Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Некоторые аспекты развития рынка банковских услуг в Республике Коми

Автор: П.В. Докукин, зав. сектором экономического анализа
и мониторинга предприятия сводно-экономического отдела

В июне 2003 года Национальный банк Республики Коми подключился к работе Банка России по изучению спроса предприятий реального сектора экономики на банковские услуги. На начальном этапе в исследовании приняли участие 294 предприятия всех основных отраслей экономики Республики Коми с суммарным итогом баланса по состоянию на 31.03.2003г. в 104,5 млрд. руб., объёмом выручки за I квартал в 15,8 млрд. руб. и среднесписочной численностью 132,4 тыс. чел.

Первые результаты анализа свидетельствуют о том, что предприятия республики в основной массе отличаются низкой (указали 29,8%) или средней (53,3%) активностью в использовании банковских услуг.
Такая ситуация характерна, преимущественно, для малых (с суммарными активами до 100 млн. руб.), а также крупных и средних предприятий (от 100 млн. руб. до 1 млрд. руб.). При этом в среднем по Российской Федерации низкая активность в работе с кредитными организациями характерна только для 12,7% предприятий.

Необходимо отметить, что потребность малых и средних предприятий республики в услугах банков складывается заметно выше, чем возможность их получения, иными словами, спрос на этом сегменте рынка банковских услуг в республике в настоящее время превышает их предложение. Соответственно, почти треть предприятий (преимущественно, малых) сообщила о низкой удовлетворённости своего спроса на банковские услуги, либо о полной неудовлетворённости. В то же время 46,7% крупнейших предприятий (с активами свыше 1 млрд. руб.) активно пользуются услугами кредитных организаций, а возможность получения банковских услуг для крупнейших предприятий складывается выше, чем имеющаяся потребность в их получении.

В максимальной степени повышению спроса на банковские услуги способствует расширение деятельности предприятий (диаграмма 1). На втором месте активность использования банковских услуг зависит от уверенности в кредитной организации и льгот, предоставляемых банком клиенту. Стимулирует обращение в банки и развитие набора услуг, предлагаемых предприятию. Основными факторами, сдерживающими спрос на услуги кредитных организаций, являются ставки по кредитам и депозитам, а также запросы кредитных организаций дополнительной информации о предприятии. Кроме того, негативно влияют на взаимоотношения предприятий и банков процедуры оформления отдельных услуг, а также возможность привлечь заёмные средства из других источников.

В максимальной степени повышению спроса на банковские услуги способствует расширение деятельности предприятий (диаграмма 1). На втором месте активность использования банковских услуг зависит от уверенности в кредитной организации и льгот, предоставляемых банком клиенту. Стимулирует обращение в банки и развитие набора услуг, предлагаемых предприятию. Основными факторами, сдерживающими спрос на услуги кредитных организаций, являются ставки по кредитам и депозитам, а также запросы кредитных организаций дополнительной информации о предприятии. Кроме того, негативно влияют на взаимоотношения предприятий и банков процедуры оформления отдельных услуг, а также возможность привлечь заёмные средства из других источников.

Вместе с тем крупнейшие предприятия подходят к выбору кредитных организаций, исходя из максимальной эффективности работы с ней. Более половины крупнейших предприятий отметили, что на их выбор банка повлияло предложение новых видов услуг и применение современных технологий. Кроме того, крупнейшие предприятия больше внимания уделяют условиям оказания услуг и удобному расположению кредитной организации. Однако следует отметить, что почти половина предприятий данной категории выбирает обслуживающий банк по требованию головной компании, тогда как для малых и средних предприятий влияние данного фактора является незначительным.

Предприятия республики пользуются услугами как местных кредитных организаций, так и филиалов инорегиональных банков, однако местные кредитные организации пользуются несколько большей популярностью. Более 20% предприятий, принявших участие в исследовании, пользовались услугами банков других регионов, а 8% - услугами иностранных кредитных организаций.

Значительная часть предприятий отметила, что для большинства кредитных организаций характерны оперативность обслуживания, вежливость персонала, достаточно удобные и понятные процедуры оформления документации, а также возможность переговоров с руководством. Вместе с тем, более двух третей респондентов сообщили, что банки и филиалы республики не учитывают специфику отрасли и не проводят анализ потребностей клиентов (за исключением крупнейших предприятий). Для большей части кредитных организаций не характерна гибкость в оказании услуг. Практически аналогичная ситуация характерна и для банковской системы в целом по Российской Федерации.

Таким образом, консервативный подход предприятий к выбору кредитных организаций во многом определяется деятельностью самих банков, которые не в состоянии предложить предприятию услуги, соответствующие его потребностям и учитывающие специфику деятельности конкретного клиента.

Выстраивая взаимодействие с кредитными организациями, основная часть предприятий предпочитает получать отдельные услуги, и лишь около трети – пакет услуг. Наиболее востребованными услугами являются кассовое и расчётное обслуживание. Однако только каждый четвёртый клиент пользуется услугами инкассации. Наиболее популярными платёжными инструментами у предприятий являются платёжные поручения, треть предприятий используют чеки.

Достаточно активно предприятия используют услуги по кредитованию. При этом открытие кредитной линии являлось более предпочтительным по сравнению с разовым кредитованием и кредитованием «овердрафт» и использовалось каждым пятым участником мониторинга. Востребованными остаются и такие услуги, как кредитование персонала предприятия и операции с использованием пластиковых карт, наиболее популярные в топливной, деревообрабатывающей отраслях и связи. В целом необходимо сказать, что в Республике Коми имеется спрос практически на все основные виды банковских услуг, однако многие из них используются узким кругом клиентов.

Следует отметить значительные различия в оценках использования банковских услуг между предприятиями различных категорий активов. Если разовое кредитование во II квартале получали по 40% крупнейших, крупных и средних предприятий, то среди малых предприятий таких было только 11,4%. Кредитная линия наиболее доступна крупнейшим предприятиям (46,7%), так же, как и кредитование персонала (33,3%) и информационно-аналитические услуги (20%). Две трети крупнейших предприятий использовали пластиковые карты.

По данным, полученным от предприятий, почти половина из них (47%) испытывает потребность в привлечении кредитов, причём в Республике Коми удельный вес таких предприятий складывается несколько выше, чем в среднем по Российской Федерации (44,6%). Наибольшее количество предприятий, сообщивших о потребности в получении кредитов, характерно для машиностроения, деревообрабатывающей, пищевой промышленности, сельского хозяйства и торговли. При этом если в топливной, пищевой промышленности, строительстве и торговле предприятия испытывают потребность преимущественно в краткосрочных кредитах для пополнения оборотных средств, то в энергетике, машиностроении, лесной и деревообрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте и связи – в долгосрочных кредитах, предназначенных для финансирования капитальных вложений.

Наиболее значительные кредиты требуются предприятиям торговли, строительства, лесной и деревообрабатывающей, нефтяной и газовой промышленности, транспорта и связи. Суммарная величина кредитов, за которыми готовы обратиться предприятия в III квартале, составила 1,3 млрд. руб. в рублях и 16 млн. долл. США (примерно 488 млн. руб. в рублёвом эквиваленте), что составляет 1,7% от совокупной валюты баланса участников мониторинга. Следует отметить, что в масштабах Российской Федерации кредиты, необходимые предприятиям в этом же периоде, составили 2,2% суммарной валюты баланса. Такая ситуация свидетельствует о том, что в среднем по России предприятия пользуются кредитными ресурсами в больших объёмах, чем в Республике Коми.

В то же время, рассматривая показатели финансовых анкет предприятий-участников мониторинга за I квартал 2003 года (выборка которых практически полностью сопоставима с выборкой п редприятий, заполнивших анкеты СБУ), необходимо отметить, что объём кредитов, числящихся на балансах предприятий, увеличился только на 359,3 млн. руб., а их доля в финансировании активов возросла всего на 0,1 процентных пункта, составив 4,7% (за весь 2002 год – на 997 млн. руб. и на 0,6 п.п. соответственно). Такое соотношение свидетельствует, что фактическая потребность предприятий в банковских кредитах более чем в 4 раза превышает тот её объём, который реально удовлетворяется. Следует сказать, что основная потребность крупнейших предприятий республики в заёмных ресурсах покрывается путём привлечения займов небанковских организаций.

Учитывая, что, по данным анализа СБУ, четверть предприятий испытывает потребность в кредитах на сумму менее 500 тыс. руб., а для 75% предприятий сумма запрашиваемого кредита не будет превышать 5 млн. руб., ресурсная база кредитных организаций республики (по состоянию на 01.06.2003г. – 16 880,2 млн. руб.) и размер собственного капитала позволяют осуществлять кредитование большинства предприятий в требуемых объёмах. Кроме того, значительные суммы средств размещаются банками за пределами республики (по состоянию на 01.06.2003г. только по каналам перераспределения средств между филиалами инорегиональных банков и их головными офисами было выведено более 6 млрд. руб.). Поэтому низкая удовлетворённость спроса на кредиты в большинстве случаев обусловлена неудовлетворительным финансовым положением потенциальных заёмщиков. Исходя из формализованной оценки отчётности 3 800 предприятий республики, проведённой по итогам 2002 года, кредитоспособными были признаны только 10,9% предприятий, а условно-кредитоспособными – ещё 8,3%. При дополнении анализа качественными критериями удельный вес финансово устойчивых предприятий может несколько увеличится, однако останется существенно ниже, чем доля некредитоспособных организаций.

Средняя ставка, названная предприятиями Республики Коми в качестве максимально возможной при обслуживании кредитов, в III квартале составила 14,7% годовых, при этом её величина варьировалась от 9% в сельском хозяйстве, до 20% в пищевой промышленности. Крупнейшие предприятия республики в состоянии привлекать кредиты под более высокие ставки (17,7% годовых). Следует отметить, что в целом по Российской Федерации средняя ставка сложилась на более высоком уровне и составила 16,7% годовых. Если для четверти предприятий республики, сообщивших о потребности в привлечении кредитов, максимально возможная процентная ставка не превышает 10%, то для четверти предприятий Российской Федерации – 15%. Таким образом, предприятия Республики Коми отличаются более низкой кредитоспособностью, чем в целом по Российской Федерации.

Средняя рентабельность оборотных активов по выборке финансовых анкет в составила в I квартале 16% годовых, рентабельность продаж – 12%. Однако необходимо учитывать, что эти показатели формируются, прежде всего, крупнейшими предприятиями, по группе которых рентабельность оборотных активов составила более 20% годовых, а рентабельность продаж – 15,6%. Эти же показатели для средних предприятий составили только 2% и 4,2% соответственно, а малые предприятия по итогам квартала допустили убытки. Таким образом, можно сделать вывод, что использование кредитов в производственных целях окупается, преимущественно, у крупнейших предприятий. Малые и средние предприятия Республики Коми считают для себя возможным привлекать кредиты по ставкам, которые не смогут окупить в текущей деятельности.

Средний срок, на который предприятия республики планируют привлекать банковские кредиты, составил 29 месяцев. Наиболее длительные кредиты требуются крупнейшим и малым предприятиям (свыше 30 месяцев), а в разрезе отраслей – для транспорта (66 месяцев), связи (42 мес.), сельского хозяйства (41 мес.) лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (40 месяцев). Вместе с тем следует отметить, что большинство предприятий не в состоянии обслуживать долгосрочные кредиты по действующим процентным ставкам: более половины участников мониторинга ориентируются на краткосрочное привлечение средств (на срок до 1 года).

В целом по Российской Федерации средний планируемый срок привлечения банковских кредитов сложился ниже, чем в Республике Коми и составил 20,2 месяца. Для каждого второго участника он также не превышает 12 месяцев. Таким образом, предприятиям республики долгосрочные инвестиционные кредиты требуются в большей мере, чем в среднем по России.

Основными видами обеспечения при кредитовании являются машины и оборудование (отметили 25% респондентов), запасы (в т.ч. сырьё и материалы – 16,6%, готовая продукция – 18,2%), здания и сооружения (17,2%). Следует отметить, что отдельные виды обеспечения, такие, как земельный участок, депозиты, гарантии кредитных организаций и органов власти, имущественные права, используются при получении кредита в меньшей степени, чем могли бы быть предложены предприятиями. Такая ситуация характерна для малых предприятий и свидетельствует о наличии в целом по республике определённого резерва обеспечения, который может быть использован при более существенном расширении объёма кредитования.

О возможном размещении депозитов в текущем квартале сообщили только 1,7% предприятий республики на общую сумму в 29,2 млн. руб. и 50 тыс. долл. США. Это составляет 6,4% от объёма депозитов, размещённых юридическими лицами на счетах кредитных организаций республики по состоянию на 01.06.2003г. Невысокая потребность в данном виде банковских услуг свидетельствует об отсутствии у подавляющего большинства предприятий свободных финансовых ресурсов.

В III квартале можно ожидать увеличения спроса на услуги кредитных организаций, что наиболее характерно для средних и крупных предприятий, а в разрезе отраслей – для машиностроительных, деревообрабатывающих и сельскохозяйственных предприятий. Наиболее значительно возрастёт потребность в пополнении оборотных средств, в меньшей степени увеличится потребность в финансировании инвестиций, а также в наличных рублёвых средствах. В то же время несколько уменьшаться возможности предприятий по размещению свободных денежных средств.

Каждое пятое предприятие Республики Коми предполагает расширение как объёма, так и количества расчётов. Такая ситуация свидетельствует о том, что увеличение расчётов будет происходить, преимущественно, не под влиянием ценовых факторов, а в результате прироста объёма деятельности.

Основными услугами, которые предприятия намерены использовать в следующем квартале, остаются расчётно-кассовое обслуживание, инкассация, кредитование и операции с использованием пластиковых карт. Кроме того, предприятия интересуют услуги по операциям с иностранной валютой, внешнеэкономическим операциям, купле-продаже ценных бумаг, а также информационно-аналитические услуги. Ни одно предприятие из принявших участие в исследовании, не планирует обращаться в кредитные организации за услугами по доверительному управлению и форфейтинговым операциям.

Как показывают первые результаты, исследования спроса на банковские услуги открывают множество новых возможностей как для Банка России при проведении реструктуризации банковской системы, так и для непосредственных участников данного рынка – предприятий и кредитных организаций. Система анализа экономики и банковской сферы, созданная в Центральном банке РФ за последние годы, позволяет изучить состояние рынка банковских услуг не только в целом по стране или конкретному региону, но и в разрезе отраслей и подотраслей экономики, групп предприятий с точки зрения масштабов деятельности или её характера, отдельных городов и районов. Начало полномасштабной практической работы по изучению предложения банковских услуг будет способствовать дальнейшему совершенствованию аналитической работы в этом направлении и повышению эффективности деятельности всей банковской системы страны.

Аналитический материал предоставлен Торговой палатой Республики Коми

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости