по повышению эффективности управления государственной собственностью, которые обеспечивают рост активности в регионах по поддержке малых предприятий, остаются нерешенными такие проблемы, как:

Доступ малых предприятий к новым имущественным ресурсам (в т.ч. введение его в оборот и приватизация для малых предприятий), имея ввиду такие механизмы:

разработку конкретных механизмов доступа к информации, необходимой для создания и развития малого предпринимательства в части указания конкретного адреса и условий получения информации об имеющихся площадях, которые предполагается передать или сдать в аренду субъектам малого предпринимательства. Требование нужно вводить применительно к реестрам любого имущества, находящегося в публичной собственности - государственного и муниципального, а также вводить требования по целостности, полноте информации и структуре этого реестра. Данное положение следует предусмотреть в проекте федерального закона “О государственном и муниципальном имуществе”. Вместе с тем, сегодня проблема отчасти решена, поскольку в отношении приватизированных и приватизируемых объектов публично подлежит публикации любая информация о них: как об объекте, так и об условиях его приватизации. Что же касается раскрытия сведений реестра федерального имущества, работа ведется во исполнение соответствующего поручения Правительства Российской Федерации и постепенно такие сведения раскрываются, действуют нормативные акты и другие документы Минимущества России, регулирующие процесс перевода этого реестра в режим публичного доступа к определенной группе сведений в нем;

разработку конкретных механизмов доступа к информации, необходимой для создания и развития малого предпринимательства в части нормативных правовых положений, относящихся к упрощенным процедурам заключения договоров аренды, разрешительных документов для граждан, юридических лиц вне зависимости от отнесения их к той или иной категории малого и среднего бизнеса по использованию участков земли и недвижимого имущества;

установление детальных процедур предоставления находящихся в государственной и муниципальной собственности объектов недвижимости: зданий, строений, сооружений и помещений в них, гражданам и юридическим лицам без принадлежности к категории малого и среднего бизнеса. Например, передача помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду, заключение инвестиционных контрактов на достройку объектов незавершенного строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности, передача помещений, объектов недвижимости в доверительное управление, достройка объектов недвижимости, их консервация, как форма распоряжения этими объектами и как форма их использования сегодня четко не регламентированы. Этот вопрос необходимо законодательно урегулировать путем внесения изменений в федеральные законы, применительно ко всем формам публичной собственности - государственной, муниципальной.

Законодательно установить на весь срок договора аренды правило, по которому стоимость аренды будет устанавливаться фиксировано (с учетом инфляции), при этом минимальный срок аренды должен быть не менее трех лет.

3.7. Методы осуществления государственной поддержки малого предпринимательства

Федеральным законом “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” от 14.06.95 №88-ФЗ предусматривается разработка федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, структура которой в принципе соответствует структуре федеральных целевых программ. Различаются требования, предъявляемые к федеральной программе и федеральной целевой программе на стадиях разработки и утверждения. Финансирование их также осуществляется по разным статьям бюджетного классификатора.

Для реализации государственной политики поддержки малого предпринимательства и сохранения результатов, достигнутых при исполнении предыдущих федеральных программ в этой области, в 2003 году приказом МАП России от 16.06.03 № 193 был утвержден Комплекс мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации, предусматривающий развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Однако в развитии малого предпринимательства существует целый ряд проблем, не ограничивающийся только развитием элементов рыночной инфраструктуры. Они изложены в настоящих материалах и носят системный характер, требующий соответствующего программно-целевого метода работы по их разрешению.

Следует отметить, что программный метод реализации мероприятий поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне предполагает тесную их увязку с мероприятиями региональных программ, позволяет скоординировать действия государственных и негосударственных организаций как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также сконцентрировать и направить совокупные имеющиеся ресурсы для более полной и эффективной реализации поставленных целей

На 2004 год и последующий период нет решения Правительства о разработке проекта указанной программы, уточнении ее статуса, государственном заказчике, сроках реализации, объемах и источниках финансирования. МАП России провел работу по сбору и обобщению предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций для включения в проект федеральной программы на среднесрочный период.

Необходимость решения проблем, связанных с поддержкой и развитием малого предпринимательства в Российской Федерации программными методами не вызывает сомнения у большинства респондентов, ответивших на запрос МАП России и считающих разработку и реализацию федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства обязательным условием для становления и развития среднего класса в России.

Указанный вопрос требует безотлагательного решения Правительства Российской Федерации и соответствующего поручения заинтересованным органам исполнительной власти по разработке программных мероприятий.

Кроме того, для более полного решения проблем малого предпринимательства заказчикам и разработчикам федеральных целевых программ при их формировании также следует предусматривать специальные разделы, направленные на привлечение субъектов малого предпринимательства к реализации их мероприятий.

Источник: Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости