Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Доклад "О дальнейшем развитии малого предпринимательства в Российской Федерации"

Проект
Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
Содержание

Введение

  1. Краткая оценка состояния малого предпринимательства в Российской Федерации
  2. Оптимизация нормативных правовых основ регулирования малого предпринимательства со стороны государства
  3. Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства
  4. Совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития системы малого предпринимательства
  5. Совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства
  6. Развитие инфраструктуры, информационных систем малого предпринимательства
  7. Укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства
  8. Активная антимонопольная политика и пресечение недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям
  9. Совершенствование деятельности органов государственной поддержки малого предпринимательства, сокращение административных барьеров в предпринимательстве
  10. О программах государственной поддержки малого предпринимательства
Введение

Основополагающими документами, определяющими государственную политику в области поддержки развития малого предпринимательства в Российской Федерации являются: Федеральный закон от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации, Концепция государственной политики поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации”, положения, содержащиеся по данной проблеме в посланиях Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), другие нормативные правовые документы, относящиеся к данному вопросу.

Настоящий доклад подготовлен в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации, данном на заседании Правительства Российской Федерации 19 декабря 2002 г., протокол № 47, раздел I, п.5, с учетом предложений Минэкономразвития России, Минфина России, МНС России, Минпромнауки России, Банка России, аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в Дальневосточном, Центральном, Южном и Уральском федеральных округах, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, а также других организаций, работающих над указанной проблематикой. Кроме того, использованы аналитические материалы Ресурсного центра малого предпринимательства.

В докладе приведена краткая оценка состояния российского малого предпринимательства, подготовленная на основе данных Госкомстата России, Рабочего центра экономических реформ при Правительстве Российской Федерации и Национального института системных исследований проблем предпринимательства.

В рассматриваемых материалах кратко отмечены работы, выполненные в целях реализации Концепции государственной политики поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации; проанализирована информация о состоянии малого предпринимательства в 2002 году и перспективах его развития на среднесрочный период, полученная от органов исполнительной власти 64 субъектов Российской Федерации. Несмотря на то, что каждый регион имеет свой уровень развития, свои проблемы и перспективы, различные ресурсы, выявлены и сформулированы общие проблемы развития малого предпринимательства в регионах и перспективы его дальнейшего развития, которые приведены в соответствующих разделах доклада.

В последние годы наметилась определенная стабилизация в состоянии малого предпринимательства в России. Отсутствие заметной динамики в его развитии свидетельствует о наличии определенных препятствий, ограничивающих реализацию больших потенциальных возможностей развития малого бизнеса, имеющихся в стране. В целях обеспечения дальнейшего экономического роста в стране, диверсификации экономики, устранения из нее теневого сектора, повышения деловой активности и роста занятости населения, обеспечения социальной стабильности в обществе необходимо в ближайшее время решить задачи по дальнейшему развитию малого предпринимательства.

1. Краткая оценка состояния малого предпринимательства в Российской Федерации

По данным Госкомстата России количество малых предприятий по состоянию на 01.10.02 г. (далее - МП) составило 880,6 тыс., что на 4,5% выше соответствующего показателя прошлого года, а также превысило уровень, характерный для периода, предшествующего августовскому кризису 1998 года.

По исследованиям, проведенным Рабочим центром экономических реформ при Правительстве Российской Федерации (РЦЭР) и Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), в расчете на 100 тыс. жителей страны количество зарегистрированных МП также выросло и достигло 611,7 единиц.

Численность занятых на МП, включая все категории работников, составила 7,9 млн. человек. По отношению к соответствующему периоду прошлого года произошло увеличение численности занятых на МП на 7,4 процента.

Количество индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица увеличилось по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 2,7% и составило 4,6 млн. человек, количество крестьянских фермерских хозяйств незначительно уменьшилось - на 0,6 % и составило 264 тысячи.

Инвестиции в основной капитал малых предприятий по отраслям экономики составили 32,8 млрд. рублей, по отраслям промышленности - 9,3 млрд. рублей.

По исследованиям, проведенным РЦЭР и НИСИПП, инвестиции в основной капитал на МП в целом по стране выросли почти в 1,5 раза.

Исследования РЦЭР и НИСИПП показали, что поступления единого налога для субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (далее – ЕНМП) увеличились на 11 процентов.

Поступления доходов в виде единого налога на вмененный доход (далее – ЕНВД) повысились, однако рост менее заметен, чем по итогам января-сентября 2001 г. по отношению к аналогичному периоду 2000 г. (16,6% против 50,1%).

Дальнейшая работа по анализу состояния развития субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации будет проводиться МАП России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в рамках реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и на основе получения более полной информации об индивидуальных предпринимателях в ходе статистических обследований.

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 8 октября 2002 г. № 1410-р на территории Российской Федерации в апреле 2004 года будет проводиться сплошное статистическое обследование индивидуальных предпринимателей по итогам работы за 2003 год. Согласно п.6 указанного распоряжения МАП России совместно с Госкомстатом России разработан план мероприятий по проведению информационно-разъяснительной работы, направленной на освещение значимости целей, задач и результатов сплошного статистического обследования индивидуальных предпринимателей, который направлен в Правительство Российской Федерации с письмом от 26.02.03 № ИЮ/307-пр.

Важным источником информации о состоянии малого предпринимательства являются сведения о результатах перерегистрации юридических лиц в налоговых органах, которые будут получены во втором квартале 2003 года.

2. Оптимизация нормативных правовых основ регулирования малого предпринимательства со стороны государства

Оптимизация нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность, развитие, государственную поддержку малого предпринимательства в современных социально-экономических условиях развития России является наиболее актуальной задачей, от решения которой будут зависеть дальнейшие пути развития предпринимательства в целом.

Законотворческая деятельность в этой сфере экономики направлена на создание благоприятного климата для активизации предпринимательской деятельности в стране, предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентацию контролирующих функций государства, усиление государственной поддержки предпринимательства.

Нормативное правовое регулирование (обеспечение) государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации обеспечивается правовыми актами, включая Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации.

В Российской Федерации законодательной основой для развития всей системы поддержки малого предпринимательства является Федеральный закон от 14.06.95 № 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, обеспечивающий правовое поле для существования и развития малого предпринимательства в Российской Федерации и реализующий политику государства в сфере малого предпринимательства. Однако, следует отметить, что отдельные нормы этого закона устарели и требуется приведение их в соответствие с действующим законодательством.

Для решения этой задачи МАП России, начиная с 2001 года, совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, а также при участии ряда субъектов Российской Федерации, разработал проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, который в течение прошлого года неоднократно корректировался, дорабатывался и проходил согласование.

При согласовании данного законопроекта Минэкономразвития России его не поддержало, считая целесообразным отменить действующий Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” и взамен его подготовить проект Указа Президента Российской Федерации о государственной поддержке малого предпринимательства.

Позиция Минэкономразвития России не нашла поддержки у большинства специалистов в регионах Российской Федерации, курирующих развитие малого бизнеса на разных уровнях, предпринимателей, участников различных форумов, конференций.

В настоящее время позиция Минэкономразвития России по вопросу отмены Федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” претерпела изменения и заключается в целесообразности разработки проекта нового федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”.

Работа в этом направлении ведась и раньше, но была по большей части инициативного порядка. МАП России поддержал идею Торгово-промышленной палаты России приступить к разработке проекта нового федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации (новая редакция)” (далее - “О государственной поддержке …”), рассмотрев и взяв в основу нового законопроекта самое лучшее из ранее разработанных законопроектов в сфере малого предпринимательства. В состав рабочей группы по работе над законопроектом вошли представители МАП России, Минэкономразвития России, Минпромнауки России, других заинтересованных министерств и ведомств, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, заинтересованных предпринимательских структур, объединения предпринимательских организаций России “ОПОРА”.

Были рассмотрены законопроекты: “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, представленный депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Н.Гвоздевой законопроект “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, разработанный Государственной Думой Томской области, законопроект “О малом и среднем предпринимательстве в Российской Федерации”, подготовленный Департаментом поддержки и развития предпринимательства Правительства Москвы, законопроект “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, разработанный МАП России.

В проекте федерального закона “О государственной поддержке...” уточнены критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к субъектам малого предпринимательства: показатели среднесписочной численности работников малых предприятий – до 100 человек, вне зависимости от видов и сфер осуществления предпринимательской деятельности; также устанавливается средняя численность работников за год у физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированных в установленном порядке как индивидуальные предприниматели, в размере не более 10 человек; предусматривается уточнение статуса Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации в виде “федеральной целевой”; уточнен государственный заказчик федеральной целевой программы в соответствии с действующим федеральным законодательством, исключено предоставление фондам поддержки МП льготных кредитов, выпуска ими ценных бумаг, осуществления ими функций гаранта и формирование имущества фондов от приватизации федерального имущества; исключены вопросы налогообложения, регистрации, ускоренной амортизации.

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства отнесен к субъектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и может на конкурсной основе участвовать в реализации мероприятий Федеральной программы поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации.

Законопроект направлен на совершенствование системы государственной поддержки предпринимательства в Российской Федерации, не вторгается в сферы правового регулирования других федеральных законов, значительно расширяет права органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области правового регулирования предпринимательской деятельности и применения дополнительных форм поддержки малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов. Его принятие должно послужить импульсом для начала нового этапа работы органов государственной власти, органов местного самоуправления по поддержке малого бизнеса, развитие которого является одной из предпосылок экономического роста в Российской Федерации.

Оптимизация нормативно-правовых основ регулирования предпринимательства со стороны государства предполагает собой не только совершенствование основного закона о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации, но разработку наиболее насущных и необходимых на этом этапе нормативных правовых актов.

Необходимо продолжить работу по принятию законов Налогового кодекса Российской Федерации (изменения в Части I специальной главы Части II), Закона Российской Федерации “О взаимном страховании”, Закона Российской Федерации “О саморегулирующихся организациях”, Закона Российской Федерации “О третейских судах”, Закона Российской Федерации “О венчурном финансировании”, Закона Российской Федерации “ О кредитной кооперации”, Закона Российской Федерации “Об основах технического регулирования, стандартизации подтверждения соответствия”, Закона Российской Федерации “О фондах поддержки малого предпринимательства”.

Полагаем, что следует продолжить работу по внесению изменений и дополнений в Федеральные законы от 29.11.01 № 156-ФЗ “Об инвестиционных фондах”, от 14.06.95 № 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, либо продолжить работу над новой редакцией этого закона.

Одно из основных направлений работы в рамках налоговой реформы – дальнейшее реформирование вновь принятых глав второй части Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующих налогообложение малого бизнеса, устранение недоработок отдельных положений вновь принятого законодательства, негативно влияющих на предпринимательскую активность.

Предстоит работа по принятию нормативных правовых актов во исполнение федеральных законов “О государственной регистрации юридических лиц”, “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”, “О лицензировании отдельных видов деятельности”.

Для совершенствования правового регулирования предпринимательской деятельности необходимо предусматривать проведение мониторинга действующего законодательства, в том числе в субъектах Российской Федерации, выявлять законодательные ограничения, препятствующие развитию предпринимательства и принимать меры по их устранению.

В связи с возможным вступлением России во Всемирную торговую организацию следует приступить к изучению и рассмотрению требований, регулирующих деятельность и развитие малого предпринимательства, разработке практических рекомендаций по формированию необходимых нормативных документов, содействующих защите субъектов малого российского предпринимательства.

Совершенствование и оптимизация нормативной правовой базы, регламентирующей предпринимательскую деятельность в России, предполагает собой последовательную и скоординированную деятельность всех заинтересованных сторон Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представителей предпринимательских сообществ.

3. Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства

Успешное развитие малого предпринимательства в значительной степени зависит от обеспечения субъектов малого предпринимательства финансовыми ресурсами как краткосрочного, так и долгосрочного характера.

Одним из наиболее востребованных направлений финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства является микрофинансирование. Микрофинансовые услуги могут предоставлять коммерческие банки, кредитные союзы, общественные банки, фонды, кооперативы. Наиболее эффективно с задачей микрофинансирования справляются специализированные финансовые посредники, сосредоточенные на финансировании микро-предприятий и индивидуальных предпринимателей.

В настоящее время ряд регионов реализуют программы микрокредитования субъектов малого предпринимательства. В качестве организаций, выполняющих микрофинансовые операции, выступают региональные фонды поддержки малого предпринимательства (Новгородский государственный фонд поддержки малого предпринимательства, Орловский областной фонд поддержки малого предпринимательства, Государственный фонд развития малого предпринимательства Мурманской области, Тульский областной фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд поддержки малого предпринимательства Республики Хакасия). Кроме того, в некоторых регионах создана сеть кредитных кооперативов, оказывающих финансовые услуги субъектам малого предпринимательства, а также сельским товаропроизводителям (Волгоградская, Ростовская, Смоленская, Томская области, Республика Чувашия, Республика Коми и др.).

Учитывая, что рынок микрофинансовых услуг в России практически не освоен (на нем действует преимущественно ряд микрофинансовых организаций, использующих средства зарубежных компаний и Европейского банка реконструкции и развития), а потребность в микрофинансовых услугах по экспертным оценкам составляет порядка 7,0 млрд. долларов США, МАП России планирует в перспективе расширять сеть российских микрофинансовых организаций, включая предоставление микрофинансовых услуг фондами поддержки малого предпринимательства. Реализацию данного направления предполагается осуществлять в рамках исполнения мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации в 2003 году, а в последующие годы - в рамках Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2004-2006 годы за счет средств бюджетов всех уровней, выделяемых на эти цели.

Другое важное направление финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства – реализация программ кредитных гарантий (поручительств). Во многих странах мира для расширения притоков капиталов в реальную экономику и, в частности, в малый бизнес созданы и функционируют программы кредитных гарантий, которые доказали свою эффективность в улучшении финансирования малых предприятий.

В сложившейся экономической ситуации расширение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам банков невозможно без участия государства, которое должно взять на себя часть рисков финансовых структур, неизбежно возникающих при кредитовании ими субъектов малого предпринимательства.

В настоящее время отдельные субъекты Российской Федерации используют механизмы предоставления гарантий (поручительств) финансово-кредитным институтам по кредитам и займам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства (Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Воронежская, Ленинградская, Нижегородская, Новгородская, Тульская области и др.).

В целях упрощения доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам необходимо разработать общегосударственную многоуровневую систему федерального, регионального и муниципального уровня для предоставления поручительств (гарантий) финансово-кредитным организациям по кредитам и займам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства, пригодную для действующих малых предприятий, и для малых предприятий, только начинающих свою деятельность.

Одним из направлений финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства является реализация механизма возмещения разницы в процентных ставках по кредитам, полученным субъектами малого предпринимательства в российских кредитных организациях, из федерального и региональных бюджетов. Однако, сам по себе механизм субсидирования не влияет на принятие решения финансово-кредитными организациями о выдаче кредитов субъектам малого предпринимательства и, как следствие, не упрощает их доступ к финансовым ресурсам, но в совокупности с гарантийными механизмами может оказать положительное воздействие на решение проблем, связанных с привлечением заемных средств в сектор малого предпринимательства.

Дальнейшие действия по реализации государственной политики в сфере финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства будут определяться мероприятиями Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2004-2006 годы, которая разрабатывается в соответствии с Концепцией государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

К перспективным направлениям следует отнести разработку базы данных кредитных историй субъектов малого предпринимательства, которая неотрывно связана с выдачей кредитов субъектам малого предпринимательства, но в большей степени это относится к категории успешно работающих предприятий малого бизнеса.

В целях повышения заинтересованности коммерческих банков в кредитовании малого бизнеса необходимо разработать нормативный правовой документ, регламентирующий общий принцип деятельности негосударственных кредитных бюро для ведения единой базы кредитных историй субъектов малого предпринимательства, предусмотрев возможность ее свободного использования банками и небанковскими кредитными институтами, осуществляющими кредитование субъектов малого предпринимательства.

За последние десять лет проводилась работа по созданию региональной сети специализированных лизинговых компаний, оказывающих услуги субъектам малого предпринимательства, по упрощению доступа субъектов малого предпринимательства к поставкам продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд. По мнению МАП России в дальнейшем необходимо продолжить работу в данных направлениях, а также создать сеть специализированных инновационных фондов и фондов венчурного капитала для малых предприятий, использующих в своей работе высокотехнологичные инновационные разработки и ноу-хау на базе действующей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

МАП России принимает участие в деятельности рабочей группы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по подготовке проекта Всемирного банка по реформированию банковского сектора и поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации во взаимодействии с Ассоциацией российских банков и Ассоциацией региональных банков России.

4. Совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития системы малого предпринимательства

Одним из важнейших факторов оказания помощи в развитии предпринимательства является имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства. Минимущество России совместно с МАП России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами разработало и реализует систему мероприятий по совершенствованию механизмов использования федерального имущества субъектами малого предпринимательства. В Реестре федерального имущества ведется учет объектов государственной собственности, используемых субъектами малого предпринимательства. В соответствии с рекомендацией Правительства Российской Федерации субъекты Российской Федерации и большинство муниципальных образований приняли нормативные акты, устанавливающие аналогичный порядок учета имущества.

С учетом данных реестра федеральной собственности сформирован перечень объектов федеральной собственности, переданных в настоящее время в аренду субъектам малого предпринимательства. Этот перечень включает свыше 16 тыс. объектов, расположенных во всех субъектах Российской Федерации.

Суммарно площадь государственной недвижимости (без земельных участков), переданной в аренду субъектам малого предпринимательства по всем регионам Российской Федерации составляет в настоящее время 6444 тысяч кв. метров. Прирост за период с 01.01.2001 г. составил 3558 тыс. кв. метров, или 123,3 процентов. Размер площадей государственного имущества, сдаваемых в аренду субъектам малого предпринимательства, за последние 1 - 1,5 года более чем удвоился.

Действующий в настоящее время порядок сдачи в аренду федерального имущества регламентируется рядом правовых нормативных актов, позволяющих устанавливать для субъектов малого предпринимательства, производство собственной продукции которых составляет не менее 75 процентов общего объема реализуемых ими товаров и услуг, арендную плату за использование государственного и муниципального имущества на уровне, применяемом для бюджетных организаций.

В целях упрощения процедуры заключения договоров аренды Минимущество России утвердило порядок ускоренной процедуры оформления документов, предусматривающий внеочередное рассмотрение и прохождение проектов договоров аренды с субъектами малого предпринимательства.

В 2002 году Минимущество России, МАП России и их территориальные органы совместно с Национальным содружеством бизнес-инкубаторов завершена подготовительная работа по разработке и реализации пилотных проектов создания ряда бизнес-инкубаторов на базе федерального имущества. Для их реализации, с учетом предложений глав администраций субъектов Российской Федерации, по конкурсу отобраны 17 регионов (Республика Марий Эл, Республика Дагестан, Красноярский край, Ростовская, Калининградская, Кировская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Рязанская, Томская, Тульская, Самарская, Сахалинская, Тверская области, г. Санкт-Петербург). Реализация проекта будет продолжена, что позволит создать благоприятные условия и отработать механизмы использования субъектами малого предпринимательства федерального и муниципального имущества.

Проект Комплекса мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации на 2003 год содержит мероприятия, направленные на дальнейшее совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества:

  • проведение постоянного мониторинга и обновление перечня федерального имущества, предполагаемого к сдаче в аренду малым предприятиям;
  • упрощение процедур передачи и сдачи в аренду федерального имущества в целях поддержки малого предпринимательства, в том числе заключение договоров аренды по принципу “одного окна”, отмена предварительного согласования в многочисленных инстанциях договоров аренды;
  • совершенствования механизма взимания арендной платы с целью устранения возможности “теневой аренды”;
  • введение упрощенной процедуры и порядка оформления исходно-разрешительной документации на ремонт, реконструкцию и строительство производственных объектов.

Одним из важных вопросов в области имущественной поддержки малого предпринимательства является, по нашему мнению, разработка конкретных механизмов доступа к информации, необходимой для создания и развития малого предпринимательства в части указания конкретного адреса и условий получения информации об имеющихся площадях, которые предполагается передать или сдать в аренду субъектам малого предпринимательства, а также нормативно - правовой документации, касающейся упрощенных процедур заключения договоров аренды, разрешительных документов для предпринимателей по использованию участков земли и недвижимого имущества. МАП России неоднократно направлял свои предложения в Минимущество России и предлагал разместить в сети Интернет на сайте Минимущества России или МАП России указанную информацию для свободного доступа. Однако до настоящего времени вопрос не решен.

5. Совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства

В МАП России проведена работа по подготовке предложений по реформированию налогового законодательства, регулирующего налогообложение сферы малого бизнеса.

С точки зрения предпринимательского климата, значительная легализация бизнеса, как результат налоговых преобразований, является серьезным успехом налоговой реформы.

Вместе с тем, изменения в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее – НК РФ) не полностью учитывают интересы малого бизнеса.

Необходимо продолжить работу в части снижения ставки единого социального налога, так как этот налог по-прежнему очень высок для малого бизнеса, а также необходимо предельно упростить систему учета и оплаты этого налога. Подобные проблемы у малого бизнеса возникают при учете налога на добавленную стоимость.

Полагаем, что основным направлением работы в рамках налоговой реформы является подготовка предложений по совершенствованию положений, содержащихся во вновь принятых главах второй части НК РФ, регулирующих налогообложение малого бизнеса, устранение недоработок отдельных положений вновь принятого законодательства, негативно влияющих на предпринимательскую активность.

В частности, по главе 26.2 “ Упрощенная система налогообложения” ограничение применения упрощенной системы налогообложения – не свыше 15 млн. рублей годового дохода от реализации, приведет к тому, что ею не смогут воспользоваться субъекты малого предпринимательства, занятые в производственной сфере (очевидный факт, что приоритетным направлением развития малого предпринимательства является развитие его в сфере производства и, особенно, в сфере научно-технического прогресса). Наиболее реальное значение величины валового дохода от реализации – это 40-50 млн. рублей в год.

Не урегулированы вопросы зачета входного НДС налогоплательщикам, перешедшим на эти специальные режимы налогообложения, что ограничивает предпринимательскую активность этой категории налогоплательщиков и делает их неконкурентоспособными по сравнению с хозяйствующими субъектами (плательщиками НДС). Более того, это вынуждает малые предприятия налаживать кооперативные связи только с предприятиями такого же типа, что, в свою очередь, не способствует развитию кооперационных связей между малыми предприятиями и более крупными хозяйствующими субъектами.

На сегодняшний день в налоговом законодательстве (глава 25 второй части НК РФ “Налог на прибыль организаций”) отсутствует норма об уменьшении налогооблагаемой прибыли предприятия на величину инвестиционных затрат, направленных на развитие собственного производства. Отсутствие положения об исключении из налогооблагаемой прибыли инвестиционных затрат ограничивает возможности предприятий материальной сферы в расширении и обновлении собственного производства. Особенно это болезненно для малых предприятий производственной сферы, у которых свободная прибыль весьма ограничена.

Необходимо список расходов статьи 346.16 главы 26.2 дополнить нормой, уменьшающей налогооблагаемую базу: “расходы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банка, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам”, которая была в Законе Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-I “О налоге на прибыль предприятий и организаций”.

Главой 26.3 “Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности” предложены завышенные значения величин базовых доходов по сравнению со значениями, применявшимися до 1 января 2003 года (как показали расчеты, проведенные в регионах при подготовке к принятию главы 263 НК РФ). В результате налоговое бремя по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее ЕНВД) с 1 января 2003 года возрастает в несколько раз.

Кроме того, ЕНВД с 1 января 2003 года не заменяет собой всю совокупность налогов за исключением нескольких федеральных платежей и сборов, а только 5 налогов. Следовательно, невозможно на федеральном уровне должным образом обеспечить защиту налогоплательщиков, переведенных на эту систему налогообложения, от произвола региональных и местных властей.

Существенно ограничены права субъектов Российской Федерации при установлении и введении данного налога на своей территории, в том числе, предусматривать налоговые льготы, не определенные федеральным законодательством.

Решение указанных вопросов и внесение соответствующих поправок в НК РФ существенно оздоровит налоговый климат в сфере малого предпринимательства и позитивно скажется на предпринимательстве в целом.

Позиция МАП России о необходимости продолжения работы над совершенствованием законодательства, регулирующего налогообложение сферы малого бизнеса, в основном поддержана МНС России и Минпромнауки России.

6. Развитие инфраструктуры, информационных систем малого предпринимательства

Результатом осуществления государственной политики поддержки малого предпринимательства и исполнения четырех федеральных и, практически, трех-четырех поколений региональных программ явилось создание и развитие системы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (как при государственном участии, так и без него). Система государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства - это совокупность государственных институциональных структур (или структур, созданных по поручению и при участии уполномоченных государственных органов власти), обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства (бизнеса), утверждаемой в виде программ государственной поддержки малого предпринимательства.

Целью создания системы государственной инфраструктуры явилась необходимость формирования цивилизованных рыночных отношений в сфере малого предпринимательства в период “переходной экономики”, как альтернатива их стихийному формированию. Особенностью настоящего периода развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является наличие достаточно развитых сетей по оказанию специализированных или комплексных услуг. В регионах России созданы и функционируют: 77 региональных и более 170 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, более 90 торгово-промышленных палат, около 60 региональных агентств поддержки малого и среднего бизнеса, более 30 бизнес-центров и центров поддержки малого предпринимательства (ЦПП), около 60 технопарков, более 80 бизнес-инкубаторов, более 30 специализированных лизинговых компаний, порядка 100 ассоциаций и союзов предпринимателей, около 100 учебно-деловых центров.

Одной из основных задач системы государственной инфраструктуры является координирующая, связующая роль в осуществлении деятельности системы поддержки малого предпринимательства по оказанию услуг субъектам малого предпринимательства в целом.

В целях дальнейшего развития инфраструктуры поддержки малых предприятий, обеспечения исчерпывающими информационными, консультационными, аналитическими услугами и другими видами поддержки юридических и физических лиц малого предпринимательства, повышения эффективности управления процессом развития малого бизнеса, а также реализации принципа “одного окна” на региональном и муниципальном уровнях начался процесс создания центров поддержки малого бизнеса.

Действующая система государственной поддержки малого предпринимательства, в том числе созданная при участии государства, имеет ряд недостатков:

- нескоординированность действий ее отдельных составляющих на всех уровнях;

- неравномерность распределения (размещения) объектов инфраструктуры поддержки;

- недостаточный по количеству и качеству объем комплексных услуг (отсутствие сертификации).

Одной из основных причин этих недостатков является недостаточное финансирование из бюджетов всех уровней.

Система профессиональной переподготовки предпринимателей, а также служащих системы государственной инфраструктуры не создана. Проводятся отдельные мероприятия, но не на регулярной основе.

Кроме того, отсутствие четкого определения (единой классификации и терминологии отдельных элементов государственной и негосударственной инфраструктуры, таких как бизнес-инкубатор, технопарк и пр.) не позволяет использовать определенные законодательством льготы, т.е. сокращает количество и снижает качество услуг, оказываемых субъектам малого предпринимательства.

Одним из важнейших критериев оценки результативности деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является объем привлеченных средств на нужды субъектов малого предпринимательства.

Оценка деятельности сети фондов, проведенная Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства за 2000 год показала, что при работающих в регионах активах Федерального фонда поддержки малого предпринимательства менее 100 миллионов рублей было привлечено из региональных бюджетов на реализацию региональных программ поддержки малого предпринимательства около одного миллиарда рублей. Коэффициент мультипликации на один рубль средств Федерального фонда превысил 10, что свидетельствует о высокой эффективности деятельности сети фондов, как составной части системы государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

К другим критериям оценки, отражающим, в том числе, вклад структур поддержки малого предпринимательства на местах, можно отнести: пополнение доходной части бюджетов всех уровней от деятельности субъектов малого предпринимательства, количество субъектов малого предпринимательства, количество занятых в сфере малого предпринимательства, вклад малого предпринимательства в ВВП, объем инвестиций малыми предприятиями и т.п.

Например, в Кемеровской области малый бизнес обеспечивает: работой - почти каждого десятого занятого; налоговыми поступлениями -11% всех поступлений; инвестициями - 6% всех капитальных вложений.

В Москве малый бизнес обеспечивает получение более 30% налоговых поступлений.

Основными направлениями дальнейшего совершенствования деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2004-2006 годы являются:

- координация деятельности всей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на базе государственной, в т.ч. в части создания “технологических инфраструктурных цепочек”, например, “Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере - Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства”. В этом случае научно-технические разработки, отобранные по конкурсу и профинансированные Фондом содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере до стадии создания опытного образца, получают финансирование на их производство из средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства.

Координация действий объектов поддержки малого предпринимательства позволяет обеспечить:

- совершенствование нормативной правовой базы (устранение противоречий);

- создание единого информационного пространства;

- поддержку начинающего и развивающегося бизнеса (продвижение товаров малых предприятий на внутренний и внешние рынки, в т.ч. с использованием возможностей выставочно-ярмарочной деятельности);

- поддержку инновационного бизнеса;

- дальнейшее развитие финансовых технологий поддержки (лизинг, микрокредитование, гарантии по кредитам; компенсация процентной ставки по кредитам коммерческим банкам и пр.);

- совершенствование кадровой политики;

- дальнейшее развитие международного сотрудничества с зарубежными институтами поддержки МП (обмен опытом, содействие продвижению товаров малых предприятий на внешние рынки, например, с использованием возможностей системы торговых представительств МИД России за рубежом и т.п.)

К 2006 году в развитии объектов инфраструктуры должны быть решены следующие задачи:

- практически завершено создание целостной системы государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на всех уровнях с учетом их приоритетного развития на муниципальном уровне. Регионы должны иметь обязательный набор объектов инфраструктуры, в состав которых входят бизнес-инкубаторы, фонды поддержки малого предпринимательства, лизинговые компании, технопарки, учебно-деловые центры, агентства развития малого и среднего бизнеса, центры реабилитации и адаптации военнослужащих, уволенных в запас, создаваемых на паритетной основе и финансируемых их федерального, регионального и муниципального бюджетов;

- расширена сфера предоставления комплексных услуг “под ключ”. При этом необходимо предусмотреть использование высвобождаемого имущества, помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, ликвидируемых военных городков путем упрощения механизмов и процедур передачи этого имущества;

- информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства на основе использования возможностей и координации действий всех информационных сетей, специализирующихся на сборе, накоплении и обработке соответствующей информации;

- обеспечено консалтинговое сопровождение проектов от их разработки до реализации;

- унифицирована система подготовки (ротации) кадров для малого предпринимательства всех категорий: предпринимателей, служащих и преподавателей, обеспечивающая единое интеллектуально-деловое пространство для субъектов рыночных отношений.

Решение этих задач на всех уровнях исполнительной власти заключается в следующем:

  • на федеральном уровне - активное привлечение Совета по предпринимательству при Правительстве Российской Федерации и профильных комитетов Федерального Собрания Российской Федерации к решению проблем малого предпринимательства;
  • на межрегиональном уровне - совершенствование деятельности координационных советов по поддержке малого предпринимательства при межрегиональных ассоциациях экономического взаимодействия в федеральных округах;
  • на региональном уровне - завершение формирования сети фондов поддержки малого предпринимательства и обеспечение оптимального набора различных видов скоординированных комплексных адресных услуг для субъектов малого предпринимательства;
  • на муниципальном уровне - одна из основных задача по развитию инфраструктуры поддержки МП: дальнейшее развитие сети фондов, в т.ч. “филиалов” региональных фондов или центров поддержки малого предпринимательства (ЦПП), например, из расчета на 100 тыс. жителей один ЦПП. Примером может служить опыт развития муниципальных структур в г. Москве, Свердловской, Нижегородской и Воронежской областях, заключающийся в расширении использования возможностей бизнес-инкубирования, микрокредитования, промышленных зон, территориальных центров развития.

Совершенствование деятельности государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства заключается в ее дальнейшем скоординированном развитии при повышении качества и количества (номенклатуры) оказываемых услуг на всех уровнях. При этом предполагается как создание “вертикали” специализированных услуг, так и расширение предложений по оказанию комплексных услуг.

Повышение эффективности деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства требует наличия ряда внешних условий, таких как:

  • стабильность условий деятельности;
  • координация в сфере нормативного правового регулирования деятельности малого предпринимательства;
  • единое информационное пространство;
  • минимально достаточное государственное финансирование инфраструктуры;
  • единая система подготовки кадров для малого предпринимательства.

Необходимость создания (сохранения) большинства этих условий подтверждалась резолюциями Всероссийских конференций представителей малых предприятий 2000-2002 годов.

Стабильность условий деятельности определяется сохранением действия нормативных правовых актов на срок не менее пяти лет.

Координация в сфере нормативного правового регулирования деятельности малого предпринимательства подразумевает комплексную “увязку” законодательства на всех уровнях (на сегодняшний день действуют ряд федеральных кодексов и законов, имеющих противоречия в части регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства и инфраструктуры, а также более 70 региональных законов по поддержке малого предпринимательства, зачастую не соответствующих федеральному законодательству).

Таким образом, действующая система инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, включая государственную, претерпевает существенные изменения. В условиях кризисного финансирования программ государственной поддержки малого предпринимательства серьезно усиливаются противоречия. С одной стороны, усиливаются такие явления, как коммерциализация оказываемых инфраструктурой услуг, с другой стороны, государственные структуры пытаются усилить прямое влияние на текущую деятельность предпринимателей, возрождая элементы плановой экономики (свобода государственного администрирования начинается там, где заканчивается свобода частного предпринимательства). Выбирая стратегию развития, необходимо четко сбалансировать интересы государственной и негосударственной составляющих инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. При этом создание такой сбалансированной системы требует определенных затрат, оправданных и весьма незначительных по масштабам.

В целях дальнейшего развития инфраструктуры поддержки малых предприятий, обеспечения исчерпывающими информационными, консультационными, аналитическими услугами и другими видами поддержки юридических и физических лиц малого предпринимательства, повышения эффективности управления процессом развития малого бизнеса, а также реализации принципа “одного окна” на региональном и муниципальном уровнях начался процесс создания Центров поддержки предпринимательства (ЦПП).

В 2002 г. в г. Москва в соответствии с постановлением Правительства Москвы созданы Московский центр развития предпринимательства и территориальные центры развития предпринимательства в Центральном и Зеленоградском административных округах, в стадии завершения регистрации - центры в Северном и Южном административных округах.

Создаются центры поддержки малого бизнеса в г.Черкесск (Республика Карачаево-Черкессия) и г. Барнаул (Алтайский край).

По инициативе МАП России с участием Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и ГАО “Всероссийский выставочный цент” (г.Москва) в павильоне № 26 открыт Федеральный выставочно-маркетинговый центр поддержки предпринимательства.

Дальнейшая работа по созданию и развитию ЦПП будет продолжена в рамках мероприятий Федеральной программы государственной поддержки предпринимательства на 2004-2006 годы.

В соответствии со ст.16 Федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” осуществляются меры по государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в информационной сфере.

В России в целом сформировался рынок информационных продуктов и услуг, наиболее развитым сектором которого является сектор деловой информации. Вместе с тем пока не создана единая система в области информационного обеспечения малого предпринимательства, несмотря на принятые решения и неоднократные попытки ее создания. Информационная поддержка предпринимательской деятельности осуществляется различными ведомственными, региональными и коммерческими информационными системами и структурами, созданными в рамках различных проектов и практически не взаимодействующих между собой.

В качестве базы для развития информационной структуры поддержки малого предпринимательства в рамках Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации (1997-1999 гг.) Российским агентством поддержки малого и среднего бизнеса была создана сеть электронного информационного обмена малого и среднего бизнеса (СИОРА) на основе глобальной сети Интернет. Сеть СИОРА охватывает более чем 50 субъектов Российской Федерации.

МАП России совместно с Ресурсным центром малого предпринимательства в рамках программы технической помощи России создал информационную систему для предпринимателей, которая действует более двух лет. Благодаря ей малые предприятия имеют постоянный доступ к информации по малому предпринимательству федерального уровня, а также к существующим в регионах Российской Федерации информационным ресурсам.

В 2002 году выпущен первый сборник Российского обозрения малых и средних предприятий. В базе данных Ресурсного центра в настоящее время имеется около 1000 документов общероссийского и регионального уровня.

В качестве базы для развития информационной структуры поддержки малого предпринимательства в рамках Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации (1997-1999 гг.) Российским агентством поддержки малого и среднего бизнеса создана сеть электронного информационного обмена малого и среднего бизнеса (СИОРА) на основе глобальной сети Интернет, которая охватывает более 50 регионов России. Количество пользователей сети СИОРА по состоянию на сентябрь 2002 года составляет 1600 - 1800 уникальных посетителей в день. Сеть СИОРА занимает 2-е место в разделе “Поддержка предпринимательства” среди 250 участников, ежемесячно информационными ресурсами сети СИОРА пользуются около 50 тыс.человек.

В сети СИОРА действуют такие проекты, как Дистанционная Юридическая Консультация для предпринимателей (ДЮК), Система продвижения коммерческих предложений (СПКП), “Госзаказ для малого и среднего бизнеса” и др.

В рамках сети СИОРА действует уникальный постоянно дополняемый информационный ресурс “Новости сети региональных агентств поддержки малого и среднего бизнеса”, содержащий актуальную информацию о малом и среднем бизнесе регионов России и распространяющийся в виде еженедельного “Новостного дайдждеста сети СИОРА” по различным печатным и электронным СМИ России и зарубежья.

На базе сети СИОРА создается Общероссийская информационная сеть для малого бизнеса.

В системе Торгово-промышленной палаты Российской Федерации продолжает функционировать созданная на базе Единой информационной системы ТПП России коммерческая сеть – Российская информационная сеть делового сотрудничества.

Основу информационного массива Российской информационной сети делового сотрудничества составляет система “Деловое сотрудничество”, содержащая деловые предложения российских и зарубежных предпринимателей, сведения об инвестиционных проектах, другую деловую информацию.

В настоящее время Информационная сеть ТПП РФ объединяет 143 торгово-промышленных палаты субъектов Российской Федерации и административно-территориальные образования, 10 представительств ТПП РФ за рубежом (Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Израиль, Ю.Корея, США, Турция, Швейцария), ряд российских информационно-телекоммуникационных сетей и систем, а также отдельные российские и иностранные субъекты хозяйственной деятельности.

МАП России совместно с Ресурсным центром малого предпринимательства в рамках программы технической помощи России создал информационную систему для предпринимателей, которая действует более двух лет. Благодаря ей малые предприятия имеют постоянный доступ к информации по малому предпринимательству федерального уровня, а также к существующим в регионах Российской Федерации информационным ресурсам.

Вся собранная информация доступна через сервер Ресурсного центра в Интернет, содержащий несколько десятков тысяч страниц (www.rcsme.ru) в виде печатных Каталогов и CD-ROM. Информационная система предоставляет свободный доступ к базовой информации по каждому региону, аналитическим материалам, статистическим данным по малому предпринимательству региона, к контактной информации региональных структур поддержки предпринимательства, региональным законодательным актам по малому предпринимательству, сайтам в Интернет с информацией по регионам, региональным источникам информации по малому предпринимательству, региональным выставкам для малых предприятий.

В целях дальнейшего развития государственной поддержки предпринимательства в Российской Федерации и создания единой общенациональной сети информационных центров и объектов инфраструктуры на региональном и муниципальном уровнях для малых предприятий необходимо:

МАП России, Минпромнауки России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, с участием Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса, Ресурсного центра МАП России, Российской ассоциации поддержки и развития малого и среднего бизнеса следует создать условия для привлечения объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства к созданию системы информационного обеспечения субъектов малого предпринимательства на основе действующих региональных и муниципальных информационно-аналитических центров и других объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства, а также обеспечить развитие и создание новых объектов инфраструктуры как главного инструмента по оказанию помощи субъектам малого предпринимательства;

федеральным органам исполнительной власти, используя возможности существующих информационных систем, необходимо разместить в сети Интернет специализированные, общедоступные и бесплатные разделы для малых предприятий с законодательными, нормативными и инструктивными документами, регламентирующими предпринимательскую деятельность, в том числе порядок лицензирования, регистрации, налогообложения, а также информацию о проводимых конкурсах по выполнению государственных заказов и другую информацию необходимой для малых предприятий;

федеральным органам исполнительной власти во взаимодействии со средствами массовой информации своевременно доводить до предпринимателей сведения о выставленной в сети Интернет информации;

органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и городов Москвы и Санкт-Петербурга необходимо:

рассматривать информационное обеспечение малых предприятии как приоритетное направление поддержки малого бизнеса;

создавать специализированные теле- и радиопередачи, печатные издания, направленные на поддержку малого предпринимательства;

обеспечить доступ малых предприятий к нормативной правовой базе, существующей в регионе;

взаимодействовать и координировать деятельность существующих в регионах информационных ресурсов и систем информационного обеспечения предпринимательской деятельности в интересах малых предприятий.

Реализация мероприятий, связанных с развитием информационного обеспечения, может быть осуществлена и при реализации мероприятий федеральной целевой программы “Электронная Россия (2002-2010 годы)”. Соответствующие предложения МАП России в инициативном порядке направил в Минэкономразвития России.

7. Укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства

В настоящее время подготовка кадров для малого предпринимательства приобретает все более системный характер. Основы предпринимательства студенты изучают в вузах.

Обучение безработных граждан основам предпринимательской деятельности организовано органами службы занятости в соответствии с Федеральной целевой программой содействия занятости населения Российской Федерации на 1998-2001 годы.

Переквалификация граждан и обучение основам предпринимательской деятельности организовано МАП России совместно с Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы.

В значительной части регионов России сформирована сеть образовательных учреждений, которые осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для малого предпринимательства.

Весомый вклад в подготовку кадров и консультирование для сферы малого предпринимательства вносит Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса с сетью региональных агентств в 52 регионах.

Широкомасштабной программой подготовки кадров для рыночной экономики стал осуществляемый с 1992 года Академией менеджмента и рынка Морозовский проект.

Морозовская сеть включает 70 региональных учебно-деловых центров, 20 бизнес-инкубаторов, 120 муниципальных морозовских центров, которые стали важным элементом инфраструктуры комплексной поддержки малого бизнеса в регионах.

Некоммерческий фонд “Партнер” с 1999 года реализует в регионах России программу “Социальная адаптация кадровых военнослужащих, уволенных в запас или в отставку”.

Программа помогает адаптировать высвобождаемых в ходе реформирования Вооруженных Сил России военнослужащих и членов их семей к рыночным условиям и вовлечение их в малое предпринимательство.

В результате реализации мероприятий Федеральной целевой программы “Молодежь России (2001 – 2005 годы)” осуществляется поддержка молодежного предпринимательства, оказаны услуги действующим бизнес-центрам, бизнес-инкубаторам, информационным центрам.

Обучением основам предпринимательской деятельности также занимаются созданные в Российской Федерации организации, относящиеся к объектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

Для решения социальных проблем на региональном и местном уровнях, создания новых рабочих мест путем подготовки кадров для сферы малого предпринимательства МАП России считает целесообразным предложить Минтруду России и Минобразованию России:

  • привлекать для обучения основам предпринимательской деятельности на конкурсной основе эффективно работающие объекты инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
  • включить в состав конкурсных комиссий по отбору объектов инфраструктуры сотрудников МАП России и территориальных управлений МАП России;
  • все программы, предусматривающие обучение граждан основам предпринимательской деятельности, считаем целесообразным согласовывать с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
8. Активная антимонопольная политика и пресечение недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям

9 октября 2002 года вступил в силу Федеральный закон: “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” (далее – Закон “О конкуренции”), разработанный МАП России, который направлен на государственную поддержку предпринимательства, поддержание единого экономического пространства, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности на территории Российской Федерации и совершенствование механизма государственного контроля соблюдения антимонопольного законодательства.

В 2002 году, как и в предыдущие годы, наблюдалось увеличение количества рассмотренных антимонопольными органами заявлений о нарушениях Закона “О конкуренции”. При этом следует отметить значительный рост заявлений по статье 7 “Акты и действия органов власти, направленные на ограничение конкуренции”, достигший 128% против 103% в 2001 г., при одновременном замедлении темпов роста по статье 5 “Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке” (114% при 127% в 2001 году).

Всего в 2002 году антимонопольными органами возбуждено 6531 дело, принято 4766 решений, обжаловано 276 или 5,8% решений, на 10% меньше, чем в 2001 г. Судом было отменено 73 решения, что составило 1,5% к числу принятых или 26,4% к числу обжалованных. Наибольшее количество обжалованных и отмененных судом решений по статьям 5 и 7 Закона “О конкуренции”.

Огромное значение для выявления и пресечения правонарушений имеет инициатива антимонопольных органов. В 2002 году количество таких дел составило 5046 и по сравнению с предыдущим годом в целом по системе впервые уменьшилось (почти на 28%).

В 2002 году наметилась тенденция снижения общего количества возбужденных дел (почти на четверть), что является объективным следствием изменения приоритетов в работе антимонопольных органов, внесенных в законодательство изменений, улучшением качества работы по предупреждению нарушений.

Наиболее распространенными правонарушениями на российских товарных рынках являются злоупотребления доминирующим положением (статья 5 Закона “О конкуренции”): навязывание невыгодных условий договоров, нарушение установленного порядка ценообразования, изъятие товаров с рынка с целью поддержания дефицита, создание препятствий доступу на рынок, установление монопольно низких цен. Снизилось количество заявлений по поводу установления монопольно высоких цен.

Наметилась также тенденция к росту количества жалоб на действия органов власти по созданию при них разного рода структур, выполняющих на платной основе работы (услуги), тесно связанные с осуществляемыми ими же функциями государственно-властного характера, либо совмещающих деятельность по обслуживанию выполнения органами государственной власти возложенных на них функций с проведением платных работ (услуг), зачастую навязываемых контрагенту (статья 7 Закона “О конкуренции”).

Существующие отношения на товарных рынках в России далеки от идеальных, весьма часто встречается проявление монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, заключаются соглашения и принимаются акты, ограничивающие конкуренцию.

Территориальная замкнутость товарных рынков в Российской Федерации способствует сохранению и развитию монополизма на местном (локальном) уровне. Факт территориальной замкнутости части товарных рынков для определенных товарных групп должен быть отнесен к существенным экономическим барьерам для развития внутреннего рынка, межрегионального товарообмена и конкуренции.

В целях содействия формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции, недопущения создания административных барьеров и развития предпринимательства работа территориальных управлений МАП России будет направлена на предварительную проверку проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия нормам антимонопольного законодательства.

Органам исполнительной власти всех уровней будут направлены разъяснения антимонопольных требований к проведению конкурсов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Подготовлен план проведения в 2003 году проверок соблюдения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти.

9. Совершенствование деятельности органов государственной поддержки малого предпринимательства, сокращение административных барьеров в предпринимательстве

В 2001 году приняты федеральные законы, направленные на дебюрократизацию экономики, на совершенствование деятельности органов государственной поддержки малого предпринимательства, на ограничение наиболее явных форм бюрократического произвола по трем “болевым точкам”: регистрация предприятий, получение лицензий, контрольные проверки: “О государственной регистрации юридических лиц”, “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”, “О лицензировании отдельных видов деятельности”. Эти законы являются наиболее актуальными для малого бизнеса, как наименее защищенного сектора предпринимательской деятельности. В настоящее время Минэкономразвития России, МАП России и другими заинтересованными организациями изучается влияние этих законов на реальное снижение административных барьеров, вырабатываются предложения по их совершенствованию.

Действующая система государственного контроля и надзора не обеспечивает выполнение указанных требований, что порождает противоречие между законодательством в данной области, которое в основном соответствует потребностям рыночной экономики, и организационными механизмами его применения, сформировавшимися в период централизованного управления экономикой.

Дальнейшие шаги в данной области невозможны без внесения изменений в действующую систему органов государственного контроля и надзора, которая должна стать организационной основой в реализации мероприятий по дерегулированию экономики. Развитие нормативной правовой базы политики дерегулирования было определено принятием Федерального закона “О техническом регулировании”.

В соответствии с предложениями Минэкономразвития России (письмо в Правительство Российской Федерации от 30.12.02 № 5495-П) система государственных органов должна быть реорганизована на основе законодательно установленных принципов, в частности: четкого и однозначного определения целей и сферы государственного вмешательства и применения обязательных требований; ограничения такого вмешательства минимумом, необходимым для достижения целей регулирования; прозрачности деятельности государственных органов, единообразия практики применения мер регулирования, исключения дублирования контрольных и надзорных мероприятий.

Работа в этом направлении будет продолжена в рамках реализации Программы социально-экономического развития Российской Федерации на 2003 – 2005 годы, раздел 5.3 “Активизация процессов дебюрократизации”, в которой намечается:

  • изменение подходов к введению нового государственного регулирования хозяйственной деятельности, а также оценка существующих форм и масштабов государственного регулирования;
  • оптимизация государственных контрольных и надзорных функций и функций лицензирования;
  • совершенствование системы государственной регистрации субъектов предпринимательства;
  • реформирование системы сертификации и подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;
  • развитие саморегулируемых организаций.

По вопросу сокращения административных ограничений в предпринимательстве и в целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по устранению излишнего и неэффективного административного регулирования предпринимательской деятельности, образована Комиссия Правительства Российской Федерации по сокращению административных ограничений в предпринимательстве и оптимизации расходов федерального бюджета на государственное управление.

По инициативе МАП России в 40 регионах Российской Федерации созданы Комиссии по устранению административных барьеров.

В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.02г. №523 формируется состав секции малого предпринимательства Совета по предпринимательству при Правительстве Российской Федерации с целью обеспечения участия предпринимателей, представителей общественных объединений предпринимателей в проведении государственной политики по развитию предпринимательства как на федеральном, так и на региональном, муниципальном уровнях. К сожалению, формирование секции необоснованно затягивается.

В целях совершенствования взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области развития малого предпринимательства и оказания необходимой для этого государственной поддержки считаем целесообразным проведение работы по следующим направлениям:

  • завершить создание межведомственных комиссий по сокращению административных барьеров в предпринимательстве при государственных федеральных инспекторах в субъектах Российской Федерации;
  • организовать информационный обмен между полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главными федеральными инспекторами и антимонопольными органами в целях осуществления совместных действий, направленных на снижение административных барьеров;
  • проводить совместную работу аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и антимонопольных органов по разработке программ развития и реформирования экономического сектора региона и отдельных субъектов Российской Федерации;
  • рассматривать наиболее актуальные вопросы на коллегиях при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах с участием представителей органов исполнительной власти всех уровней и организаций;
  • разработать и внедрить в 2003 году порядок оперативного взаимодействия полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах с антимонопольными органами в работе по снижению административных барьеров.

Так как малое предпринимательство развивается во всех отраслях экономики, для дальнейшего совершенствования деятельности органов государственной поддержки малого предпринимательства считаем целесообразным:

  • включить специалистов МАП России в составы комиссий, которые рассматривают и согласовывают федеральные программы, в части развития предпринимательства;
  • привлекать для обучения основам предпринимательской деятельности на конкурсной основе работающие объекты инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
  • включить в составы конкурсных комиссий по отбору объектов инфраструктуры сотрудников МАП России и территориальных управлений МАП России;
  • выработать специальные меры государственной поддержки малого предпринимательства в регионах России со сложившейся депрессивной социально-экономической ситуацией на конкретных территориях, с учетом региональных и местных особенностей, и обеспечить их реализацию в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Для этих целей нужно консолидировать усилия всех уровней исполнительной власти страны и создать условия для привлечения ресурсов предпринимателей, что позволит сконцентрировать финансовые средства на решении указанных проблем и обеспечить мультипликативный эффект на других территориях.
10. О программах государственной поддержки малого предпринимательства

Подготовленный МАП России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект Комплекса мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации на 2003 год направлен на решение основных задач в сфере поддержки развития малого предпринимательства, определенных Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) и основными направлениями совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства, содержащимися в Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

На основании положений, содержащихся в указанных Программе и Концепции, приоритетными направлениями реализации государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации в 2003 году определены:

1. Законопроектная работа по нормативному правовому регулированию малого предпринимательства;

2. Финансово - кредитная поддержка малого предпринимательства;

3. Совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития системы малого предпринимательства;

4. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

5. Информационно-консультационная и кадровая поддержка малого предпринимательства;

6. Международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства.

В рамках законопроектной работы по нормативному правовому регулированию малого предпринимательства будут осуществлены: подготовка предложений по совершенствованию государственного регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства и государственной поддержки малого предпринимательства, внесению изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, разработка Порядка предоставления государственных гарантий субъектам малого предпринимательства и Порядка субсидирования процентных ставок по кредитам, полученным субъектами малого предпринимательства, разработка нормативного правового акта, регулирующего порядок регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства включает в себя мероприятия по организационно-методическому обеспечению и сопровождению программ микрофинансирования на региональном и муниципальном уровнях, апробации и внедрению механизма предоставления гарантий и субсидий по кредитам, полученным в российских кредитных организациях субъектами малого предпринимательства, софинансированию региональных программ поддержки малого предпринимательства.

Направление “Совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития системы малого предпринимательства” включает в себя определение перечня муниципального имущества, мониторинг и обновление перечня федерального имущества, предполагаемого для сдачи в аренду субъектам малого предпринимательства, определение перечня не завершенных строительством объектов производственного назначения, подготовку предложений по совершенствованию упрощенных процедур передачи субъектам малого предпринимательства государственного и муниципального имущества.

Направление “Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства” предполагает создание и развитие на базе действующих объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства центров малого бизнеса с полным набором информационных, консультационных, юридических и др. услуг, развитие инфраструктуры поддержки новых инновационных малых предприятий: бизнес-инкубаторов, технопарков, инновационно-технологических центров, развитие федерального выставочно-маркетингового центра для малого предпринимательства.

В рамках раздела “Информационно-консультационная и кадровая поддержка малого предпринимательства” будут осуществлены мероприятия по подготовке методических рекомендаций по разработке и реализации региональных и муниципальных программ поддержки и развития малого предпринимательства, предложений по формированию эффективных механизмов взаимодействия научных организаций и малых промышленных предприятий, предложений по разработке и внедрению рекомендаций по сертификации и аккредитации объектов инфраструктуры и субъектов малого предпринимательства в соответствии с требованиями международных стандартов ISO 9000, используемых Всемирной Торговой Организацией (ВТО), сопровождению и развитию единой информационной системы малого предпринимательства, поддержке, обеспечению функционирования и развития электронной библиотеки по малому предпринимательству России, подготовке и размещению в центральных и региональных средствах массовой информации аналитических материалов по малому предпринимательству, организации специальных информационных выпусков (в центральных и региональных изданиях, на теле- и радиоканалах) по вопросам государственной поддержки малого бизнеса, участию в подготовке второго выпуска Российского обозрения малых и средних предприятий, организации и проведению выборочных обследований, анализу экономических и социальных проблем малого предпринимательства, организации подготовки и переподготовки кадров для малого предпринимательства, а также организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и специалистов объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Направление “Международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства” предусматривает развитие сотрудничества с международными и иностранными государственными организациями в области поддержки малого и среднего бизнеса в т.ч. с “Бюргесбанком” (Австрия), “Финнвера” (Финляндия); подготовку и реализацию международных проектов финансового и технического содействия развитию малого предпринимательства в России.

Реализация указанного Комплекса мероприятий в 2003 году будет способствовать развитию малого предпринимательства в России, сохранению и созданию новых рабочих мест, решению проблем доступа малых предприятий к источникам финансирования, обеспечению органов власти и управления, а также субъектов малого предпринимательства достоверной и оперативной информацией, повышению эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства.

На основе изложенных в настоящем докладе материалов к первоочередным задачам по дальнейшему развитию малого предпринимательства относятся:

  • оптимизация нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы функционирования и государственной поддержки малого предпринимательства;
  • проведение мониторинга законодательства субъектов Российской Федерации с целью выявления и устранения законодательных ограничений, препятствующих развитию малого предпринимательства;
  • создание условий для масштабного привлечения коммерческих банков к финансированию малого бизнеса. Необходимо разработать действенный механизм государственных гарантий, обеспечивающих разделение рисков между государством, кредитными организациями и малыми предприятиями. Следует разработать и реализовать комплекс мер, стимулирующих создание кредитных бюро, обеспечивающих ведение единой базы кредитных историй субъектов малого предпринимательства и обеспечить возможность ее свободного использования банками и небанковскими кредитными институтами;
  • развитие микрофинансовых институтов: кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, других небанковских кредитных институтов, предоставляющих на возвратной основе средства для развития субъектов малого предпринимательства;
  • снижение налогового бремени на малый бизнес на основе анализа предложений предпринимательских объединений, исходя из условия обеспечения баланса интересов всех уровней бюджетной системы и субъектов малого предпринимательства. Данное направление работы следует рассматривать как приоритетное в проведении налоговой реформы;
  • продолжение работы по созданию региональной сети специализированных лизинговых компаний, бизнес-инкубаторов, оказывающих услуги субъектам малого предпринимательства;
  • обеспечение реального доступа субъектов малого предпринимательства к поставкам продукции (выполнении работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд;
  • создание сети специализированных инновационных фондов и фондов венчурного капитала для малых предприятий, использующих в своей работе высокотехнологичные инновационные разработки и ноу-хау на базе действующих объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
  • завершение работ по формированию целостной системы государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на всех уровнях, с учетом их приоритетного развития на муниципальном (локальном) уровне. Координация деятельности всей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на базе государственной;
  • разработка специальных мер государственной поддержки малого предпринимательства в регионах России со сложившейся депрессивной социально-экономической ситуацией на конкретных территориях, с учетом региональных и местных особенностей, и их поэтапная реализация;
  • осуществление комплекса мероприятий по расширению возможности и повышению эффективности использования государственного и муниципального имущества для развития производственной деятельности субъектов малого предпринимательства. Обеспечение свободного доступа предпринимателей к информации об имеющихся площадях и имуществе, которые предполагается передать или сдать в аренду субъектам малого предпринимательства, а также к нормативным правовым документам по вопросам упрощенных процедур заключения договоров аренды, разрешительных документов по использованию предпринимателями участков и недвижимого имущества;
  • оптимизация государственных контрольных и надзорных функций и функций лицензирования;
  • совершенствование системы государственной регистрации субъектов предпринимательства;
  • повышение уровня профессиональной подготовки предпринимателей и сотрудников объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
  • ужесточение контроля за возможными проявлениями монополистических действий отдельными экономическими субъектами, в первую очередь – на местном (локальном) уровне, и принятие мер по их предупреждению и устранению территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Решение задач по дальнейшему развитию малого предпринимательства предусматривается осуществлять в рамках реализации Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) и Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2004-2006 годы. В настоящее время МАП России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти приступил к разработке проекта Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2004-2006 годы.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости