Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Осуществление контроля за применением контрольно-кассовых машин на территории Сибирского федерального округа

С переходом экономики нашего государства на рыночные условия хозяйствования, с началом построения принципиально иной системы налогообложения перед налоговыми органами России возникла принципиально новая задача - обеспечение эффективного контроля за оборотом наличных денег. Фактически в начале 90-х годов прошлого века на фоне бурного развития всех форм предпринимательства можно было констатировать бесконтрольное состояние оборота наличных денег в России, а соответственно, колоссальный рост размеров теневой экономики.

В целях упорядочения приема и учета наличных денежных средств, поступающих от населения в качестве платы за товары и услуги, обеспечения полного и своевременного сбора налоговых платежей и их поступления в бюджеты всех уровней, а также обеспечения защиты прав потребителей был принят Указ Президента Российской Федерации от 16.02.1993 № 224 "Об обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении денежных расчетов с населением". В дальнейшем на базе этого Указа был разработан и принят Закон Российской Федерации от 18.06.1993 № 5215-I "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон о применении ККМ).

Основные положения Закона о применении ККМ заключаются в том, что денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями, организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями (далее - предприятия) а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг, с обязательным применением контрольно-кассовых машин (далее - ККМ).

Для исполнения положений данного Закона Советом Министров - Правительством Российской Федерации были разработаны и утверждены соответствующие документы.

В частности, несмотря на довольно жесткие положения, вышеназванный Закон допускает возможность неприменения ККМ для отдельных категорий предприятий в силу специфики их деятельности или особенностей местонахождения. Перечень таких предприятий был утвержден постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 30.07.1993 г. № 745.

Законом о применении ККМ определено, что предприятия, которые обязаны применять ККМ, должны: регистрировать ККМ; использовать исправные ККМ; выдавать покупателю вместе с покупкой отпечатанный ККМ чек; обеспечивать работникам налоговых органов и центров технического обслуживания ККМ беспрепятственный доступ к ККМ.

Следует отметить, что статьей 3 Закона о применении ККМ установлено, что требования к контрольно-кассовым машинам, включая порядок и условия их применения и регистрации, определяются Положением по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, которое утверждается Советом Министров - Правительством Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации.

В настоящее время положение по применению ККМ утверждено Постановлением Совмина РФ от 30.07.1993 г. № 745 (с изменениями и дополнениями). Кроме того, во исполнение данного постановления Министерство финансов РФ письмом от 30.08.1993 №104 определило типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.

Согласно статье 4 Закона о применении ККМ контрольно-кассовые машины подлежат регистрации в налоговых органах по месту нахождения предприятия и находятся на техническом обслуживании в региональных центрах технического обслуживания контрольно-кассовых машин или непосредственно на предприятиях - изготовителях контрольно-кассовых машин.

При этом необходимо иметь ввиду, что допускаемые к использованию на территории Российской Федерации модели ККМ определяются Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККМ (далее - ГМЭК) и вносятся в Государственный реестр ККМ, используемых на территории Российской Федерации.

В соответствии с предоставленными законом полномочиями ГМЭК 22 октября 1993 года своим решением утвердила Положение о порядке ведения государственного реестра ККМ, используемых на территории Российской Федерации. А также решением от 23 января 1995 года при ГМЭК создана Лаборатория эталонных образцов ККМ, в которой представлены эталонные образцы всех моделей ККМ, включенных в Государственный реестр Российской Федерации.

Принятие вышеназванных законодательных и нормативно-правовых актов, а также контроль налоговых органов в сфере оборота наличных денежных средств в некоторой степени позволили решить часть проблем, в том числе способствовали частичной легализации теневого оборота. Однако, как показала практика работы налоговых органов, стремление уклониться от уплаты налогов порождает все новые формы и методы уклонения от уплаты в сфере оборота наличных денежных средств, что, в свою очередь, определяет новые формы и методы выявления и предотвращения таких нарушений.

Так, в условиях когда первые модели ККМ были фактически лишены защиты от постороннего вмешательства, возникла потребность в создании принципиально нового поколения контрольно-кассовых машин, обеспечивающих долговременное энергонезависимое хранение соответствующей информации. Для решения этой задачи Распоряжением Правительства РФ от 29.09.1997 года №1402-Р было определено, что налогоплательщики, использующие ККМ (за исключением отдельных категорий), должны были в срок до 1 января 2001 года осуществить замену применяемых на территории Российской Федерации контрольно-кассовых машин без фискальной памяти на контрольно-кассовые машины с фискальной памятью (фискальная память - это защищенное от постороннего вмешательства устройство, куда записываются данные о поступлении наличных денег, предназначена для того, чтобы предприятия не могли скрыть или исказить показатели своей денежной выручки).

Однако, уже накопленный опыт контрольной работы по применению контрольно-кассовых машин с фискальной памятью показывает, что далеко не все проблемы удалось решить с помощью таких ККМ. Так, налоговые органы уже выявили различные способы занижения объемов выручки даже на ККМ, оснащенных фискальной памятью. В частности, для целей фальсификации данных, отраженных в фискальной памяти, незаконопослушные лица используют как метод замены микросхемы памяти, так и перепрограммирование фискальной памяти.

Перепрограммирование фискальной памяти позволяет изменить принцип ее работы (например, фиксируется уменьшенная в десять раз сумма, или только каждая вторая, пятая или десятая покупка). Такое искажение можно обнаружить с помощью экспертизы Центра технического обслуживания или Государственной межведомственной экспертной комиссии по ККМ, проводимой путем сверки программы, заложенной в ККМ, с эталонной заводской программой. Еще один метод - это изменение информации, записанной в фискальной памяти.

Очевидно, что применение ККМ с фискальной памятью не может пресечь указанные нарушения законодательства о ККМ. При этом совершенные нарушения могут быть выявлены только при соответствующей организации контрольной работы налоговых органов, включающей контроль соответствия программного обеспечения эталону, но, безусловно, это не может кардинальным образом изменить ситуацию.

Одним из направлений по совершенствованию контроля за наличным денежным оборотом является дальнейшая модификация ККМ по пути усиления защиты фискальной памяти, в том числе на основе методов криптографической защиты.

В связи с увеличением числа случаев различных манипуляций с фискальной памятью Президентом Российской Федерации 13 декабря 2001 года было дано поручение № Пр-2184 ГМЭК об обеспечении целостности и достоверности фискальных данных контрольно-кассовых машин с помощью средств криптографической защиты фискальных данных.

Во исполнение этого поручения ГМЭК приняла решение (протокол заседания от 25 июня 2002 г. № 4/69-2002-25-06) - с 1 января 2003 года начать внедрение электронных контрольных лент защищенных (ЭКЛЗ). Кроме этого, ГМЭК выступила с предложением с 1 января 2003 года не продлевать сроки нахождения в Государственном реестре моделей контрольно-кассовых машин, в которых не реализована возможность функционирования ЭКЛЗ, а также обратилась в МНС России с рекомендацией налоговым органам не принимать с 1 января 2003 года к регистрации контрольно-кассовые машины, в которых не реализована возможность функционирования ЭКЛЗ.

Действие ЭКЛЗ основано на принципе шифрования информации. Вмешательство в память контрольно-кассовой машины, оборудованной таким устройством, весьма затруднительно.

Таким образом, можно говорить о начале постепенного перехода к применению нового поколения контрольно-кассовых машин, что позволит обеспечить лучший контроль за их применением.

Однако, и в современных условиях и даже в условиях перехода налогоплательщиков на использование ККМ нового поколения одной из задач налоговых органов остается организация и осуществление контроля за применением ККМ. Для решения этой задачи у налоговых органов есть достаточно широкие полномочия.

Так, статьей 6 Закона о применении ККМ установлено, что налоговые органы обязаны регистрировать контрольно-кассовые машины, используемые хозяйствующими субъектами, осуществлять контроль за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин, за полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях; проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовых машин, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, проводить проверки правильности выдачи чеков, а также налагать штрафы на предприятия и на физических лиц, виновных в нарушении законодательства о применении ККМ, а при повторном нарушении - обращаться в суд с иском о ликвидации данного предприятия с одновременным приостановлением его деятельности, связанной с наличными денежными расчетами с населением, в том числе путем приостановления операций по расчетным счетам налогоплательщиков.

Во исполнение данной статьи Закона о применении ККМ МНС России, а ранее - Госналогслужбой России, совместно с заинтересованными органами было принято несколько основополагающих документов. В частности, Методические рекомендации по организации контроля за применением ККМ (утв. Госналогслужбой РФ и Департаментом налоговой полиции РФ 29 июля, 3 августа 1994 г. №№ НИ-6-14/281, ВЯ-1155), Порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, утвержденный приказом Госналогслужбы РФ от 22 июня 1995 г. № ВГ-3-14/36 Кроме этого, в настоящее время действует Временный регламент по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о применении ККМ при денежных расчетах с населением, утвержденный приказом МНС России от 26.10.2000 г. № АС-14-16/35дсп.

Основные элементы организации и осуществления контроля налоговых органов за применением контрольно-кассовых машин приведены на схеме.

Информация представлена интернет-порталом "Межрегиональная Инспекция МНС России по Сибирскому Федеральному округу"

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости