Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Мониторинг развития саморегулирования в регионах России

Файлы

Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства

Подготовили:
Мигин Сергей
Сайдуллаев Фазлиддин


Москва, июль 2009

На современном этапе развития российского общества решающее значение приобретает совершенствование форм публичного регулирования экономической деятельности. Сегодня как никогда нужны новые нестандартные, инновационные решения и действенные механизмы преодоления кризисных явлений в национальной экономике и, что не менее важно, реализации стратегии долгосрочного социально-экономического развития страны. Наиболее перспективные направления роста связаны с использованием потенциала саморегулирования, которое может внести серьезный вклад в решение стоящих перед российской экономикой задач.

Необходимость государственного содействия становлению института саморегулирования нашла отражение в программных документах и выступлениях Президента РФ Д.А. Медведева, полностью поддерживающего "уже достаточно солидную по возрасту идею передачи государственных функций общественным организациям, в том числе саморегулируемым".

Настоящий мониторинг подготовлен в целях оценки результативности усилий региональных властей по созданию условий для развития саморегулирования различных секторов экономики. Публикуется для общественного обсуждения, привлечения внимания к проблемам саморегулирования в России и стимулирования появления новых и развития уже существующих саморегулируемых организаций.

Содержание

Раздел I. Результаты мониторинга

Сводный рейтинг субъектов РФ по численности саморегулируемых организаций

Рейтинг субъектов РФ по развитию СРО арбитражных управляющих

Рейтинг субъектов РФ по развитию СРО оценщиков

Рейтинг субъектов РФ по развитию строительных, изыскательских и проектировочных СРО

Рейтинг субъектов РФ по развитию СРО аудиторов

Рейтинг субъектов РФ по развитию СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг

Рейтинг субъектов РФ по развитию СРО в сфере рекламной деятельности

Рейтинг субъектов РФ по развитию СРО в сфере кадастровой деятельности

Рейтинг субъектов РФ по развитию СРО в сфере пищевой промышленности и сельского хозяйства

Рейтинг субъектов РФ по развитию СРО, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности в иных сферах

Рейтинг субъектов РФ по развитию СРО, объединяющих субъектов профессиональной деятельности в иных сферах

Раздел II. Методика мониторинга

Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности в России имеет более чем десятилетнюю историю. За это время получили развитие как добровольные, так и делегированные формы, предполагающие обязательное членство (саморегулируемые организации арбитражных управляющих, оценщиков, аудиторов) или необязательное членство с эксклюзивными правами (саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний) либо ослаблением государственного регулирования (саморегулируемые организации, объединяющие негосударственные пенсионные фонды).

Интерес к саморегулированию резко повысился в связи с принятием базового Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-Ф3 "О саморегулируемых организациях".

В настоящее время стоит задача организации на регулярной основе оценки степени полноты, последовательности, оперативности и результативности реализации решений по делегированию отдельных полномочий саморегулируемым организациям, а также уровня развития добровольного саморегулирования в регионах России.

Под саморегулированием в целях настоящего мониторинга понимается институт, в рамках которого участниками рынка создаются, адаптируются и изменяются легитимные правила, регулирующие их предпринимательскую и профессиональную деятельность.1 При этом в России он преимущественным образом реализуется через саморегулируемые организации, поэтому в мониторинге понятия "саморегулирование" и "саморегулируемые организации" (СРО) используются взаимозаменимо.

В основу настоящего мониторинга положен относительно простой, но вместе с тем надежный, объективный и наиболее показательный параметр - количество СРО, осуществляющих свою деятельность на территории региона. При этом в случае наличия соответствующей информации дополнительно учитывается удельная численность членов СРО по регионам, которая корректируется на уровень ВРП субъекта РФ либо иной объективный показатель, позволяющий очистить результаты от влияния "размера" региональной экономики. Важно, что эффект "работы на показатель" ожидаемо стимулирует региональные власти содействовать увеличению числа СРО, а это в любом случае желательно, учитывая, что основной риск саморегулирования - ограничение конкуренции.

Рейтинг носит композитный характер и складывается из десяти компонентов оценки уровня развития СРО по секторам экономики. Каждый из компонентов вносит равный вклад в сводный рейтинг

По одному из компонентов (арбитражное управление) благодаря наличию соответствующей статистики оценивался уровень концентрации СРО, что позволило учесть не только количество представленных СРО в регионе, но и их относительную "величину", а значит и степень конкурентности среды, в которой они осуществляют свою деятельность. В перспективе по мере снятия информационных ограничений представляется продуктивным распространение данного подхода на другие компоненты.

* * * * *

Наибольшая степень развития саморегулируемых организаций по результатам первого раунда мониторинга зарегистрирована в Москве, Пермском крае и Санкт-Петербурге.

Следует особо отметить оценку уровня саморегулирования в Пермском крае, которая на фоне ожидаемо высоких показателей Москвы и Санкт-Петербурга выглядит впечатляюще. Это дает основания говорить о существенном продвижении в работе по созданию благоприятных для бизнеса условий хозяйствования и институциональной среды, способствующей развитию региональной экономики. И этот успех не выглядит случайным: губернатор Пермского края О.А. Чиркунов еще в 2004 году заявлял о том, что "упрощение процедур лицензирования, сокращение избыточных контрольных и надзорных функций, прозрачные процедуры доступа к государственной и муниципальной собственности, делегирование значительной части подобных функций саморегулируемым организациям, отказ государства от несвойственных ему функций, создание тем самым новых рынков, до сегодняшнего дня фактически монополизированных, освобождение их для эффективного предпринимателя, для частной инициативы - вот что искоренит почву для взяточничества со стороны надзорных органов".2

Незначительно отстает от трех регионов с наивысшим уровнем развития саморегулирования Свердловская область. В десятку регионов-лидеров также попали Краснодарский край, Воронежская, Самарская, Ярославская и Саратовская области и Удмуртская республика.

В разрезе секторов экономики, в которых получило развитие саморегулирование, ситуация выглядит следующим образом.

Арбитражное управление. В России действует 45 СРО арбитражных управляющих, членство в СРО обязательное. Наиболее конкурентная среда сформировалась в Волгоградской области, Удмуртской Республике и Ростовской области. В десятку также вошли Омская, Кировская, Московская области, Пермский край, Саратовская и Нижегородская области и г. Москва.

Оценочная деятельность. В настоящее время зарегистрировано восемь СРО оценщиков, членство в СРО обязательное. Наибольшее развитие деятельность СРО получила в Ростовской области, Республике Марий Эл и Смоленской области. В десятку также вошли Республика Ингушетия3, Кабардино-Балкарская Республика, Краснодарский край, Тамбовская, Псковская, Новгородская и Калужская области.

Строительство. По состоянию на 1 июля 2009 года зарегистрировано 23 СРО в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий. Получение допуска от СРО обязательно начиная с 1 января 2010 года. В анализ было дополнительно включено 55 объединяющих участников строительного рынка организаций, которые планируют в ближайшее время получить статус саморегулируемых. Лидирует Удмуртская Республика, Саратовская и Брянская области. В десятку также вошли г. Санкт-Петербург, Свердловская область, Хабаровский край, Республика Бурятия, Воронежская область, Краснодарский край и г. Москва.

Аудиторская деятельность. В настоящее время зарегистрированные СРО аудиторов отсутствуют (не утвержден порядок ведения государственного реестра), с 1 января 2010 года членство с СРО обязательно. Мониторинг проводился в отношении 16 некоммерческих партнерств, объединяющих аудиторов и аудиторские организации, которые планируют приобрести статус СРО. Наибольшее развитие их деятельность получила в Республике Бурятия, Новосибирской области и Алтайском крае. В десятку также вошли Орловская, Брянская, Томская области, Камчатский край, Омская область, Республика Алтай, Астраханская область.

Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг. На сегодняшний день ФСФР выдано пять разрешений на деятельность в качестве саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг. Их получили: Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), Профессиональная Ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), Национальная фондовая ассоциация (НФА), Некоммерческое партнерство "Национальная лига управляющих" (НП "НЛУ"), Некоммерческое партнерство профессиональных участников фондового рынка Уральского региона (ПУФРУР). Кроме того, в данном компоненте анализа были дополнительно учтены СРО НП "Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов" (НП "НАПФ"), НП "Саморегулируемая организация "Ассоциация ипотечных брокеров Удмуртской Республики", НП "Саморегулируемая Организация Финансового Оздоровления и Развития Предприятий". Регионами-лидерами являются Свердловская и Владимирская область и г. Москва. В десятку также вошли Удмуртская Республика, г. Санкт-Петербург, Новосибирская область, Пермский край, Тульская, Челябинская и Нижегородская области.

По следующим пяти компонентам мониторинга анализ проводился в отношении некоммерческих организаций, объединяющих субъектов профессиональной либо предпринимательской деятельности, которые обладают атрибутивными признаками саморегулируемых организаций и (или) планируют получить статус СРО после определения уполномоченного органа по ведению государственного реестра.

Рекламная деятельность. В мониторинг включены 18 объединений. Наибольшее развитие саморегулирование рекламной деятельности получило в Новосибирской области, Москве и Воронежской области. В десятку также вошли Свердловская область, Хабаровский край, Саратовская область, Краснодарский край, Сахалинская и Волгоградская области, Ставропольский край.

Кадастровая деятельность. Подготовка к саморегулированию в сфере кадастровой деятельности осуществляется уже пять лет и на сегодняшний день существует 11 организаций, готовых взять на себя функции СРО кадастровых инженеров. В региональном разрезе наиболее благоприятная ситуация для развития саморегулирования в данном секторе складывается в Алтайском крае (там сформировано свое НП "Союз кадастровых инженеров Алтая"), Свердловской и Белгородской областях. В десятку также вошли Владимирская и Воронежская области, г. Москва, Иркутская, Калининградская, Кемеровская и Ленинградская области.

Пищевая промышленность и сельское хозяйство. В мониторинг включены 17 бизнес-объединений. Наибольшая представленность организаций, обладающих признаками СРО, зарегистрирована в г. Москве, Московской и Нижегородской областях. В десятку регионов-лидеров вошли Свердловская, Белгородская, Владимирская, Волгоградская области, Краснодарский край, Ленинградская и Новосибирская область.

Иные сферы предпринимательской деятельности. В мониторинг включены 37 бизнес-объединений. Наибольшая представленность организаций, обладающих признаками СРО, зарегистрирована в г. Москве, г. Санкт-Петербурге и Московской области. В десятку также вошли Республика Татарстан, Ростовская, Волгоградская области, Краснодарский край, Новосибирская, Самарская и Тюменская области.

Иные сферы профессиональной деятельности. В мониторинг включены 10 объединений. Наибольшая представленность организаций, обладающих признаками СРО, зарегистрирована в Брянской и Владимирской областях и г. Санкт-Петербурге. В десятку также вошли Курская и Липецкая области, Пермский край, Рязанская, Самарская, Тульская области и Хабаровский край.

Полная версия (doc-формат) содержит сводный рейтинг регионов по развитию СРО и покомпонентные рейтинги.


1 Контексты саморегулирования. Передача государственных функций саморегулируемым организациям / Под ред. С.В. Мигина. М.: НИСИПП, 2009. С. 18.

2 "Эксперт Урал" №45 (170) от 29 ноября 2004.

3 Вхождение Ингушетии в десятку регионов-лидеров обусловлено низким значением ВРП, на который осуществлялась корректировка (см. методику мониторинга в разделе II).

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости