Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Корпоративное управление в российской промышленности

Файлы

Авторы:

Гуриев Сергей Маратович
Лазарева Ольга Владимировна
Рачинский Андрей Александрович
Цухло Сергей Владимирович

Содержание

Краткое содержание
Введение
Постановка задачи
Обзор литературы
Основные вопросы исследования

1. Описание выборки
2. Качество корпоративного управления в российской промышленности Компоненты корпоративного управления
Индекс корпоративного управления
Факторы, определяющие качество корпоративного управления
3. Инвестиции Наличие инвестиций и источники финансирования
Факторы, определяющие наличие инвестиций
Факторы, определяющие источники инвестиций
4. Кодекс корпоративного поведения и спрос на корпоративное управление Осведомленность о Кодексе
Востребованность Кодекса
Факторы, определяющие спрос на стандарты корпоративного управления
Заключение
Литература
Приложения 1. Распределение ответов на вопросы анкет
2. Описание переменных
3. Таблицы
4. Краткое описание Кодекса корпоративного поведения ФКЦБ
О Фонде Карнеги

Краткое содержание

Цели исследования

В 2002 г. в российской экономике началось замедление темпов роста. По всей видимости, бурный рост 1999—2001 гг., основанный на использовании простаивающих мощностей и фактически свободных человеческих ресурсов, исчерпал свой потенциал. Инвестиции в новый капитал могут финансироваться как из внутренних, так и из внешних источников. Внутреннее финансирование доступно в основном сырьевым предприятиям, поэтому для диверсификации экономики необходимы внешние инвестиции. В свою очередь, внешние инвестиции невозможны без повышения качества корпоративного управления.

Улучшение корпоративного управления и защита внешних инвесторов является основной целью внедрения Кодекса корпоративного поведения (далее — Кодекс), предложенного Федеральной комиссией по ценным бумагам (ФКЦБ). Кодекс определяет стандарты корпоративного управления, позволяющие обеспечить защиту инвесторов на уровне, вполне соответствующем западным рынкам капитала. Предполагается, что принятие компаниями Кодекса или отдельных его положений будет добровольным. Российский опыт показал, что в отсутствие развитой судебной системы добровольное внедрение новых институтов может оказаться единственным выходом. Действительно, если корпоративное законодательство не исполняется, не имеет значения, насколько оно совершенно. С другой стороны, саморегулирование и репутационные механизмы могут полностью или частично компенсировать низкий уровень исполнения законодательства.

Успех Кодекса напрямую зависит от того, насколько сильными будут стимулы предприятий к принятию его положений. Исследование факторов, определяющих эти стимулы, и является главной целью настоящей работы. Используя опрос репрезентативной выборки (около 1000) российских промышленных предприятий и их официальную статистическую отчетность, мы пытаемся установить наличие связей между структурой собственности, уровнем корпоративного управления, спросом на современные стандарты корпоративного управления и инвестициями с учетом размера, финансового положения, отраслевой и региональной специфики.

Основные результаты

1. Концентрация собственности в российской промышленности достаточно высока. Администрация предприятия контролирует в среднем 19% акций. На предприятиях, где администрация участвует в собственности, ее доля составляет 27%. Крупнейший внешний собственник контролирует в среднем 24% (на предприятиях, где такой собственник располагает более чем 1% акций, эта доля составляет 40%). В то же время пока велика и доля мелких акционеров — в среднем они контролируют 24% акций. Так как подавляющее большинство предприятий нашей выборки не представлено на рынке акций, наличие мелких акционеров, по-видимому, обусловлено последствиями приватизации.

2. Уровень корпоративного управления на разных предприятиях сильно различается. В среднем предприятия ответили положительно на 2,6 из шести заданных нами вопросов о различных показателях корпоративного управления. Лишь 16% предприятий ответили отрицательно на все шесть вопросов, 7% предприятий ответили положительно на пять или шесть вопросов. Уровень корпоративного управления выше на больших предприятиях, несколько хуже в лесной, пищевой промышленности и в промышленности стройматериалов, хуже на предприятиях, располагающих денежными средствами.

3. Концентрация собственности положительно влияет на корпоративное управление. Чем выше концентрация собственности в руках администрации или крупнейшего внешнего собственника, тем выше уровень корпоративного управления. Впрочем, положительный эффект имеет место лишь до тех пор, пока концентрация собственности в одних руках не превышает 50% акций. За этим пороговым значением дальнейшая концентрация собственности ухудшает корпоративное управление.

4. Большинство предприятий финансируют инвестиции из собственных средств. Из 78% предприятий, осуществлявших инвестиции в 2002 г., только 21% инвестировали за счет банковских кредитов, и лишь 0,7% — за счет выпуска акций.

5. Концентрация собственности положительно влияет на инвестиции. Гипотеза о том, что концентрация собственности увеличивает инвестиции посредством влияния на корпоративное управление, не оправдывается. Влияние концентрации собственности на инвестиции остается статистически значимым как с учетом, так и без учета корпоративного управления.

6. Уровень корпоративного управления не влияет на инвестиции в среднем по выборке, но влияет положительно, если доля мелких акционеров достаточно высока. Если велика доля крупных акционеров, то уровень корпоративного управления влияет на инвестиции отрицательно.

7. Осведомленность о Кодексе корпоративного поведения оставляет желать лучшего. Лишь треть руководителей предприятий ответили, что они знакомы с Кодексом, и лишь 4% — что знакомы с ним в деталях.

8. Спрос на положения Кодекса определяется осведомленностью о нем, текущим уровнем корпоративного управления на данном предприятии и на других предприятиях отрасли. Руководители предприятий считают большинство требований Кодекса скорее приемлемыми, чем неприемлемыми. Относительно проблематичными являются требования Кодекса об избрании независимых директоров и раскрытии информации. Приемлемость Кодекса в целом и отдельных его положений тем выше, чем больше руководители предприятий знают о Кодексе, чем выше текущий уровень корпоративного управления на их предприятии и на других предприятиях отрасли.

Выводы

В отсутствие формальных институтов корпоративного управления ключевую роль в защите прав инвесторов играет концентрация собственности. Как показывает наше исследование, концентрация собственности (до определенных пределов) в распоряжении администрации или крупного внешнего собственника положительно влияет на корпоративное управление.

С другой стороны, оказывается, что как только менеджмент или крупный внешний собственник консолидируют слишком большой пакет акций, дальнейшая концентрация собственности снижает уровень корпоративного управления. Применимость добровольных механизмов корпоративного управления ограниченна: добровольные механизмы обеспечивают права мелких внешних акционеров только тогда, когда менеджмент или крупный внешний собственник не имеют большинства голосов. Поэтому необходимо снизить трансакционные издержки “закрытия” акционерных обществ (перехода от ОАО к ЗАО), т. е. выкупа акций у миноритарных акционеров в тех случаях, когда крупный собственник контролирует, например, квалифицированное большинство акций и надеяться на добровольное внедрение механизмов защиты прав инвесторов бесполезно. Для большинства промышленных предприятий выход на рынок акционерного капитала представляется в обозримом будущем маловероятным.

Кодекс корпоративного поведения играет в основном информационную и образовательную роль, и необходимо всячески поддерживать усилия по распространению его содержания.

Информация представлена интернет-порталом "Московский Центр Карнеги"

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости