Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Анализ состояния малого предпринимательства и основные задачи до 2006 года

Достигнутый уровень развития малого предпринимательства республики сохраняется без существенных изменений в течение трех последних лет. Не используются потенциальные возможности для роста производства товаров и услуг, занятости и доходов населения, не вовлекаются в экономический оборот имеющиеся значительные ресурсы.

За 9 месяцев 2002 года органами статистики республики отслеживалась деятельность 2 286 юридических лиц, действующих в сфере малого предпринимательства. Большинство малых предприятий относится к субъектам торговли и общественного питания (34,7%), в строительстве сосредоточено 21,9%, в сельском хозяйстве - 11,4%, промышленности – 10,5%.

Анализ размещения малых предприятий по улусам республики показывает, что более 75% их расположены в промышленных городах Якутске, Мирном, Алдане и Нерюнгри. Почти каждое второе малое предприятие функционирует в г. Якутске. За последние три года наблюдается рост численности индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ) примерно на 9,5% и составило около 29 500 человек.

Из общего количества ПБОЮЛ производством промышленной продукции занимается всего 2,4% (около 700 человек). Номенклатура выпускаемой индивидуальными предпринимателями промышленной продукции насчитывается около 40 наименований. Особенно заметно их участие в обеспечении внутреннего рынка республики колбасными изделиями, минеральной водой, безалкогольными напитками, хлебом и хлебобулочными изделиями, пиломатериалами, изделиями художественных промыслов.

По экспертным данным в сфере малого предпринимательства занято 72 тыс. человек или 15,3% от числа занятого населения республики. В России данный показатель составляет 17%. Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса, занятости в сфере малого предпринимательства и структура выручки от реализации свидетельствуют о преимущественном его развитии в сфере торговли и общественного питания. Приоритетные отрасли реального сектора, в том числе инновационная деятельность, развиваются незначительно.

В последние годы наблюдается увеличение налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства. Объем налоговых отчислений в налоговых доходах государственного бюджета Республики Саха (Якутия) от субъектов малого предпринимательства по экспертным данным составляет около 5,3%. Необходимо отметить, что отдельного учета налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства Управлением министерства РФ по налогам и сборам по РС(Я) не ведется.

Субъекты малого предпринимательства все шире вовлекаются в важнейшие сферы экономики, ранее характерные только для крупных и средних предприятий: производство хлеба и хлебобулочных изделий, колбасных изделий и цельномолочной продукции, производство швейных изделий, производство пиломатериалов, производство мебели, выпуск полиграфических изданий, услуги связи.

Малыми предприятиями (юридическими лицами) действующими на территории республики за 9 месяцев 2002 г. выпущено товаров и услуг на 4148 млн. рублей, что больше уровня 6 месяцев 2001 года в 1,4 раза. В общем объеме выпуска продукции по РС(Я) доля малых предприятий составляет 4,7% без учета индивидуальных предпринимателей и неформальной экономики. Основной объем произведенной продукции получен в результате деятельности строительных, торговых и промышленных малых предприятий. Силами малых предприятий производится колбасных изделий – 32%, безалкогольных напитков – 33,7%, минеральной воды – 24%, мехов и меховых изделий – 15,3%, деловой древесины – 14%, пиломатериалов – 11%, швейных изделий – 8% от общего объема их выпуска в республике. Оборот розничной торговли малых предприятий за 9 месяцев 2002 г. составил 2 806,1 млн. рублей, или 35,6% от общего объема по крупным, средним и малым предприятиям республики. По сравнению с соответствующим периодом 2001 года темп роста составил 151%.

Сохраняется высокая дифференциация по уровню развития малого предпринимательства между улусами республики, а потенциал малого предпринимательства в развитии экономики улусов задействован крайне неравномерно.

В соответствии с Республиканской целевой программой создания новых рабочих мест в Республике Саха (Якутия) до 2003 г. основной упор будет сделан на развитие предпринимательства и создание новых рабочих мест в улусах со сложной ситуацией на рынке труда (таких насчитывается 9 улусов).

Сложившаяся в последние годы ситуация требует значительной активизации государственной политики развития предпринимательства. Система государственной поддержки малого предпринимательства должна формироваться с учетом темпов развития малого предпринимательства в республике, которое условно можно разделить на три этапа: первый – это становление, второй – “развивающийся” и третий – “успешно работающий”.

Необходимо продолжить преобразования нормативно-правовой и институциональной среды, которая обеспечивала бы возможность нового этапа развития малого предпринимательства, в соответствии с российским законодательством.

Насущной задачей является развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности субъектов малого предпринимательства в кредитах и инвестициях. Получит свое дальнейшее развитие такая форма финансовой поддержки, как лизинг оборудования, которая органично вписалась в инвестиционную схему поддержки предпринимательства. Основным преимуществом лизинга перед другими формами кредитования является уменьшение налогооблагаемой базы, отсутствие залога, длительный срок кредитования. Остро стоит вопрос о создании Гарантийного Фонда, основное предназначение которого в эффективной доступности кредитных ресурсов коммерческих банков. В решении задач развития малого предпринимательства важную роль должна сыграть созданная с участием государства инфраструктура поддержки предпринимательства. Система финансово-кредитного обеспечения субъектов малого предпринимательства включает в себя 32 улусных и городских фонда поддержки предпринимательства (еще 3 фонда на стадии открытия) и специализированную структуру ЗАО “Сахализинг”. Укрепление системы улусных и городских фондов поддержки малого предпринимательства повысит стабильность и управляемость системы государственной поддержки малого предпринимательства, обеспечит выработку и проведение последовательной государственной политики по финансированию развития малого предпринимательства. Принятая Республиканская целевая программа предусматривает приоритетное финансирование улусных программ. Другой особенностью программы является перенос центра тяжести от республиканского бюджета, как основного источника финансирования подпрограммы, на местные бюджеты и внебюджетные источники.

Многие проблемы развития малого предпринимательства связаны с недостаточной информированностью хозяйствующих субъектов, недоступностью консультаций специалистов, отсутствием соответствующих деловых услуг. В связи с этим серьезной задачей остается включение предпринимателей в систему современного информационного обмена, что позволит значительно улучшить условия и эффективность их работы. Основные усилия по решению этой задачи будут направлены на создание конъюнктурной информации, содержащей данные о спросе, ценах и особенностях рынка товаров и услуг в республике, России и за рубежом, которая ускорит выход субъектов малого предпринимательства на внешний рынок.

На сегодняшний день в республике инфраструктура информационного обеспечения субъектов малого предпринимательства: ГУ РИМЦ, Интернет-бизнес центр в г. Якутске, ООО “Консалтинг+”, образовательные Школы бизнеса в гг. Якутске, Мирном и Нерюнгри. Эти структуры в дальнейшем должны объединиться в Бизнес-центр, расширить спектр деятельности и охватить основные направления информационного и образовательного обеспечения: законодательство, бухгалтерский учет и налогообложение, сертификация, лицензирование, юридическая поддержка, техническая информация, нормативно-справочная информация.

В республике продолжает осуществляться инициативное формирование объединений предпринимателей: создано более 30 общественных ассоциаций и организаций. Для регулирования отношений органов власти с общественными объединениями существует Координационный совет по поддержке и развитию предпринимательства при Президенте Республики Саха (Якутия).

Одной из эффективных форм поддержки деятельности малых предприятий является выставочно-ярмарочная деятельность. Это один из способов продвижения продукции на межрегиональные рынки и содействия развитию ремесленничества.

Вопросы всесторонней поддержки малого предпринимательства – самостоятельное системное направление социально-экономической политики государства. И оно основано на принципе создания наиболее благоприятных условий для его развития, особенно по тем направлениям деятельности, которые дают наибольший социально-экономический эффект.

К.Холмогоров, начальник управления развития и поддержки предпринимательства МПРТиЗ РС(Я)

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости