Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности

Автор: Каримов Альберт Анварович

Обеспечение добросовестной конкуренции с равными правами и возможностями для всех субъектов малого предпринимательства является одной из главных задач государства в сфере регулирования рынка. Полностью решить эту задачу не удалось ни в одной стране. Можно говорить только о степени достижения идеального состояния рынка или об оценочном коэффициенте монополизации отдельных отраслей экономики.

Равные возможности осуществления своей деятельности для субъектов малого бизнеса является одним из необходимых условий стабильного развития экономики. В этой задаче как в фокусе сходятся проблемы взаимоотношений власти и бизнеса в современной России.

Законодательный процесс дерегулирования экономики, происходящий в последние годы ставит перед государственными структурами новые задачи.

С одной стороны, принят ряд важнейших законов снижающих административные барьеры в деятельности предприятий. Уменьшилось количество видов деятельности, подлежащих лицензированию. Уменьшится в ближайшие годы количество видов товаров, подлежащих сертификации. Внедрен механизм госзаказа. Во многих регионах государство прекращает прямое финансирование малого бизнеса и поручает кредитование банкам. Механизм доступа к государственной собственности становится более прозрачным.

С другой стороны, многие предприятия не выражают бурного восторга по поводу принятия прогрессивных законов. Скорее надежды двухгодичной давности на новые справедливые правила игры сменились разочарованием.

Основная проблема, на наш взгляд, заключается в современной российской бюрократии, заинтересованной не в развитии конкуренции, а в сохранении монополии, позволяющей ей продавать свои услуги по устранению конкурентов отобранным ею монополистам.

Бюрократия блокирует развитие конкурентных рыночных отношений и тем самым делает заведомо невыполнимыми любые программы по стимулированию малого и среднего предпринимательства.

Бюрократия создает питательную среду для паразитического бизнеса, специализирующегося на оказании предпринимателям такой специфической услуги, как помощь в преодолении искусственных административных барьеров.

Бюрократы консервируют сырьевую структуру российской экономики и обрекают страну на прогрессирующее технологическое отставание. Отсутствие конкурентной среды, необходимой для расширения малого и среднего бизнеса, в сочетании с административными рогатками для бизнеса уже возникшего препятствует инновациям и развитию необходимого для них человеческого капитала.

Сложился теневой союз предпринимателей и бюрократов, в котором первые готовы выкупать у вторых свои законные права. Бизнесу – по крайней мере, многим его группам - не хватает не желания выйти из “тени”, а силы, знаний и независимости, чтобы такой выход осуществить. Ему не хватает общественной и политической поддержки – не эпизодической, как сейчас, а постоянной и целенаправленной. Бизнес нуждается в том, чтобы население воспринимало его как носителя не только частных и групповых, но и общенациональных интересов и отчетливо представляло себе причины, которые мешают ему в таком качестве состояться. Но причины эти таковы, что самостоятельно выносить их на всеобщее обозрение и обсуждение он не решается. Бизнесу – в первую очередь малому и среднему – нужны политики и идеологи, публично выражающие его нереализованные и не реализуемые при нынешних обстоятельствах установки, апеллирующие к его потенциальной легальной субъектности, а не стыдливо дистанцирующиеся от его реальной теневой квазисубъектности.

Изменить или попытаться изменить такое состояние можно тремя способами.

Первый – гражданская консолидация и самоорганизация самого бизнеса. Мы наблюдаем начало этого процесса. Созданные общероссийские объединения предпринимателей выполняют пока лишь публичную роль декларации проблем, стоящих перед бизнесом. В регионах уже есть реально работающие ассоциации предпринимателей, созданные не по указке сверху, а по инициативе снизу. Продуктивная деятельность именно таких, иногда конкурирующих друг с другом объединений, приводит к реальным результатам внедрения на рынке принципов свободной конкуренции. Так, например, создание в Казани двух ассоциаций перевозчиков (владельцев маршрутных такси) привело к существенному снижению платы за проезд для населения.

Второй способ – сотрудничество с другими институтами гражданского общества. Имеется в виду правозащитные организации и политические партии. Надо признать, что пока эти институты или слабы, или ангажированы самой властью и реально свою функцию по отстаиванию интересов деловой части населения не выполняют.

Третий способ - диалог бизнеса с наиболее передовой частью госаппарата. Чаще всего мы слышим серьезную озабоченность и правильное понимание проблем предпринимательства из уст высшего руководства страны и регионов. Благодаря политической воли руководителей создаются на федеральном и региональном уровнях структуры поддержки предпринимательства. Чаще всего они имеют статус государственных Агентств, с функциями предоставления комплекса услуг для предпринимателей, с задачами отстаивания интересов всего сообщества малого бизнеса во властных структурах. Как ни парадоксальна ситуация борьбы одних чиновников с другими, но многие региональные агентства по развитию предпринимательства приносят ощутимую пользу.

Кардинально изменить ситуацию проблемы равных возможностей субъектов малого и среднего бизнеса на рынке могла бы общероссийская Административная реформа.

Цель такой реформы – переориентация деятельности органов власти с “защиты государственных интересов” на оказание услуг населению. В применении к малому бизнесу задача реформы - заинтересовать все уровни исполнительной и законодательной государственной власти, а также местное самоуправление в количественном и качественном росте малого бизнеса.

В средствах массовой информации активно обсуждаются такие меры, как привязка оплаты чиновников к росту собираемых налогов, легализация взяток, антикоррупционные запреты чиновникам на активное или пассивное участие в коммерческих структурах. Надо констатировать, что разработка концепции Административной реформы займет длительный период. Будучи востребована в обществе в целом административная реформа оказалось не нужна ни одной группе в отдельности.

Проблема равных возможностей в предпринимательской деятельности - это проблема не только бизнесменов, это проблема, затрагивающая интересы всего общества. И решать ее нужно всем сообществом.

Информация представлена интернет-порталом "Форум стратегии регионального развития"

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости